Особенности урбанизации в китае. Урбанизация как инструмент повышения благосостояния населения китая

Особенности урбанизации в китае. Урбанизация как инструмент повышения благосостояния населения китая
Особенности урбанизации в китае. Урбанизация как инструмент повышения благосостояния населения китая

Согласно официальной статистике, исходя из количества жителей, проживающих в городах, в процентном выражении уровень урбанизации в Китае в настоящее время составляет 48%. Учитывая, что всего 30 лет назад городское население составляло лишь 18 %, это заметный прогресс.

В то же время, темпы урбанизации продолжают оставаться неудовлетворительными. Дело в том, что большинство других стран, находящихся на аналогичной стадии развития, пережили более стремительную урбанизацию и индустриализацию. Урбанизация в Китае отстает от индустриализации, городское население составляет в процентном выражении примерно 70% трудоспособного населения, получающего свой основной доход от несельскохозяйственной деятельности.

Другим разительным отличием Китая от других развивающихся стран является то, что в китайских городах, крупных и небольших, отсутствуют какие-либо признаки значительной городской нищеты или трущоб. Люди часто считают это характерной чертой китайской прописки («хукоу») или системы регистрации домовладений, которая разделяет привилегированное и сельское бедное население в самом начале их жизни. В то же время, несмотря на то что система прописки «хукоу» может ограничить доступ сельскому населению к некоторым преимуществам городов и услугам общественного пользования, таким как государственное образование, здравоохранение или страхование служащих, она никогда не удерживала сельское работоспособное население от переезда в города.

Фактически, правительство Китая поощряет сельское работоспособное население переезжать в города с целью поиска лучшей работы. Именно поэтому более 40% трудоспособного населения Китая, примерно 300 миллионов человек, переместилось в течение последних 30 лет из сельского хозяйства в промышленный сектор и сферу обслуживания, которые в настоящее время все больше сосредоточены в городах. Как результат, в настоящее время в китайских городах количество мигрантов-работников, имеющих прописку «хукоу» в сельской местности, превышает среднее количество работников, имеющих городскую прописку «хукоу».

Таким образом, если не система прописки «хукоу» предотвратила рост трущоб в Китае, то что же оказало на это влияние? По моему мнению, наиболее важным институтом, предотвратившим ужасную нищету в городах, является уникальная система землепользования в сельской местности в Китае.

Процесс всеобщей реформы в Китае начался с введения так называемой «системы контрактов с сельскими домовладениями», которая предусматривала передачу плодородных земель в аренду фермерским крестьянским хозяйствам. Это означало постепенный распад коллективного сельскохозяйственного производства в начале процесса реформ и преобладание частных фермерских хозяйств.

Хотя «коллективы» ферм остались собственниками сельских земель, домохозяйства могли получить все «остатки» от их производства, что создавало стимул для продуктивного использования земель. Они даже могут передать землю в аренду другому фермерскому хозяйству, если их члены смогут найти лучшую работу в городах.

Домовладения могут сохранять это право на протяжении всего срока аренды (в настоящее время составляет 30 лет), но у них отсутствует право собственности на саму землю. Если работники в сельской местности сталкиваются с финансовыми трудностями, которые в других странах часто приводят к продаже земли, они могут более интенсивно искать работу либо обратиться за государственной помощью. Но земля ни при каких условиях не может быть продана или передана в залог. Кроме того, без государственного разрешения не может быть изменена цель использования земли: с сельскохозяйственной на какую-либо иную коммерческую цель.

Эта специальная система принесла важные результаты: если городские жители теряют свою работу, то они сохраняют возможность получать определенный доход от сдачи земли в аренду, кроме того, они могут вернуться в свою деревню и потребовать вернуть свою землю (обычно, в течение одного года). Этот небольшой участок земли, принадлежащий семье на основании системы контрактов с сельскими домовладениями, не может обогатить фермеров. Однако он является последней инстанцией системы социальной защиты.

Это помогает объяснить, почему урбанизация в Китае отстает: система землепользования, которую невозможно повторить в других развивающихся странах, гарантирует, что резерв трудоспособного населения для индустриализации и урбанизации находится в глухих деревушках, а не в городских трущобах.

