Некрасов мороз красный нос конспект урока. Конспект урока по литературе "Н.А

Некрасов мороз красный нос конспект урока. Конспект урока по литературе
Некрасов мороз красный нос конспект урока. Конспект урока по литературе "Н.А

Конспект урока литературы в 5 классе на тему "Н. А. Некрасов. "Мороз, Красный нос". Поэтический образ русской женщины"

Тема урока: Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

Цели урока: заинтересовать учащихся личностью знаменитого русского поэта; познакомить учащихся с отрывком из поэмы, раскрывающим красоту, терпение, трудолюбие крестьянской женщины; развивать чувство уважения к крестьянскому труду; на примере отрывка рассказать о тяжелой доле крестьянской женщины в России 2-й половины ХIХ в.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

III. Постановка учебных задач урока.

IY. Работа по теме урока.

    Знакомство со статьёй учебника о Н. А Некрасове (с. 171)

    Слово учителя.

    Одной из центральных тем творчества Н. А. Некрасова стала тема русской женщины-труженицы. В поэме «Мороз, Красный нос», написанной в 1863 г., поэт запечатлел женский образ, в котором слились воедино величавость, красота, терпение, трудолюбие. Это образ русской крестьянки Дарьи.

    Знакомство с текстом отрывка.

1. Прослушивание фонохрестоматии для 5 кл. (Отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» + вопросы и задания)

2. Чтение учителем отрывка из поэмы «Есть женщины в русских деревнях».

    Анализ текста.

    Какой перед вами предстала Дарья? Найдите в тексте слова, рассказывающие о внешнем виде героини.

    Какими качествами характера обладает Дарья?

    Найдите строки, в которых речь идет о том, как трудится Дарья.

    Вопрос 1 из учебника, с пояснениями учителя.

    Какова же главная мысль отрывка? Найдите слова, где заключен ответ на этот вопрос. («Семейство не бьется в нужде...»)

    Какое впечатление оставляет у вас этот отрывок?

    Ученики читают отрывок по строфам с комментариями учителя.

    Выделим эпизод с косами. Отметим, что крестьянка не должна показывать свои волосы, поэтому она возмущена поступком парня: «Лицо величаво, как в раме, смущеньем и гневом горит».

    Как вы понимаете выражение «Ей некогда лясы точить»?

    Какие строки вы считаете главными в этом отрывке из поэмы?

В ней крепко и ясно сознанье,

Что всё их спасенье в труде,

И труд ей несёт воздаянье:

Семейство не бьётся в нужде.

    Что такое рифма? Определим рифму в этом стихотворенье. (перекрёстная).

    Что такое сравнение, эпитет. Найдите в тексте эпитеты и сравнения, которыми пользуется поэт.

Пройдет - словно солнце осветит?

Посмотрит - рублем подарит? (Сравнение )

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока.

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка. (Эпитеты )

    Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины. Некрасов сравнивает ее с царицей, с солнцем, взгляд такой женщины дорог, словно золотой рубль. Возмущенное лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом: «как в раме». Зубы он сравнивает с «крупными перлами», т. е. с жемчугом, о ребенке пишет, что он сидит на груди, «как на стуле», т. е. уверенно, спокойно.
    Чтобы описать русскую женщину, Некрасов употребляет такие слова и выражения: «С красивою силой в движеньях...», «Красавица, миру на диво, // Румяна, стройна, высока...», «Всегда терпелива, ровна...», «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «нарядная матка».
    Выдающийся исследователь творчества Н. А. Некрасова Н. Н. Скатов пишет: «...в центре она - женщина во всей полноте определений и в их контрастности: бытовое - „баба“ и высокое „красивая и мощная славянка“, совсем простонародное „матка“ и торжественное - „женщина русской земли...“»

    Чем восхищается поэт, описывая русскую крестьянку? (Красотой, трудолюбием, чувством собственного достоинства).

    Самостоятельное чтение отрывка учащимися.

    Работа над репродукцией картины «Мороз, Красный нос» А. Пластова.

Y. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    Что понравилось на уроке?

YI.Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».

Тема : Есть женщины в русских селениях

Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова "Мороз, красный нос"

Цели :

Продолжить знакомство учащихся с творчеством Н. Некрасова;

Развивать навыки сопоставительного анализа произведений разных видов искусств;

Формировать читательские навыки: умение определять тему, жанр произведения;

Формировать навыки анализа лирического текста;

Учить формировать свое отношение к прочитанному;

Воспитывать чувство любви к русской поэзии;

Воспитывать чувство любви к родному краю.

Планируемые задачи :

Уметь определять роль тропов в создании образа;

Уметь определять тематику, описывать лирического героя;

Развивать навыки правильного, осознанного выразительного чтения.

Оборудование : портрет Н. Некрасова, репродукция картины А. Пластова Зима, мульимедийная презентация, кластер, раздаточный материал, лексические словари.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают наизусть отрывок из стихотворения "На Волге"

3. Актуализация знаний

Работа с презентацией . На слайдах представлены образы русских женщин: дворянки, крестьянки, работницы, женщины времен Великой Отечественной, современной женщины.

Беседа по презентации :

Какая тема объединяет все эти образы? (Русские женщины)

Как вы это определили?

Какие качества на ваш взгляд присущи русской женщине? (самоотверженность, доброта, красота, нежность, трудолюбие)

4. Постановка целей урока

Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов.

А) Лексическая работа

Учащиеся выписывают из словаря толкование слов "Идеал", "Образ".

Б) Составление кластера

Давайте попробуем создать образ идеальной русской женщины-крестьянки.

