Если создается контрактная служба. Может ли руководителем контрактной службы быть главбух без создания отдельного подразделения? Контрактный управляющий требования к должности

Если создается контрактная служба. Может ли руководителем контрактной службы быть главбух без создания отдельного подразделения? Контрактный управляющий требования к должности

Положения Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, касающиеся контрактной службы и контрактного управляющего вступили в силу с 01.01.2014 года, отдельные положения по правам и обязанностям контрактной службы, касающиеся стадий планирования закупок и размещения информации о них в Единой информационной системе (пункты 1 и 2 части 4 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ), вступят в силу с 2015 года.

Приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2013 №631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» устанавливает правила организации деятельности контрактной службы.

История проблемы принципа профессионализации сферы закупок

Основная новация в кадровых изменениях системы госзакупок связана с установлением принципа профессионализации сферы закупок. Государственные закупки в нашей стране стали осуществляться с 1991 года после упразднения Госснаба. Новая система госзакупок была создана в 1997 году указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина «Об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд». Однако требования к профессиональным знаниям государственного заказчика и членов закупочных комиссий в тот период не были установлены. В 2006 году были приняты Требования к минимуму знаний к специальности в сфере закупок, но они не были установлены как обязательные.

В 2009 году появилось требование в 94-ФЗ о том, что хотя бы один член закупочной комиссии должен быть обучен. Проект закона о ФКС содержал требования к опыту работы, и положение о необходимости установления минимума знаний, которые не вошли в действующий в настоящее время Закон № 44-ФЗ.

Федеральный закон от 05.04.2013г. № 44-ФЗ впервые вводит принцип профессионализации сферы закупок и устанавливает обязательное требование для членов контрактной службы заказчика и контрактных управляющих – высшее образование или дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в сфере закупок.

Причины создания контрактной службы

Госзакупки осуществляет заказчик. Кто такой заказчик? Заказчиком является государственный или муниципальный орган либо бюджетное учреждение, осуществляющие закупки. Закупки нужны для выполнения государственных и муниципальных программ, для организации текущей деятельности государственных, муниципальных и бюджетных организаций.

С 01.01.2014 осуществить закупку можно только по Закону №44-ФЗ . Для проведения закупки Заказчик должен создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.

Для чего нужна контрактная служба? Цель этого нововведения состоит в том, чтобы профессионально и ответственно обеспечить реализацию всего цикла закупок: от планирования до получения конкретного результата и оценки эффективности осуществления государственным или муниципальным заказчиком либо бюджетным учреждением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Вводится принцип персональной ответственности сотрудников контрактной службы за соблюдение требований, предусмотренных законом, и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта.

Чем будут заниматься контрактная служба или контрактный управляющий?

Контрактная служба будет осуществлять закупку со стадии планирования и определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершать стадией анализа эффективности исполнения обязательств сторонами контракта.

Контрактная служба будет осуществлять полный цикл закупки , включающий в себя следующие стадии:

  • Планирование закупок;
  • Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • Заключение контрактов;
  • Исполнение контрактов:
  • Претензионно-исковая работа.

Этапы создания КС

Подготовка заказчика к созданию контрактной службы включает в себя несколько этапов:

  1. изучить правовые акты по ФКС;
  2. создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего (в зависимости от совокупного объема) к 01.01.2014 году. Действовать они могут лишь в части тех прав и обязанностей, которые вступят в силу с 2014 года;
  3. направить сотрудников на обучение до 01.01.2014г. или переобучение до 01.01.2016г.;
  4. разработать и утвердить новые положения о комиссиях.

Структура КС

44-ФЗ предлагает 3 модели контрактной службы :

  1. контрактная служба со специальным структурным подразделением,
  2. контрактная служба без специального структурного подразделения,
  3. назначение контрактного управляющего.

Законом предусмотрено, что определяющим моментом для заказчика при решении вопроса о создании контрактной службы или назначении контрактного управляющего будет являться совокупный годовой объем закупок по плану - графику.

Согласно 44-ФЗ, контрактная служба создается теми заказчиками, у которых совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн. рублей . В этом случае создание контрактной службы является обязанностью заказчика (ч.1, ст.38). При этом заказчик сам решает создавать ему специальное структурное подразделение или не создавать. Поскольку создание специального структурного подразделения не является обязательным, то контрактная служба может создаваться без изменений организационной структуры заказчика.