Несмотря на то, что такая система обеспечивает более гладкий путь для урбанизации, он является временным, а не постоянным. Работники-мигранты продолжают ощущать свою неспособность к настоящей интеграции в городах, т.к. их социальная защита остается надежно связанной с их сельскими «корнями». Сегрегация населения, вызванная системой землепользования, на самом деле увеличила, а не уменьшила социальное неравенство.

Учитывая эти обстоятельства, а также высокую мобильность китайцев, урбанизация в стране далека от стабильности. Для достижения «постоянной урбанизации» Китаю необходимо разработать новую систему социальной защиты. Объявить об отмене системы прописки «хукоу» может быть легко, но это будет играть небольшое значение в случае отсутствия институтов, которые смогут смягчить риски, с которыми сталкиваются в китайских городах рабочие-мигранты из сельской местности.

Ключом к успеху в этой области может являться обеспечение доступности услуг общественного пользования, таких как образование, и официальной системы социальной защиты для мигрантов из сельской местности, даже на самом низком уровне, в связи с ограниченными ресурсами государства. Когда эта цель будет достигнута, мигранты из сельской местности будут охотнее обосновываться в городах в качестве постоянных городских жителей и в китайском обществе будет больше равенства, с точки зрения доступа к слугам общественного пользования.

Новый пятилетний план экономического и социального развития Китая, который начнет реализовываться с 2011 года, может касаться целенаправленного решения этой проблемы, предусматривая создание национальной, универсальной и компактной системы социальной защиты. План может также потребовать от правительств городов увеличить обеспечение услугами общественного пользования, в том числе обучением, здравоохранением, а также минимальным уровнем защиты дохода для резидентов без постоянной прописки «хукоу». Эксперименты в этой сфере уже проводились в таких городах, как Чунцин и Чэнду.

Для полной урбанизации Китая потребуется несколько поколений. Однако становится понятно, что после длительных дискуссий и колебаний политические руководители, отвечающие за принятие решений, кажутся готовыми к переходу к следующему этапу урбанизации, приняв новые походы.

Основной проблемой являются не инфраструктура и городские предприятия, какими бы важными они ни казались. Скорее всего, ключом к успеху будет устранение в китайских городах неравенства между мигрантами из сельских районов и жителями городов, с точки зрения возможностей и доступности услуг общественного пользования. Этого невозможно достичь в одночасье. Однако постепенно, шаг за шагом, это можно сделать и должно быть сделано.

Фань Ган - профессор экономики Пекинского университета и Китайской академии социальных наук, директор китайского Национального института экономических исследований, генеральный секретарь Китайского фонда реформ и бывший член Комитета монетарной политики Народного банка Китая.

В настоящее время Китайская Народная Республика (КНР) демонстрирует всему миру небывалые темпы роста городского населения. Строятся города, промышленные предприятия. Колоссальный потенциал нации, базирующийся, прежде всего, на многочисленном населении и относительно дешёвой рабочей силе, позволил привлечь в страну внушительные финансовые потоки. Это, в свою очередь, подстёгивает процессы урбанизации. Как грибы после дождя возникают крупные города и экономически мощные городские агломерации.

Самые крупные мегаполисы и города в Китае

На территории современного Китая расположен ряд зон, в которых сконцентрированы огромное население, инфраструктура и капиталы. В таблице представлены крупнейшие населённые пункты городского типа в поднебесной.

Название агломерации

Величина населения

Гуанчжоу (Guangzhou)

Шанхай (Shanghai)

Пекин (Beijing)

Тяньцзинь (Tianjin)

Сямынь (Xiamen)

Чэнду (Chengdu)

Ханчжоу (Hangzhou)

Ухань (Wuhan)

Шаньтоу (Shantou)

Шэньян (Shenyang)

Чунцин (Chongqing)

Нанкин (Nanjing)

Сиань (Xi"an)

Вэньчжоу (Wenzhou)

Циндао (Qingdao)

Стоит отметить, что представленные географические объекты являются агломерациями, то есть компактными скоплениями крупных и мелких городов. Между ними практически стёрты границы, имеются единые транспортные системы.

Причины урбанизации в Китае

Китай большую часть своей истории оставался страной с преимущественно крестьянским укладом. Промышленная революция 18-19 веков, имевшая место на Западе, обходила поднебесную стороной. Но это не могло продолжаться бесконечно. В 20 веке многое стало меняться.

