Преподобный моисей мурин. Преподобный Моисей Мурин: святой негр

Преподобный моисей мурин. Преподобный Моисей Мурин: святой негр
Преподобный моисей мурин. Преподобный Моисей Мурин: святой негр

Блаженный Моисей был по происхождению эфиопом и душу имел такую же черную, как и кожу. Он был рабом у одного чиновника, который прогнал его за кражи и дурные поступки. Тогда он стал предводителем разбойников, которые применяли любые средства, даже убийство, чтобы совершить кражу.

Но после одного из происшествий в Моисее проснулась совесть. Пораженный любовью Христовой, он возненавидел грех, а также и свою прошлую жизнь, и твердо решил выказать горячее покаяние. Приняв крещение, он тотчас же удалился в пустыню Скит, в место уединенное и лишенное всякого человеческого утешения: у него не было даже малого количества воды, чтобы подкрепить свое тело, иссушенное солнцем и подвижническими трудами.

Однажды четверо разбойников набросились на него, когда он сидел в келье. Моисей, который был наделен необычайной силой, связал их и, неся на спине, как мешок с соломой, принес в церковь, говоря: «Мне не позволено делать зло кому бы то ни было. Что вы прикажете об этих людях?» Узнав, что это Моисей, знаменитый главарь разбойников, четыре человека решили, что раз такой злодей стал служить Богу, то и от них спасение недалеко, и стали монахами.

Несмотря на покаяние и аскетические подвиги, Моисея продолжали обуревать страстные привычки. Эта вторая натура так глубоко укоренилась в нем, что он должен был вести в течение десяти лет беспощадную борьбу против блудного беса. Однажды, уже готовый уступить отчаянию и прекратить борьбу, он посетил великого авву Исидора, Скитского священника. Когда Моисей рассказал ему о своих искушениях, старец ответил, что не следует удивляться жестокости этой брани, потому что закоренелый грешник подобен собаке мясника, которая привыкла обгладывать кости и не может отказаться от этой привычки, когда ее прекратили кормить и закрыли мясную лавку. Также и грешнику недостаточно перестать совершать грех, ему необходимо изгнать дурную привычку благой привычкой к добродетели, умерщвляя плоть долгие годы. Бес, придя в отчаяние от того, что остался без горючего для разжигания нечистых желаний в сердце, прекратит борьбу.

Вернувшись в келью, Моисей предался крайне суровой аскезе: он съедал всего около 340 граммов сухого хлеба в день, изнурял тело трудом и молился 50 раз в день. Но изнурение тела было тщетным: он продолжал разжигаться, особенно во сне. Тогда подвижник пошел за советом к другому великому старцу, и тот посоветовал добавить к воздержанности тела воздержанность разума, очищая его бдениями. С этого времени Моисей присоединил к посту бдение в течение всей ночи: в течение шести лет он каждую ночь стоял посредине кельи на молитве, не смыкая глаз. Поскольку помыслы продолжали его осаждать, он завершил созидание в себе нового человека горячей любовью к братиям. По ночам он обходил кельи престарелых отшельников, у которых больше не было сил принести воды, и наполнял их кувшины из колодца, который находился в нескольких километрах оттуда.

Разгневанный бес, видя, что он со всех сторон побежден служителем Божиим, напал на Моисея однажды ночью, когда он наклонился над колодцем, и нанес ему сильный удар дубиной по пояснице. На следующий день один брат, придя набрать воды, нашел его там распростертым и полумертвым и сообщил об этом авве Исидору.

Моисея перенесли в церковь, но только по прошествии года он восстановил свои силы. Исидор убеждал его прекратить вызывать бесов на битву, ведь во всем есть мера, но доблестный воин Христов ответил: «Я не могу прекратить, поскольку меня возмущают образы, порождаемые бесами». Старец возвестил подвижнику, что отныне он будет освобожден от мечтаний и что это искушение Бог попустил, дабы он не хвалился, что превозмог страсть собственными силами.