Если совокупный годовой объем закупок заказчика меньше или равен 100 млн. рублей, то заказчик имеет право создать контрактную службу (ч.2, ст.38).

Если не создана контрактная служба, то заказчик обязан (ч.2, ст.38) назначить контрактного управляющего - должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Таким образом, в зависимости от совокупного годового объема закупок (ориентир здесь сумма: меньше или равно, или больше 100 млн. рублей) у заказчика есть право или обязанность создавать контрактную службу. Но, если заказчик, совокупный годовой объем закупок, которого меньше или равен 100 млн. рублей, не реализовал свое право, то у него появляется обязанность назначить контрактного управляющего.

Способы создания контрактной службы

  1. создание отдельного структурного подразделения;
  2. утверждение заказчиком постоянного состава работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Структура и численность контрактной службы определяется и утверждается заказчиком. В состав контрактной службы должны входить не менее двух человек – должностных лиц контрактной службы из числа работников заказчика.

Назначение на должность и освобождение от должности работника контрактной службы допускается только по решению руководителя заказчика или лица, исполняющего его обязанности.

Контрактную службу возглавляет руководитель контрактной службы . Контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет один из заместителей руководителя заказчика.

Требования к квалификации сотрудников контрактной службы

Статья 9 Закона №44-ФЗ вводит принцип профессионализма заказчика.

Требования к квалификации сотрудников контрактной службы установлены частью 6, статьи 38 Закона №44-ФЗ. Все работники контрактной службы, контрактный управляющий с 2016 года должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в сфере закупок.

До 01.01.2016 работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов (ч. 2 ст.112).

Приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Нехватку методической поддержки в регионах предполагается решить за счет образовательных семинаров, подготовки кадров в вузах, реализации пилотных проектов.

Согласно статье 39 Закона 44-ФЗ, решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик определяет состав комиссии и порядок ее работы, назначает председателя комиссии.

Состав комиссии должен включать не менее 5 человек: при проведении конкурсов (конкурсная комиссия) и при проведении аукционов (аукционная комиссия), при проведении всех способов закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений (единая комиссия).

Состав комиссии должен включать не менее 3 человек: при проведении котировок (котировочная), при проведении запроса предложений (комиссия по рассмотрению заявок и окончательных предложений в запросе предложений).

В случае выявления в составе комиссии лично заинтересованных в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах закупок и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок (часть 6 статьи 39).

Комиссия по осуществлению закупок правомочна осуществлять свои функции, если на заседании присутствует не менее 50 % общего числа ее членов.

Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается (часть 8 статьи 39).

Требования к квалификации членам комиссии по осуществлению закупок:

В Письме Минэкономразвития России от 23 сентября 2013 года № Д28и-1070 дано разъяснение требований к членам комиссии по осуществлению закупок: если все работники контрактной службы к 1 января 2016 г. для осуществления их полномочий в соответствии с Законом должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, то в состав комиссии заказчик может включать лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, то есть не имеющими высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок.

Функциональные обязанности контрактной службы (контрактного управляющего)

Функции контрактной службы и контрактного управляющего аналогичны. Разница в масштабе и объеме работ. Статья38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе» не предусматривает обязанности по разработке и утверждению положения для контрактного управляющего. Для контрактного управляющего достаточно разработки и утверждения должностной инструкции, согласно его профессиональным обязанностям.

Контрактная служба заказчика

Руководитель контрактной службы

Работники контрактной службы

Требования: высшее профессиональное образование или прохождение профессиональной подготовки или повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в сфере закупок до 1 января 2016 г. , специальные знания и навыки в сфере закупок. В соответствии с частью 23 статьи 112 Закона, до 1 января 2016 г. работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Контрактный управляющий

Должностное лицо из числа сотрудников контрактной службы заказчика, назначенное заказчиком на данную должность, если при этом совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба. Требования: высшее профессиональное образование или прохождение профессиональной подготовки или повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в сфере закупок до 1 января 2016 г. , специальные знания и навыки в сфере закупок. В соответствии с частью 23 статьи 112 Закона, до 1 января 2016 г. контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Комиссии по осуществлению закупок

Требования: профессиональная переподготовка или повышение квалификации в сфере закупок, специальные знания, относящиеся к объекту закупки. В состав комиссии заказчик может включать лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, то есть не имеющими высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок. М инимум 50 % членов комиссии должны быть

обучены по правилам работы по закону 44-ФЗ. Обучить их всех, заказчик обязан был еще в 2013 году.