К созданному образу подобрать картину из представленной галереи.

В) Целевая установка

Как вы думаете, совпадет ли созданный нами образ с образом, который представил нам Н. Некрасов?

5. Работа с текстом

Чтение отрывка из поэмы "Мороз, красный нос" со слов "Есть женщины в русских селениях".

Учащиеся сравнивают образы, делают выводы.

Определение рифмы (перекрестная)

(Картина Пластова "Зима" )

6. Аналитическая работа с текстом

А) Общая беседа

Назовите центральное событие поэмы. (Смерть крестьянина)

Но вот парадокс: поэму все считают эпической, посвященной судьбе русского народа. Намеренно сузив проблематику до описания одной крестьянской семьи, Некрасов, тем не менее, рисует общую эпическую картину судьбы русского народа. Эта идея весьма характерна для литературы XIX столетия. Одна семья - это часть общего мира, ее квинтэссенция.

Найдите в тексте, как описывает Некрасов глаза плачущей Дарьи. (Они как бы растворяющиеся в сером, пасмурном небе, плачущем ненастным дождем. А потом они сравниваются с хлебным полем, истекающим перезревшими зернами-слезами.)

Только эпический поэт мог дерзко соотнести снежную равнину в алмазах с очами Дарьи в слезах. Образный строй «Мороза» держится на этих широких метафорах, выводящих бытовые факты к всенародному бытию.

К горю крестьянской семьи в поэме прислушивается природа: как живое существо, она отзывается на происходящие события, вторит крестьянским плачам суровым воем метелицы, сопутствует мечтам народным колдовскими чарами Мороза.

Б) Работа в группах

Учащиеся приводят примеры из текста

2 группа: Найти сравнения и эпитеты, с помощью которых Некрасов рисует образ русской женщины-крестьянки.

3 группа: Найдите слова, которыми Некрасов описывает русскую женщину.

(Румяна, величава, стройна, всегда терпелива, румяные губы, сердечный смех)

В) Формулировка общего вывода

Учащиеся подводят итог проделанной работы. Нацелить на понимание, что образ русской женщины в поэме Некрасова многогранен: она и царица, и простая русская баба. Но при этом образ всегда положительный.

Г) Применение поискового метода

Найдите в тексте описание:

Внешней красоты женщины;

Внутреннего мира;

Женщина в работе;

Женщина на отдыхе;

Женщина как хранительница домашнего очага;

Женщина - мать.

Учащиеся ищут примеры в тексте. Подвести к выводу, что образ русской женщины - прекрасен.

Д) Работа по картине

Перед учащимися репродукция картины А. Пластова "Крестьянка в красной косынке"

Соответствует ли картина образу, созданному Н. Некрасовым? Почему?

7. Создание синквейна

Красивая, терпеливая

Любить, восхищаться, любоваться

Достойна уважения

Гордость.

8. Итоговая беседа

Как Некрасову удается создать реалистичный образ русской женщины?

Какие фразы стали крылатыми?

Сформулируйте свое отношение к прочитанному.

9. Подведение итогов урока и выставление оценок

Что нового вы узнали о творчестве Н. Некрасова?

Какие формы работы на уроке были интересны?

10. Домашнее задание

1. Выучить отрывок из поэмы "Мороз, красный нос" наизусть.

2. Написать эссе на тему "Русские женщины"

Тема урока русской литературы в 9 классе: Поэма Некрасова «Мороз, Красный нос»

Конспект урока по русской литературе
Цель урока русской литературы в 9 классе: познакомить учащихся с поэмой Некрасова «Мороз, Красный нос».
Оборудование, для проведения урока русской литературы в 9 классе: портрет поэта, текст поэмы.
Метод: беседа, рассказ учителя.
Задачи:
1) образовательная : познакомить учащихся с:
возникновением замысла;
художественным своеобразием поэмы;
основными героями;
2) развивающая :
способствовать развитию навыков логического мышления;
способствовать формированию навыков текстуального анализа;
способствовать формированию навыков тезисного конспекта с лекции учителя;
3) воспитательная :
способствовать формированию навыков дисциплины;
способствовать формированию навыков слушания;
привить чувство любви к родному языку на уроках русской литературы.
Ход урока русской литературы в 9 классе

I. Организационный момент.
1. Постановка проблемного вопроса:

2. Слово учителя.
Одну только Бог изменить забывал
Суровую долю крестьянки.
Н. А. Некрасов.

Википедия. Николай Алексеевич Некрасов (28 ноября (10 декабря) 1821, Немиров, Подольская губерния, Российская империя - 27 декабря 1877 (8 января 1878), Санкт-Петербург) - русский поэт, писатель и публицист, революционер-демократ, классик русской литературы. С 1847 по 1866 год - руководитель литературного и общественно-политического журнала «Современник» , с 1868 года - редактор журнала «Отечественные записки».
Наиболее известен такими произведениями, как эпическая поэма «Кому на Руси жить хорошо», поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы». Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства. Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа - от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Используя разговорную речь и народную фразеологию, он значительно расширил диапазон русской поэзии. Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось. Его поэзия оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а позже и советской поэзии.