Моисей вернулся в келью. Через два месяца он вновь навестил Исидора и объявил, что не испытывает больше никакого беспокойства. Помимо благодати бесстрастия, Бог даровал ему власть над бесами и превратил его необузданный нрав в беспримерные милосердие и кротость.

Однажды некий брат из Скита совершил проступок. Отцы собрались, чтобы его судить, и пригласили авву Моисея присоединиться к ним, но тот отказался пойти на собрание. Поскольку все его ждали и у них было обыкновение не начинать собрания, пока все подвижники не соберутся, священник послал за Моисеем. Моисей поднялся, взял дырявую корзину, наполнил ее песком и отправился на собрание. Монахи, вышедшие ему навстречу, спросили: «Что это такое, отче?» Старец ответил: «Мои грехи сыплются сзади меня, и я не вижу их, а я пришел сегодня, чтобы судить прегрешения другого!» Услышав это, отцы раскаялись, не сказали ничего виновному брату и простили его.

Один брат пришел в Скит, чтобы посетить старцев, и прежде всего хотел увидеть знаменитого авву Арсения, но тот не согласился его принять. После этого он пошел к авве Моисею, который принял его радостно и любезно. Смущенный такой разницей в обхождении, брат молился Богу, спрашивая, как это произошло, что один старец избегает людей во имя Его, а другой по тем же соображениям принимает их с распростертыми объятиями. Тогда ему было видение двух больших лодок на реке: в одной он увидел авву Арсения и Дух Божий, плывущих на ней в мире, а на другой - авву Моисея и ангелов Божиих, которые питали его медовыми пирожками.

Стяжав великое благоволение у Бога и став священником, авва Моисей обратил примером своих добродетелей 70 из своих бывших товарищей по разбою, которые сделались его учениками. Он учил их избавляться от страстей с помощью подвижнических трудов и пребывания в келье, как если бы они были в могиле, мертвые для всякого человека. Он говорил: «Сиди в своей келье, и она научит тебя всему» (ср.: Ин. 14: 26). Когда у него спрашивали, что означает умереть для всякого человека, он отвечал: «Умереть для своего ближнего - значит носить свои прегрешения и не заботиться узнавать о ком-либо, плох он или хорош. Если мы будем внимательно относиться к нашим собственным прегрешениям, мы не будет видеть прегрешений ближнего. Ведь безумие для человека, у которого дома покойник, оставлять его там и идти плакать о смерти соседа». Когда его спрашивали, для чего служат все эти умерщвления плоти, которым обязательно подвергают себя монахи, все эти посты и бдения в течение всей жизни, он отвечал: «Они делают душу смиренной. Ведь если душа берет на себя весь этот труд, Бог примет ее с состраданием».

Авве Моисею было 75 лет, когда он объявил, что варвары-мазики скоро нападут на Скит (407). Все монахи приготовились бежать, кроме него самого. Когда братия спросили, почему он остается столь безмятежным, Моисей ответил: «Я жду этого дня уже столько лет, чтобы исполнилось слово Господа нашего Иисуса Христа: “Все, взявшие меч, мечом погибнут” (Мф. 26: 52)». Получив наставление от его слов, братия объявили: «Мы тоже не будем убегать, но останемся, чтобы умереть с тобой». Старец ответил: «Это не мое дело. Пусть каждый рассудит свои собственные поступки и сделает согласно тому, что Господь ему откроет». Варвары разграбили знаменитый монашеский центр Скит, убив безжалостно всех, кого нашли. Когда они пришли к келье аввы Моисея и его семи учеников, один из монахов спрятался позади кучи веревок. Когда варвары убили святых отцов, он увидел, как семь венцов сошли с неба и опустились на их тела.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Иноческое служение, столь прославленное именами многих святых, отказавшихся от соблазнов тленного мира ради стяжания вечной жизни, уходит корнями в глубокую древность. Зародилось оно в ранние века христианства, и первые монашеские общины появились среди знойных песков Египта. Одним из тех, кто ещё в IV веке славил Господа подвигами высокого аскетизма, был преподобный Моисей Мурин.