Функции и полномочия контрактной службы по закону 44-ФЗ

  • подготавливает План и План-график закупок ;
  • размещает документацию о закупке в ЕИС;
  • заключает контракт;
  • принимает результаты контракта;
  • ведет претензионную работу;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.

Ответственность

Устанавливается персональная ответственность руководителя и других работников контрактной службы за выполнение своих функций и полномочий. Работники контрактной службы, виновные в нарушении законодательства РФ, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  1. каждый заказчик, осуществляющий закупки, должен создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего;
  2. в КС входят работники заказчика: это может быть один контрактный управляющий, а при совокупном годовом объеме закупок более 100 млн. рублей – не менее 2 лиц;
  3. необходимо обучить сотрудников контрактной службы к 01.01.2014г. или переобучить до 01.01.2016г.;
  4. все работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. До 01.01.2016г. работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов;
  5. контрактная служба будет осуществлять полный цикл закупки, ее функциональные обязанности утверждены в Типовом положении (регламенте) Минэкономразвития России.

Для подготовки статьи использованы материалы:

  1. Закон №44-ФЗ от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  2. Типовое положение (регламент) о контрактной службе (утверждено приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631).
  3. Письмо Минэкономразвития России от 23 сентября 2013 г. N Д28и-1070 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  4. Типовое положение (регламент) о контрактной службе (утверждено приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631)

У заказчика по 44-ФЗ должна быть контрактная служба. Она может быть организована как в виде отдельного структурного подразделения, так и без его создания. Вне зависимости от этого у контрактной службы должен быть руководитель. В этой статье поговорим о том, кто может им быть, и что ему следует делать.

Создание службы

Перед началом работы контрактной службы необходимо утвердить положение о ней (далее - Положение). Оно разрабатывается на основе Типового положения из приказа Минэкономразвития № 631. В Положении закрепляется регламент, в соответствии с которым будет действовать контрактная служба, и порядок ее взаимоотношения с другими подразделениями заказчика. Составляется документ сотрудником кадровой службы, а подписывается руководителем заказчика.

В Типовом положении сказано, что у контрактной службы обязательно должен быть руководитель. Как должна называться должность такого сотрудника, отдельно не оговорено. Если служба создается без образования структурного подразделения, то возглавить ее должен либо руководитель заказчика, либо один из его заместителей.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Довольно часто возникает вопрос: может ли занимать должность руководителя контрактной службы глава какого-либо подразделения компании? Например, главный бухгалтер. Речь о ситуации, когда служба не выделяется в отдельное подразделение. Ответ таков - Главбух может возглавлять контрактную службу лишь в том случае, если является заместителем руководителя заказчика.

Подтверждение полномочий руководителя

В Положении о контрактной службе необходимо определить основные полномочия руководителя. Более детально их прописывают в должностной инструкции. К моменту приема на работу руководителя контрактной службы либо возложения его обязанностей на сотрудника организации Положение должно быть утверждено. В него следует включить следующие данные относительно руководителя:

  • название его должности;
  • порядок подчинения, непосредственный руководитель;
  • требования, которые предъявляются к лицу, занимающему должность: к образованию, дополнительной квалификации, а также знанию законодательства;
  • права и обязанности, а также ответственность руководителя контрактной службы;
  • полномочия, которыми он наделяется в рамках закупочной деятельности.

Кроме того, необходимо предусмотреть случаи, когда руководитель контрактной службы не сможет исполнять свои обязанности. Например, во время его отпуска. У руководителя для этой цели может быть заместитель. Либо он должен самостоятельно передать полномочия одному из сотрудников контрактной службы на время своего отсутствия.

Основные обязанности

Что должен делать руководитель контрактной службы? Круг его обязанностей довольно широкий. Вот лишь некоторые из них:

  • разработка структуры контрактной службы, подбор состава и численности сотрудников;
  • распределение функций и полномочий между сотрудниками;
  • планирование работы службы, подготовка отчетов, информирование руководства заказчика о процедуре закупки;
  • организация консультаций с поставщиками;
  • организации общественного обсуждения закупки (если требуется), а также внесение изменений в документы, если их необходимо внести по итогам обсуждения;
  • участие в разработке проектов контрактов;
  • курирование вопросов банковской гарантии, получения и возврата средств для обеспечения заявок;
  • участие в процессе обжалования закупки или ее результата.