II. 1. История создания поэмы.
Многостороннее творческое исследование глубин народной жизни привело Николая Алексеевича Некрасова к созданию, может быть, самого изумительного произведения - «Мороз, Красный нос». Задуманная первоначально как драматический рассказ о смерти крестьянина, поэма постепенно складывалась в эпическое произведение, на первый план которого вышла героиня. Удивительно, но Некрасов смог написать подлинно эпическую поэму, ограничившись эпизодом из жизни одной крестьянской семьи, определив движение в глубь этой жизни, этих характеров. При кажущейся простоте сюжета произведение по своему построению - одно из самых сложных у Некрасова.
Эта поэма – одно из лучших созданий Некрасова, отмечена особой задушевностью и тонким психологизмом. Посвящена сестре поэта, Анне Алексеевне, и главный персонаж здесь – тоже женщина, крестьянка Дарья, любимая героиня Некрасова. Впервые ее опубликовал Достоевский в своем журнале «Время» — ему здесь дороги были боль и надежда, с которыми Некрасов писал о народе, и он чувствовал высокую художественную ценность этого произведения.
Если в поэмах «Коробейники», «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов ведет повествование на широком пространстве жизни всей пореформенной России, разных ее социальных слоев, то здесь картина, казалось бы, сужена до одной крестьянской семьи:

Как саваном, снегом одета,
Избушка в деревне стоит,

В избушке – теленок в подклети,
Мертвец на столе у окна;
Шумят его глупые дети,
Тихонько рыдает жена.

Но этот рассказ всей системой правдивых деталей, проникновением в самую суть народной жизни и народного характера, несомненно, имеет огромную обобщающую силу. Конкретность бытописания и пафос высокой поэзии органически соединились в поэме, и такое сочетание было новым для крестьянской темы в литературе.
2. Сюжет и композиция поэмы. Образ главной героини.
Постоянные смещения во времени обеспечивают напряженный драматизм повествования. Поэт как бы «прокручивает» время назад; рассказ о жизни семьи начинает с самой трагической ноты - смерти крестьянина Прокла.
Савраска увяз в половине сугроба -
Две пары промерзлых лаптей
Да угол рогожей покрытого гроба
Торчат из убогих дровней.
Потом время начинает отматываться «назад», автор любуется русской женщиной, «величавой славянкой», сноровистой в работе и веселье. Но не часто приходится ей радоваться, тяжкая жизнь убивает красоту женщины. Она приходит в этот мир работать, страдать и сойти в могилу, не оставив о себе память.
Три тяжкие доли имела судьба:
И первая доля - с рабом повенчаться,
Вторая - быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Но поэт не хочет «плакать» над горькой судьбой русской женщины. Он поет ей «величальную песнь», может быть, идеализируя, преувеличивая ее духовную красоту. Это, скорее, желаемое, чем действительное положение крестьянки - такой она существует в воображении поэта.
Они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
И грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет.
Цветет Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

Дарья и Прокл, их родители, дети, их жизнь в труде и заботах, их умение быть счастливыми, а в горе сохранять стойкость и достоинство – все это передано Некрасовым с подкупающей правдивостью как характеристика лучших черт, которые можно видеть в народной среде. Некрасову удалось предельно достоверно передать народное представление о любви – глубокой и целомудренной, о долге, семейном счастье.

Я ли о нем не старалась?
Я ли жалела чего?
Я ему молвить боялась,
Как я любила его!

Супруги едины в делах, помыслах, в трудностях и радости. Прокл в извозе, а Дарья прядет; ее бесконечные мысли о нем – как бесконечные нити, а нити – как его «чужедальняя» белая дорога, в лютую стужу, в открытой зимней степи…

Веретено мое прыгает, вертится,
В пол ударяется.
Проклушка пеш идет, в рытвине крестится,
К возу на горочке сам припрягается.

Как и трудно было Дарье, она жалела мужа, понимая, что ему еще труднее:

Летом он жил работаючи,
Зиму не видел детей…

На заработках в извозе Прокл простудился, и болезнь оказалась смертельной. Осиротели дети и старики-родители, овдовела молодая красивая женщина – авторское горестное сочувствие ощущается в каждой строке, в каждой детали. Рассказывает ли он, как растили детей, как мечтали о счастье для них, показывает ли немое, сосредоточенное горе стариков-родителей, — на протяжении всего повествования авторский голос сливается с голосами персонажей: или это Дарья вспоминает все, что было, или это кто-то из деревенских сочувственно рассказывает скорбную повесть, и временами мы не различаем, кто говорит.
К финалу образ Дарьи обретает сказочно прекрасные черты («В сверкающий иней одета…»).
Картина счастья, которая рисуется крестьянке Дарье в предсмертном сне, заключает в себе много общечеловеческого. Предсмертные видения Дарьи – это ее сон счастья, но это и успокоение от тягот жизни, как обычно принималась смерть в крестьянской среде.
Жалея свою героиню, автор дает ей успокоительную смерть посреди тихого, волшебно прекрасного леса, освещенного ярким зимним солнцем.

Нигде так глубоко и вольно
Не дышит усталая грудь,
И ежели жить нам довольно,
Нам слаще нигде не уснуть!

Смерть Дарьи психологически очень достоверна, мотивирована вполне реально. Измученная уходом за больным, похоронами, убитая горем, Дарья все последние дни была на пределе сил, почти не спала, крепилась перед родителями, детьми, односельчанами. И вот теперь, одна в лесу, нарубив целый воз дров, выплакавшись вволю, ослабевшая, она прислонилась к сосне, и ее сморил смертельный сон. Одновременно и реальный и сказочный образ в конце – белка, роняющая на Дарью ком снега с вершины сосны.

