Как построить звуковые домики. Мастерская логопеда

Как построить звуковые домики. Мастерская логопеда


Дидактическая игра для детей 5-7 лет «Звуковой домик»
Автор: Чибарчикова Татьяна Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории, МДОБУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №192» г. Оренбурга
Часто дошкольникам трудно определить, где гласный, а где согласный звук и как различить виды согласных звуков. Поэтому создаются игры, с помощью которых можно запомнить или научиться определять виды согласных звуков по различным признакам: 1 В отличие от гласных звуков, при произнесении согласных создается некое препятствие языком или губами. Для гласных же звуков, наоборот, «путь» открыт, их легко пропеть и «потянуть». 2 Отличайте твердые и мягкие согласные звуки. То есть одни согласные произносятся твердо, а другие мягко в зависимости от положения языка. Мягкие согласные образуются при поднятии средней спинки языка к твердому нёбу. 3 Определите звонкие и глухие согласные. Все согласные звуки произносятся с шумом. Если к шуму прибавляется тон, голос, согласный звук является звонким. Если присутствует только шум, это глухой согласный. 4 Выделяют также шипящие согласные – [ж] [ч] [ш] [щ].
Пособие предназначено для непосредственной образовательной области Речевое развитие. Направлено на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей 5–7 лет. Способствует отработке навыка выделения в слове заданного звука. Формирует умение выполнять звукобуквенный анализ слова. Может использоваться для индивидуальной деятельности и занятий с подгруппой детей. Игра будет полезна старшим дошкольникам, воспитателям и логопедам. Игра «Звуковой домик» востребована детьми и способствует их развитию, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей. Развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся звуков, букв, написания слов и т.д.. Дети используют данную игру в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры «Школа», что способствует развитию творчества, воображения.
Развивающая игра для детей 5 – 7 лет «Звуковой домик»
Цель: Формировать умение выполнять звукобуквенный анализ слов.
Задачи:
Образовательные: Научить находить место заданного звука в слове. Учить детей называть акустические характеристики звука (гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий)
Развивающая: Развивать фонематический слух и восприятие, общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать слуховое и зрительное восприятие.
Воспитательная: Воспитывать умение выполнять правила игры.
Описание игры
Игра предназначена для детей 5 – 7 лет, представляет собой магнитную доску, стилизованную под домик. На «крыше» согласные звонкие и глухие в паре, и согласные, не имеющие пару по этому признаку.
Ниже таблица, благодаря которой можно определить, имеет ли звук пару по признаку звонкий - глухой. Таблица, представленная здесь, показывает, что некоторые звуки не имеют пару по этому признаку. Причём звуки первого ряда являются звонкими, а звуки второго – глухими.
Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные - только [ш], [ц], [ж].

На «крыше» кармашек, в него вставляется карточка с буквой и картинкой, например, Л – лягушка.
Ниже три цыпленка (1- начало слова, 2 – середина, 3 – конец слова). По проволочке движется крупная бусинка, показывая, где находится звук Л в слове лягушка.
На балкончике слева: мягкий шарик, твердый камень (символизируют мягкие и твердые звуки)
На балкончике справа: колокольчик и барабан (звонкие и глухие звуки)\
В окошке домика можно выложить слово из магнитных букв.
Под окошком прикручиваются крышечки разных цветов (красные – согласные; синие – твердые согласные; зеленые – мягкие согласные). Крышечки из-под пластиковых бутылок, горлышки которых приклеены к домику.
Набор карточек с буквами и картинками.
Набор крышечек трех цветов: красные, зеленые и синие.

Ход игры:
Вариант первый: Например, мы сегодня изучаем звук [ C]. Выставляется картинка, в названии которой есть звук [ C]: «собака», «бусы», «плюс» и т.д.. Далее определяем место звука в слове (три цыпленка), двигаем бусинку к первому цыпленку, второму или третьему (начало слова, середина, конец)Затем даем характеристику звука [ C]: он твердый – выбираем камушек, он мягкий – берем мягкий шарик.
Сверяясь с согласными на «крыше» определяем звонкий или глухой звук [ C]: если звонкий – звоним в колокольчик, глухой - барабаним
Вариант второй: с усложнением Выкладываем слово «собака» из букв (если дети умеют читать) в окошке или делаем звуковой анализ на слух. Для звукового анализа используются крышечки из-под пластиковых бутылок. Все крышечки откручиваются и закручиваются. Твердый согласный звук – синяя крышечка, мягкий согласный – зеленая, гласные звуки – красные крышечки.