В течение первой половины 20 века происходил постепенный рост доли городского населения. Особенно этот процесс оживился в конце пятидесятых и начале шестидесятых годов прошлого века. Это связано со становлением промышленного производства, которое потребовало определённого количества молодых рабочих рук из деревни.

С конца шестидесятых по середину семидесятых годов прошлого века наблюдался обратный процесс. Происходил частичный возврат населения в сельскую местность. Причиной тому послужила Культурная революция.

Но всё изменилось в конце семидесятых годов, когда были начаты реформы, кардинальным образом трансформировавшие экономику Китая. Под руководством Дэн Сяопина, члена коммунистической партии КНР, были созданы каналы для притока прямых иностранных инвестиций. В результате широким слоям сельского населения были предоставлены возможности для трудоустройства в городах. Начался стремительный рост городского населения.

Факторы роста и прогнозы численности населения Китая

Как уже было сказано выше, основным фактором роста в Китае является приток иностранного капитала в экономику страны. Это, в свою очередь, способствует росту городов, развитию промышленного производства. Создаются национально ориентированные отрасли экономики, которые работают преимущественно в интересах КНР.

Необходимо заметить, что следует с определённой долей осторожности относиться к статистическим данным. Это связано с изменениями критериев, которые используются при расчёте доли городского населения. Например, в ходе переписи населения 1953 года к городам относили населённые пункты с населением более 2500 человек при условии, что более половины людей заняты не в сельском хозяйстве. А в процессе проведения переписи населения в 1964 году к городам относили поселения с более чем 3000 жителей, при этом минимум 70 % людей должны были быть заняты не в сельскохозяйственном секторе. В восьмидесятых годах критерии, в соответствии с которыми населённый пункт мог носить статус города, были ещё более упрощены. Городским отныне считалось сельское население, которое проживало в непосредственной близости к крупным промышленным объектам. Также был снижен процент необходимой доли людей, не занятых в сельском хозяйстве.

По данным многочисленных исследований, проведённых учёными как в самом Китае, так и в других странах мира, процессы урбанизации в Китае будут продолжаться. Прогнозы разнятся между собой. В нижеследующей таблице представлен один из прогнозов, который был подготовлен группой исследователей из Чунцинского университета (Chongqing University of Arts and Sciences). Эти результаты были получены на основе достаточно сложных математических и статистических расчётов.

Предполагаемый % городского населения

История роста крупных центров Китая

Гуанчжоу, ранее носивший наименование Кантон, является одним из крупнейших городов Китая. Вместе со своими пригородами образует крупнейшую в стране городскую агломерацию. Является столицей провинции Гуандун. На протяжении своей многовековой истории Гуанчжоу был тесно связан с остальным миром. Из портов этого города отправлялись суда с товарами в Европу и другие части света. Неудивительно, что после реформ 70-х годов именно он стал одной из основных точек роста китайской промышленности, а также торговли и финансового сектора.

Шанхай является крупнейшим городом мира по численности населения, образует крупную городскую агломерацию. Как и многие другие современные азиатские мегаполисы, Шанхай обязан своему расцвету давним торговым традициям. В 20 веке наблюдался рост промышленного производства. А на рубеже 21 века благодаря проведению ряда реформ, в том числе налоговых, и присвоению городу особого статуса в эту зону начали перемещаться капиталы.

Пекин, столица современного Китая, имеет за плечами не одно тысячелетие своей истории. Город жил развивался во время правления разных династий. Но бурный промышленный рост произошёл в 20 веке. В настоящее время Пекин - это административный, научный, культурный и деловой центр КНР, в котором выдающиеся достижения сосуществуют с рядом проблем социального и экологического характера.

Города-призраки в Китае

В 2000-х правительство Китайской Народной Республики одобрило проект строительства ряда новых городов. Изюминкой программы было то, что проектирование и строительство велось по утверждённому градостроительному плану с формированием полноценной инфраструктуры. При этом процесс заселения новых городов значительно отстаёт от темпов завершения их строительства. Так в современном Китае возник феномен городов-призраков. Типичный город-призрак представляет собой современный мегаполис, построенный с нуля. В нём есть жилые кварталы, предусмотрены площадки для промышленных объектов, недвижимость для арендаторов, больницы, школы, университеты, аэропорты. Всё это взаимосвязано современными автомобильными дорогами и различными коммуникациями. Несмотря на то, что людей там проживает пока немного, инфраструктура поддерживается в надлежащем состоянии.

