Покрытосеменные. Общая характеристика отдела покрытосеменных растений Стержневая и мочковатая корневые системы

Покрытосеменные. Общая характеристика отдела покрытосеменных растений Стержневая и мочковатая корневые системы

Урок: №42.

Класс: 6.

Предмет: биология.

Дата проведения: _______________

Тема: Глава IX. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения . Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Семейства двудольных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений.

Цели урока:

Обучающие:

    закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений;

    помочь учащимся в ходе процесса их учебной деятельности выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире.

    продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения.

Развивающие:

    развивать регулятивные, коммуникативные, личностные и познавательные УУД.

Воспитательные:

    формировать познавательный интерес к предмету биологии через организацию коллективной поисковой деятельности;

    развивать способность к рефлексии и самоактуализации;

    развивать культуру общения и навыки коммуникации.

Задачи урока:

    развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формировать учебную проблему, тему урока и формулировать цель урока совместно с учителем; развивать умение высказывать свою версию (регулятивные УУД) ;

    вырабатывать умение слушать и понимать речь других; работать в группе; формировать устную речь (коммуникативные УУД);

    развивать умение сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека (личностные УУД);

    развивать умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке, осознавать необходимость приобретения новых знаний для использования в своей практической деятельности (познавательные УУД) .

Планируемые образовательные результаты:

    Предметные : ученики сумеют обосновать ведущую роль покрытосеменных растений в эволюции, научатся определять представителей двух классов цветковых растений.

    Метапредметные : учащиеся овладеют методами поисковой деятельности, научатся планировать и прогнозировать деятельность для решения учебной задачи, работать в группе, слушать и слышать сверстников, вырабатывать единое мнение, аргументированно высказывать свою точку зрения, овладеют приёмами самоконтроля.

    Личностные : у учеников сформируется познавательный интерес к предмету через использование поисковой деятельности, повышение стремления к самоактуализации, воспитание культуры общения.

Тип урока: Изучение НМ.

Оборудование:

    гербарные экземпляры покрытосеменных (двудольных и однодольных) и споровых растений (мхи, хвощи…);

    компьютер, интерактивная доска; презентация.

Методы и формы обучения:

    объяснительно-иллюстративные;

    слово учителя;

    частично-поисковый метод;

    индивидуальная и фронтальная работа учащихся.

Организационная структура урока.

Этап “Организационный момент”.

Психологический настрой учащихся;

Предварительная организация класса;

Вызов, самоопределение и мотивация.

Учитель совместно с детьми планирует и проектирует урок (презентация – слайд №1).

Этап “Актуализация опорных знаний учащихся”.

Задание классу: из гербарных экземпляров предложенных растений выбрать те, которые размножаются семенами и те, которые размножаются спорами (слайды презентации №2,3,4)

Презентация.

Предварительно на парты разложены следующие экземпляры растений:

Мох - хвощ - папоротник - хвойное растение - цветковые растения.

Учащиеся работают с гербариями, на которых отсутствуют этикетки с названиями растений, в парах. Разложив растения на две группы, дети объясняют свой выбор. Учитель предлагает поразмыслить над преимуществом семенных растений перед споровыми в условиях жизни на суше. (Оплодотворение внутри семязачатка, развитие там зародыша и формирование семени у взрослого растения – главное биологическое преимущество семенных растений перед споровыми. В семенах, в отличие от спор, есть запас питательных веществ, они защищены семенной кожурой, и в них формируется зародыш нового растения. Значит, семя – более надёжный орган размножения и расселения, чем спора).

Учитель: Сегодня на уроке мы знакомимся с отделом покрытосеменных растений. Второе название этих растений - цветковые растения.

Задание классу: в тексте параграфа № 42 найти, какое количество видов насчитывается в данном отделе. (Ответ: в нём насчитывается более 240 тысяч видов растений.)

Учитель: Это самая молодая группа растений и самая многочисленная. Мы должны выяснить, почему эта группа растений заняла господствующее положение в растительном мире и обеспечила покрытосеменным большое биологическое разнообразие.

Задание классу: рассмотрев гербарии, отложить в сторону споровые растения и внимательно рассмотреть семенные растения. Найти общие органы растений, присущие и голосеменным и покрытосеменным. (Ответ: вегетативные органы: корень, стебель, листья). (Слайд презентации №5)

Какой орган появился у покрытосеменных растений? (Ответ: цветок.)

Учитель: Предлагаю нам вместе подумать над формулировкой вывода о главном отличии покрытосеменных растений. (Ответ: главное отличие покрытосеменных растений: появление цветка – как генеративного органа размножения).

