Покрытосеменные. Общая характеристика отдела покрытосеменных растений Стержневая и мочковатая корневые системы
Читайте также
Урок: №42.
Класс: 6.
Предмет: биология.
Дата проведения: _______________
Тема: Глава IX. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения . Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Семейства двудольных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений.
Цели урока:
Обучающие:
закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений;
помочь учащимся в ходе процесса их учебной деятельности выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире.
продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения.
Развивающие:
развивать регулятивные, коммуникативные, личностные и познавательные УУД.
Воспитательные:
формировать познавательный интерес к предмету биологии через организацию коллективной поисковой деятельности;
развивать способность к рефлексии и самоактуализации;
развивать культуру общения и навыки коммуникации.
Задачи урока:
развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формировать учебную проблему, тему урока и формулировать цель урока совместно с учителем; развивать умение высказывать свою версию (регулятивные УУД) ;
вырабатывать умение слушать и понимать речь других; работать в группе; формировать устную речь (коммуникативные УУД);
развивать умение сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека (личностные УУД);
развивать умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке, осознавать необходимость приобретения новых знаний для использования в своей практической деятельности (познавательные УУД) .
Планируемые образовательные результаты:
Предметные : ученики сумеют обосновать ведущую роль покрытосеменных растений в эволюции, научатся определять представителей двух классов цветковых растений.
Метапредметные : учащиеся овладеют методами поисковой деятельности, научатся планировать и прогнозировать деятельность для решения учебной задачи, работать в группе, слушать и слышать сверстников, вырабатывать единое мнение, аргументированно высказывать свою точку зрения, овладеют приёмами самоконтроля.
Личностные : у учеников сформируется познавательный интерес к предмету через использование поисковой деятельности, повышение стремления к самоактуализации, воспитание культуры общения.
Тип урока: Изучение НМ.
Оборудование:
гербарные экземпляры покрытосеменных (двудольных и однодольных) и споровых растений (мхи, хвощи…);
компьютер, интерактивная доска; презентация.
Методы и формы обучения:
объяснительно-иллюстративные;
слово учителя;
частично-поисковый метод;
индивидуальная и фронтальная работа учащихся.
Организационная структура урока.
Этап “Организационный момент”.
Психологический настрой учащихся;
Предварительная организация класса;
Вызов, самоопределение и мотивация.
Учитель совместно с детьми планирует и проектирует урок (презентация – слайд №1).
Этап “Актуализация опорных знаний учащихся”.
Задание классу: из гербарных экземпляров предложенных растений выбрать те, которые размножаются семенами и те, которые размножаются спорами (слайды презентации №2,3,4)
Презентация.
Предварительно на парты разложены следующие экземпляры растений:
Мох - хвощ - папоротник - хвойное растение - цветковые растения.
Учащиеся работают с гербариями, на которых отсутствуют этикетки с названиями растений, в парах. Разложив растения на две группы, дети объясняют свой выбор. Учитель предлагает поразмыслить над преимуществом семенных растений перед споровыми в условиях жизни на суше. (Оплодотворение внутри семязачатка, развитие там зародыша и формирование семени у взрослого растения – главное биологическое преимущество семенных растений перед споровыми. В семенах, в отличие от спор, есть запас питательных веществ, они защищены семенной кожурой, и в них формируется зародыш нового растения. Значит, семя – более надёжный орган размножения и расселения, чем спора).
Учитель: Сегодня на уроке мы знакомимся с отделом покрытосеменных растений. Второе название этих растений - цветковые растения.
Задание классу: в тексте параграфа № 42 найти, какое количество видов насчитывается в данном отделе. (Ответ: в нём насчитывается более 240 тысяч видов растений.)
Учитель: Это самая молодая группа растений и самая многочисленная. Мы должны выяснить, почему эта группа растений заняла господствующее положение в растительном мире и обеспечила покрытосеменным большое биологическое разнообразие.
Задание классу: рассмотрев гербарии, отложить в сторону споровые растения и внимательно рассмотреть семенные растения. Найти общие органы растений, присущие и голосеменным и покрытосеменным. (Ответ: вегетативные органы: корень, стебель, листья). (Слайд презентации №5)
Какой орган появился у покрытосеменных растений? (Ответ: цветок.)
Учитель: Предлагаю нам вместе подумать над формулировкой вывода о главном отличии покрытосеменных растений. (Ответ: главное отличие покрытосеменных растений: появление цветка – как генеративного органа размножения).