Дидактическое пособие «Звуковой домик»

Данное дидактическое пособие предназначено для детей 5-6 лет.

Цель:

Развитие у детей фонематического и речевого слуха, формирование ориентировки в звуковой системе языка.

Задачи:

  • Обучать звуковому анализу слов;
  • Устанавливать последовательность звуков в слове;
  • Дать понятие о звуках гласных и согласных, об отличии их друг от

друга по произношению;

  • Научить различать твёрдые и мягкие согласные на слух и по

артикуляции;

  • Привить навык обозначения звуков условными значками;
  • Развивать связную речь, обогащать словарь.

Описание пособия

Пособие «Звуковой домик» изготовлено из плотного картона, оно легко переноситься в удобное место для работы с ним. Его можно поставить, положить, повесить. Жители данного домика – звуки.

На крыше домика помещаются картинки с изображением предмета, название которого состоит из трёх, четырёх, пяти звуков и которое ребёнок должен проанализировать. Картинки меняются и фиксируются с помощью зажимов.

На стенке располагаются окошки-клеточки. Их количество соответствует количеству звуков в слове, обозначающем название предмета на картинке.

К домику прикрепляется леска для подвешивания на неё окошек-клеточек. В каждое окошко поселяется один звук. Он обозначается фишкой-карточкой:

гласный звук – красная фишка – карточка;

согласный твёрдый звук – синяя фишка – карточка;

согласный мягкий звук – зелёная фишка – карточка.

Дверь домика служит карманом, в котором находятся все фишки – карточки.

Играя с жильцами домика, дети учатся слышать звук. Они устанавливают последовательность и количество звуков в данном слове, дают им полную характеристику, называют по имени звук в указанном окошке, производят слияние звуков, определяют позицию звука в слове, «вселяют» звуки только в своё окошко и «выселяют» по команде играющих, считают каких звуков больше или меньше, производят замену одного звука на другой.

Данное пособие совершенствует слуховое восприятие ребёнка и обучает проводить звуковой анализ слов.









Мастер-класс для учителей-логопедов. Изготовление пособия «Звуковые домики для согласных звуков»

На групповых и индивидуальных занятиях по подготовке к обучению грамоте учителя - логопеды учат детей различать согласные звуки на твердые и мягкие.
У детей с ТНР закрепление данного материала вызывает трудности, и зачатую в конце занятия ребенок затрудняется ответить в каком домике живет тот или иной звук. Домики которые я предлагаю изготовить можно потрогать, мягкий помять, по твердому постучать.
Когда ребенок «опробует» предмет, то признаки и качества предмета будут запоминаться лучше и легче.
При ознакомлении детей с тем или иным предметом нужно прежде всего обеспечить его активное восприятие.
К данным домикам можно подобрать карточки на согласные твердые и мягкие звуки, дети незаметно для себя в играх будут познавать материал который дает им учитель-логопед.
Что же нам это даст?
Цель: Обучить играя
Задачи:
1. У ребенка осознанно разовьется восприятие согласных твердых звуков и мягких звуков.
2. Дети научатся правильно употреблять термины «Твердый согласный звук» и «Мягкий согласный звук».
3. Прививается навык обозначения звуков условными значками.
4. Развивать навык звукового анализа слов.
Материалы которые нам понадобятся для изготовления домиков:
Плотный фетр зеленого цвета размер А4;
Поролон размер А5 толщиной 5 см;
Карандаш, линейка, нитки, иголка, ножницы, нож канцелярский;
Клеящий пистолет и термоклей;
Деревянный домик заготовка (продают в магазинах для творчества цена 180рублей)
Краска акриловая синяя, кисть, лак акриловый глянцевый.
Тесьма зигзагообразная зеленая и синяя по 2 метра каждой.

Ход работы

I Этап:
Снять мерки с деревянного домика, начертить детали на зеленом фетре оставляя припуски на швы.
На поролоне обвести 1 деталь домика, вырезать с помощью канцелярского ножа.
Обозначить все детали (подписать).
Вырезать детали, затем сшить швами наружу зелеными нитками.
Крышу приклеить на клеящий пистолет.