Чернокожий разбойник

История не сохранила точной даты рождения будущего святого, но известно, что появился он на свет в Эфиопии примерно в 330 году и, как все его земляки, имел чёрный цвет кожи. Он был крещён и звался Моисеем. Прозвище же Мурин, с которым преподобный вошёл в историю церкви, является производным от слова «мавр», то есть чернокожий житель Северной Африки.

Как повествует Священное Писание, его путь к венцу святости был долог и тернист. Ещё в детстве, лишённый христианского воспитания, он погряз в пороках и постепенно опустился до того, что в зрелом возрасте, находясь в услужении у одного достойного господина, совершил убийство. С трудом избегнув должного наказания, он присоединился к разбойничьей шайке, так как с этими людьми его роднили злоба и жестокость.

Гроза караванных путей

Очень скоро Моисей Мурин занял среди разбойников главенствующее положение и стал их атаманом. Причиной тому были природная твёрдость характера и непреклонность в достижении цели, выделявшие его из общей массы. Под предводительством Моисея шайка совершила много дерзких ограблений, а следами её кровавых преступлений было отмечено большинство торговых городов в дельте Нила.

Молва о его «подвигах» разнеслась по всей стране, и купцы, собираясь в дорогу, молили Бога, чтобы Он уберёг их караванные пути от безжалостных разбойников и их чернокожего атамана. Порой это помогало, но чаще они навсегда пропадали в знойном мареве пустынь, и только жаркий ветер заносил песком брошенные у дороги окровавленные тела.

Духовное прозрение

Долгое время позволял Господь твориться этому беззаконию, но однажды Он отверз Моисею его духовные очи, и тот с ужасом узрел весь мрак, в который был повержен своей преступной жизнью. В мгновение ока перед ним предстали потоки пролитой им крови, а слух наполнился стонами и проклятиями невинных жертв. Великий грешник пал в бездну отчаяния, и лишь милостью Божьей нашёл в себе силы для дальнейшей жизни, твердо решив посвятить её остаток покаянию и искуплению своих грехов.

Как уже говорилось, Моисей Мурин обладал необычайной и непреклонностью, но в прежней жизни эти благие качества служили низким целям и были обращены во зло. Теперь же, осенённый Благодатью Божьей, вчерашний грешник приложил их для возрождения своей осквернённой и поруганной души.

Начало покаянного пути

Навсегда порвав с греховной и полной порока жизнью, будущий святой Моисей Мурин затворился от мира в одном из отдалённых монастырей, предаваясь в нём посту и молитвам, прерываемым лишь слезами искреннего и сердечного раскаяния. Попирая свою прежнюю гордыню, он упражнялся в смирении, исполняя послушания, наложенные на него настоятелем, и стремясь во всем быть полезным братии.

Так со временем ушёл в небытие лихой разбойник и появился в землях Египетских инок Божий Моисей Мурин. Житие, составленное после его кончины, повествует о том, сколь благотворным оказался пример такого духовного перерождения для большинства прежних разбойников. Уподобившись своему вожаку, они тоже порвали с прошлым, вступив на путь покаяния, и предали себя служению Богу.

Во власти бесовских искушений

Но прежде чем наградить Своих избранников венцами славы, Господь нередко попускает лукавому подвергнуть их искушениям, ещё более закаляя сильных и отсеивая слабых духом. Такие испытания было суждено претерпеть и Моисею. Враг рода человеческого подослал к нему одного из самых коварных своих служителей - блудного беса. Сей нечестивец начал смущать чистые и непорочные мысли инока греховными мечтаниями и разжигать его плоть адским огнём вожделений.