Что касается причин, по которым началось строительство таких городов, то на этот счёт существуют разные мнения. В любом случае, это дало дополнительный толчок развитию технологий в стране, а также предоставило людям рабочие места. Эксперты сходятся во мнении, что города постепенно будут заселены. Их планировка отвечает требованиям нового тысячелетия в плане логистики и иных аспектов градостроительного планирования городской среды.

Миграция населения в Китае

Исторически Китай всегда был страной с относительно разобщёнными группами населения. Но со второй половины 20 века ввиду известных экономических и политических изменений в стране начали нарастать миграционный процессы.

В 50-х годах люди потянулись в развивающиеся промышленные города в поисках работы. Спустя двадцать лет, в рамках Культурной революции, образованная сельская молодёжь начала массово возвращаться в сельскую местность. Этот процесс принято называть «большим скачком». Миграционные потоки, которые можно наблюдать сегодня, оформились после проведения экономических реформ. На нижеследующей иллюстрации более интенсивным красным цветом обозначены провинции Китая с большей плотностью населения, именно туда направлены основные миграционные потоки.

Можно с достаточной степенью условности выделить три типа миграции в современном Китае: постоянная, сезонная и временная. Постоянная миграция представляет собой постепенный отток населения из сельской местности в города. Является основой социального звена урбанистического процесса. Сезонный вид миграции существует благодаря природным циклам, которые имеют значение для возделывания сельскохозяйственных культур. Проще говоря, крестьяне, временно не занятые в сельском хозяйстве, на короткий срок ищут работу в городе. Временная миграция связана с личными и иными, в том числе законодательно закреплёнными, необходимостями покинуть на время место своего проживания.

Процентное соотношение городского и сельского населения в Китае

Существуют разные подходы к определению доли урбанизированного населения. Всё зависит от того, какой населённый пункт считать городом и какие слои населения можно отнести к городским жителям. В нижеследующем графике представлены данные о доли городского населения КНР в прошлом и сегодня. При этом подразумевается, что к городскому населению относятся сельские жители, проживающие в пределах крупных мегаполисов и агломераций. Эти люди хоть и ведут преимущественно крестьянский образ жизни, но, тем не менее, всё больше взаимодействуют с городской средой, включая трудоустройство. Разумеется, эти данные могут быть оспорены.

Логистические и туристические центры внутри Китая

За несколько последних десятилетий в Китайской Народной Республике сформировались крупные агломерации, представляющие собой не только сосредоточение производства и капиталов, но и туристические центры.

  • Гонконг по праву считается деловым центром современного Китая. Гонконг вернулся в состав китайского государства в 1997 году и более глубоко включился в экономическую жизнь страны. В этом мегаполисе огромное количество бизнес-центров, на площадках которых развернули свои представительства самые влиятельные и капитализированные компании не только Китая, но и всего мира.
  • Пекин со своей многовековой историей привлекал туристов и путешественников во все времена. Сегодня туристическая инфраструктура столицы КНР поражает. Созданы все условия для развития данного вида бизнеса. Международный аэропорт принимает воздушные суда со всех уголков земли. Развёрнута система отелей на любой вкус и кошелёк.
  • Пекин - это многоплановый город. Он привлекает не только туристов, но и бизнесменов со всего мира. В рамках пекинской городской агломерации функционируют множество крупных транспортных узлов.
  • Шэньчжэнь, расположенный в провинции Гуандун и входящий в состав агломерации Гуанчжоу, является одним из крупнейших деловых и транспортных хабов не только южной части страны, но и всего Китая.

Стоит отметить, что все основные логистические и туристические центры КНР расположены, в основном, в юго-восточной и восточной частях страны. Так сложилось исторически. Близость морей и дельт крупных рек предопределили будущую судьбу этих районов. На базе экономического потенциала, который был накоплен в прошлом, сегодня в этих местах идёт бурное индустриальное развитие инновационного характера.