II этап:
Подготовить кисть, краску, деревянный домик место для покраски.
Домик деревянный покрасили синим цветом, сушим 2 часа.
Затем покрываем акриловым лаком и оставляем на 4 часа сохнуть.





III этап:
Когда домики почти готовы с помощью термо-клея и клеящего пистолета все швы зеленого домика прячем под зеленую тесьму. Приклеиваем тесьму по контуру домика, также делаем контур окна.
Синий домик также по контуру украшаем синей тесьмой.


IV этап:
Домики готовы можно работать.


Надеюсь моя работа не оставит вас равнодушными, буду благодарна за ваш голос!
Успехов вам!

Татьяна Геннадьевна Серегина

Работа логопеда - это творческий поиск, облегчающий и направляющий процесс становления речи ребенка. Чтобы повысить эффективность занятий, ускорить процесс постановки звуков, а главное, сделать обучение осознанным нужны нестандартные подходы, инновационные технологии.

Пластилинотерапия способствует развитию моторики, координации движений, точности выполнения действий. В образовательной деятельности используют обычный пластилин как элемент подготовительной работы для постановки звуков.

На первых двух занятиях каждого нового исправляемого звука учитель-логопед совместно с детьми лепит (моделирует) пластилиновый язычок. Выполняя модель язычка, дети стимулируют рецепторные зоны обеих рук, что оказывает положительно воздействие на развитие речи.

Изготовим "Домик для звуков" из фанеры, можно из коробки для конфет, но это не надежно.



Вот такое пособие у нас получилось.

В нашем домике 4 окошка:

1) объемные губы

2) объемный язычок

3) исправляемый звук, также в окошко можно положить полосочку салфетки розового или голубого цвета, в зависимости от воздушной струи звука

4) игрушка - символ звука

"Домик для звуков" - для группы свистящих звуков:

При произнесении звука С первым артикуляционным признаком являются губы, вытянутые в улыбку; расстояние между зубами 1 мм. Вторым артикуляционным признаком является язык - горка.

"Домик для звуков" для группы шипящих звуков:


При произнесении звуков Ш и Ж первым артикуляционным признаком выделяют губы, вытянутые вперед "бубликом", расстояние между зубами 4-5 мм. Вторым артикуляционным признаком является язычок - "чашечка".

"Домик для звуков" для звука "Л":


Отличительная черта этой модели - губы в открытой улыбке, то есть расстояние между ними 1,5 - 2 см. Язычок - в форме ложечки.

"Домик для звуков" для звука "Р":


В способах постановки данного звука отмечается, что если ребенок правильно произносит верхние "Ш" и "Ж". получить фрикативный Р не трудно. Учитывая эти сходства, окошки "Домика для звуков" заполняют следующим образом:

1) модель объемные губы - как для звука Ш

2) модель объемный язычок - как для звука Ш

Применение материалов мастерской "Домик для звуков" позволит интересно провести занятие. В процессе лепки дети не только получают удовольствие, но и совершенствуют мелкую моторику.


На пластилиновом язычке можно легко передать форму и положение языка, его динамику.

1. Форма языка:

"горка" или "чашечка"

узкий язычок- "иголочка" или широкий язычок - "лопатка"

2. Положение языка:

вверх, вниз

3. Динамика языка:

как формируются боковые края язычка

как язычок упирается. отталкивается

Это самодельное пособие вызывает массу положительных эмоций, занятия проходят с высокой мотивацией.

Публикации по теме:

Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ согласно ФГОС на сегодняшний день стоит особо актуально. Одним из направлений преобразования.

Буквально на днях я познакомилась здесь на МААМе с молодым педагогом из города Советский Натальей Куликовских. Мне очень понравилось увлечение.

Продолжаем работу над сказочным уголком. На очереди у нас изготовление домика для симпатичных гномов. Итак, нам понадобятся: 1. бочка.

Дети часто теряют и забывают свои вещи, бывает, что несколько дней лежит вещичка ожидая своего хозяина. Для хранения я решила сделать.

Недавно закончились новогодние праздники. Но зима не закончилось. Для ребёнка зима это прежде всего:катание на санках, на коньках, игра.