Вопрос: Чем отличается семя покрытосеменного растения от семени голосеменного растения? (Ответ: у голосеменных растений семена лежат открыто, на поверхностях чешуек шишек. У покрытосеменных растений семена покрыты тканями плодов, которые образуются из завязи пестика цветов).

Задание: найти в тексте учебника на странице 30 ответ на следующий вопрос: “Какие жизненные формы встречаются у покрытосеменных растений?” (Ответ: деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники и травы.) (Слайд презентации №9).

Учитель: Отдел Цветковые растения учёные-систематики делят на два класса: однодольные и двудольные. Сейчас вы получите карточки с описанием признаков двух классов. Но так как эти критерии были подготовлены учениками Карла Линнея, жившими в 18 веке, они допустили несколько неточностей. Вы, как ученики 21 века и сильные интеллектуалы, должны разобраться с характеристикой и найти ошибки в описании. В выполнении этой трудной задачи вам помогут гербарии. На следующих уроках биологии мы будем изучать следующие семейства класса двудольных растений: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные. В классе однодольных растений - лилейные и злаковые.

Вы должны разложить цветковые растения на две группы, ориентируясь на названия этикеток с обозначением принадлежности к семейству, и определить класс растения (приложение №2).

Двудольные растения

Однодольные растения

Зародыш семени с _____ семядолями.

(Вписать количество)

Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме.

(Найти ошибку в тексте)

Черешок листа есть или нет.

(

(Подчеркнуть правильный ответ)

Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков.

(Найти ошибку в тексте)

Обычно древесные и травянистые формы.

(Найти ошибку в тексте)

Зародыш семени с _______ семядолей.

(Вписать количество)

Запасные питательные вещества семени находятся в зародыше.

(Найти ошибку в тексте)

Листья обычно имеют перистое, пальчатое, параллельное, дуговое жилкование.

(Выбрать правильные определения и подчеркнуть)

Черешок листа есть или нет.

(Подчеркнуть правильный ответ)

Корневая система – мочковатая, стержневая.

(Подчеркнуть правильный ответ)

Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение.

(Найти ошибку в тексте)

Обычно травы, редко древесные формы.

(Найти ошибку в тексте)

Этап “Закрепление знаний”.

В ходе закрепления знаний учащиеся выполняют тестовые задания.

Этап “Рефлексия”.

Учитель предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели. Учащиеся называют основные позиции нового материала и как они их усвоили, отвечая на вопросы:

Что получилось, что не получилось и почему?

Что нового вы узнали?

Где пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке, в вашей жизни?

Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание (дифференцированно)

    Изучить материал параграфа “Отдел Покрытосеменные”. (Базовый уровень)

Покрытосеменные, или цветковые (Magnoliophyta ) - это высшие семенные растения, в которых ношении зачатки содержатся закрыто в завязи цветка. Официальное название этого таксона - Magnoliophyta, от названия рода Magnolia (Магнолия). Но традиционно укоренились такие названия, как Angiospermae и Anthophyta (цветочные растения). Сегодня на земном шаре существует по меньшей мере 250 000 видов цветковых растений, которые разделены на два больших класса и около 540 семей. Покрытосеменные - наиболее высокоорганизованные из всех растений, их тело состоит из многих развитых тканей, но особенно совершенными являются ведущие - ксилема и флоэма.

Ксилема уже построена из сосудов и трахеид, а флоэма - с ситовидных трубок и клеток-спутниц. Вегетативные органы цветковых растений также достигают наибольшей совершенства и разнообразия своего строения. Кроме выполнения основных функций, они выполняют и дополнительные, обусловливает появление их различных видоизменений. Самая большая сложность и разнообразие строения всех вегетативных органов оказывается в листа. Однако характерным органом цветочных является цветок как самый орган размножения. Она приспособлена для опыления и двойного оплодотворения, в результате которого образуется семя и плод. В цветочных растений, в отличие от голосеменных, семенах зачатки развиваются не открыто на семенных чешуйках, а спрятаны в завязь и защищены от высыхания ее стенками. Именно поэтому цветочные растения называются еще покрытосеменными. С семенного зачатка формируется семя, а из стенок завязи - оплодень. Семя вместе с околоплодника образуют плод, который есть только у цветковых. Итак, признаками совершенствования покрытосеменных по сравнению с голосеменными, являются:

1) осложнения проводящих тканей, которые улучшают транспортировку веществ по растению;

2) осложнения вегетативных органов, что совершенствует выполнения жизненных функций;

3) появление цветка, которая является органом полового размножения;

4) защищенность семенных зачатков стенками завязи цветка от неблагоприятных условий;

5) появление плода, в котором семя покрывается и защищается околоплодника;

6) двойное оплодотворение, которое обеспечивает образование зародыша и запаса питательных веществ и др.

