Методы самовоспитания и саморазвития. Самовоспитание личности: пути, средства и методы Развитие процесса самовоспитания

Методы самовоспитания и саморазвития. Самовоспитание личности: пути, средства и методы Развитие процесса самовоспитания

Таким образом, основной идеей теории и методики воспитания является идея саморазвития ребенка (подростка): он есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Об этом писал еще один из основоположников отечественной педологии Л.С. Выготский: «Человек, в сущности, воспитывает себя сам... С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого». То есть педагог по собственному произволу не может сделать ребенка, ни хуже, ни лучше. Он может лишь создать условия, чтобы ребенок (подросток) сам захотел стать таким, каким хотелось бы педагогу. Об этом же в последние годы заговорили А.А. Бодалев, О.С. Газман, Л.И. Новикова, В.А. Караковский. Вот почему в формулировке цели воспитания необходимо еще добавить - в условиях личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности, в которой реально растущий человек может реализовать всю гамму своих потребностей и потенциальных возможностей, может сформулировать черты самоактуализирующейся личности.

Не менее важным условием успешности реализации цели представляется выработка общей стратегии воспитания. Она может быть сформулирована в идее о том, что САМОактуализирующаяся личность развивается, когда воспитательный процесс в школе отвечает двум основным условиям: 1) если воспитывающая деятельность будет инструментована как самодеятельность воспитанников; 2) если в ходе воспитательного процесса учащиеся включаются в процесс САМОпознания и САМОвоспи-тания.

Психологи выделяют два основных источника самовоспитания, реализуя которые воспитатель может стимулировать самоактуализацию личности школьника в воспитательном процессе:

J) внешние требования, переходящие во внутренний план и актуализирующие внутренние противоречия школьника;

2) внутренние требования личности к себе, обусловленные осознанием противоречий «Я реального» и «Я идеального», между целями растущего человека и возможностями их реализации, между осознанными недостатками и потребностью их искоренения. Блестящим примером этого являются дневники Л.Н. Толстого. Вот одна из записей: «Я дурен собой, неловок... скучен для других, нескромен, нетерпим (intolerant) и стыдлив как ребенок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и

Процесс становления полноценного характера возможен лишь при условии высокого уровня самостоятельной жизнедеятельности человека, его ростки закладываются в первые годы жизни ребенка. Человек еще немало постигнет, на жизненном пути она сможет уточнять свои морально-этические или мировоззренческие основы, развивать свои способности и т.д., но если в раннем возрасте не укрепится позвоночник ее самостоятельности и самоответственности, то всю жизнь зависеть ей от других людей. И уже ни образование, ни творческие способности не компенсируют этого. Человек останется "неспособной самостоятельно продираться через гущу жизненных неудач, препятствий, бесконечных усилий" (Биланюк П., 1938, с. 7).

Детская душа стремится к самостоятельности. Только в этом возрасте мы часто слышим: "Я сам!" Однако для родителей или воспитателей порой очень трудно передать ребенку право на самостоятельную деятельность. Так ее "воспитывать" легче. Родители с сильным собственным характером иногда склонны "ломать упрямство" (читай - самостоятельность) ребенка и на всю жизнь оставлять ее неспособной к независимой деятельности. А между тем, если ребенок не научится быть свободной и самостоятельной в отношениях со своей матерью, то когда она этого научится? И научится вообще? "Чтобы у ребенка образовался характер или хотя бы накапливались для него большие материалы, следует, чтобы ребенок жил сердцем (!) (Так автор обозначает чувственную сердцевину человека. - А. В.) и действовала волей, а этому часто препятствуют старшие своим вмешательством в воспитание ребенка: или замыкая ребенка на целый день в школу, или мешая ей чувствовать и желать, словом, жить практически теми же непрестанными моральными сентенциями и всякого рода ограничениями. Вот почему, между прочим, наша эпоха, эпоха многовчення, характеризуется большим количеством ничтожных характеров " (Ушинский, 1954, т. 1, с. 441).

В конце концов, развитие самостоятельности тормозится не только тогда, когда ребенку грубо запрещают, но и тогда, когда на основе "демократической" взаимодействия сильного (виховника) и слабого (ребенка) инициатива стихийно перехватывается родителями и учителями. В таких случаях они вроде только "предлагают" свои варианты решений и обосновывают это тем, что эти решения выгодны, "рациональные". Однако большую пользу для характера питомца дал бы хуже, но свой выбор, чем лучшие решения, но чужие. Даже при условии хороших отношений и теплого отношения к воспитаннику возможен деспотизм и лишения его самостоятельности. Как и деспот, хороший отец и хороший учитель могут воспитать слабовольный человек, если над ней постоянно висит их авторитет, если ребенок сам склоняется перед ним. Под влиянием такого авторитета в нежелательном направлении идет самовоспитания. Это, в конце концов, бывает и с народами. Когда сильный "обнимает" по-братски менее, проигрывает всегда слабее.

Самостоятельность воспитывается только в процессе самостоятельной деятельности, инициируется самим питомцем. Она также связана с чувством свободы. Свободный человек - всегда самостоятельна. "... Современная школа и современное воспитание... должны оставлять умный пространство для самостоятельной жизни сердца и воли детей, в котором только и могут быть накоплены материалы для будущего характера" (Ушинский, 1954, т. 1, с. 441).