Даже те редкие часы сна, что выпадали иноку, он омрачал, насылая ему вместо благочестивых видений образы полные мерзости и сладострастия. Святые угодники и лики ангелов, некогда наполнявшие его ночные грёзы, уступили место похотливым и разнузданным девам, зазывавшим монаха своими бесстыдными жестами. В довершение бед его грешная плоть совершенно отказывалась внимать голосу разума и явно потворствовала лукавому бесу.

Наставления мудрого старца

И пропала бы чистая душа инока, ввергнутая в смрадную пропасть греха, но вразумил его Господь пойти за советом в дальний скит, где в подвиге строжайшего аскетизма подвизался один из великих столпов раннехристианской церкви пресвитер Исидор. Выслушав всё, что, смущаясь, поведал ему Моисей Мурин, мудрый старец успокоил его, объяснив, что через подобные страдания проходят все новоначальные, недавно вступившие на иноческий путь монахи.

Бесы одолевают их, насылая свои богопротивные видения, надеясь тем самым склонить ко греху. Но они бессильны перед тем, кто противостоит им молитвой и постом. Посему, не впадая в уныние, следует возвратиться в келью и продолжать служение Богу, насколько это возможно, заменив плотскую пищу духовной.

Повторный визит к пресвитеру Исидору

Моисей, в точности исполняя предписание старца, вновь затворился в келье, ограничив себя лишь чёрствой коркой хлеба, съедаемой им раз в сутки после захода солнца. В постные же дни он вообще не вкушал пищи. Однако и враг удвоил свои усилия. Окончательно подчинив себе плоть страдальца, он даже в дневные часы насылал в его сознание греховные наваждения.

И снова отправился за советом к старцу Моисей Мурин. Житие святого подробно описывает эту вторую их встречу. Пресвитер Исидор, выслушав инока, возвёл его на крышу своей кельи и, обратив лицом на запад, указал на множество бесов, сбившихся в толпу и готовящихся к борьбе с сынами Божьими. Затем, обернувшись к востоку, показал несметное ангельское войско, готовое противостоять им в борьбе за людские души.

Этим он явил Моисею знамение того, что воинство, посланное Богом, несравненно многочисленнее и сильнее и, несомненно, придёт на помощь в его ежедневной брани. Практический же совет старца сводился к тому, что, поскольку враг насылает на инока свои мерзкие видения главным образом во время сна, то надо лишить его этой возможности, посвятив ночные часы неустанному бдению и молитве.

Ночные бдения и молитвы

Вернувшись от старца, св. Моисей Мурин в точности исполнил всё, что тот ему предписал. Теперь, вкусив с наступлением темноты свою скудную пищу, он не ложился спать, а вставал на молитву, непрестанно творя поклоны, осеняя себя крестным знамением. Подобным образом проводил он все ночи напролёт. Это приносило ему несказанные мучения, так как природное естество жило по своим законам и требовало сна хоть и не продолжительного, но еженощного.

Так прошло шесть лет. Со временем Моисей привык и, укрепляемый Благодатью Божьей, простаивал в молитвенном бдении до первых лучей солнца. Однако и бес сумел приспособиться к его новому образу жизни. Воспалённое от бессонницы сознание подвижника он с ещё большим упорством наполнял гнусными мечтаниями и сладострастными образами.

Новое оружие в борьбе с лукавым

Не дерзая вновь нарушать покой старца Исидора, прп. Моисей Мурин обратился за помощью к настоятелю той обители, в которой подвизался всё это время. Выслушав его, мудрый пастырь вспомнил свою молодость и собственную борьбу с плотью. Он порекомендовал страдальцу каждый раз, когда нечистый дух приступает к нему, томить своё естество непосильной работой, будь то средь бела дня или под покровом ночи.

С этой поры Моисей Мурин стал еженощно обходить кельи братии и, собрав, выставленные возле дверей сосуды-водоносы, отправляться с ними к источнику, находившемуся на изрядном расстоянии. Это был тяжёлый труд. Все ночи напролёт Моисей, согнувшись под тяжестью своей ноши, таскал воду, творя при этом молитву.