Наглядно-дидактическое пособие «Звуковой домик» предназначено для фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы с детьми 5-7 лет; направлено на развитие фонетико-фонематических представлений у дошкольников.

Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. Схема характеристики звука помогает детям усвоить термин «звук». У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.


* Иллюстрации к пособию вы можете посмотрет в фотоальбоме "Дидактичекая игра "Звуковой домик""

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЗВУКОВОЙ ДОМИК»

НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ-ЛОГОПЕДАМ, УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЕТСКИХ САДОВ, РОДИТЕЛЯМ

ЦЕЛЬ ПОСОБИЯ:

  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПОСОБИЯ:

  1. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, их графическими символами, условными обозначениями гласных и согласных звуков.
  2. Сформировать у дошкольников «предпосылки к учебной деятельности» (ФГОС ДО), способствуя:
  • овладению мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, классификацией;
  • формированию понятий о механизме образования звука и его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умению выделять звук в слове;
  • овладению и использованию устной речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • развитию способности к проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
  • развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
  1. Оказать практическую помощь педагогам, родителям в освоении детьми фонетико-фонематической стороной речи.

ОПИСАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛА:

  • Звуковой домик изготовлен из листа фанеры, окрашен глянцевыми акриловыми художественными красками. На домик наклеены металлические шайбы для магнитного крепления предметных картинок с графическим изображением звуков речи (букв).
  • Цветовая гамма крыш звуковых домиков раскрашена в соответствии с общепринятыми условными обозначениями гласных и согласных звуков (гласные звуки обозначаем красным цветом, согласные твердые-

Синим цветом, согласные мягкие - зеленым цветом).

В соответствии с этим:

Красная крыша со скрипичным ключом – домик для гласных звуков;
- сине-зеленая крыша с колокольчиком – домик для согласных звонких

Твердых и мягких звуков;
- сине-зеленая крыша с наушниками – домик для согласных глухих

Твердых и мягких звуков.

  • Набор предметных картинок с буквами (на магнитах) – (2 комплекта)
  • Набор предметных картинок для развития слухо-произносительной дифференциации звуков по звонкости-глухости: [З]-[С], [Д]-[Т], [Б]-[П], [В]-[Ф], [Г]-[К], [Ж]-[Ш]
  • Набор предметных картинок с графическим изображением гласных, согласных твердых и мягких звуков (пособие З.Е. Агранович для настольной работы).
  • «Звуковой куб» с символами для обозначения гласных и согласных звуков:

Красный круг (гласные звуки);
- синий круг с колокольчиком (согласные звонкие твёрдые звуки);
- синий круг без колокольчика (согласные глухие твёрдые звуки);
- зелёный круг с колокольчиком (согласные звонкие мягкие звуки);
- зелёный круг без колокольчика (согласные глухие мягкие звуки).

  • магнитная азбука;
  • фишки красного, синего, зеленого цвета (с магнитом).

Гласные звуки поют и кричат,

Воют и ноют, но не молчат.

Согласные тоже молчать не хотят:

Фыркают, шепчутся и шелестят.

Но согласные всегда преодолевают преграды:

То язык, то губы, то зубы -

Не свободные какие-то звуки!

Они шумят, а поют только вместе с гласными,

Поэтому их и называют - согласными!

ИГРЫ

С «ЗВУКОВЫМ ДОМИКОМ», «ЗВУКОВЫМ КУБОМ», ПРЕДМЕТНЫМИ КАРТИНКАМИ, ГРАФИЧЕСКИМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЗВУКОВ РЕЧИ (БУКВАМИ).

Дидактическая игра «Поймай звук».

Цель: формирование понятия о механизме образования звука [У], его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы; умения выделять звук в слове. Формирование навыка мягкого голосоведения.

Губы вытянуты трубочкой,

Язык спокойно лежит на дне рта – «домика»,

Зубы сближены, но не сомкнуты,

Воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды.

Звук [У]-гласный (его можно петь),

обозначение звука – круг (фишка)

красного цвета.

Педагог выставляет на «Звуковой домик» картинку паровозика с графическим изображением буквы У, читает двустишье:

Буква У кричит: «Ура!».

Руки тянет вверх она.