Духовное саморазвитие

На состоянии души каждого человека сказываются те влияния, которые идут извне. Это - влияние прежде реальных людей: наших родителей, знакомых, духовных и общественных деятелей, учителей и т. Немалый вклад в наше духовное развитие сделали те люди, которых мы когда-то знали и которые, возможно, уже не живут, но все же свое влияние на нас продолжают поступать. Ими могут быть и "квазиособистости", какими являются, например, литературные герои. Все они важны для нас только потому, что выступают носителями (выразителями) определенных духовных ценностей, определенных идеалов.

Идеалы ищут опредмечивания. Для верующего человека главным выразителем духовных ценностей есть образ Бога Любви и Добра. Он имеет большое влияние на ее волю, на его поступки, на его поведение. Для гражданина патриота носителями национальных и общественных ценностей есть выдающиеся фигуры нашей истории, герои борьбы за освобождение нашего народа, за идеалы равенства людей.

В примерного семьянина и человека в ее личной жизни также свои семейные и личные образцы, которые он стремится подражать.

В своих поисках человек проявляет большую активность. ее душа - не кувшин, наполненный добром и злом. Она вечно в движении, в пути, в состоянии стремлений, в размышлениях, поисках духовной опоры. Именно за счет собственных усилий она не только находит, но и присваивает высокие стоимости. На пути к Абсолюту Хорошая рождается любовь к ближнему, чувство патриотизма, порядочность в повседневных делах и тому подобное. Человек становится культурной в полном смысле только тогда, когда путем воспитания и самовоспитания "удастся ей открыть окно в мир идеалов и возбудить веру в возможность их реализации" (П. Биланюк). Вобрав в себя высокие ценности - через веру, надежду и любовь - человек трактует их как свои собственные и начинает их отстаивать и высоко ценить в других людях.

Наращивание духовности в человеке происходит из-за "общения с идеалами". Под этим понимаем ситуацию, когда человек на мгновение или в течение определенного отрезка времени забывает обо всех практические, будничные дела, углубляется в думе о высоком и вечном и таким образом приближается к нему и сочетается с Ним - когда "сердце медленно с Богом разговаривает" (Т. Шевченко). Общепринятыми формами такого общения является молитва, отмечания праздников и участие в обрядах, сочетание с идеалами через искусство, в частности, при помощи музыки и тому подобное.

Однако очевидно также, что каждый человек может разговаривать с идеалами своим собственным языком. Вера, надежда и любовь - чувство глубоко интимные; их сила далеко не всегда равносильно тому, что человек говорит и показывает. "У кого всегда на устах отечество, то давно ее в сердце уже не имеет", - пишет Ш. Петефи. Глубокая вера в Бога, в национальные или любые другие идеалы - черты, как правило, скромного человека. И не все те, которые еженедельно ходят в церковь, действительно верующими. Следовательно, не все те, кто не ходит, - атеисты. У каждого человека своя молитва. Ею может быть даже постоянная самоотверженный труд во имя победы этих идеалов. Важно, чтобы человек думал о них как можно чаще и чтобы повседневно приносила свою жертву на их жертвенник.

Такое положение является очень благоприятным для самого человека. Открывая себя Высоком и Вечном, она, словно "проветривает" душу, а затем, перенося внимание из своего "Я" на "не-я", на авторитет Творца, на национальную идею и т.п., избавляется в душе затхлого эгоизма, карьеристичних стремлений, зависти и комплекса неполноценности и начинает свою миссию служения. Собственно, такое положение человека ведет к оптимизму, самоуверенности, душевного покоя и веры в добрую опеку Бога.

Понятно, что человек может общаться с идеалами различных систем ценностей. Идеалам добра - всей системе положительных ценностей - противостоят идеалы зла. И при определенных условиях человек может общаться также и с ними. Разработанные коммунистическими идеологами обряды, демонстрации, митинги и политучебы, наглядная агитация, памятники вождям и т.д., - все это выражало стремление привлекать человека именно к такому общению и такими идеалами. Потому антипод Бога тоже воплощается в соответствующем идеале и возглавляет соответствующую сатанинскую систему ценностей.

Следуя непосредственным обращением человека к предмету своей веры и проявлением ее попытки приблизиться к своему идеалу. "... В этом общении человеческая душа выходит за пределы своего земного, эмпирического бытия, преодолевает, хотя бы на некоторое время, свою упидкоренисть плотью, силами мира сего и вступает в сферу бытия надземного, божественного..." (Франк С, 1992 , с. 358). Через молитву к Богу человек впитывает в душу благодать его присутствия, спокойствие, силы и надежды. С ее помощью она накапливает духовной капитал любви и добра, который затем отдает миру. Молитва- это просьба, чтобы Бог сошел к нам, чтобы пришло Царство Божие, чтобы осуществилась воля Божия на небе и на земле, чтобы Бог дал нам хлеб насущный и освободил от лукавства... Она является "реальным вхождением Бога в человеческой душе" (Там же).

Христианин творит молитву как один, так и в качестве члена Христовой Церкви, через участие в Святой Литургии. Здесь особенно остро чувствуется присутствие Бога, его близость к нам. Совместная молитва объединяет людей, и в ней они чувствуют себя братьями и сестрами во Христе. Служба Божья - это лучшая учительница жизни, - поучал Андрей Шептицкий.

Молитва, как считают, имеет и большой психотерапевтический эффект. Опыты показали, что верующие живут, как правило, дольше и имеют лучшее здоровье. Молитва, особенно в церкви, приносит душевное очищение, катарсис, а следовательно, способствует здоровью.

Считают, что церковь мощно заряжена положительным биополем.