Победа над кознями дьявола

Вот этого враг рода человеческого уже не смог перенести. Посрамлённый, он навсегда отступил от праведника. Уходя в полном бессилии, бес нанёс ему в спину удар неким древом, подвернувшимся под руку. Не сумев заполучить душу инока, он выместил злобу на его плоти, которая к тому же всегда предательски потворствовала греху.

Житие святого Моисея Мурина сохранило для нас описание и его последней встречи со старцем Исидором. Она произошла вскоре после того, как святой инок избавился, наконец, от бесовских наваждений. Искушённый в бранях с духами тьмы, отец Исидор поведал ему, что сия напасть была попущена Богом исключительно для того, чтобы Моисей, встав на путь монашеского служения, не возгордился скорыми успехами и не возомнил себя праведником, но во всём уповал лишь на помощь Всевышнего.

Кончина святого праведника

Много после этого добрых и богоугодных дел совершил преподобный Моисей Мурин. Не раз являл он братии пример смирения и кротости, сочетая это с мудростью, обретённой в чтении Святого Писания. Но дни его земной жизни неуклонно шли к своему завершению.

Однажды, уже будучи настоятелем обители, он собрал вокруг себя братию и поведал, что предвидит в скором времени нападение на них шайки разбойников. По опыту зная, сколь безжалостны эти люди, он повелел монахам собрать всё необходимое в дорогу и покинуть монастырь.

Однако, когда всё было готово и братия уже стояла у ворот, он отказался следовать за ними, сославшись на то, что на нём должны исполниться слова Иисуса Христа: «Все, взявшие меч, от меча и погибнут». Он свою юность провёл с мечом в руках, и пришло время поплатиться за это. В скором времени ворвавшимися в монастырь разбойниками он был убит.

Всехристианское почитание святого Моисея Мурина

Так в возрасте семидесяти пяти лет завершил свою земную жизнь преподобный Моисей Мурин, икона которого являет нам образ убелённого сединами чернокожего старца, держащего в руках свиток - символ мудрости.

Несмотря на то что он считается святым эфиопской церкви, почитание его распространилось по всему христианскому миру, а память отмечается 28 августа по юлианскому календарю. В наших церквях молитва преподобному Моисею Мурину возносится 10 сентября в соответствии с григорианским летоисчислением. Накануне этого дня читается составленный в его честь акафист.

Молитва Моисею Мурину от пьянства

Верующим людям известно, что Господь даёт Своим угодникам особую благодать помогать в том, в чём они сами преуспели во дни земной жизни. Из всего, что составило сюжет нашего рассказа, видно, что на протяжении многих лет главные усилия святого Моисея были направлены на обуздание страстей, которыми его пытался опутать враг рода человеческого, и в этом он стяжал славу.

Следовательно, в борьбе со страстями он может оказать помощь всем обращающимся к нему в своих молитвах. И дело не в том, о какой из них идёт речь. Так уж сложилось, что в России для искушения людей лукавый выбрал пьянство. Это не значит, что остальные грехи нам чужды, но этот как-то особенно укоренился.

Не находя в себе достаточных сил для борьбы с недугом, многие из тех, кто ему подвержен, но желают избавиться, прибегают к помощи Небесных Заступников. Именно в этом случае молитва Моисею Мурину от пьянства бывает необыкновенно эффективна. Важно только, чтобы произносилась она со упованием на милость Божью, и искренним было желание излечиться.

Это же в полной мере относится и к прочим возносимым нами молитвам. Они бывают услышаны лишь в том случае, если молящийся отвергает от себя малейшую тень сомнения в возможности исполнения просимого. Господь сказал: «По вере вашей будет вам», поэтому именно сила веры делает наши обращения к святым благодатными, и молитва Моисею Мурину - не исключение.

Память преподобного Моисея Мурина совершается в Православной Церкви 10 сентября по новому стилю.