Вопрос: Чем отличается семя покрытосеменного растения от семени голосеменного растения? (Ответ: у голосеменных растений семена лежат открыто, на поверхностях чешуек шишек. У покрытосеменных растений семена покрыты тканями плодов, которые образуются из завязи пестика цветов).
Задание: найти в тексте учебника на странице 30 ответ на следующий вопрос: “Какие жизненные формы встречаются у покрытосеменных растений?” (Ответ: деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники и травы.) (Слайд презентации №9).
Учитель: Отдел Цветковые растения учёные-систематики делят на два класса: однодольные и двудольные. Сейчас вы получите карточки с описанием признаков двух классов. Но так как эти критерии были подготовлены учениками Карла Линнея, жившими в 18 веке, они допустили несколько неточностей. Вы, как ученики 21 века и сильные интеллектуалы, должны разобраться с характеристикой и найти ошибки в описании. В выполнении этой трудной задачи вам помогут гербарии. На следующих уроках биологии мы будем изучать следующие семейства класса двудольных растений: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные. В классе однодольных растений - лилейные и злаковые.
Вы должны разложить цветковые растения на две группы, ориентируясь на названия этикеток с обозначением принадлежности к семейству, и определить класс растения (приложение №2).
Двудольные растения | Однодольные растения |
Зародыш семени с _____ семядолями. (Вписать количество) Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме. (Найти ошибку в тексте)
Черешок листа есть или нет. ( (Подчеркнуть правильный ответ) Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. (Найти ошибку в тексте) Обычно древесные и травянистые формы. (Найти ошибку в тексте) | Зародыш семени с _______ семядолей. (Вписать количество) Запасные питательные вещества семени находятся в зародыше. (Найти ошибку в тексте) Листья обычно имеют перистое, пальчатое, параллельное, дуговое жилкование. (Выбрать правильные определения и подчеркнуть) Черешок листа есть или нет. (Подчеркнуть правильный ответ) Корневая система – мочковатая, стержневая. (Подчеркнуть правильный ответ) Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение. (Найти ошибку в тексте) Обычно травы, редко древесные формы. (Найти ошибку в тексте) |
Этап “Закрепление знаний”.
В ходе закрепления знаний учащиеся выполняют тестовые задания.
Этап “Рефлексия”.
Учитель предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели. Учащиеся называют основные позиции нового материала и как они их усвоили, отвечая на вопросы:
Что получилось, что не получилось и почему?
Что нового вы узнали?
Где пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке, в вашей жизни?
Выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание (дифференцированно)
Изучить материал параграфа “Отдел Покрытосеменные”. (Базовый уровень)
Покрытосеменные, или цветковые (Magnoliophyta ) - это высшие семенные растения, в которых ношении зачатки содержатся закрыто в завязи цветка. Официальное название этого таксона - Magnoliophyta, от названия рода Magnolia (Магнолия). Но традиционно укоренились такие названия, как Angiospermae и Anthophyta (цветочные растения). Сегодня на земном шаре существует по меньшей мере 250 000 видов цветковых растений, которые разделены на два больших класса и около 540 семей. Покрытосеменные - наиболее высокоорганизованные из всех растений, их тело состоит из многих развитых тканей, но особенно совершенными являются ведущие - ксилема и флоэма.
Ксилема уже построена из сосудов и трахеид, а флоэма - с ситовидных трубок и клеток-спутниц. Вегетативные органы цветковых растений также достигают наибольшей совершенства и разнообразия своего строения. Кроме выполнения основных функций, они выполняют и дополнительные, обусловливает появление их различных видоизменений. Самая большая сложность и разнообразие строения всех вегетативных органов оказывается в листа. Однако характерным органом цветочных является цветок как самый орган размножения. Она приспособлена для опыления и двойного оплодотворения, в результате которого образуется семя и плод. В цветочных растений, в отличие от голосеменных, семенах зачатки развиваются не открыто на семенных чешуйках, а спрятаны в завязь и защищены от высыхания ее стенками. Именно поэтому цветочные растения называются еще покрытосеменными. С семенного зачатка формируется семя, а из стенок завязи - оплодень. Семя вместе с околоплодника образуют плод, который есть только у цветковых. Итак, признаками совершенствования покрытосеменных по сравнению с голосеменными, являются:
1) осложнения проводящих тканей, которые улучшают транспортировку веществ по растению;
2) осложнения вегетативных органов, что совершенствует выполнения жизненных функций;
3) появление цветка, которая является органом полового размножения;
4) защищенность семенных зачатков стенками завязи цветка от неблагоприятных условий;
5) появление плода, в котором семя покрывается и защищается околоплодника;
6) двойное оплодотворение, которое обеспечивает образование зародыша и запаса питательных веществ и др.