Апогеем молитвенного приближения к Богу есть исповедь и Святое Причастие, когда верующий человек соединяется с Богом, вбирая в себя Дары Божьи - Кровь и Тело Христа и тем самым принимает его жертву.

Молитва как форма общения с идеалами распространяется также на другие уровни иерархии ценностей. Есть молитвы, в которых народ просит для себя лучшей доли, свободы, справедливости:

"Боже Великий Единый, нам Украину храни..."

Во времена великой жертвенной борьбы за свободу - в период соревнований УПА - очень распространенной была молитва украинского националиста, отрывок из которой здесь приведем: "Украина Праздники, Мать Героев и иди в сердца моего, приди бурей ветра кавказского, пошумел карпатских ручьев, боев славного Завоевателя, отца Хмеля, триумф и шумом орудий Революции, радостным гомоном Софиевской колоколов. Пусть моя душа Тебе возродится, Славой Твоей озарится, что Ты, Украина Праздники, - вся жизнь моя и все мое счастье... Спали огнем животворчим всю слабость в сердце моему. Пусть уныния не знаю, не знаю, что такое колебания. Скрепы мой дух, закалит волю в сердце будет жить моему! В трудные минуты возрасти меня для ясных чинов для Тебя. И в чинах тех найду смерть, сладкую смерть в муках за Тебя. И розплинуся в Тебе и вечно жить в Тебе, исконная Украина, Праздники, Мощная и Соборная ".

В молитве украинской семьи, написанной Лесей Храпливого-Крыса (1994), сконденсированные исконные благородные стремления нашей семьи к Добру, к Единству, к Согласия:

"Преклоняю Отче колено Перед образом под полотенцем Потому семья, молится вместе, будет жить счастливая вместе" "

Наконец, есть даже вроде "Молитвы к Речи" в прекрасном авторском исполнении Екатерины Мотрич. Брак молодых в церкви, которые создают семью, является молитвой к идеалам семьи. С идеалами семейных ценностей сочетается человек в ритуале крещения. Так же обряд похорон напоминает о смысле жизни и побуждает к вере в идеалы.

Короткой молитвой есть знамение Христа, которое накладывает верующий человек на себя, проходя мимо Храма Божьего или крест у дороги, садясь за потребление пищи, и когда хочет отогнать от себя "злую силу". Во всех этих случаях человек стремится обогатить свою душу добром, вобрать в себя идеал. И был прав М. Стельмахович, трактуя молитву и Святые Таинства (исповедь, причастие и др.) Как методы воспитания. "Литургическая деяния оказывает существенное и незаменимый общепедагогический смысл, - пишет российский философ С. Франк. - Оно способствует трудном деле раскрытия человеческой души навстречу Богу, духовному освещению и превращению человека..." (Франк С, 1992, с. 363).

Введение…………………………………………………………………………..3

1.1Сущность понятия самовоспитание…... ………………………………5

1.2 Пути, методы и средства самовоспитания….….……………………..8

1.3 Особенности самовоспитания школьников..………………………12

Заключение…………………………………………………………………….…15

Библиография…………………………………………………………………….16

Введение

В условиях развития правового государства и демократического общества возникла объективная необходимость повысить требования к современному человеку, которые обозначили востребованность личности социально активной, самостоятельной, творческой. В этой связи обостряется проблема совершенствования деятельности государственных учреждений, несущих ответственность за воспитание и образование подрастающего поколения, т.к. именно они обладают потенциальной возможностью целенаправленного создания наиболее благоприятных условий для формирования нового человека. В связи с этим нами была выбрана следующая тема курсовой работы «Пути, методы и средства самовоспитания младших школьников».

Феномен самовоспитания широко представлен в исследованиях многих наук, связанных с развитием и становлением человека. Среди них общая, школьная и социальная педагогика (В.И. Андреев, Н. Ф. Каптерев, А. Г. Ковалёв, А. И. Кочетов, П. Ф. Лесгафт, А. В. Мудрик, А. С. Новосёлова, К.Д. Ушинский); общая, возрастная и социальная психология (А.Я. Арет, Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. Г. Маралов, Л. И. Рувинский, Н.П. Чеснокова); социология (Н. Смелзер); валеология (А.А. Дубровский, В. В. Колбанов, СВ. Попов); психология и теория физического воспитания и спорта (А.И. Бабаков, Е. П. Ильин, А. Ц. Пуни, М.И. Станкин); гигиена (С.Н. Попов, Д.А. Фарбер). Но в данной литературе недостаточно освещены возможности учебно-воспитательного процесса в его направленности на самовоспитание школьников.

Актуальность исследования: Внимание к проблеме самосовершенствования личности обусловлено актуальностью вопросов, связанных с исследованием внутренней активности личности, ее резервов, максимального их использования для повышения самостоятельности личности в процессе ее развития. Развитая личность характеризуется активностью, включающей в себя стремление реализовать себя, сознательно превратить идеалы общества в глубоко личностные ценностные ориентации, убеждения. Причина внутренней психической активности определяет характер психического развития, который проявляет себя в саморазвитии, самодеятельности, самосовершенствовании. А. А. Бодалев назвал этот факт как существенный феномен - потребность и способность личности к саморазвитию и самодвижению.

Объект исследования: самовоспитание младших школьников.

Предмет исследования: пути, средства и методы самовоспитания младших школьников.

Цель исследования: Рассмотреть особенности процесса самовоспитания младших школьников.