Помимо всего прочего, заказчик может возложить на руководителя контрактной службы обязанности обеспечить ее работу. Другими словами, руководитель будет нести полную ответственность за деятельность службы и ее сотрудников.

Требование к руководителю

Все сотрудники контрактной службы, в том числе и руководитель, должны отвечать профессиональным стандартам. Что касается квалификации руководителя, то его трудовая функция, предусмотренная стандартом, заключается в следующем: организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Для осуществления этой функции нужен наивысший уровень квалификации - восьмой.

Руководитель контрактной службы должен иметь:

  1. высшее образование (быть специалистом или магистром);
  2. дополнительное профобразование (профессиональная переподготовка, повышение квалификации);
  3. опыт работы не менее 5 лет в сфере закупок, из них не менее 3 - занимать руководящие должности.

Об ответственности руководителя

В соответствии с пунктом 10 упомянутого выше Типового положения о контрактной службе, ее руководитель является таким же сотрудником, как и любой другой. Если он допустит нарушение законодательства, то, будучи должностным лицом, понесет за это административную ответственность в соответствии со статьями 7.29–7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ.

Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предписывает государственным и муниципальным заказчикам с годовым объемом закупок более 100 миллионов рублей организацию специальной контрактной службы .

Без контрактной службы осуществлять закупки нельзя. Заказчики с меньшими объемами закупок могут организовать контрактную службу из нескольких человек или ограничиться назначением одного контрактного управляющего .

Главный распорядитель бюджетных средств может рекомендовать подведомственным бюджетным учреждениям форму организации контрактной службы.

Рассмотрим варианты организации контрактной службы заказчика.

Контрактная служба как структурное подразделение

Структурное подразделение - это выделенный орган управления в утвержденной организационной структуре с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за выполнение возложенных на него задач и функций. Численность подразделения определяется штатным расписанием.

Для создания подразделения придется поработать над документами:

    • Нужно внести изменения в организационную структуру, численный состав и штатное расписание учреждения, издать приказ приблизительно следующего содержания: Создать с 01.01.2017 в учреждении отдел контрактной службы. Установить численность состава отдела на 2017 год - 5 должностных единиц, в том числе: руководитель отдела контрактной службы – 1 чел., …
    • Утвердить положение о контрактной службе (об отделе контрактной службы) в соответствии с типовым.
    • Разработать должностные инструкции
    • Принять на работу нужных специалистов (заключить трудовые договоры).

Структурное подразделение может не указываться в трудовых договорах работников. Трудовой кодекс не обязывает уточнять в трудовом договоре место работы вплоть до структурного подразделения. Эта информация может быть закреплена в трудовом договоре в качестве дополнительного условия по желанию сторон (ч. 3 ст. 57 ТК РФ). Условие о приеме на работу в определенное подразделение должно отражаться в изданном на основании трудового договора приказе о приеме на работу и указываться в трудовой книжке работника.

Контрактная служба без образования специального структурного подразделения

В этом случае будет утверждаться не положение о контрактной службе, а регламент - порядок работы специалистов по закупкам , их полномочий и ответственности, порядок согласования документов, т.е. алгоритм работы и взаимодействия всех занятых в закупочной деятельности. Регламент - это описание всего процесса закупки, разделения функций, последовательности действий, координации (кто с кем и по какому поводу контактирует), согласования и сроков по каждому этапу. На основании регламента прописываются должностные инструкции.

В штатное расписание можно ввести несколько должностей без создания специального структурного подразделения .

Специалисты по закупкам могут выполнять также другие функции и числиться в разных подразделениях – бухгалтерия, юридическая служба, подразделения, для которых проводится закупка – или подчиняться напрямую руководителю учреждения.

Должность контрактного управляющего

Предстоит аналогичный документооборот (именно в таком порядке):

    • Введение новой должности, создание нового штатного расписания или внесение изменений в существующее
    • Должностная инструкция (вводится приказом руководителя)
    • Трудовой договор.