Дети зрительно ищут связь между звуком и буквой (Буква У похожа на уши зайца, рожки улитки, ветку дерева и т.п.). Педагог проводит знакомство с буквой Затем дети выполняют фонетические упражнения (на плавном длительном выдохе) «Волк воет», «Поезд приближается и удаляется». В заключении педагог предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку [У].

По аналогии проводится знакомство с другими гласными звуками русского языка.

Дидактическая игра «Летит и звенит».

Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия; формирование понятия о механизме образования звука [З], его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умения выделять звук в слове.

Губы в улыбке;

Звук [З] – согласный, твердый, обозначаем фишкой (кругом) синего цвета, звонкий.

Педагог крепит на «Звуковой домик» картинку комара с графическим изображением буквы З и предлагает «нарисовать» букву пальчиками в воздухе и на столе. Педагог проводит знакомство с буквой без установки на запоминание. Затем предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку [З].

По аналогии проводится знакомство с другими согласными звонкими звуками русского языка.

Дидактическая игра «Кто свистит?».

Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия; формирование понятия о механизме образования звука [С], его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умения выделять звук в слове.

Губы растянуты в улыбке;

Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

Кончик языка упирается в нижние зубы;

По середине языка идет сильная, холодная, плавная воздушная струя;

Звук [С] – согласный, твердый, обозначаем фишкой (кругом) синего цвета, глухой. Педагог предлагает детям вспомнить, что издает свист (воздух, выходящий из насоса; вода, льющаяся из крана; вьюга; ветер, суслики, тушканчики и т.д.).

Педагог крепит на «Звуковой домик» картинку с графическим изображением буквы С:

Шел конь, подковами звеня,

Как буква С следы коня. (Е.Тарлапан)

Педагог проводит знакомство с буквой без установки на запоминание. Затем предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку [С].

По аналогии проводится знакомство с другими согласными глухими звуками русского языка.

Игра «Слушай, не зевай, звуки (слоги) повторяй!»

Цель: Развитие фонематического слуха, умения различать парные звонкие – глухие согласные на слух и в произношении.

Вариант 1. Произнеси с рукой на горле

Изолированные звуки [Б]-[П], [В]-[Ф], [Г]-[К], [Д]-[Т], [Ж]-[Ш], [З]-[С];

Найди место звука в «Звуковом домике», опираясь на условные обозначения согласных звонких и глухих;

Произнеси слоговые ряды: ба-ба-ба – па-па-па; бу-бу-бу – пу-пу-пу;

Бо-бо-бо – по-по-по; бы-бы-бы – пы-пы-пы.

(То же с другими парами звонких-глухих согласных [В]-[Ф], [Г]-[К], [Д]-[Т], [Ж]-[Ш], [З]-[С]).

Произнеси слова:

жутко – шутка доля – Толя сайка – зайка

Вариант 2. Воспроизведи слоговые ряды по памяти (отраженно за взрослым):

а) га-го-гу-гы ка-ко-ку-кы го-гу-гы-га ко-ку-кы-ка

Гу-гы-га-го ку-кы-ка-ко гы-га-го-гу кы-ка-ко-ку

То же с пятью парами звонки х -глухих согласных.

б) ву-ву-фу ву-фу-фу ву-фу-ву ву-фу-фу-ву

Фу-ву-ву фу-фу-ву фу-ву-фу фу-ву-фу-фу

То же с гласными [а], [о], [у], [ы] и с каждой парой звонких - глухих согласных.

Игра «Подбери картинки»

Цель: Развитие фонематического восприятия, умения давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Т]-[Д], различать звонкие – глухие согласные в начале слова перед гласными.

Вариант 1.

Содержание игры: Взрослый выкладывает на столе цветные предметные картинки (с магнитами с обратной стороны) на парные звонкие – глухие согласные [Д]-[Т]. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, выделяет первый согласный звук, отчетливо произносит его повторно с рукой на горле, определяет, звонкий он или глухой. Затем помещает картинку в «Звуковой домик». Если согласный звук звонкий - [Д], то картинка располагается в домике с сине-зеленой крышей с колокольчиком; если согласный звук глухой – [Т], то картинка крепится в домик с сине-зеленой крышей с наушниками.

В конце игры дети еще раз называют все картинки: сначала на звонкие согласные, которые «живут» в домике с колокольчиком, затем – на глухие согласные, которые «живут» в домике с наушниками.

Аналогично игра проводится

Вариант 2.