Задачи исследования:

Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

Определить особенности самовоспитания современных младших школьников;

Методологическую основу исследования составили идеи гуманизации образования; положение о взаимосвязи социальной среды и развития личности на основе активного ее включения в личностное взаимодействие и деятельность; личностно-ориентированный подход к актуализации самовоспитания младших школьников.

Методы исследования : сбор необходимой литературы; анализ полученного материала; классификация и систематизация данных по обозначенной проблеме; личностно-ориентированный подход к актуализации самовоспитания младших школьников.

Этапы исследования :

На первом этапе была определена тема курсовой работы, изучалась, анализировалась, обобщалась психолого-педагогическая, философская, социологическая литература; анализировалась теория самовоспитания школьников в условиях учебно-воспитательного процесса. Была обоснована тема исследования, определен объект и предмет, цель и задачи, выдвинута рабочая гипотеза, обозначены методы исследования.

На втором этапе раскрывалась сущность процесса самовоспитания у детей младшего школьного возраста.

На третьем этапе были сформулированы основные выводы, заключение и оформлялась курсовая работа.

Глава 1. Теоретические основы проблемы самовоспитания в научной литературе

1.1 Сущность понятия «самовоспитание»

Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимые компоненты самовоспитания - самоанализ развития личностного, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение и самовнушение .

Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергался учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели.

Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами самовоспитания являются: рефлексия личностного развития, самоотчет, самоконтроль. В приемы самовоспитания входят: удовлетворенность, самосуждение, самовнушение, самоубеждение и самоприказ.

Важное значение самосовершенствования в становлении личности признано многими современными деятелями педагогической и психологической науки. В исследованиях А. Г. Ковалева дается обоснование сущности процессов саморегуляции и самосовершенствования. В работах В. Г. Куценко, А. А. Бодалева и других ученых рассматривается взаимосвязь воспитания и самовоспитания детей, методика организации процесса самовоспитания. В трудах П. М. Якобсона анализируется проблема самовоспитания чувств, психологические особенности саморегуляции в сфере эмоций. Теории, включающие основные понятия, описание мотивов, целей, задач, средств, способов самовоспитания и самосовершенствования, факторов, влияющих на развитие этих процессов, созданы П. Я. Аретом, А. Г. Ковалевым, Л. И. Рувинским, И. И. Чесноковой, СМ. Ковалевым .

В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания.

Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания .

Самовоспитание -- сознательная деятельность субъекта, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности, изменение своей личности в соответствии с ясно осознанными целями, идеалами, личностными смыслами. Самовоспитание основывается на адекватной самооценке, которая соответствует реальным способностям человека, умении критически оценить свои индивидуальные особенности и потенциальные возможности. По мере повышения степени осознанности Самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль .

Самовоспитание проходит определенный путь развития.

Начальная стадия самовоспитания – стадия внешнего требования – свойственна младшему подростковому возрасту и частично приходится на младший школьный возраст. Самовоспитание возникает в результате воспитания, побудителями активного отношения ребенка к этому процессу являются требования взрослых. Ребенок выполняет требования взрослых, вначале ориентируясь на образцы поступков (подражание) или на "инструкцию" воспитателей; затем появляется способность к выбору варианта поступка; позже эти общественные требования начинают выступать как внешние регуляторы поведения и как средства саморегуляции.

Следующая стадия – стадия вынужденности – характеризуется тем, что человек вынужден изменяться, подчиняясь той или иной ситуации. На этой стадии личностные изменения начинаются с их осознания и уже произвольно регулируются. При этом подражательность и подчинение инструкции полностью не исчезают.

Третья стадия развития личности в этом контексте – сознательное самовоспитание. Его движителем являются внутренние потребности личности. Мотивация становится ведущим компонентом самовоспитания. Эта мотивация появляется в результате процесса, который носит название интериоризация: под влиянием внешних условий формируются структуры самовоспитательных действий – самоубеждение, самомотивация, самоприказ и т.п., которые затем переходят во внутреннее, идеальное.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль. Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции .

Самовоспитание, систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом. Содержание самовоспитания всегда зависит от общественно-исторических условий, в которых живёт и развивается индивид. Его требования к самому себе и качества, которые он стремится сформировать, определяются условиями жизни, обусловливая идейные основы, идеалы самовоспитания, а также средства их достижения. «…Моё собственное бытие, -- писал К. Маркс, -- есть общественная деятельность; а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо» .

А.И. Кочетов дает следующее определение понятию самовоспитание -это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности" .

Таким образом, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и психологи. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

1.2 Пути, методы и средства самовоспитания

Когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере и поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения. Эту цель полезно в течении нескольких дней проговаривать вслух или про себя, пока она не закрепится прочно в сознании. Кроме того, нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь. Конечно, начинать лучше с простых программ, например: не совершать необдуманных поступков, преодолеть дурную привычку перебивать собеседника, держать свое слово. По мере приобретения опыта по самовоспитанию, программы должны усложняться, совершенствоваться, становиться более долговременными .

В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя. Если подобная «мысленная программа» формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий. Вот почему, когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки .

Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции .

Методы самовоспитания пути достижения цели самовоспитания, решения поставленных человеком самовоспитательных задач.

Методы самовоспитания представляются в последовательности, соответствующей логике осуществления деятельности по самовоспитанию.

1. Определение целей и направления самовоспитания .

Основные методы на этом этапе таковы.

Самопознание – изучение самого себя, определение уровня развития личностных качеств.