Жизнеописание преподобного Моисея Мурина
Преподобный Моисей является раннехристианским святым, жившим в Эфиопии в IV веке. Известно, что в юные годы он вел весьма грешную жизнь, промышляя разбоем и грабежом. Моисей был предводителем разбойничьей шайки и наводил на жителей Эфиопии страх своей жестокостью.
Житие умалчивает о том, как совершилось обращение будущего преподобного к Богу, однако известно, что в какой-то момент благодать коснулась его души и он увидел весь ужас своей греховной жизни. Оставив своих товарищей, Моисей поспешил в монастырь, где в трудах и покаянии проводил все время. Его жизнь в обители отличалась большим аскетизмом. Так, он целые ночи проводил в молитве и носил воду для монастыря. Дьявол, желая погубить душу подвижника, искушал его блудными помыслами, но Моисей мужественно отражал все вражеские нападения, еще больше предаваясь молитве и посту.
Спустя много лет такой подвижнической жизни, Моисея рукоположили в дьякона, а после он принял и священнический сан.
Когда святой Моисей Мурин был в преклонном возрасте, то ему было откровение о том, что на обитель нападут разбойники, которые не оставят никого из монахов в живых. Преподобный предупредил братию, чтобы они покинули монастырь, но когда его стали просить последовать вместе с ними, он отказался. Моисей сказал, что на нем должно исполниться слово Господа о том, что взявший меч, от меча погибнет. Таким образом, преподобный до конца своей жизни оплакивал грехи своей юности и готов был понести за них наказание. Он принял смерть от разбойников в возрасте 75 лет.

В каких случаях молятся святому Моисею Мурину
Пример преподобного Моисея Мурина еще раз напоминает о том, что нет такого греха, который не мог бы быть прощен Господом. Главное, чтобы человек сам был готов оставить свои грехи и страсти и желал бы начать новую жизнь. Святой Моисей, прошедший тяжелый путь от разбойника до иеромонаха, знает все сложности, с которыми сталкивается раскаявшийся грешник на пути к Богу, и потому помогает каждому, обращающемуся к нему с молитвой.
Существует благочестивая традиция молиться преподобному Моисею Мурину, прося у него избавления от недуга пьянства.
Житие преподобного Моисея Мурина ярким образом иллюстрирует значение слова «покаяние», которое с греческого языка переводится на русский как перемена. Постоянно нося в сердце и оплакивая совершенные злодеяния, святой с горячей любовью молился ко Господу о спасении душ тех людей, которым он причинил вред в прошлом. Некоторые люди с трудом вспоминают во время подготовки к Таинству Исповеди о своих злых поступках, что происходит от невнимательной и рассеянной духовной жизни. Существует притча о том, как один старец велел своему духовному чаду собрать большое количество мелких камней с берега водоема в мешок, а когда задание было выполнено, предложил положить камни обратно, то есть именно на те места, где лежал каждый камушек. Выполнявший задание сказал, что не сможет вспомнить место каждого из мелких камней. Тогда старец отметил, что также тяжело видеть свои грехи и каяться в них. Но без искреннего покаяния, которое называют вторым Крещением, не может быть очищения души. Поэтому очень важно молиться таким святым угодникам как преподобный Моисей Мурин о даровании истинного покаяния и духовной мудрости, а также всеми силами стремиться подражать примеру их благочестивой жизни во Христе, решительно борясь со своими греховными наклонностями.

Тропарь, глас 8:
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи бессмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобне Моисее, дух твой.

Кондак, глас 4:
Мурины заушив, и лица демонов поплевав, мысленно просиял еси, якоже солнце светло, светом жития твоего и учением наставляя души наша.

Величание:
Ублажаем тя, / преподобне отче Моисее, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче Ангелов.