Википедия. В поэзии 1860-х годов сформировалось такое понятие, как «Некрасовская школа». Это была группа поэтов, которые противопоставляли себя поэтам «чистого искусства» как поэты реального и гражданского направления, - Дмитрий Минаев, Николай Добролюбов, Иван Никитин, Василий Курочкин и другие. Само понятие «Некрасовская школа» вовсе не означало, что они являлись учениками Некрасова в прямом смысле. Скорее, Николаю Некрасову удалось наиболее полно выразить совокупность тех тенденций гражданской поэзии 1840-60-х годов, которые были значимы в их творчестве: Добролюбов и Минаев были поэты по преимуществу сатирические, Никитин - крестьянский, так же и с другими поэтами.
Ещё Чернышевский заявил, что Некрасов является создателем нового периода в русской литературе. На появлении самого термина «Некрасовская школа» сказалось влияние такого понятия, как «натуральная школа», которая в середине 1840-х годов также в большой мере связывалась именно с именем Некрасова. Определение «Некрасовская школа» прозвучало впервые в связи с характеристикой поэзии Дмитрия Минаева. Существование такого направления признавали и критики, враждебно относившиеся к демократической поэзии. Под этой школой можно понимать систему художественных принципов, которые сложились в русской (прежде всего демократической) поэзии к середине XIX века. Школа оказывала своё влияние на русскую поэзию. Следы некрасовской школы находят даже у поэтов позднейшего времени - у Андрея Белого, у Александра Блока. Однако обычно под школой Некрасова подразумевают поэтов 1850-70-х годов, которые идеологически и художественно наиболее были ему близки и испытывали на себе прямое его влияние. Большинство из них формировалось вокруг немногочисленных демократических изданий: некрасовского «Современника», «Русского слова», «Искры». Сама некрасовская поэзия характеризовалась народностью. Некрасов был поэтом, который не просто писал о народе, но и говорил его языком.

А Дарья стояла и стыла
В своем заколдованном сне…
3. Эпическая и лирическая линии.
Эпическая и лирическая линии развиваются параллельно, иногда переплетаясь. В бытовое описание событий первой части вторгается высокая тема «величавой славянки», красоты и нравственной силы крестьянской женщины. Во второй части, с появлением Мороза, в бытовой сюжет входит смазочная фантастика. В тоже время здесь, в думах героини о жизни, необычайно конкретно показан деревенский быт: все виды работ – пахота, сенокос, жатва, уборка огорода и др., постоянные беды народные — гибель скота, пожары, рекрутчина, смерть кормильца.
Автор обнаруживает прекрасное знание крестьянского быта, обычаев русского народа. Оно проявляется в описании семейного уклада, народных поверий, сельскохозяйственных работ. Широко использует поэт и народное творчество, в частности причет. Однако под пером Некрасова он трансформируется так, что плач семьи Прокла «Голубчик ты наш сизокрылый!..» оказывается не только обрядовым повторением формул, но выражением неподдельного горя.
«Голубчик ты наш сизокрылый!
Куда ты от нас улетел?
Пригожеством, ростом и силой
Ты ровни в селе не имел…»
И на еще большую эпическую высоту поднимается повествование во второй части поэмы. Здесь в центре ставится образ Дарьи, мир ее мыслей, чувств, настроений. Они переданы то как воспоминания, то как мечты, то как реальность, то как в полубессознательном состоянии забытья.
Не псарь по дубровушке трубит.
Гогочет сорви-голова, -
Наплакавшись, колет и рубит
Дрова молодая вдова…
Рано я, горькая, встала,
Дома не ела, с собой не брала,
До ночи пашню пахала,
Ночью я косу клепала,
Утром косить я пошла.
Каждой части этой главы автором определен свой ритм. Это нужно, чтобы передать различные «настроения» видений, рождающихся в сознании замерзающей Дарьи. Картины светлого радостного труда и мирной семейной жизни с любимым мужем и детьми впечатляют читателя, тем более что они воспринимаются на фоне уже свершившейся трагедии - смерти Прокла и совершающейся на наших глазах гибели самой Дарьи.


Окончив привычное дело,
На дровни поклала дрова,
За вожжи взяла и хотела
Пуститься в дорогу вдова.
Стоит под сосной чуть живая,
Без думы, без стона, без слез,
В лесу тишина гробовая -
День светел, крепчает мороз.
4. Связь с фольклором.
Поначалу кажется, что поэма обращает нас к известной сказке «Морозко», но все не так. Некрасов избегает всяких совпадений - это упростило бы образ героини. Образ Мороза у Некрасова существенно отличается от героя русской сказки «Морозко». Он олицетворяет суровую природу, среди которой живет народ, таинственные, стихийные силы, становится символом «русской всегубящей зимы». Но в то же время Мороз – чародей, волшебник. Он помогает Дарье отвлечься от мучительного бытия, приглашая в сказочно прекрасный мир. Он даже обращается в Проклушку, любимого мужа Дарьи, чтобы «зачаровать» ее.
Подобно скульптуре, стынет Дарья в лесу, ставшем вдруг сказочным, входит в мир природы и остается в нем.
Ни звука! Душа умирает
Для скорби, для страсти. Стоишь
И чувствуешь, как покоряет
Ее эта мертвая тишь.
Ни звука! И видишь ты синий
Свод неба, да солнце, да лес,
В серебряно-матовый иней
Наряженный, полный чудес…
А Дарья стояла и стыла
В своем заколдованном сне…
5. Актуальность поэмы в наши дни.
В этой поэме автор поднялся на высочайшую ступень художественного мастерства. Недаром французский литературовед Шарль Корбэ сравнивал «Мороз, Красный нос», как единое в своем роде эпическое произведение «современной литературы», с гомеровским эпосом. Поэма не только прекрасна, но она и загадочна, как и должно быть с великим творением мастера. И каждая эпоха старается найти свою разгадку этой непостижимой тайны.
Какой бы ценой ни досталось
Забвенье крестьянке моей,
Что нужды? Она улыбалась.
Жалеть мы не будем о ней.
Нет глубже, нет слаще покоя,
Какой посылает нам лес,
Недвижно, бестрепетно стоя
Под холодом зимних небес.