Если в учреждении уже есть опытные в закупочном деле сотрудники, функции контрактного управляющего могут быть предложены им. Поручение работнику выполнения работы по должности контрактного управляющего может осуществляться:

  • Путем совмещения должностей , когда работником, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, выполняется дополнительная работа по другой профессии (должности). Статьей 151 Трудового кодекса установлено, что размер доплаты за совмещение профессий (должностей) устанавливается по соглашению сторон трудового договора.
  • Путем перевода на новую должность. В этом варианте нужно подготовить предложение о переводе на должность контрактного управляющего , затем издать приказ о переводе. Принимая во внимание, что у работника изменяется трудовая функция и условия трудового договора, в дополнительном соглашении следует предусмотреть изложение трудового договора в новой редакции.

Штатное расписание и профессиональные стандарты

Штатное расписание является документом, отражающим структуру и штат учреждения. В нем содержатся сведения о всех структурных подразделениях, окладах, персональных надбавках, общей численности и фонде заработной платы учреждения. Установление структуры учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей относятся к компетенции самого учреждения (например, для образовательных учреждений это установлено пунктом 9 части 2 статьи 32 Закона РФ "Об образовании"). С одной стороны, у руководителя бюджетного учреждения формально существует самостоятельность в выборе организационной структуры и составлении штатного расписания, с другой стороны, данный выбор ограничивается объемом средств, выделенных из бюджета (фондом заработной платы), количеством ставок в типовом штатном расписании (ведомственными штатными нормативами).

С 1 июля 2016 года вступили в силу положения статьи 195.3 Трудового кодекса РФ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов. Утверждено 2 профессиональных стандарта в сфере закупок: "Специалист в сфере закупок" и "Эксперт в сфере закупок" . Установлена связь данных стандартов с ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) и ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах обязательны для применения, если законодательно установлены соответствующие квалификационные требования. В части, не относящейся к квалификации, профстандарты носят рекомендательный характер и могут использоваться для разработки должностных инструкций, проведения аттестации и при установлении системы оплаты труда.
Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" (уровень квалификации с 5 по 8) разработан для группы должностей:

    • Специалист по закупкам
    • Ведущий специалист
    • Работник контрактной службы
    • Контрактный управляющий
    • Консультант по закупкам
    • Заместитель руководителя подразделения
    • Руководитель подразделения
    • Советник
    • Руководитель

Профессиональный стандарт "Эксперт в сфере закупок" (уровень квалификации с 6 по 8) – для группы должностей:

    • Консультант по закупкам
    • Старший специалист по закупкам
    • Эксперт по закупкам
    • Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации
    • Руководитель/директор (управления, департамента, организации)
    • Контрактный управляющий
    • Руководитель контрактной службы

Обязательно ли именно эти названия должностей включать в штатное расписание? Ответ дает Трудовой кодекс: да. Если по определенным должностям есть наличие ограничений, то наименование этих должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах (статья 57). К ограничениям, относятся, в том числе и квалификационные ограничения.
Квалификационные ограничения установлены Федеральным законом № 44-ФЗ (статья 38 часть 6): работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

    • Среднее профессиональное образование
    • Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;

А эксперт:

    • Высшее образование - специалитет, магистратура
    • Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для этой, второй группы должностей обязательным является не только наличие должного образования, но и опыта работы - не менее пяти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее трех лет.

После издания приказа о введении новой должности, составьте должностную инструкцию, в которой обозначьте все обязанности сотрудника в соответствии с 44-ФЗ. В итоге вы сможете принять нового работника на должность или перевести на нее сотрудника, который уже работает в вашей организации с другой должности.

Ирина Козлова

Вы обязательно должны создать контрактную службу, если ваш СГОЗ превышает 100 млн руб. ().

Остальные заказчики определяют самостоятельно, нужна ли контрактная служба или достаточно назначить контрактного управляющего (З, Письмо Минэкономразвития России от 31.03.2017 N ОГ-Д28-4077).

Как организовать работу контрактной службы

В первую очередь необходимо выбрать форму создания службы - отдельным структурным подразделением либо без образования такого, затем подготовить положение о контрактной службе, которое определит ее функции. Закрепить принятые решения необходимо приказом.

Определите форму создания контрактной службы

Выделять контрактную службу в отдельное структурное подразделение необязательно. В зависимости от ваших штатных возможностей, объема и интенсивности закупок определите самостоятельно, нужно ли выделять контрактную службу в отдельное структурное подразделение или целесообразно наделить функциями контрактной службы действующий состав работников.