Таким образом, процессы урбанизации в современном Китае идут полным ходом. Развивается экономика КНР, которая незаметно и достаточно глубоко внедрилась в западную экономическую систему. Тем не менее эти процессы сопровождаются рядом проблем, в том числе социального и экологического характера. Будут ли они преодолены, покажет время.

Если в 1950 г. в Азии была сосредоточена 1/3 горожан мира, то сейчас около 1/2. Заметно усиливается юго-восточно-азиатский вектор мировой урбанизации, особенно быстро растет «городская масса» Китая и Индии и прилегающих к ним стран Восточной и Южной Азии.

Современный этап урбанизации в КНР характеризуется многими учеными как "урбанистическая революция", что связано с беспрецедентными масштабами явления. Китай -- традиционно сельская страна, на протяжении длительного периода отличавшаяся низким уровнем развития урбанизации.

Рис.8

К моменту образования КНР (1949 г.) в городах проживало лишь 10,6% населения, однако по абсолютной численности горожан страна уже тогда была мировым лидером. Для социалистического Китая был характерен рост уровня урбанизации. Уже начиная с 1960 годов, когда доля городского населения 19.7%, в городах встал острый продовольственный вопрос, КНР начало принимать меры по сокращению численности городского населения. Активизировалась кампания по отправке молодежи в сельские и горные районы. Так, с 1962 по 1976 г. свыше 17 млн. грамотной молодежи было отправлено в госхозы и народные коммуны. Особенно велики были потоки из густонаселенных провинций и городов центрального подчинения в слабоосвоенные районы. К 1975 г. уровень урбанизации снизился до 17,3%.

Но затем численность городского населения и его доля в общем населении страны начали неуклонно расти. Особенно быстро доля горожан увеличивалась после начала экономической реформы: в 1978 г. горожанами были 17,9% всего населения. По данным 3-ей Всекитайской переписи 1982 г., в городах проживало уже 210 млн. чел. или 20,6% населения. В отличие от прошлых переписей населения все городские жители были разделены на две категории: проживающие в крупных и средних городах ("ши") и в мелких городах и поселках ("чжэнь"). При этом в крупных городах проживала большая часть горожан -- 70%.

В 1980-е годы особое внимание было обращено на создание малых городов и поселков городского типа. По мнению китайских ученых, "форсирование строительства малых городов и поселков -- великая экономическая и социальная задача. Необходимо серьезно провести эксперименты с реформой регистрации в малых городах и поселках, разработать в пользу последних инвестиционную и земельную политику, а также политическое обоснование в отношении недвижимости. Строительство малых городов и поселков необходимо осуществлять на базе научного планирования и рационального размещения. Здесь полагается следить за экономией земельной площади и охраной окружающей среды и не браться за дело скопом"

Дельте реки Янцзы и Чжуцзян почти все центральные города осуществляют урегулирование административного деления на базе планов градостроительства. С 1999 г. по 2002 г. 2,88 млн. крестьян в провинции Чжэцзян стали городскими жителями. Уровень урбанизации этой провинции поднялся с 36 % до 42

На протяжении всей истории урбанизации КНР существенную роль играло государство. Наряду с прямым воздействием на процесс (системой "хукоу", препятствовавшей свободным миграциям, переселением крупных контингентов крестьян в города и горожан в сельскую местность и т.д.) государство регулировало и продолжает регулировать процессы урбанизации косвенным образом (через цены на землю и недвижимость, систему городского планирования, рынок рабочей силы и т.д.). Среди факторов урбанизации Китая выделяются экономические, социальные, миграционные и демографические, административные и внешние факторы. Государством и КПК была сформулирована задача превращения традиционно сельского Китая в "городскую страну" с уровнем урбанизации около 60% к 2020 г. Одним из главных механизмов решения этой задачи является формирование трех крупнейших мегалополисов: Дельты реки Янцзы, Дельты реки Чжуцзян и столичного региона Пекин-Бохайвань.

Формирование мегалополисов КНР стало главным содержанием урбанизационной политики китайского руководства на современном этапе. Китайское руководство предпринимает целенаправленные действия по формированию мегалополисов, включающие принятие программных документов на высшем государственном уровне; проведение координационных совещаний руководства субъектов, входящих в мегалополисы; бюджетную поддержку, прежде всего путем участия государства в строительстве инфраструктурных объектов; создание единого информационного центра и т.д. Особая роль отводится внешним факторам формирования мегалополисов.