Различия жизненного цикла покрытосеменных от голосеменных

В жизненном цикле покрытосеменных спорофит преобладает над гаметофитом. Это поколение еще более развито, а гаметофит, наоборот, проще, чем у голосеменных. Спорофиты цветочных растений представлены всеми возможными жизненными формами - деревьями, кустами, травами. В цветочных, как и у голосеменных, гаметофиты развиваются и живут ни спорофите, питаясь за счет его питательных веществ. Мужской гаметофит представлен пыльцевых зерном, который развивается в пыльниках тычинок.

Женский гаметофит - это зародышевый мешок внутри семенного зачатка, который находится в завязи пестика. Опыление происходит в цветке. Чаще происходит опыление насекомыми, а не ветром, а также перекрестное опыление, а не самоопыление. После поступления спермиев через пыльцевая трубку до зародышевого мешка происходит двойное оплодотворение: один спермий сливается с яйцеклеткой, образуя зародыш, а второй - с центральной клеткой, образуя эндосперм с запасом питательных веществ. От опыления до оплодотворения у них проходит, в основном, несколько часов, в отличие от голосеменных, у которых на это затрачивалось полгода и больше. Размножаются цветочные семенами и, довольно часто, вегетативно.

Итак, в развитии покрытосеменных наблюдаются такие особенности, как упрощение гаметофитом, закрытое расположение семенных зачатков в цветке, двойное оплодотворение, образование плода и др.

Особенности распространения и классификации покрытосеменных

Цветочные растения приспособлены к жизни на суше в самых разнообразных условиях - от тропиков до тундры, от низменностей до высоких гор, от пустынь до болот, они даже могут жить в пресных и соленых водоемах. Среди цветочных растений есть организмы, крупнейшие по размерам не только среди растений, но и среди всего органического мира. Они могут достигать 150 м в высоту (например, эвкалипты), иметь стволы толщиной около 20 м (баобабы) и стебли длиной 200 м и более (ротанговая пальмы). Покрытосеменные распространены повсюду: на всех континентах (кроме Антарктиды), во всех климатических зонах. их вегетативные органы и их видоизменения обеспечивают выполнение основных жизненных функций в жарких и холодных, сухих и влажных, равнинных и горных, сезонных и постоянных условиях существования. Все разнообразие цветов, форм, размеров, запахов цветов покрытосеменных предназначено для использования самых разнообразных опылителей, а приспособленность плодов и семян к распространению самыми разнообразными способами просто поражает.

Итак, разнообразие жизненных форм, сложность строения вегетативных органов и их способность к видоизменений, разнообразие цветов и плодов, способов опыления и распространения плодов и семян позволили покрытосеменных приспособиться к самым разнообразным условиям окружающей среды.

Основы классификации покрытосеменных

В отделе Покрытосеменные выделяют два класса: Двудольные и Однодольные. Впервые цветочные растения были разделены на злаковые и однодольные французским ботаником

А. Жусье еще в 1789 году, но и сейчас систематика цветковых растений еще далека от завершения. Новые исследования позволяют уточнять место того или иного вида, рода или семьи в общей системе мира растений. В основу классификации цветковых растений положено количество семядолей, тип корневой системы, особенности строения листьев и стебля и тому подобное. Большое значение для классификации цветковых растений имеет строение их цветки, ее околоцветника, тычинок, пестика и их частей. Отличаются злаковые от однодольных и по типу прорастания. У двудольных семядоли поднимаются над землей и напоминают два листочка, а между ними из почки вырастают первые настоящие листья (надземный тип прорастания). В однодольных семядоля, как правило, остается в земле, а на поверхности появляются только настоящие листья (подземный тип прорастания). Однако не существует никаких признаков, по которым можно было бы четко указать принадлежность растения к одному из классов. Среди двудольных есть растения с признаками однодольных (например, подорожник с дуговым жилкованием листьев), и наоборот (вороний глаз с сетчатым жилкованием листьев). Современные ботаники считают, что однодольные растения произошли от двудольных.

Итак, каждый из классов имеет совокупность признаков, которые и дают право отнести растение к одному из них.

Сравнительная характеристика двудольных и однодольных

признаки

злаковые

однодольные

жизненная форма

Есть все известные жизненные формы: деревья, кусты, одно-, двух- и многолетние травы

преимущественно травы

корневая система

Имеется стержневая корневая система, в которой корни способны к утолщению

Имеют мочковатую корневую систему, в которой корни не способны к утолщению

стебель

Стебель может быть травянистое или деревянистое с камбием

Стебель травянистый, не способное к утолщению

листья

Простые или сложные листья с сетчатым жилкованием

Листья простые, с параллельным или дуговым жилкованием.