Создание контрактной службы без выделения отдельного подразделения - простой способ организации: сотрудники выполняют функции контрактной службы без отрыва от основной работы. Минэкономразвития также указывает на возможность совмещения функций работника контрактной службы и иных должностных обязанностей (Письмо Минэкономразвития России от 30.12.2015 N Д28и-3860). Такую службу может возглавить руководитель заказчика или один из его заместителей.

Контрактная служба в виде отдельного структурного подразделения , например отдела закупок, привлекательна тем, что сотрудникам не придется совмещать разные трудовые функции, что позволит более равномерно распределить нагрузку. В этом случае необходимо предусмотреть и отдельную должность для руководителя контрактной службы. Такие особенности организации контрактной службы установлены п. 9 Типового положения N 631.

Подготовьте положение о контрактной службе

Действовать контрактная служба должна в соответствии с основным документом - положением или регламентом, название определите самостоятельно. Это обязательный документ, без него контрактная служба не может функционировать. Разработайте его на основании Типового положения N 631 ().

Положение о контрактной службе в форме обособленного отдела закупок подготовьте так же, как и для контрактной службы без выделения отдельного подразделения. Позже вы утвердите это положение приказом, в котором и установите необходимую вам форму создания службы.

Возьмите Типовое положение N 631 в качестве образца, однако обратите внимание, что некоторые из его норм не соответствуют актуальной редакции Закона N 44-ФЗ. Например, Типовым положением предусмотрено полномочие контрактной службы проверять правомочность участников закупки, в то время как из Закона N 44-ФЗ требование о правомочности участников исключено (пп. «а» п. 8 ст. 1 Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ, пп. 2 («ж») п. 13 Типового положения N 631). В этом случае руководствуйтесь нормами Закона N 44-ФЗ.

В положении о контрактной службе закрепите порядок действий службы на всех этапах закупочной деятельности, а также установите условия взаимодействия службы с комиссией по осуществлению закупок, подразделениями заказчика, иными участвующими в процедурах лицами (например, специализированной организацией или независимыми экспертами).

Для эффективного распределения нагрузки установите в положении, могут ли работники вашей контрактной службы быть членами комиссии по осуществлению закупок.

Определите функциональные обязанности контрактной службы.

При планировании закупок контрактная служба:

  • разрабатывает план, план-график закупок и готовит при необходимости изменения в них; См. также:
  • размещает в ЕИС план, и внесенные в них изменения;
  • обосновывает закупки;

Продолжение списка

  • организует и участвует в консультациях с поставщиками в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения нужд заказчика.

При организации закупок контрактная служба:

  • разрабатывает и размещает в ЕИС извещение, документацию о закупках и проект контракта;
  • формирует и направляет приглашения принять участие в определении поставщиков закрытыми способами;
  • готовит обоснование НМЦК;
  • организует закупок;

Продолжение списка

  • обеспечивает деятельность комиссий по осуществлению закупок;
  • привлекает экспертов, экспертные организации.

При проведении закупок контрактная служба:

  • обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
  • рассматривает банковские гарантии;
  • участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков.

При заключении, исполнении контракта контрактная служба:

  • организует заключение контракта;
  • организует приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
  • организует проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

Продолжение списка

  • обеспечивает создание приемочной комиссии;
  • организует оплату поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.

При изменении и расторжении контракта контрактная служба:

  • взаимодействует с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • организует включение в РНП информации о поставщике (подрядчике, исполнителе);
  • направляет требования об уплате неустоек (штрафов, пеней);
  • организует осуществление уплаты денежных сумм по банковской гарантии;
  • формирует материалы для претензионно-исковой работы.

Указанные функции установлены и п. п. 11, 13 Типового положения N 631.

Издайте приказ о создании контрактной службы

Для того чтобы завершить процесс создания службы и утвердить положение о контрактной службе, издайте приказ. Включите в него информацию о лице, которое назначаете руководителем, и в случае, если создаете службу без выделения подразделения, - список сотрудников, которые войдут в ее состав. Укажите также срок подготовки руководителем документов, определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы в соответствии с п. 10 Типового положения N 631.

Утвердите такой приказ не позднее начала финансового года, в котором ваш СГОЗ превысит 100 млн руб. Если такое превышение происходит в результате утверждения дополнительных объемов финансирования - не позднее даты доведения соответствующего решения. Это следует из .