III. Подведение итогов.
1.Рефлексия.
2. Домашнее задание по русской литературе: чтение поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
3. Выставление оценок.

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: открыть тайну поэзии Н.А. Некрасова; расширять читательский кругозор; воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы; развивать внимательное отношение к языку художественных произведений и сознательное использование выразительных средств языка в собственных высказываниях, воображение, фантазию, речь обучающихся.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ поэтического текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, сравнение со сказочным текстом, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге,

— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Н.А. Некрасова.

Оборудование : портрет и выставка книг Н.А. Некрасова, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение стихотворений И.А. Бунина учащимися.)

III. Работа по теме урока

— Ребята, прочитайте и узнайте, откуда эти строчки и кто их автор.

В августе, около Малых Вежей,

С старым Мазаем я бил дупелей.

(«Дедушка Мазай и зайцы». Н.А. Некрасов.)

Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел, был сильный мороз.

(«Крестьянские дети». Н.А. Некрасов.)

— Да, это стихи Николая Алексеевича Некрасова. Что вы помните о его жизни и творчестве?

— Как вы думаете, почему урок мы начали с этих строчек?

(Предположения детей.)

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

— Ребята, как мы будем работать над стихотворением?

(Составление алгоритма работы.)

Рассмотрю (название, заголовок) ⇒ послушаю ⇒ подумаю, о чем оно (чувства, переживания, настроение) ⇒ перечитаю, попытаюсь понять (какие средства использовал поэт, чтобы передать эти чувства) ⇒ работаю над выразительностью ⇒ читаю стихотворение ⇒ подвожу итог.

(Знакомство с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова.)

Детские годы Николая Алексеевича Некрасова прошли на Волге в с. Грешнево Ярославской губернии. Осенью 1824 г., выйдя в отставку в чине майора, здесь поселился вместе с семьей в родовом имении его отец, Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862). В Грешневе он вел обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было лишь 50 душ крепостных. Человек крутого нрава и деспотичного характера, отец Некрасова не щадил своих подданных. Доставалось подвластным ему мужикам, хлебнули с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна (умерла в 1841 г.), женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любя детей, ради их счастья и спокойствия она терпеливо занималась их воспитанием и безропотно сносила царивший в доме произвол.

Крепостническое самодурство в те годы было явлением заурядным, но с детских лет глубоко уязвило оно душу Некрасова, потому что жертвой оказался не только он сам, не только грешневские крестьяне, но и горячо любимая мать поэта.

От своего отца Некрасов унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели и с ранних лет заразился охотничьей страстью, которая способствовала искреннему сближению его с народом.

Некрасов учился в Ярославской гимназии. В 1838 г. уехал в Петербург, где посещал занятия в университете в качестве вольнослушателя. Отец за это оставил его без материальной поддержки. Он прошел тяжелую школу «петербургских мытарств», которые позже нашли отражение в стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

(Подробнее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Знакомство со стихотворением «Мороз, Красный нос» в аудиозаписи.)

— Ваши впечатления?

(Ребята делятся своими впечатлениями. Словарная работа.)

— Ребята, какие слова и выражения были непонятны? Прочитайте их и объясните значение.

Воевода — в старые времена старший в маленьком военном формировании.

Палица — дубина с шипами.

Дозор — охрана.

(Самостоятельное чтение стихотворения.)

— Кто главный герой стихотворения?

— Каким мы его увидели? (Он властный, всемогущий, богатый, сильный, щедрый, волшебник.)

— Как живется Морозу в зимнем царстве?

— Как поэт относится к Морозу-воеводе? (Он любуется им.)

— Какие средства выразительности использует поэт?

— Какой вы увидели здесь зиму? (Суровой, сильной, живой и полновластной.)

— Докажите, что поэт создает сказочный образ.

(Выразительное чтение стихотворения.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке? Что вам особенно запомнилось?

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Кто почувствовал другое настроение?

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Конспект урока по литературе "Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»". «Образ русской женщины» Тема: Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Цель: продолжить знакомство учащихся с поэзией Н.А. Некрасова, развитие в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности, закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова. Задачи: 1. Изучение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос». 2. Закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова. 3. Обогащать активный словарь учащихся. 4. Развивать поэтический вкус, образное мышление учащихся. 5. Развивать гибкость мыслительных процессов путем использования различных заданий. 6. Развивать связную устную речь учащихся. 7. Развивать зрительное и слуховое восприятие. 8. Воспитывать любовь к Родине, к труду, уважение к женщине. 9. Заучивание отрывка из поэмы наизусть. Оборудование: 1. Портрет Н.А. Некрасова 2. Картины: «Женщина-крестьянка в русском наряде», 3. Иллюстрация к поэме 4. Индивидуальные карточки со стихотворением для творческой самостоятельной работы учащихся 5. Толковый словарь С.И. Ожегова 6. Пословицы 7. Наборное полотно 8. Картина «Крестьянка», «Бурлаки на Волге» 1. Орг. Момент Ход урока - Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов XIX века. Наш урок посвящен поэзии Н.А. Некрасова. Главной, основной темой творчества Некрасова всегда была тема крестьянской жизни. Недаром поэта называли певцом народа. О тяжелой безрадостной жизни деревенских тружеников он писал на протяжении всего своего творческого пути. О себе Некрасов говорил: «Я лиру посвятил народу своему».