строение цветка

Количество частей цветка кратно 4 и 5.

Кильксть частей цветка кратно 3.

количество семядолей

Зародыш имеет 2 семядоли с питательными веществами, которые при прорастании выносятся на поверхность почвы

Зародыш имеет одну семядолю без питательных веществ, которая при пророI наступлением не выносится на поверхность

количество видов

Около 200 000 видов, которые разделяют на 429 семей

Около 50 000 видов, которые разделяют на 104 семьи

Основные семьи

Магнолиевые, кувшинки, лютик, шелковица, кактусы, Рутовые, Тыквенные, Капустные, Розовые, Бобовые, пасленовых, Астровые и др.

Лилейные, Луковые, Ирисовые, Орхидные, Злаковые, Пальмовые, ряска и др.

Итак, растения класса Двудольные и класса Однодольные отличаются по многим признакам, но важнейшим все же есть количество семядолей.

Покрытосеменные растения называют также цветковыми. На сегодняшний день покрытосеменные рассматриваются чаще всего в ранге отдела.

Количество видов покрытосеменных достаточно большое. Более 300 тысяч видов. Если сравнивать с голосеменными, которые включают всего около 1 тысячи видов, то понятно, что цветковые доминируют среди растительности на Земле.

Благодаря своему более совершенному строению, покрытосеменные расселены почти по всей планете, встречаются во многих, в том числе почти экстремальных, климатических условиях. Поскольку условия на Земле достаточно разные, да и приспособиться к ним можно по-разному, то цветковые растения разнообразны. Отсюда и вытекает многообразие покрытосеменных.

Покрытосеменные растения можно встретить и в условиях вечной мерзлоты, и в пустынях, и высоко в горах. Некоторые виды произрастают в воде. Такие виды в процессе эволюции «вернулись» в водоемы, хотя их предки были сухопутными.

Среди покрытосеменных существуют все жизненные формы. Три основные жизненные формы - это деревья, кустарники и травы. У деревьев и кустарников ствол одревесневает. Деревья некоторых видов могут превышать 100 м в высоту. Помимо основных форм существуют и другие. Например, лианы, кустарнички.

Все деревья и кустарники - многолетние растения. Некоторые деревья могут жить больше 1000 лет. Среди трав много однолетних растений. За один вегетационный сезон (например, с весны до осени, или за несколько месяцев и даже меньше) они проходят весь свой жизненный цикл. Они вырастают из семени, цветут, сами образуют семена и отмирают. Однако среди трав есть двулетние и многолетние виды. У этих видов, если они растут в условиях, где зимой холодно, на зиму отмирает зеленая надземная часть. Но в почве остаются либо корневища, либо клубни и т. п. с запасом питательных веществ. Весной отрастает новая зеленая надземная часть. Двулетние растения обычно в первый год не цветут. Они цветут и образуют плоды во второй год, после чего всё растение погибает. Многолетние травы обычно цветут каждый год.

Покрытосеменные растения делят на две большие группы - двудольные и однодольные. Однодольные более прогрессивная группа, она появилась позже в эволюции и имеет немного более совершенное строение. У двудольных в семени две семядоли, а у однодольных только одна.

То, что покрытосеменные многообразны и широко расселены на Земле, было в основном следствием появления цветка и плода. Эти структуры есть только у покрытосеменных. У цветка есть завязь, которая защищает развивающееся семя. Из цветка формируется плод, которые не только защищает семя, но и способствует его распространению. В самом семени цветковых растений есть много запасных питательных веществ, которые использует зародыш при своем прорастании.

Также большое влияние на распространение и многообразие покрытосеменных оказало то, что они приспособились к опылению с помощью насекомых. Конечно, многие цветковые опыляются с помощью ветра, как и голосеменные. Однако более эффективным считается опыление с помощью насекомых. Для этого у покрытосеменных появились очень разные цветки. Каждый вид растения приспособился к своему виду насекомых. Цветки привлекают насекомых нектаром, а насекомые, перелетая с цветка на цветок, переносят на своем теле пыльцу.