Самонаблюдение фиксация и анализ поступков за определенный промежуток времени и фактов собственной жизни. При анализе данных самонаблюдения человек обращает внимание на то, выражением каких мыслей, чувств, качеств и отношений являлись поступки. Самонаблюдение нередко осуществляется в процессе самоиспытания.

Самоиспытание – преднамеренное погружение человеком себя в ситуацию, требующую проявление того или иного качества. Ситуация самоиспытания может быть им специально создана.

Самоанализ – критическая оценка фактов поведения, соотнесение их с идеалом. Самоанализу способствует определение идеала – нравственного, трудового, эстетического и др. В младшем школьном возрасте идеалами могут быть и реальные люди – родители, учительница; в более старших возрастах – кумиры кино и шоу-бизнеса, товарищи.

Самооценка – способность личности к оценке себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей (А. В. Петровский), а также как фиксация результата познания себя (И. И. Чеснокова). Это многокомпонентное личностное образование, включающее в себя представления школьников о самооценке, об индивидуальных качествах и умениях, об эталонах поступков и действий; потребности, интерес и творческое отношение к деятельности по самопознанию и самооцениванию.

2. Этап выработки плана самовоспитания.

Самообязательство (самопрограммирование) – план работы над собой, включающий представление о конкретных качествах, степени их сформированности и систему конкретных действий по их приобретению.

Самостимулирование – это самокритика, наличие конкретных целей, определенных во времени.

3. Этап реализации плана самовоспитания.

Самоинструкция – человек заранее предусматривает свои действия в той или иной ситуации.

Самоубеждение – рассмотрение доводов и контрдоводов, самодискуссия, самооправдание, построение цепочки: должен – хочу – могу на основе логических приемов анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Самовнушение – произнесение в утвердительной форме, от своего имени, в настоящем времени конечного или промежуточного результата самовоспитания. Может осуществляться в форме аутотренинга, перед засыпанием или сразу после пробуждения.

Самопринуждение. Его основной прием: самоприказ – жесткое, оформленное в рамочном режиме, решение; предполагает наличие и использование определенных волевых усилий, уверенности в себе.

Самоободрение – более мягкая форма; иногда человек использует способы самопоощрения: запись в дневнике, долгожданное событие, самопохвалу.

4. Этап подведения итогов работы по самовоспитанию.

Самоконтроль – рациональная рефлексия и оценка человеком собственных действий на основе личностно-значимых мотивов и установок. Это комплекс автономных, но взаимосвязанных действий – сравнения и сопоставления, сличения, анализа, синтеза, планирования, предвидения, переноса и последующей коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий.

Самоотчет – повышает эффективность самоконтроля. В процессе практической деятельности по самовоспитанию человек отдает себе отчет в своих поступках, вносит коррективы, стабилизирует поведение в нужном направлении, тем самым делая свою личность объектом своего сознания и произвольности.

Самовоспитание – это та деятельность, без которой невозможно развитие человеческой личности. Для достижения значимых результатов деятельность должна быть целенаправленна и спланирована. Этому служат программы самовоспитания, которые в явном или неявном виде составляют люди.

Организация самовоспитания в школе проводится по трем основным направлениям:

1) формирование стойкого убеждения учеников о необходимости и исключительной значимости самовоспитания;

2) разъяснение методов и способов самовоспитания, с целью вооружения учеников для осуществления этого процесса;

3) помощь ученикам и регуляция процесса самовоспитания.

Сущность первого направления состоит в том, чтобы привить ученикам понимание того, как важно самовоспитание. Многие стыдятся заниматься этим и делают это в тайне от своих товарищей, родителей, учителей. В задачи педагогов входит разъяснение положительности этого занятия и настрой на проведение непрерывного процесса самовоспитания.

Второе направление связано с осуществлением этого процесса. Начиная работу в этом направлении, нужно помочь ребятам найти свои идеалы, выбрать цели, выявить слабые стороны своего характера, недостаточно развитые качества. Затем, проводятся различные беседы на темы самовоспитания, в ходе которых освещаются вопросы о методах и средствах самовоспитания, приводятся примеры их использования. Хороший эффект имеют различные выступления перед учениками учителей, учеников и гостей, являющихся выдающимися людьми, героями труда, передовиками производства, достигшими значительных успехов в различных видах деятельности. На таких выступлениях говориться о важности самовоспитания и приводятся примеры из собственной жизни. Все это укрепляет в сознании учеников понимание необходимости и результативности самовоспитания, дает знания о практическом применении методов самовоспитания и побуждает их к осуществлению самовоспитания.

Третье направление организации работы по самовоспитанию имеет практический характер. На этом этапе учеников учат правильно ставить перед собой цели, разрабатывать программу ее достижения, и исполнять ее, применяя для этого известные и наиболее эффективные методы самовоспитания. Эффективным средством является ведение дневника, в который заносятся результаты работы по искоренению дурного и выработке хорошего. Такой дневник позволяет контролировать процесс самовоспитания, анализировать эффективность тех или иных методов для собственной личности, выбирать наиболее оптимальные пути решения задач самовоспитания .

Итак, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек

1.3 Особенности самовоспитания школьников

Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, общее понятие “человек” включает в себя более узкое и специфическое понятие - “личность”.

О личности мы судим по следующим признакам:

1. Определенные сформированные социальные качества. Например: ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений.

2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и главный признак личности.

А.И.Кочетов в своей книге “Организация самовоспитания школьников” говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в ее внутреннем мире неизбежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития. Понятия личность невозможно вне вычленения ее движущих сил. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия.