Кто должен входить в состав контрактной службы

Вне зависимости от формы создания контрактной службы в нее должен входить руководитель и работник. Количественный состав контрактной службы не может составлять менее двух работников (п. 7 Типового положения N 631). Рекомендуем включить в состав минимум троих, это позволит избежать некоторых спорных ситуаций, связанных с принятием решений, а также сбалансировать процесс работы службы с учетом отпусков и больничных. Иных обязательных требований к структуре контрактной службы законом не установлено.

В случае необходимости вы можете увеличить или уменьшить численность контрактной службы в зависимости от интенсивности ваших закупок.

Вы можете сформировать компетентный состав службы, опираясь на специфику наиболее часто закупаемых товаров, работ, услуг - например, привлекая профильных специалистов.

Кто может быть руководителем контрактной службы

При формировании контрактной службы вам необходимо назначить руководителя, который эту службу возглавит.

Руководителем контрактной службы без образования структурного подразделения назначьте руководителя заказчика или одного из его заместителей. Если контрактная служба образована в виде отдельного структурного подразделения, то руководителя такого подразделения и назначьте руководителем контрактной службы (п. 9 Типового положения N 631).

Руководителю контрактной службы обязательно иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок ().

Особенности правового статуса руководителя контрактной службы установите в положении о контрактной службе, а закрепить максимально подробно должностные обязанности, полномочия и ответственность следует в должностной инструкции.

Кто может быть работником контрактной службы

Работники контрактной службы выбираются из числа сотрудников заказчика. На это указывает Минэкономразвития России в Письме от 16.11.2016 N Д28и-2993.

Все работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок ().

Помимо требований к образованию рекомендуем учитывать также особые требования профессиональных стандартов - «Эксперт в сфере закупок» и «Специалист в сфере закупок». Применяйте их при формировании контрактной службы для эффективного распределения трудовых функций.

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет руководитель Заказчика или один из заместителей руководителя Заказчика.

Таким образом если главный бухгалтер не является заместителем руководителя, то быть руководителем контрактной службы без образования отдельного подразделения он не может.

Как создать контрактную службу

Контрактную службу необходимо создавать когда совокупный годовой объем закупок заказчика превышает 100 млн руб.

Ситуация: как заказчику создать контрактную службу, если его совокупный годовой объемом закупок менее 100 млн руб.

Если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб., можно издать приказ о создании контрактной службы одним из способов. В зависимости от выбранного способа нужно определить категорию руководителя контрактной службы. Также этим же приказом можно утвердить положение о контрактной службе.

Чем занимается контрактная служба

Контрактная служба выполняет следующие функции (ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ):

  • разрабатывает план закупок, план-график, подготавливает изменения для внесения в них;
  • размещает в единой информационной системе (далее - ЕИС) план закупок, план-график и внесенные в них изменения;
  • обосновывает закупки;
  • готовит обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
  • подготавливает и размещает в ЕИС извещения о закупках, документацию о закупках и проекты контрактов, подготавливает и направляет приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
  • проводит закупки, в том числе заключает контракты;
  • участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготавливает материалы для выполнения претензионно-исковой работы;
  • организует на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвует в таких консультациях, чтобы оценить конкурентную среду на рынках товаров, работ и услуг, определить наилучшие технологии и решения для обеспечения государственных и муниципальных нужд; участвует в обязательном общественном обсуждении закупок;
  • организует деятельность комиссий по осуществлению закупок;
  • привлекает экспертов, экспертные организации; рассматривает банковские гарантии, обращается в банк с требованием уплатить денежные суммы по банковской гарантии;
  • организует процесс заключения контракта; отслеживает сроки оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
  • взаимодействует с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта;
  • готовит документы, чтобы включить в реестр недобросовестных поставщиков информации о контрагенте;
  • направление поставщику (подрядчику, исполнителю) требования об уплате неустоек;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, например, подготовку и размещение в единой информационной системе отчета об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения.

Внимание: при централизации закупок (ч. 1 ст. 26 Закона № 44-ФЗ) полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут быть переданы соответствующему уполномоченному органу, уполномоченному учреждению.

Кто разрабатывает положение (регламент) о контрактной службе

Положение о контрактной службе разрабатывает и утверждает заказчик.

Контрактная служба не может функционировать до утверждения такого положения.

Госзаказ советует:

за основу положения возьмите типовое положение (регламент) о контрактной службе, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. 631 (далее - Типовое положение).

Положение о контрактной службе определяет порядок действий службы, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями заказчика и комиссией по осуществлению закупок.