2 2. Краткое сообщение учеников и учителя о жизни Н.А. Некрасова. Вспомните, что вы знаете о жизни Некрасова. Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 года. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, через три года после рождения сына навсегда поселился в своем родовом ярославском имении Грешнева. Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство. Но здесь же, на этой «благославенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг услышал какие-то стоны и вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки. Почти пригнувшись головой К ногам, обитым бечевой Рано открылось Некрасову «зрелище бедствий народных». Дома, в родной семье ему жилось очень горько. Его отец был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян. Мать Николая, Елена Андреевна, была образованной женщиной. Она много читала, играла на фортепиано, хорошо пела. Все свое время и любовь мать отдавала детям. Мальчик очень любил свою мать. Умерла она рано. Некрасов посвятил ей несколько стихотворений. В 1832 году отец отдал двух старших сыновей, Андрея и Николая, в Ярославскую гимназию. Однако закончить гимназию мальчикам не удалось, т.к. отец отказался платить за их обучение. Николай уезжает в Петербург с желанием поступить в университет. К сожалению, его мечта не осуществилась. Не хватило знаний, чтобы хорошо сдать экзамены. Для себя он сделал вывод: надо работать не покладая рук. Некрасов занимается самообразованием: много читает, пишет поэмы и стихи, комедии и сказки, рассказы и повести. У него появляются друзья среди писателей и поэтов. Тяжелые впечатления детства, страдания крепостных крестьян, непосильный труд бурлаков все это оставило в душе Некрасова неизгладимый след. Он становится первым народным поэтом. В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Несмотря на болезнь, он не переставал работать. Строчки одного из последних стихотворений Некрасова звучат как его завещание потомкам: Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо всем скажет сердечное Русский народ В своих стихах поэт высказал мысли и чаяния простых людей. Стихи написаны прекрасным, певучим, замечательно богатым и в то же время очень простым языком. Его стихи переложены на музыку. В стихах Некрасов рассказывает о душевных качествах простого русского человека, умеющего в самых невыносимых условиях делать добро. 3. Новый материал 1. Вводное слово учителя Доля русской женщины-крестьянки очень волновала поэта, и Некрасов продолжает эту тему в поэме «Мороз, Красный нос». Сегодня на уроке мы

3 будем учиться выразительно читать отрывок из этой поэмы, узнаем о каких чертах русской женщины говорит Н.А. Некрасов. (Запись темы в тетради) Поэма «Мороз, Красный нос» была написана в 1863 году. Крепостное право было отменено за 2 года до ее написания, но жизнь крестьян не улучшилась. 2. Словарная работа (запись в тетради) 1. Убогая бедная 2. Будни трудовые дни 3. Нужда нищета 4. Воздаяние награда 5. Не сробеет не испугается 6. Хата дом 3. Чтение учителем поэмы - О ком это стихотворение? - Правильно, о крестьянке. 4. Работа с текстом 1. Чтение «по цепочке» 2. Выборочное чтение С кем сравнивает поэт русскую женщину? Что говорят про нее? (2 столб.) (Пословица) Какой дорогой по жизни они идут? (3 столбик) - Какими словами поэт воспевает красоту русской женщины? (4 столбик) - Посмотрите, как была одета русская женщина (картина женщина-крестьянка) (сарафан, кокошник, рубашка, лапти) - Отношение к работе (5 столбик) Пословица: Труд человека кормит, а лень портит. Работа с пословицей Соберите пословицу: Хозяюшка в дому, что оладышек в меду. В народе про чистую прибранную избу говорили: «Не хата, а царская палата». Как отдыхает крестьянка? (6, 7 столбик) Смелость и решительность (8 столбик, Что пишет Некрасов о семействе? (9, 10, 11, 12 столбики) -Какие строки вы считаете главными в отрывке? В ней крепко и ясно сознанье, Что всѐ их спасенье в труде, И труд ей несѐт воздаянье: Семейство не бьѐтся в нужде.

4 o -Как вы поняли выражения: «Труд ей несет воздаяние»(труд ей принесет награду) «Посмотрит рублем подарит»(взгляд ее дорог,словно рубль золотой) «Ей некогда лясы точить»(нет времени пустословить) -Создайте словесный идеал некрасовской женщины: Синквейн. Русская,трудолюбивая,терпеливая, семейная,хозяйственная. Любить,ценить,уважать Достойна уважения Гордость -Ребята,а автор говорит о какой-то конкретной женщине? (Нет.Этот образ собирателен,он обо всех русских женщинах) Отношение окружающих к русской женщине (12 столбик) - Как бы вы озаглавили прочитанный отрывок из поэмы? («Крестьянка») 3. Картина «Крестьянка» Показ картины Подходит картина к отрывку поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»? Кого вы видите на этой картине? Что делает крестьянка? -Только ли суровую долю русской крестьянки показал Некрасов? (Он показал еще ее выносливость,терпимость,скромность,внешнюю и внутреннюю красоту,доброту и умение прийти на помощь.) Этот отрывок гимн русской женщине. Вы его выучили? 4. Чтение поэмы учениками(2-3 ученика рассказывают наизусть отрывок.) 5. Творческая работа учащихся 1.Каждому ученику раздается листок с 2 столбиками поэмы «Мороз, Красный нос», в которых пропущены слова. Ученик читает стихотворение, вставляя пропущенные слова.