В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовоспитания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а увлеченность - в другой сфере, в результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и т.д. и не всегда противоречия могут быть разрешены усилиями самого воспитанника.

В своей работе А.И.Кочетов определяет параметры самовоспитания:

а) направленность, т.е. мотивы работы над собой.

в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).

г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).

Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.

В книге А.И.Кочетова Организация самовоспитания школьников говорится, что в младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения.

Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.

А.И.Кочетов предлагает правила способствующие самовоспитанию «Пять надо»:

1. Всегда помогать родителям.

2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.

3. Быть честным.

4. Подчинять личные интересы коллективным.

5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

«Пять можно»:

1. Веселиться и играть, когда работа сделана на отлично.

2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.

3. Не унывать при неудачах если упорен, все равно получится!

4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.

5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.

«Это нужно тебе самому!»:

1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.

2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.

4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

«Этого делать нельзя!»:

1. Учиться без старания, лениво и безответственно.

2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.

4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.

5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.

«Пять хорошо»:

1. Уметь владеть собой, не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам

2. Планировать каждый свой день.

3. Оценивать свои поступки.

4. Сначала думать, а потом делать.

5. Браться вначале за самые трудные дела. Правила вводятся постепенно.

Вначале ребенок приучается жить в соответствии с пятью надо. Это означает, что к нему предъявляются повышенные требования при выполнении именно данных правил. Одновременно указывается, что нельзя делать и почему. Через некоторое время можно подключать пять хорошо, поскольку они значительно сложнее для понимания и приучения.

Заключение

Итак, самовоспитание – педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Я попыталась выделить основные этапы возникновения и развития самовоспитания.

Во–первых это осознание учениками своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания. На этом этапе классный руководитель помогает учащимся осознать свои положительные и отрицательные качества, понять нетерпимость своих недостатков.

Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха.

В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судит ученик о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы выбирает.

В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.

В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.

Таким образом, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.

Библиография

1. Березовин, Н.А. Психология и педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов средних и высших учебных заведений: В 2-х ч. - Ч. 2: Педагогика / Н.А. Березовин, Н.А. Цирельчук, М.И. Чеховских - Минск: МГВРК, 2002. - 336 с.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2006. - 304 с.

3. Жук, О.Л. Педагогика: Учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О.Л. Жук. - Минск: БГУ, 2003. - 383 с.

4. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие / Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.

5. Основы педагогики: Учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. - Минск: Аверсэв, 2003. - 349 с.

6. Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышев; Под ред. Э.В. Островского. - М.: Вузовский учебник, 2007. -384 с.

7. Педагогика: Учебное пособие / Под. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2006. -432 с.

8. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник / И.П. Подласый. - М.: Высшее образование, 2006. - 540 с.

9. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, А.И. Подольской, В.А. Сластенина. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. - 585 с.

10. Столяренко, А.М. Общая педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 479 с.

11. Харламов, И.Ф. Педагогика: краткий курс: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - 3-е изд. - Минск: Высш.школа, 2005. -272 с. Дополнительная:

12. Агафонова, А.С. Практикум по общей педагогике: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2003. - 416 с.

13. Вигман, С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие / С.Л. Вигман. - М.: ТК Ведби, Изд-во Проспект, 2006. - 208 с.

14. Воспитание нравственной личности в школе: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов-организаторов, классных руководителей/ под ред. профессора К.В. Гавриловец. - Минск: ИВЦ Минфина, 2005. - 226 с.

15. Вульфов, Б.З. Основы педагогики / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М. Изд-во УРАО, 2000. - 614с.

Самовоспитание как важное направление саморазвития личности. Развитие у личности высокоположительной нравственно-волевой и морально-волевой активности, направленной на гражданское личностное, а также профессиональное психолого-педагогическое развитие.

Подобные документы

    Этапы развития личности в процессе самовоспитания (интеллектуального, этического, физического, психологического). Основные методы самовоспитания учащихся: самооценка, самоубеждение, самовнушение, самокритика, эмпатия, саморегуляция, самопринуждение.

    курсовая работа, добавлен 26.07.2015

    Сущностная характеристика и психология личности. Человек, индивид, индивидуальность, субъект. Факторы формирования и развития личности: макро- и микросреда, воспитание, деятельность, общение. Волевые свойства личности и их развитие. Мотивационная сфера.

    курсовая работа, добавлен 01.02.2014

    Общая характеристика и понятие личности в психологической теории. Сопоставление понятий личность и индивидуальность. Структуры личности в российской и зарубежной психологии. Понятие и виды самовоспитания личности. Формы и методы самовоспитания.

    курсовая работа, добавлен 26.01.2018

    Этапы становления личности школьника, психологическое развитие и формирование характера ребенка. Возрастные особенности поведения и волевой регуляции, разнообразие интересов, проявления эмоций. Художественно-эстетическое развитие, межличностные отношения.

    статья, добавлен 04.06.2016

    Характеристика самовоспитания как деятельности человека. направленной на изменение своей личности, анализ его основных видов. Изучение основных направлений самовоспитания и самообразования. Личностный рост как развитие ценностного отношения личности.

    презентация, добавлен 22.01.2017

    Понятия "самовоспитание" и "самосовершенствование", виды и методы. Анализ основных этапов и факторов, влияющих на развитие и самовоспитания личности врача. Подходы к воспитанию в трудовом коллективе. Проблемы самовоспитания врача и пути их разрешения.