Молитва:
О, великая сила покаяния! О, неизмеримая глубина милосердия Божия! Ты, преподобне Моисей, был прежде разбойником, но потом ужаснулся своих грехов, возскорбел о них, и в раскаянии пришел в монастырь, и там в великом плаче о своих бывших беззакониих и в трудных подвигах проводил дни свои до кончины, и удостоился Христовой благодати прощения и дара чудотворения. О, преподобне, ты от тяжких грехов достиг пречудных добродетелей! Помози и молящимся тебе рабом Божиим (имена), влекомым в погибель от того, что предаются безмерному, вредному для души и тела употреблению вина. Склони на них свой милостивый взор и не презри их, но внемли им, прибегающим к тебе. Моли, святе Моисей, Владыку Христа, чтобы не отверг их Он, Милосердный, и да не возрадуется диавол их погибели, но да пощадит Господь этих безсильных и несчастных (имена), которыми овладела пагубная страсть пьянства, ведь мы все Божии создания и искуплены Пречистой Кровию Сына Его. Услышь же, преподобный Моисей, их молитву, отгони от них диавола, даруй им силу победить их страсть, помоги им, простри твою руку, выведи их на путь добра, освободи от рабства страстей и избавь от их от винопития, чтобы они, обновленные, в трезвении и светлом уме, возлюбили воздержание и благочестие, вечно прославляли Всеблагого Бога, всегда спасающего Свои создания. Аминь.

Моисей Мурин жил в 4 веке в Египте. Он слыл разбойником и пьяницей. Шайка бандитов, которую Моисей возглавлял, наводила ужас на всю округу. “Он чёрен лицом, так как эфиоп, - говорили о нём, - и чёрен душой, так как не знает милосердия”. Не было такой страсти, которой он мог бы отказать - злоба, похоть, жадность обуревали Моисея.

Но однажды он вдруг увидел, что, почитая себя свободным, крутится как раб, угождая страстям. Был у него близкий товарищ, некогда спасший Моисею жизнь. Во время приступа бешеной ярости разбойник так ударил друга, что тот умер на месте. Впервые убийца ужаснулся от того, что совершил, и от того, что совершил это как бы против своей воли - в помрачении ума. Обливаясь слезами, Моисей пошел в ближайший монастырь, чтобы спросить у монахов, как жить ему дальше, как искупить грехи и освободиться от страстей.

Настоятель монастыря – игумен Исидор, увидев, что чернокожий разбойник направляется к монастырю, испугался и приказал запереть ворота. Но Моисей, упав на колени у монастырской ограды, стал стенать, оплакивая свои грехи и умоляя впустить его в обитель. Так разбойник стал иноком.

Новоначальному монаху поручали самые тяжёлые и грязные работы, и он смиренно выполнял их. Многие с опаской относились к брату-эфиопу, опасаясь, как бы былые страсти не взыграли в нём. Но вскоре Моисей доказал всем, что решительно встал на путь исправления. На его келью напали разбойники. Силач-эфиоп одолел их, и мог бы убить, но он только связал нападавших и привёл к игумену, спрашивая, как дальше поступить со злодеями. Игумен же посоветовал Моисею помиловать бандитов и отпустить. Моисей тотчас исполнил благословение. Разбойники, узнав своего бывшего предводителя, были потрясены той переменой, которая с ним произошла, и изменились сами – приняли монашество.

И всё же былая жизнь отпускала Моисея с трудом. Ночи напролёт инока, желающего чистоты, терзали блудные видения. Он приходил за советом к авве Исидору.

МОИСЕЙ:
Авва, так нападают на меня видения плотских грехов, что боюсь, как бы мне не нарушить обетов монашеских. Или вовсе я был недостоин их принимать?!

ИСИДОР:
Не печалься, брат! Столько лет ты цеплял колючки на свои одежды, и хочешь от них избавиться за один день? Тебе предстоит труд, и нелёгкий. Но Сам Господь будет тебе помощником, если ты проявишь усердие.

МОИСЕЙ:
Что же мне делать?

ИСИДОР:
Никогда не наедайся досыта и усердно работай до усталости. А по ночам вставай на колени и твори молитвы. Когда же покажется тебе, что искушение невыносимо, громко призывай имя Господа со слезами, и не переставай, пока видения не отстанут.