5 2.1 группа: Найти сравнения, с помощью которых Некрасов рисует образ русской женщины-крестьянки. (Автор сравнивает ее с царицей, взгляд еѐ дорог, словно рубль золотой. Сравнивает с солнцем. Ребенок у нее на груди, как на стуле т.е. удобно, надежно и т.д.) 2 группа: Найдите эпитеты, которыми Некрасов описывает русскую женщину. (Румяна, величава, стройна, всегда терпелива, румяные губы, сердечный смех) 8.Подведение итогов: -Какова идея этого отрывка? Что хотел нам сказать Некрасов? (Некрасов призывает народ к борьбе за лучшую жизнь) -Сбылись ли сегодня мечты поэта и народа о свободной и счастливой жизни? (Да. Крестьяне живут хорошо и счастливо).о чем заставил вас подумать этот урок?(о горе крестьян, о том,что прошли века, прежде чем народ стал жить лучше) 2.Поняли,что в образе русской крестьянки воплощены лучшие черты русского народа. Научились сочувствовать чужому горю и восхищаться внутренней и внешней красотой русской крестьянки. Это стихотворение гимн русской женщине. Выставление оценок. Д.З. Прочитать «Муму» И.С.Тургенева


План массовых мероприятий МБУК «МЦБС Первомайского района» к 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова, русского поэта Название Наименование мероприятия Форма работы На кого рассчитано Год проведения библиотеки

МОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа План-конспект урока литературы в 5 классе Тема: «Есть женщины в русских Селеньях» по поэме Н.А. Некрасова «Мороз, Красный Нос»

МОУ Юровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Урок литературы в 6 «А» классе Тема: «М.М. Пришвин «Кладовая солнца. Настя и Митраша.» Учитель русского

Конспект урока литературного чтения в 3 классе Тема урока: И.С.Никитин «Встреча зимы». Учитель: Пархоменко Татьяна Александровна Цели урока: Познакомить учащихся с произведением И.С.Никитина. Продолжить

Маскайкина Алена Анатольевна учитель начальных классов МБУ г. о. Тольятти «Школа 25» Технологическая карта урока Учебный предмет: литературное чтение Класс: 3 класс УМК «Школа России», авторы программы

Творческий проект по литературе: «Гуманизм Н.А. Некрасова в стихотворении «Крестьянские дети». Выразительность речи в поэтическом произведении» Выполнил ученик: 5а класса Жигулин Иван Руководитель: Бандоля

Технологическая карта урока литературы Класс: 5 Предмет: литература Тема урока: Тема родины в поэзии Н.М. Рубцова Цель: формирование у школьников представления об образе родины в лирике Н.М. Рубцова;установление

МАОУ Новоильинский агротехнический лицей Конспект урока литературного чтения для 2-го класса Тема: Народная мораль в характере главных героев Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» Выполнила: Красноярова Екатерина

М.М.Пришвин «Моя Родина» Цели урока: Познакомить с произведением М.М.Пришвина «Моя Родина», развивать навык чтения, работать над интонацией, над содержанием текста; Формировать умение отвечать на вопросы

Конспект урока. Предмет: Основы светской этики. Класс: 4-А Учитель: Шабдинова А.К. Учебное учреждение: «Школа-гимназия 3» города Армянска. Тема: «Чувство Родины» Цель урока создать условия для формирования

Цель: ознакомление с произведением Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» Задачи: продолжить ознакомление с творчеством Н.А. Некрасова; Ознакомить с его новым произведением, учить детей анализировать содержание

ГБОУ НПО ВО «Профессиональное училище 10» Урок-викторина Тема: «Я лиру посвятил народу своему» (по творчеству Н.А.Некрасова) Разработала: Орлова Е.Н. I. Цели урока: Закрепить знания, полученные при изучении

(195 летию Н.А. Некрасова) (10.12.1821-08.01.1878) 6+ «Я лиру посвятил народу своему Быть может, я умру, неведомый ему. Но я ему служил и сердцем я спокоен» В историю русской литературы Николай Алексеевич

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Учитель: Астахова Наталья Вениаминовна Предмет: Литературное чтение Класс: 4 класс Тема Задачи Планируемый результат Межпредметные

Конспект урока по литературе 7 класс (Изучение произведений А.М. Горького) Тема урока: Особенности построения повести А.М. Горького «Детство». Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения.

Калабина Ирина Васильевна Урок семинар по литературе в 9 классе «Тема природы в лирике А.С.Пушкина» Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся предметных и надпредметных компетентностей;

Шифр Тексты заданий для муниципального этапа олимпиады по ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ) МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Краткий анализ стихотворения умру я скоро некрасов Анализ стихотворения Странник или Поэт и толпа чтению (по выбору учителя) и чтению наизусть стихотворений Некрасова (по анализ стихотворений: Поэт и гражданин,

Николайчук Наталья Александровна Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Великогубская средняя общеобразовательная школа» Республика Карелия Медвежьегорский район д. Великая Нива УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО

Урок литературного чтения в 4 «В» классе Учитель: Хомутова З.И. Тема: С.Есенин «Лебѐдушка» Цели: познакомить с произведением С.Есенина «Лебедушка»: - развивать у учащихся осознанность чтения; формировать

Тема: Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко» Цели: познакомить учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Как неожиданно и ярко»; познакомить с новыми литературными терминами; учить анализировать поэтическое

Сценарный план проведения урока по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в 4 «Д» классе. Урок 30 «Любовь и уважение к Отечеству». Учитель: Сергунина Ольга Семеновна Это открытый метапредметный урок

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 8 «Василёк» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного

Тема Родины в стихотворениях Николая Рубцова. Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с биографическими сведениями и творчеством Н. Рубцова. 2. Продолжить обучение выразительному чтению, комментированию,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 3 муниципального образования Тимашевский район НОД по патриотическому воспитанию «Россия - наша Родина» Логопедическая

Аннотация к рабочей программе по литературному чтению Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе

Чувикина Лариса Васильевна учитель русского языка и литературы Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа 814 г. Москва КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА-МЕРОПРИЯТИЯ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 класс ТЕМА: «Весна, весна! Как воздух чист!» (изображение весны в стихотворения х русских поэтов XIX века и в пейзажной живописи И. Левитана).