    реферат, добавлен 18.12.2016

    Концепция психологического пола и ее влияние на развитие дифференциальной психологии. Теория волевой регуляции Ю. Куля. Проблема влияния половой принадлежности индивида на развитие личности. Понятие эмоционального интеллекта и его роль в психологии.

    контрольная работа, добавлен 08.01.2016

    Обсуждение возможности решения ключевых проблем психологии: саморазвития личности, его психологической природы и механизмов средствами культурно-исторической методологии. Сущность саморазвития как культуросообразного процесса самоизменения человека.

    статья, добавлен 11.06.2018

    Исследование процесса личностного саморазвития ученика. Рассмотрение стимулов и мотивов у школьников к самовоспитанию. Основные факторы личностного саморазвития. Формирование у школьников адекватной самооценки. Определение качеств личности ученика.

    контрольная работа, добавлен 09.12.2015

    Понятия "воля", "волевая регуляция", условия их формирования. Механизм волевой регуляции поведения у детей, его взаимосвязь с общим психологическим развитием. Качества волевой личности, этапы ее формирования. Факторы, влияющие на развитие волевых качеств.

Методы самовоспитания - это совокупность приемов и способов педагогического воздействия воспитанника на самого себя с целью формирования и развития желательных и необходимых личностных качеств и устранения отрицательных.

Приемы самовоспитания следует рассматривать как частичное влияние питомца на самого себя, как некий единичный акт в каждом конкретном случае и методе.

Совокупность методов и приемов самовоспитания должны составлять систему, которая для каждого человека является конкретной, индивидуальной и неповторимой. Вместе с тем анализ практики самовоспитания позволяет выделить группу наиболее распространенных методов и приемов.

Процесс самовоспитания начинается с самосознания - осознание воспитанником себя как личности и своего места и жизненных ориентиров в общественной деятельности. Сознание является высшим уровнем развития сознания,

Самосознания состоит из трех взаимосвязанных процессов - самопознания, самоактуализации и саморегуляции, которые должны действовать согласованно. Ведущей среди них является волевая сфера, которая регулирует поведение и деятельность воспитанника. Воля активизирует деятельность личности воспитанника в соответствии с его установками, мотивами поведения, профессиональными задачами. «Самовоспитание требует, - писал В. А. Сухомлинский, - очень важного, мощного стимула - чувства собственного достоинства, уважения к самому себе, желание стать сегодня лучше, чем был вчера. Самовоспитание возможно только при условии, когда душа человека очень чувствительна к тончайшим, чисто человеческих средств воздействия - доброго слова, ласкового или укоризненного взгляда. Не может идти речь о самовоспитания, если человек привык к грубости и реагирует только на «сильное» слово, окрик, принуждение. По самой своей сути самовоспитания предполагает веру человека в человека, обращение к чести и достоинства человека. Педагогическое руководство самовоспитанием - это прежде всего отношения между педагогом и воспитанником, проникнуты глубокой взаимной верой в добрые намерения.

Самопознание - начальный этап самовоспитания личности, изучение ею своих свойств, системы ценностей, жизненных целей, ведущих мотивов и мотиваций, характера, темперамента, особенностей процессов познания (ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, речи и др), благодаря которому может самостоятельно определить, каких успехов он может достичь в той или иной деятельности, а также проанализировать возможности совершенствования повседневной деятельности,

Девиз «Познай самого себя» был начертаний на арке Дельфийского храма в Греции в V в, до н. есть. Он означал: познай волю богов в своей судьбе, подчинись ей. Древнегреческие мыслители времен Платона трактовали этот девиз так: познай свое предназначение, открой свои возможности, предскажи свое поведение.

Итак, основное правило самопознания - это поиск смысла жизни, своего истинного «Я». Академик А. В. Петровский предлагает два пути познания собственного «Я»:

первый путь - внимательный анализ не столько замыслов собственных поступков, сколько самих поступков в соотношении с замыслами. Условно говоря, это выяснение смысла собственной жизни и его сопоставление с общественными и личностными ценностями, анализ собственных действий и конкретных поступков с точки зрения общечеловеческой, национальной и личностной морали, профессионального и личностного становления и деятельности;

второй путь - обращение к возможностям науки и распознавания с ее помощью собственных индивидуально-психических свойств, жизненных установок и тому подобное. Этой наукой является психология личности.

Эти два пути, по мнению А. В. Петровского, многократно переплетаясь, приведут каждого, кто по ним пройдет, к познанию самого себя.

Методически правильно организованное самопознание, А. В. Петровским, осуществляется с помощью самоизучения и самооценки.

Самоконтроль и самоанализ - сопоставление принятого плана самовоспитания с реальностью, результатами деятельности, установление их несоответствия и внесение необходимой коррекции для достижения намеченного, поиск причин отклонений и тому подобное. Самоконтроль как метод самовоспитания развивается на основе способности воспитанника контролировать любую свою деятельность.

Важно различать виды самоконтроля: непреднамеренный (непроизвольный) и преднамеренный (произвольный).

Непреднамеренный (непроизвольный) самоконтроль может осуществляться в структуре восприятия, функционировать автоматически. Предметом непреднамеренного самоконтроля является не деятельность в целом, ее мотивы, а лишь ее процессуальная сторона.

Преднамеренный (произвольный) самоконтроль определяется специальной целью и имеет значительные возможности стабилизации деятельности. Воспитанники, которые сознательно ставят перед собой цель - осуществить намеченную программу, не отвлекаться посторонними делами, будут способны более систематически и последовательно выполнять свои профессиональные и общественно-полезные обязанности.