Содержание игры: Ведущий раздает детям по одной картинке, предлагает выделить первый звук в ее названии и самостоятельно «поселить звук» в «Звуковой домик». Если согласный звук звонкий, то картинка располагается в домике с сине-зеленой крышей с колокольчиком; если согласный звук глухой, то картинка крепится в домик с сине-зеленой крышей с наушниками.

Второй вариант игры проводится в середине или конце года с детьми подготовительной к школе группы.

Игры с «Звуковым кубом».

Цель:

  • Формирование умения давать характеристику звукам речи, используя соответствующие символы; подбирать к символам звуки.
  • Развитие фонематического слуха, умения выделять звук на фоне слова, определять позицию звука в слове, придумывать слова на заданный звук.

Варианты заданий:

Задание 1.

Назвать звук в соответствии с характеристикой по условным обозначениям: -- гласный звук – обозначаем кружком красного цвета;
- согласный звонкий твёрдый звук - обозначаем синим кругом с колокольчиком;
- согласный глухой твёрдый звук – обозначаем синим кругом без колокольчика;

Согласный звонкий мягкий звуки – обозначаем зелёным кругом с колокольчиком;

Согласный глухой мягкий звук - обозначаем зелёным кругом без колокольчика.

Задание 2.

Назвать слово на заданный звук в соответствии с характеристикой его по условным обозначениям.

Задание 3.

Придумать слово с заданным звуком в соответствии с его условным обозначением, определить положение звука в слове.

Задание 4.

Найти предметы в логопедическом кабинете (групповой комнате, выбрать картинки в лото и т.п.), в которых начальный звук, соответствует характеристике условных обозначений.

Задание 5.

Показать грань с условным обозначением, которому соответствует названный педагогом звук.

Игра «Если горлышко «дрожит»,

Значит, звонкий звук бежит!»

Цель: развитие слухового внимания, умения давать развёрнутую характеристику звуку [Ж], развивать звуко-слоговые представления ребенка.
Содержание игры: Взрослый кладет на стол предметную картинку с символом звука [Ж] (пособие З.Е. Агранович) и сообщает о том, что в гости летит весёлый жук и поёт песенку: «Ж-ж-ж». Логопед предлагает повторить звук [Ж-ж-ж-ж..]

Педагог обращает внимание детей на артикуляцию, с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля (в зеркале):

Губы вытянуты бубликом, рупором;

Кончик языка поднят за верхние зубы;

Боковые края языка прижаты к верхним

Коренным зубам,

Посередине языка идёт сильная плавная

Воздушная струя,
- горлышко «дрожит», вибрирует:

Если горлышко дрожит,
Значит, звонкий звук бежит.
- Звук [Ж] – согласный, всегда твёрдый, звонкий. Обозначать звук [Ж] будем фишкой синего цвета с колокольчиком.

Взрослый предлагает детям:

  • повторить характеристику звука;
  • найти грань кубика с нужным символом и показать его;
  • подобрать картинку на заданный звук и поместить его в «Звуковой домик»;

Таким образом, можно характеризовать любой согласный звонкий звук по мере изучения.


Игра «Звучит или молчит?»

Цель: Формирование умения давать развёрнутую характеристику звукам речи, дифференцировать звуки, в зависимости от их характеристик, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко - слоговые представления ребенка.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по глухости – звонкости (например [Ж]-[Ш]) и предлагает ребёнку подобрать кубик-символ звука.

Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку. Пример: звук [Ж] - согласный, всегда твёрдый, звонкий; обозначаем фишкой синего цвета с колокольчиком . Звук [Ш] - согласный, всегда твёрдый, глухой; обозначаем фишкой синего цвета без колокольчика . Педагог предлагает ребенку «поселить» звуки [Ш], [Ж] в «Звуковой домик».

Аналогично игра проводится с другими парными звонкими – глухими согласными [В]-[Ф], [Г]-[К], [Б]-[П], [Ж]-[Ш], [З]-[С].

Игра «Найди пару»

Цель: Развитие фонематического представления, умения дифференцировать звуки [П]-[Пь] на слух и в произношении.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи, оппозиционных по мягкости – твёрдости (например: [П]-[Пь]), и предлагает ребёнку подобрать куб-символ звука.

Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука:

В начале губы сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

Горлышко «молчит». Звук [П] – согласный, твердый, глухой. Так кипит вода в самоваре: пппппп…

Ребенок берет картинку, с изображением самовара и помещает ее в «Звуковой домик».

Следующий ребёнок показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [Пь], опираясь, на его акустико-артикуляционный образ:

В начале губы сомкнуты, потом сильная воздушная струя их раскрывает;

Горлышко «молчит»;

Звук [Пь] – согласный, мягкий, глухой. Так кипит вода в маленьком чайничке: пьпьпьпь…

Ребенок берет картинку, с изображением чайничка и помещает ее в «Звуковой домик».

Аналогично проводится игра с другими оппозиционными по мягкости – твёрдости согласными звуками: [В]-[Вь], [Г]-[Гь], [Б]-[Бь], [К]-[Кь], [З]-[Зь],

[Ф]-[Фь], [Х]-[Хь], [С]-[Сь], [Д]-[Дь], [Т]-[Ть], [Р]-[Рь], [Л]-[Ль] и т.д.

Игра «Распознай звуки»

Цель: Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков: [Г]-[К], [Гь]-[Кь] (по звонкости-глухости, твердости-мягкости),
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе предметные картинки с оппозиционными (по глухости – звонкости, мягкости – твёрдости ) согласными, предлагает ребёнку выбрать картинки и дать характеристику звукам с опорой на слуховой, зрительный, тактильный анализаторы. Затем

Аналогично игра проводится с другими согласными звуками: [В]-[Ф], [Вь]-[Фь], [Д]-[Т], [Дь]-[Ть], [З]-[С], [Зь]-[Сь], [Б]-[П], [Бь]-[Пь].

Игра «Так ли это звучит?»

Цель: Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков: [Б]-[П], [Бь]-[Пь] (по звонкости-глухости, твердости-мягкости), мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе предметные картинки, предлагает ребёнку взять одну картинку, выделить первый звук в ее названии и подобрать к звуку оппозиционный звук (по звонкости-глухости, твердости-мягкости). Затем необходимо дать характеристику каждому из звуков (с опорой на оральный, акустический и тактильно-вибрационный контроль), показать «Звуковой куб» с соответствующими символами (для каждого звука).

Аналогично игра проводится с другими оппозиционными по звонкости – глухости, мягкости – твёрдости согласными звуками: [В]-[Ф], [Вь]-[Фь], [Д]-[Т], [Дь]-[Ть], [З]-[С], [Зь]-[Сь], [Г]-[К], [Кь]-[Гь].

Игра «Гость»

Цель: мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе картинки

сказочных героев, предлагает назвать его, выделить первый (последний) звук в слове, дать развёрнутую характеристику звуку (с опорой на оральный, акустический, тактильно-вибрационный контроль), «поселить» гостя (изображенного на картинке) в «Звуковой домик».

Игра «Путешествие в сказку»

Цель: Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков (по звонкости-глухости, твердости-мягкости), мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Вариант1.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе сюжетные картинки (фрагменты из сказок), предлагает перечислить героев сказки, затем, выбрать особо понравившегося героя и назвать первый (последний) звук в слове. Дать развёрнутую характеристику звуку (с опорой на акустико-артикуляционный образ звука), найти соответствующую звуку букву и поместить ее в «Звуковой домик».

Вариант 2.

Педагог предлагает детям подобрать подарки героям сказки, например: медведю – миску, малину; зайцу – зонт, звездочку; вороне – варежки, велосипед; ежу – ежевику, ель. Взрослый обращает внимание детей на то, что подарок герою должен соответствовать заданию:

Первый (последний) звук в названии подарка должен быть твердым;

Первый (последний) звук в названии подарка должен быть мягким;

Первый (последний) звук в названии подарка может начи наться как на мягкий, так и на твердый согласный звук.

Давая характеристику звуку, ребенок находит соответствующую букву и помещает ее в «Звуковой домик».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Агронович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних

Заданий для преодоления недоразвития фонем атической стороны речи у

Старших дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1,2,3 периодов обучения в старшей логогруппе. М.:Издательство ГНОМ, 2013.- (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
  2. Колесникова В.Е. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Издательство «Ювента», 2012.
  3. Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», переработанная и дополненная в соответствии с ФГОС ДО.
  4. ФГОС ДО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155.