Переход к рыночной экономике оказал существенное влияние на облик китайских городов, который существенно трансформировался в последние годы. От развивающихся по строгому плану "городов-производителей" идет постепенный переход к "городу-потребителю". Городская среда становится пространственно неоднородной, стремится удовлетворить разнообразные интересы населения. В преобразовании городской среды центральное правительство тесно сотрудничает с региональными властями, поощряя и поддерживая их инициативы.

В КНР сложилась сложная, многоуровенная система городского планирования, которая постоянно совершенствуется. В настоящее время идет утверждения нового "Закона о городском и сельском планировании", позволяющего комплексно подходить к процессу, учитывать интересы и городской, и сельской местности. Система городского планирования КНР иерархически выстроена, местным городским властям предоставляются достаточно большие полномочия.

Городскими властями предпринимаются различные меры для формирования "оптимальной" структуры горожан: привлечения образованной рабочей силы, сельских мигрантов, иностранных бизнесменов. Создание городских районов с характеристиками, удовлетворяющими потребности тех или иных групп населения, -- одно из важных направлений деятельности городских властей.

Руководство КНР ставит задачу формирования "своих" мировых городов. Таким глобальным городом становится Шанхай. Спецификой его становления как мирового города стало то, что он формируется прежде всего, как инновационно-индустриальный логистический глобальный центр, "главный цех" китайской "мировой фабрики". Особую роль в этом процессе играет "особая экономическая зона" Пудун, в составе которого выделяются определенные функциональные зоны. Поиск своего пути в мировые города позволяет Шанхаю избежать острой конкуренции с Гонконгом и Сингапуром, занять собственную нишу в мировом хозяйстве.

Можно сказать, что власти КНР активно регулируют так процесс урбанизации и так и демографию в стране. Власти работали периодами, то привлекая жителей в город, то расселяя городских жителей в сельские местности. Характеризуя процесс урбанизации в Индии необходимо в первую очередь изучит следующий график.

Рис.9

Можно сказать, что там наблюдается глобальная тенденция, которая развивается в направлении возрастающей урбанизации, согласно которой, больше половины населения мира живет в городах. Стоит отметить, что вклад городского сектора в валовый внутренний продукт (ВВП) в настоящее время ожидается в пределах 50-60 %. В связи с этим, повышение производительности труда в городских районах в настоящее время занимает центральное место в политических заявлениях министерства городского развития. Города обладают огромным потенциалом в качестве двигателей экономического и социального развития, создания рабочих мест. Они должны быть устойчивыми и дополнятся за счет городского хозяйства, что в свою очередь будет положительным для экономического развития страны. Большое количество жилища требует постоянного ухода, так требует определённый штат сотрудников, а это свободные рабочие места для индийских женщин. После 1950 года правительство Индии приняло 1005 различных планов, направленных на развитие жилищного и городского строительства, которое привело к запуску механизма борьбы с городской бедностью и нищетой. Программа Неру Роджгар Йоджана (NRY) делала упор на институциональное строительство и на строительство жилья для государственных служащих и слабых слоев. Возможно, такие планы во многом улучшать жизнь миллионов индийцев. Тем самым можно сказать что государственная политика Индии направлена на увеличение степени урбанизации в стране, она направлена на рост городов, на строительства жилья для приезжих жителей, постройки дополнительных рабочих мест. Тем самым правительство Индии, через городское население пытается увеличит темпы развития экономики, так как городское население - трудовое ядро в производстве.

Власти Китая ускоренными темпами продвигают процесс урбанизации, однако большинство жителей деревень, лишившихся земли и домов, так и остались со статусом крестьянина. При этом во многих районах под флагом урбанизации . Специалисты бьют тревогу, заявляя, что так дальше продолжать нельзя.

По официальным данным Пекина, в 2012 году уровень урбанизации в Китае достиг 52,6%, в течение последних 34 лет он возрос на 34,7 процента.

По данным Центра развития городов и посёлков при Национальной комиссии развития и реформ, в 12 городах провинциального уровня необходимо построить в среднем 4,6 района, а в 144 городах префектурного уровня - по 1,5 района.