Самоконтроль выполняет функции стабилизации действий (реализации программы действий внутри деятельности) и коррекции (стабилизации) деятельности в соответствии с ее мотивами и мотивацией.

Сущность метода самоорганизации жизни и деятельности заключается в том, что воспитанники, организуя свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами поведения, основными направлениями самовоспитания, эффективно работают над собой. Важным условием при этом является умение питомца управлять собой.

В процессе реализации программы самовоспитания у воспитанника формируется желание выполнять требования коллектива или воспитателя, придерживаться достойного поведения. Возникновение программы самовоспитания можно представить как следствие эволюции внешних требований к воспитаннику в его внутренние требования к своей деятельности.

Программа самовоспитания выполняется двумя путями:

первый - подчинение собственной деятельности мотивам и мотивации самовоспитания и превращения их в деятельность самовоспитания;

второй - реализация программы воспитания с сохранением учебной, спортивной и других видов деятельности, собственных смыслообразующих мотивов и при наличии сопутствующего мотива и мотивации самовоспитания.

Реализации данной программы способствует знание основных приемов и способов самовоспитания.

Самообязательство - это добровольное принятие осознанных целей, задач, содержания самосовершенствования и определение на этой основе программы самовоспитания. Они возникают благодаря внутреннему убеждению в их необходимости и определяются условиями жизни, потребностями общества, обязанностями воспитанника. Это процесс сопоставления своего «Я» с требованиями, которые выдвигаются коллективом, группой, воспитателями, общественной организацией, обществом в целом.

Самовнушение помогает воспитаннику обрести самоопределение необходимости развития у себя тех или иных качеств личности. Это - поиск доказательств необходимости исправления своих недостатков, мобилизация себя на достижение цели самовоспитания, истребления конкурирующих мотивов и обольщений.

Самовнушение - это воздействие воспитанника на самого себя с целью самовоспитания, вследствие чего возникают различные психические и соматические состояния. Это техническая процедура, которая осуществляется путем повторения определенных вербальных формул, которые выражают желание, определенные другими формами самовоспитания. Примером целенаправленного самовнушения является аутогенная тренировка.

Аутотренинг - это эмоционально-волевое тренировки, суть которого заключается в развитии способностей к воздействию на психорегулирующие процессы. Для целенаправленного самовоздействия применяются специальные упражнения самовнушения в виде словесных формул. В процессе таких тренировок человек способен для себя создать модель представлений, чувств, эмоций, состояний и ввести эту модель в свою психику.

Самотренирование - направленность на активное выполнение задач, ведущих к поставленной цели самовоспитания, реализации программы самовоспитания, понимание каждой следующей препятствия как возможности для самосовершенствования. Этот метод дает возможность закрепить навыки и умения, необходимые воспитаннику в процессе профессиональной деятельности.

Самопринуждение - это выявление недовольство собой в случае невыполнения самообязательств, назначение себе дополнительного задания и принуждение себя к его выполнению.

Следование примеру - ориентация на поиск лучших примеров действий и поведения, их активное усвоение, что обогащает питомца опытом других людей, более авторитетных и выдающихся.

Самостимулирование - определение для себя определенных поощрений и взысканий и их применение. Самопоощрение и самонаказание - взаимосвязанные приемы самовоспитания. Самопоощрение - осознание и переживание своих успехов, награждения себя за успехи в выполнении программы самовоспитания благодарностью, свободным временем, любимым делом. Самонаказание - осознанное переживание вины перед собой, перед коллективом; недовольство собой.

Стимулирование самовоспитания может осуществляться с помощью создания внешних условий:

Четкого внутреннего порядка (например в школе);

Научной организации учебно-познавательной деятельности;

Формирование позитивного общественного мнения в учебных коллективах;

Выдвижение высоких требований к воспитанникам в сочетании с заботой о них;

Привлечение каждого воспитанника к активной деятельности;

Пропаганды воспитательной литературы;

Организации досуга всех категорий воспитанников и тому подобное.

Стимулировать самовоспитание можно также, воздействуя на его внутренние предпосылки, то есть формируя сознательную мотивационную установку. Этому способствуют педагогически целенаправленные поощрения за достигнутые результаты в самосовершенствовании, оказание действенной методической помощи в разработке программы самовоспитания.

Основные этапы педагогического руководства самовоспитанием:

  1. подготовительный - убеждение воспитанника в необходимости самовоспитания и в возможности достичь желаемых результатов; формирование потребностей, мотивов и мотивации самовоспитания; определение основных целей и задач самовоспитания.
  2. основной - определение содержания самовоспитания; помощь в выборе приемов, способов, форм и методов самовоспитания в составлении программы самовоспитания и ее реализации; организация контроля за ходом самовоспитания и внесение в него необходимых коррективов.
  3. заключительный - помощь в самоконтроле и приучение воспитанников к нему; стимулирование; суммирование достигнутых результатов и определение новых ориентиров к самосовершенствованию; корректировки и внесения нового содержания в программу самовоспитания и тому подобное.

Основные условия успешного осуществления самовоспитания:

Создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

Формирования ярких идеалов;

Вооружение воспитанников приемами, способами, методами и формами самовоспитания, его эффективной методике;

Привитие навыков и умений самообучения, выделение позитивных и негативных индивидуально-психических качеств;

Помощь в разработке программы самовоспитания и ее реализации;

Создание условий для самовоспитания;

Популяризация положительного опыта самовоспитания, стимулирование за достигнутые положительные результаты и тому подобное.