О книге, о чтении Тема. Цель: Оборудование: Урок 26 Со строчки на строчку. Учись читать молча. В. Бочарников «Лети, журавль!». учить детей осознавать прочитанное, анализировать его; развивать технику чтения

Урок по теме «Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. И.Бунин» Автор Предмет, класс УМК Тема: Тип урока по целеполаганию: Цель урока: Задачи урока: Логиновских Лариса Николаевна Литература, 5

Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно - покой и простор! Листья

Веретина Елена Валерьевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Никологорская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района» Владимирская область, посёлок Никологоры УРОК «ОСЕНЬ СКАЗОЧНЫЙ

Чтение и развитие речи 9 класс Тема: Михаил Шолохов «Судьба человека» Цели и задачи: Совершенствовать различные виды речевой деятельности; Формировать навыки беглого, правильного, осознанного чтения; Обогащать

Иванова Елена Александровна учитель МБОУ «Сосновская СОШ» п. Сосновка, Кемеровская область РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ Аннотация: с самых давних времен не ослабевает

Открытый урок по русскому языку. 3 класс Тема. "Правописание родовых окончаний имен прилагательных". Цели. 1.Формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных. 2.Развивать умения распознавать

Тема Конспект урока «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Выражение чувства любви к Родине. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Литературное чтение Урок 99 Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями Тема: Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто Цели: высказывать и аргументировать

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по литературе 9 класс Учитель Балабанова Е.И. Высшая квалификационная категория 2017г.

Каримова Альбина Мансуровна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия с. Раевский муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан Цели урока: УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 7 Г.ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Конспект урока во 2 «Б» классе на тему «Пословицы и поговорки» учителя Ширшаковой Е.А. Цель: познакомить детей

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» М.Ю.Лермонтов «Бородино». Конспект урока по литературе. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Учитель: Котмакова

МБОУ «Кулешовская основная общеобразовательная школа» Красногвардейского района Белгородской области РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ: «Обобщение по теме «Устное народное творчество». Урок-игра.

П/п 1. Параметр Учебный предмет, класс Описание Литературное чтение, 3 класс 2. Тема раздела Люби всё живое 3. Тема урока В.Берестов «Кошкин щенок», Б.Заходер «Вредный кот». 4. Тип урока Комбинированный

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Самаринская основная общеобразовательная школа» Урок внеклассного чтения в 7 классе «Человек-это прежде всего доброта, простота, великодушие» (По

План-конспект урока литературы в 11 классе. Тема: К.Д.Бальмонт. Лирика. Лингвистический комментарий к стихотворению К.Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени» Цели урока: познавательные: - чтение и филологическое

О влиянии чтения художественной литературы на развитие дошкольника Облогина О.В., педагог-психолог МБДОУ «Мишутка» «Чтение книг тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу

МБОУ Гимназия г. Навашино Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок подготовила учитель русского языка и литературы Морозова В.А. 2012-2013 учебный год Цель урока: -изучение стихотворения

Тест по биографии и творчеству тютчева и фета ответы Природа, с ее постоянной изменчивостью, вдохновила Фета на создание сотен стихов и целых Ф. И. Тютчев. Биография и творчество (Источник). Факты биографии

Урок 30. 25.04.2017 г. Учителя ОРСЭ: Давыдова Маргарита Анатольевна, Сергеева Наталья Васильевна Тема урока: Любовь и уважение к Отечеству Цель урока: Повысить интерес к истории и культуре своей страны,

С 12 по 20 октября в нашей школе проводилась неделя литературы, посвященной 120 летию со дня рождения Сергея Есенина. В рамках данной недели прошли следующие мероприятия: Дата Класс Название мероприятия

Урок литературы 6 класс Тема: Н.М Рубцов «Звезда полей» Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова Задачи: -обучающая: научить находить ключевые слова и образы в стихотворении;

Педагогический проект «Знакомство детей с творчеством С.Я.Маршака» Старше-подготовительная группа 3 ГБОУ Лицей 1451 Дошкольное отделение 2 Воспитатель Козлова Н.И. Актуальность проблемы: Современные родители

С. Есенин «Черёмуха» Интегрированный урок чтения и музыки Оборудование: плакат с изображением цветущей черёмухи, портрет С. Есенина, открытки из серии «Дом-музей С. Есенина», гербарий с цветами черёмухи.

Технологическая карта урока литературного чтения Автор: Круковская Т.Е. Предмет: литературное чтение Тема: Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. Тип урока: Урок закрепления и совершенствования ЗУН

Севрюк Марина Евгеньевна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа 50 г. Иркутск Предмет Класс 2 Тип урока/занятия

Т Привела; учитель 3 «а» кл. Глебова О.Н. Творчество Расула Гамзатова» Учитель: читает строки из стихотворения Расула Гамзатова: В большой семье крестьянской сакле скромной Под солнцем плывшем в утреннем

Var begun_auto_pad = 235757304; var begun_block_id = 272058883; Некрасов о предназначении поэта и поэзии Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается

Планируемые результаты изучения предмета по литературному чтению 2 класс Название раздела Предметные результаты Метапредметные ученик научится ученик получит возможность результаты научиться читать тексты