Урбанизация и города-призраки

Проводя исследования в 12 провинциях, сотрудники центра также обнаружили, что в некоторых районах под флагом урбанизации просто происходит застройка больших площадей новыми зданиями, что превращает эти районы в города-призраки.

Специалист британского Королевского института дипломированных оценщиков, экономист У Цзюньи считает, что в настоящее время в Китае уже существует около 50 городов-призраков, в которых пустуют 50% домов. А в некоторых районах за сто миль вокруг нет ни одного человека, уровень пустующей жилплощади там достигает 80% - 90%.

По словам руководителя отдела исследований в области промышленности и региональной экономики Китайской академии наук Чэн Яо, во всех этих новых районах должна в первую очередь развиваться промышленность, а потом вестись застройка. Он считает, что если только застраивать районы домами и не создавать в них рабочие места, это не привлечёт туда людей.

Однако в Китае именно так и происходит.

24 октября китайская финансовая газета «Цайсинь» опубликовала статью профессора Чжао Сяо из института экономики и управления при Пекинском технологическом университете.

В статье профессор приводит статистику, согласно которой в настоящее время в Китае общая площадь пустующего жилья составляет около 6 миллиардов квадратных метров, а число пустых квартир достигло 68 миллионов. Можно только представить, на качество жизни в одной из самых густонаселённых стран мира.

Нельзя продолжать строить дома

26 октября один из самых богатых людей Китая, глава компании Hangzhou Wahaha Group, миллиардер Цзун Цинхоу на проходившей в провинции Чжэцзян Всемирной конференции предпринимателей прямо заявил: «Нельзя больше строить дома!»

Цзун пояснил, что у него есть заводы по всей стране, и он хорошо знает ситуацию. По его словам, в настоящее время пустые дома есть не только в городах, но уже и в деревнях.

«На рынке недвижимости уже образовался пузырь, если продолжать строить дальше, это кончится очень плохо!» - отметил миллиардер.

Ещё в 2009 году известный учёный-экономист Роберт Шиллер после неоднократного посещения Китая сказал, что в крупных городах страны цены на недвижимость в несколько раз выше среднегодового дохода местных жителей. Например, в Шанхае, по его словам, обычная квартира стоит в 100 раз больше годового дохода шанхайцев.

Согласно сообщениям в официальных китайских СМИ, в сентябре цены на новую недвижимость в четырёх крупнейших городах страны Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и Шэньчжэне выросли в среднем ещё на 20%.

Ван Ши, председатель правления одной из крупнейших в Китае компаний-застройщиков China Vanke очень обеспокоен ситуацией на рынке недвижимости.

Он считает, что пузырь на рынке недвижимости КНР раздувается, повторяя ситуацию в Японии в 80-х годах прошлого века. Однако, по словам Вана, в Японии тогда большую часть общества составлял средний класс, а в Китае наблюдается значительный разрыв между бедными и богатыми, поэтому если пузырь лопнет, то последствия будут гораздо хуже, чем были в стране восходящего солнца.

Урбанизированные крестьяне так и остаются крестьянами

Кроме застройки страны пустыми домами, переселение крестьян в города происходит насильственным способом, при этом статус многих из них не меняется.

Согласно опубликованной 27 октября информации Центра экономических данных Китая при университете Цинхуа, в настоящее время статус городского жителя в стране имеют всего 27,6% населения, за 20 лет это число увеличилось всего на 7,7%.

Стоит пояснить, что в КНР существует система прописок «хукоу», согласно которой в документах граждан указана их принадлежность к крестьянам или горожанам. У первых значительно меньше прав и возможностей, чем у вторых, крестьяне также лишены многих видов социальной защиты, которая есть у горожан.

По данным Центра, 64,3 миллиона китайских семей, то есть 16% всех семей, или более 300 миллионов человек, пережили отъём земли или снос своего дома в ходе урбанизации. При этом уровень обеспечения этих людей работой и социальной защитой очень низкий.

Получается, что уровень урбанизации достиг 52,6%, а число граждан со статусом горожанина составляет всего 27,6%. Специалисты указывают на то, что несправедливая система прописок, которую власти не хотят отменять, лишает большинство людей многих прав и видов социальной защиты, а также усиливает социальное расслоение в обществе.