Различия жизненного цикла покрытосеменных от голосеменных
В жизненном цикле покрытосеменных спорофит преобладает над гаметофитом. Это поколение еще более развито, а гаметофит, наоборот, проще, чем у голосеменных. Спорофиты цветочных растений представлены всеми возможными жизненными формами - деревьями, кустами, травами. В цветочных, как и у голосеменных, гаметофиты развиваются и живут ни спорофите, питаясь за счет его питательных веществ. Мужской гаметофит представлен пыльцевых зерном, который развивается в пыльниках тычинок.
Женский гаметофит - это зародышевый мешок внутри семенного зачатка, который находится в завязи пестика. Опыление происходит в цветке. Чаще происходит опыление насекомыми, а не ветром, а также перекрестное опыление, а не самоопыление. После поступления спермиев через пыльцевая трубку до зародышевого мешка происходит двойное оплодотворение: один спермий сливается с яйцеклеткой, образуя зародыш, а второй - с центральной клеткой, образуя эндосперм с запасом питательных веществ. От опыления до оплодотворения у них проходит, в основном, несколько часов, в отличие от голосеменных, у которых на это затрачивалось полгода и больше. Размножаются цветочные семенами и, довольно часто, вегетативно.
Итак, в развитии покрытосеменных наблюдаются такие особенности, как упрощение гаметофитом, закрытое расположение семенных зачатков в цветке, двойное оплодотворение, образование плода и др.
Особенности распространения и классификации покрытосеменных
Цветочные растения приспособлены к жизни на суше в самых разнообразных условиях - от тропиков до тундры, от низменностей до высоких гор, от пустынь до болот, они даже могут жить в пресных и соленых водоемах. Среди цветочных растений есть организмы, крупнейшие по размерам не только среди растений, но и среди всего органического мира. Они могут достигать 150 м в высоту (например, эвкалипты), иметь стволы толщиной около 20 м (баобабы) и стебли длиной 200 м и более (ротанговая пальмы). Покрытосеменные распространены повсюду: на всех континентах (кроме Антарктиды), во всех климатических зонах. их вегетативные органы и их видоизменения обеспечивают выполнение основных жизненных функций в жарких и холодных, сухих и влажных, равнинных и горных, сезонных и постоянных условиях существования. Все разнообразие цветов, форм, размеров, запахов цветов покрытосеменных предназначено для использования самых разнообразных опылителей, а приспособленность плодов и семян к распространению самыми разнообразными способами просто поражает.
Итак, разнообразие жизненных форм, сложность строения вегетативных органов и их способность к видоизменений, разнообразие цветов и плодов, способов опыления и распространения плодов и семян позволили покрытосеменных приспособиться к самым разнообразным условиям окружающей среды.
Основы классификации покрытосеменных
В отделе Покрытосеменные выделяют два класса: Двудольные и Однодольные. Впервые цветочные растения были разделены на злаковые и однодольные французским ботаником
А. Жусье еще в 1789 году, но и сейчас систематика цветковых растений еще далека от завершения. Новые исследования позволяют уточнять место того или иного вида, рода или семьи в общей системе мира растений. В основу классификации цветковых растений положено количество семядолей, тип корневой системы, особенности строения листьев и стебля и тому подобное. Большое значение для классификации цветковых растений имеет строение их цветки, ее околоцветника, тычинок, пестика и их частей. Отличаются злаковые от однодольных и по типу прорастания. У двудольных семядоли поднимаются над землей и напоминают два листочка, а между ними из почки вырастают первые настоящие листья (надземный тип прорастания). В однодольных семядоля, как правило, остается в земле, а на поверхности появляются только настоящие листья (подземный тип прорастания). Однако не существует никаких признаков, по которым можно было бы четко указать принадлежность растения к одному из классов. Среди двудольных есть растения с признаками однодольных (например, подорожник с дуговым жилкованием листьев), и наоборот (вороний глаз с сетчатым жилкованием листьев). Современные ботаники считают, что однодольные растения произошли от двудольных.
Итак, каждый из классов имеет совокупность признаков, которые и дают право отнести растение к одному из них.