Ситуация: обязан ли заказчик размещать в единой информационной системе или на своем сайте положение о контрактной службе

Заказчик не обязан размещать положение о контрактной службе в единой информационной системе или на своем сайте.

Открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

Согласно части 3 статьи 4 Закона № 44-ФЗ единая информационная система не содержит обязанности размещать положение о контрактной службе.

Каким способом можно создать контрактную службу

Контрактную службу можно создать как:

  • отдельное структурное подразделение;
  • утвержденный заказчиком постоянный состав работников.

Во втором случае работники будут выполнять функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения, без перевода работников в специальный отдел.

Создавать специальное структурное подразделение не обязательно.

Госзаказ советует:

не используйте иные способы создания контрактной службы, так как они будут противоречить Закону № 44-ФЗ, Типовому положению.

Внимание: функциональные обязанности между работниками контрактной службы распределяет ее руководитель (п. 10 и п. 17 Типового положения).

При этом трудовые обязанности сотрудника нужно зафиксировать в трудовом договоре (ст. 21 ТК РФ).

Ситуация: допускается ли создание нескольких контрактных служб

Нет, не допускается.

Закон № 44-ФЗ и приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 не предусматривают создание нескольких контрактных служб одним заказчиком.

Кроме того, контрактная служба является отдельным субъектом контроля (ч. 2 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Поэтому, заказчику следует создать только одну контрактную службу.

В настоящий момент требования к максимальному количественному составу контрактной службы ни Законом № 44-ФЗ, ни приказом Минтруда № 625н не установлены. При этом, согласно пункту 7 Типового положения, структура и численность контрактной службы определяется и утверждается заказчиком, но не может составлять менее 2-х человек.

Таким образом, максимальный/оптимальный количественный состав контрактной службы определяется заказчиком самостоятельно с учетом его потребностей, а также финансовых возможностей. При этом учет требований, предъявляемых к специалистам в сфере закупок в соответствии с приказом Минруда № 625н, при расчете численного состава контрактной службы может учитываться, но не обязателен, поскольку применение профстандарта "Специалист в сфере закупок" не является обязанностью для заказчика.

Дополнительно, заказчик вправе самостоятельно подготовить экономическое обоснование оптимальной для него численности сотрудников, входящих в состав контрактной службы. В основе такого экономического обоснования могут лежать, например, общий финансовый объем закупок заказчика, количество заключенных контрактов, приходящихся на последний год и т.д.

Кто возглавляет контрактную службу

В контрактной службе всегда должен быть руководитель (п. 9 Типового положения).

Если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее руководителя назначают на должность приказом руководителя заказчика либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности.

Если контрактная служба создается без образования отдельного подразделения, ее возглавляет один из заместителей руководителя заказчика.

Ситуация: как должна называться должность руководителя контрактной службы

Название должности заказчик может определить самостоятельно. Например, можно, назвать такую должность "руководитель контрактной службы".

Каких-либо требований к названию должности руководителя контрактной службы в Типовом положении нет.

Ситуация: кто имеет право замещать руководителя контрактной службы в период его нахождения в отпуске

Руководитель контрактной службы должен самостоятельно определить работника контрактной службы, который будет замещать его в период отпуска.

Такой вывод следует из статьи 38 и статьи 112 Закона № 44-ФЗ и приказа Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631.

Ситуация: предусмотрена ли ответственность для руководителя контрактной службы

Да, руководитель контрактной службы за совершение правонарушений в сфере закупок несет административную ответственность, предусмотренную статьями 7.29-7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как должностное лицо (ст. 2.4 КоАП РФ).

Руководитель контрактной службы - такой же сотрудник контрактной службы, как и любой другой сотрудник, входящий в ее состав (п. 10 Типового положения, которое утвердило Минэкономразвития России в приказе от 29 октября 2013 года № 631).

Если руководитель контрактной службы возложил на себя полномочия работника контрактной службы, то при допущении нарушений законодательства при их исполнении он несет административную ответственность, предусмотренную Кодексом РФ об административных правонарушениях.

О возможности назначения начальника органа внутреннего муниципального финансового контроля руководителем контрактной службы администрации города

Согласно ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Исходя из п. 9 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631, контрактную службу возглавляет руководитель контрактной службы (далее - Типовое положение).

В случае если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя Заказчика либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности. Контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет руководитель Заказчика или один из заместителей руководителя Заказчика (п. 9 Положения).