1. Семена однодольных, как и двудольных растений, имеют:

а) запас питательных веществ б) зародыш в) кожуру г) одну семядолю

2. Эндосперм:

а) входит в состав зародыша б) не входит в состав зародыша

в) входит в состав семени г) не входит в состав семени

3. При прорастании семени зародышевый корешок превращается
в корень:

а) боковой б) главный в) придаточный

4. Образовательная ткань корня располагается в зоне:

а) всасывания б) проведения в) деления г) роста

5. Корневые волоски характерны для зоны:

а) деления б) всасывания в) роста г) проведения

6. Участки стебля, на которых развиваются листья, называются:

а) пазухи б) междоузлия в) узлы г) рубцы

7. Почка-это:

а) часть стебля б) зачаточный лист в) часть побега г) зачаточный побег

8. Генеративная почка, в отличие от вегетативной:

а) представляет собой зачаточные бутоны б) имеет защитные почечные чешуи

в) крупнее и округлой формы г) развивается за счет деления клеток образовательной ткани

9. Основными функциями листа являются:
а) опора б) газообмен в) испарение воды г) фотосинтез

10. Для двудольных растений характерно жилкование листа:
а) параллельное б) сетчатое в) дуговое

11. Устьице - это:

а) клетки кожицы листа б) клетки - замыкатели и щель между ними

в) щель между клетками покровной ткани г) клетки, содержащие хлорофилл

12. Органические вещества в листе передвигаются по:

а) механическим волокнам б) ситовидным трубкам в) сосудам г) проводящим пучкам

13. Листья теневыносливых растений, в отличие от листьев све­толюбивых растений:

а) более темные б) более светлые в) не имеют столбчатого слоя клеток г) имеют столбчатый слой клеток

14. Стебель - это:

а) побег б) осевая часть побега в) опора для других частей побега г) орган, соединяющийся с корнем

15. Стебель растет в толщину за счет:

а) коры б) древесины в) сердцевины г) камбия

16. В состав луба входят:

а) сосуды б) пробка в) лубяные волокна г) ситовидные трубки

17. Видоизмененными подземными побегами являются:

а) клубень б) корень в) корневище г) луковица

18. Как корень является частью растения, так и лист является частью:

а) стебля б) корня в) побега г) растения

19. Определите правильную последовательность расположения участков на спиле ствола дерева, начиная от поверхности:

а) сердцевина б) камбий в) кора г) древесина д) кожица е) пробка ж) луб

1. Семена двудольных растений, в отличие от однодольных,
имеют:

а) зародыш б) две семядоли в) кожуру г) запас питательных веществ в семядолях

2. В состав зародыша входят:

а) зародышевый корешок и стебелек с листочками б) эндосперм в) кожура г) семядоля (семядоли)



3. В мочковатой корневой системе наиболее выражены корни:

а) придаточные б) главный в) боковые

4. Корневой чехлик образован клетками ткани:

а) образовательной б) проводящей в) покровной г)основной

5. Зона проведения образована:

а) корневыми волосками б) делящимися клетками образовательной ткани в) сосудами г) растущими клетками

6. Листорасположение, при котором листья располагаются по два в узле напротив друг друга, называется:

а) очередное б) мутовчатое в)супротивное г) спиральное

7. Вегетативные почки, как и генеративные:

а) покрыты почечными чешуйками б) имеют зачаточный стебель с зачаточными листочками

в) развитие начинают с распускания г) развиваются за счет деления клеток образовательной ткани

8. Лист - это часть:

а) растения б) побега в) стебля г) почки

9. Для однодольных растений характерно жилкование:
а) сетчатое б) параллельное в) дуговое

10. Листья березы характеризуются наличием:

а) одной листовой пластинки б) прилистников в) черешка г) нескольких листовых пластинок

11. Вода и минеральные вещества передвигаются в листьях по:

а) жилкам б) ситовидным трубкам в) механическим волокнам г) сосудам

12. Наибольшее количество хлоропластов в ткани листа:

а) покровной б) основной столбчатой в) основной губчатой г) проводящей

13. Листья светолюбивых растений, в отличие от листьев тенелюбивых растений:

а) более светлые б) более темные в) не имеют столбчатого слоя г) имеют столбчатый слой

14. Запас питательных веществ откладывается:

а) в коре б) древесине в) сердцевине г) камбие

15.Камбий выполняет функцию:

а) фотосинтеза б) защиты в) роста стебля в толщину г) опоры

16. Проводящая система стебля образована:

а) пробкой б) ситовидными трубками в) сосудами г) механическими волокнами

17. Чешуи луковицы - это видоизмененные:

а) стебли б) почки в) листья г) корни

18. Как образовательная ткань обеспечивает рост растения, так и покровная ткань обеспечивает:

а) защиту б)опору в) проведение питательных веществ г) газообмен

19. Определите правильную последовательность:

а) организм (растение) б) органы в) клетки г) системы органов д) ткани