Сравнительная характеристика двудольных и однодольных
признаки |
злаковые |
однодольные |
жизненная форма |
Есть все известные жизненные формы: деревья, кусты, одно-, двух- и многолетние травы |
преимущественно травы |
корневая система |
Имеется стержневая корневая система, в которой корни способны к утолщению |
Имеют мочковатую корневую систему, в которой корни не способны к утолщению |
стебель |
Стебель может быть травянистое или деревянистое с камбием |
Стебель травянистый, не способное к утолщению |
листья |
Простые или сложные листья с сетчатым жилкованием |
Листья простые, с параллельным или дуговым жилкованием. |
строение цветка |
Количество частей цветка кратно 4 и 5. |
Кильксть частей цветка кратно 3. |
количество семядолей |
Зародыш имеет 2 семядоли с питательными веществами, которые при прорастании выносятся на поверхность почвы |
Зародыш имеет одну семядолю без питательных веществ, которая при пророI наступлением не выносится на поверхность |
количество видов |
Около 200 000 видов, которые разделяют на 429 семей |
Около 50 000 видов, которые разделяют на 104 семьи |
Основные семьи |
Магнолиевые, кувшинки, лютик, шелковица, кактусы, Рутовые, Тыквенные, Капустные, Розовые, Бобовые, пасленовых, Астровые и др. |
Лилейные, Луковые, Ирисовые, Орхидные, Злаковые, Пальмовые, ряска и др. |
Итак, растения класса Двудольные и класса Однодольные отличаются по многим признакам, но важнейшим все же есть количество семядолей.
Покрытосеменные растения называют также цветковыми. На сегодняшний день покрытосеменные рассматриваются чаще всего в ранге отдела.
Количество видов покрытосеменных достаточно большое. Более 300 тысяч видов. Если сравнивать с голосеменными, которые включают всего около 1 тысячи видов, то понятно, что цветковые доминируют среди растительности на Земле.
Благодаря своему более совершенному строению, покрытосеменные расселены почти по всей планете, встречаются во многих, в том числе почти экстремальных, климатических условиях. Поскольку условия на Земле достаточно разные, да и приспособиться к ним можно по-разному, то цветковые растения разнообразны. Отсюда и вытекает многообразие покрытосеменных.
Покрытосеменные растения можно встретить и в условиях вечной мерзлоты, и в пустынях, и высоко в горах. Некоторые виды произрастают в воде. Такие виды в процессе эволюции «вернулись» в водоемы, хотя их предки были сухопутными.
Среди покрытосеменных существуют все жизненные формы. Три основные жизненные формы - это деревья, кустарники и травы. У деревьев и кустарников ствол одревесневает. Деревья некоторых видов могут превышать 100 м в высоту. Помимо основных форм существуют и другие. Например, лианы, кустарнички.
Все деревья и кустарники - многолетние растения. Некоторые деревья могут жить больше 1000 лет. Среди трав много однолетних растений. За один вегетационный сезон (например, с весны до осени, или за несколько месяцев и даже меньше) они проходят весь свой жизненный цикл. Они вырастают из семени, цветут, сами образуют семена и отмирают. Однако среди трав есть двулетние и многолетние виды. У этих видов, если они растут в условиях, где зимой холодно, на зиму отмирает зеленая надземная часть. Но в почве остаются либо корневища, либо клубни и т. п. с запасом питательных веществ. Весной отрастает новая зеленая надземная часть. Двулетние растения обычно в первый год не цветут. Они цветут и образуют плоды во второй год, после чего всё растение погибает. Многолетние травы обычно цветут каждый год.
Покрытосеменные растения делят на две большие группы - двудольные и однодольные. Однодольные более прогрессивная группа, она появилась позже в эволюции и имеет немного более совершенное строение. У двудольных в семени две семядоли, а у однодольных только одна.
То, что покрытосеменные многообразны и широко расселены на Земле, было в основном следствием появления цветка и плода. Эти структуры есть только у покрытосеменных. У цветка есть завязь, которая защищает развивающееся семя. Из цветка формируется плод, которые не только защищает семя, но и способствует его распространению. В самом семени цветковых растений есть много запасных питательных веществ, которые использует зародыш при своем прорастании.
Также большое влияние на распространение и многообразие покрытосеменных оказало то, что они приспособились к опылению с помощью насекомых. Конечно, многие цветковые опыляются с помощью ветра, как и голосеменные. Однако более эффективным считается опыление с помощью насекомых. Для этого у покрытосеменных появились очень разные цветки. Каждый вид растения приспособился к своему виду насекомых. Цветки привлекают насекомых нектаром, а насекомые, перелетая с цветка на цветок, переносят на своем теле пыльцу.
1. Семена однодольных, как и двудольных растений, имеют:
а) запас питательных веществ б) зародыш в) кожуру г) одну семядолю
2. Эндосперм:
а) входит в состав зародыша б) не входит в состав зародыша
в) входит в состав семени г) не входит в состав семени
3. При прорастании семени зародышевый корешок превращается
в корень:
а) боковой б) главный в) придаточный
4. Образовательная ткань корня располагается в зоне:
а) всасывания б) проведения в) деления г) роста
5. Корневые волоски характерны для зоны:
а) деления б) всасывания в) роста г) проведения
6. Участки стебля, на которых развиваются листья, называются:
а) пазухи б) междоузлия в) узлы г) рубцы
7. Почка-это:
а) часть стебля б) зачаточный лист в) часть побега г) зачаточный побег
8. Генеративная почка, в отличие от вегетативной:
а) представляет собой зачаточные бутоны б) имеет защитные почечные чешуи
в) крупнее и округлой формы г) развивается за счет деления клеток образовательной ткани
9. Основными функциями листа являются:
а) опора б) газообмен в) испарение воды г) фотосинтез
10. Для двудольных растений характерно жилкование листа:
а) параллельное б) сетчатое в) дуговое
11. Устьице - это:
а) клетки кожицы листа б) клетки - замыкатели и щель между ними
в) щель между клетками покровной ткани г) клетки, содержащие хлорофилл
12. Органические вещества в листе передвигаются по:
а) механическим волокнам б) ситовидным трубкам в) сосудам г) проводящим пучкам
13. Листья теневыносливых растений, в отличие от листьев светолюбивых растений:
а) более темные б) более светлые в) не имеют столбчатого слоя клеток г) имеют столбчатый слой клеток
14. Стебель - это:
а) побег б) осевая часть побега в) опора для других частей побега г) орган, соединяющийся с корнем
15. Стебель растет в толщину за счет:
а) коры б) древесины в) сердцевины г) камбия
16. В состав луба входят:
а) сосуды б) пробка в) лубяные волокна г) ситовидные трубки
17. Видоизмененными подземными побегами являются:
а) клубень б) корень в) корневище г) луковица
18. Как корень является частью растения, так и лист является частью:
а) стебля б) корня в) побега г) растения
19. Определите правильную последовательность расположения участков на спиле ствола дерева, начиная от поверхности:
а) сердцевина б) камбий в) кора г) древесина д) кожица е) пробка ж) луб
1. Семена двудольных растений, в отличие от однодольных,
имеют:
а) зародыш б) две семядоли в) кожуру г) запас питательных веществ в семядолях
2. В состав зародыша входят:
а) зародышевый корешок и стебелек с листочками б) эндосперм в) кожура г) семядоля (семядоли)
3. В мочковатой корневой системе наиболее выражены корни:
а) придаточные б) главный в) боковые
4. Корневой чехлик образован клетками ткани:
а) образовательной б) проводящей в) покровной г)основной
5. Зона проведения образована:
а) корневыми волосками б) делящимися клетками образовательной ткани в) сосудами г) растущими клетками
6. Листорасположение, при котором листья располагаются по два в узле напротив друг друга, называется:
а) очередное б) мутовчатое в)супротивное г) спиральное
7. Вегетативные почки, как и генеративные:
а) покрыты почечными чешуйками б) имеют зачаточный стебель с зачаточными листочками
в) развитие начинают с распускания г) развиваются за счет деления клеток образовательной ткани
8. Лист - это часть:
а) растения б) побега в) стебля г) почки
9. Для однодольных растений характерно жилкование:
а) сетчатое б) параллельное в) дуговое
10. Листья березы характеризуются наличием:
а) одной листовой пластинки б) прилистников в) черешка г) нескольких листовых пластинок
11. Вода и минеральные вещества передвигаются в листьях по:
а) жилкам б) ситовидным трубкам в) механическим волокнам г) сосудам
12. Наибольшее количество хлоропластов в ткани листа:
а) покровной б) основной столбчатой в) основной губчатой г) проводящей
13. Листья светолюбивых растений, в отличие от листьев тенелюбивых растений:
а) более светлые б) более темные в) не имеют столбчатого слоя г) имеют столбчатый слой
14. Запас питательных веществ откладывается:
а) в коре б) древесине в) сердцевине г) камбие
15.Камбий выполняет функцию:
а) фотосинтеза б) защиты в) роста стебля в толщину г) опоры
16. Проводящая система стебля образована:
а) пробкой б) ситовидными трубками в) сосудами г) механическими волокнами
17. Чешуи луковицы - это видоизмененные:
а) стебли б) почки в) листья г) корни
18. Как образовательная ткань обеспечивает рост растения, так и покровная ткань обеспечивает:
а) защиту б)опору в) проведение питательных веществ г) газообмен
19. Определите правильную последовательность:
а) организм (растение) б) органы в) клетки г) системы органов д) ткани