МОИСЕЙ:
Кажется мне, что этим мучениям не будет конца.

ИСИДОР:
Когда на рынке торгуют мясом, рядом всегда крутятся псы, ожидая костей. Но когда рынок закрывается, псы, немного подождав, разбегаются, чтобы искать себе пищу в другом месте. Потерпи немного, не корми псов, и почувствуешь покой.

Спустя время к строгому посту и ночным молитвам Моисей прибавил новый подвиг – он стал по ночам обходить кельи монахов и приносить им воду из колодца. Особенно он старался для братьев, живших далеко от воды. Для измученного дневными трудами подвижника это было нелегко. Однажды, нагибаясь над колодцем, он так ударился головой, что потерял сознание. Только утром монахи нашли своего благодетеля. Целый год Моисей лежал парализованным. А когда исцелился, блудная страсть оставила его навсегда. Но Моисей продолжал считать себя последним из монахов. Однажды в монастырь прибыл епископ, желая испытать бывшего разбойника. Он с позором выгнал Моисея из алтаря. Иноки позже сказали владыке, что выходя из храма, Моисей нисколько не роптал, а говорил сам о себе, что и человеком называться не достоин. Слава о великом подвижнике распространилась по всему Египту. Многие стремились побеседовать с ним, но Моисей, почитая себя недостойным, уклонился от таких встреч.

Когда же преподобному исполнилось 75 лет, он узнал, что на монастырь готовится нападение разбойников.

МОИСЕЙ:
Братья, завтра ночью на обитель нападут варвары, они убьют нас и ограбят монастырь. Спасайтесь все в пустыне!

МОНАХ:
А ты, отец?

МОИСЕЙ:
Долго я ждал, когда исполнятся на мне слова Господа: взявший в руки меч от меча и погибнет. Омывал я слезами мои грехи, а теперь пришло время омыть их кровью.

Все монахи, кроме семерых, ушли в пустыню. А ночью они видели, как над обителью поднялись семь золотых венцов – это покаявшийся разбойник Моисей с братьями приняли мученическую кончину.

Память 28 августа

В странах египетских проживал некий разбойник, по имени Моисей, родом мурин (), лицом мрачный; первоначально он был рабом некоего славного, господина, но по причине убийства, совершенного Моисеем, был прогнан тем господином и присоединился к разбойникам; сии же последние, видя, что он был силен и обладал суровым характером, избрали его своим атаманом (вождем). Сие повествуется о святом Моисее ради того, чтобы было видно его исправление и чтобы было известно, каким образом Моисей от такой дурной жизни пришел к раскаянию и богоугождению; ибо грехи святых (ранее бывшие) не утаиваются, ради прославления милосердия Божия, которое отделяет честное от недостойного и из грешников творит праведников.

Совершая разбой, Моисей вместе с товарищами производил много хищений, кровопролитий, творил много иных мерзких беззаконий и преступлений; своею жестокостью Моисей прославился среди всех, ибо все боялись его. Из числа дел его разбойнических следует упомянуть о сем:

Моисей питал злобу на одного пастуха, пасшего овец, за то, что сей пастух со своими псами (охранявшими стадо) воспрепятствовал некогда Моисею совершить злодеяние; увидав однажды, что тот пастух пас овец по ту сторону реки Нила, Моисей замыслил его убить. Река Нил была переполнена водой (по случаю разлива); Моисей, связавши свою одежду, привязал ее к голове, взял в уста меч и отправился в плавание по этой великой реке. Упомянутый пастух, увидав Моисея еще издали, когда он переплывал реку, оставил овец и убежал с того места: Моисей же, переплыв реку, но не найдя пастуха, умертвил четырех крупнейших ягнят, потом связал веревкою сих ягнят и затем обратно переплыл реку Нил, взяв с собою ягнят; очистив сих ягнят от шкуры, Моисей съел мясо их (бывшее очень вкусным), а шкуру продал и на вырученные деньги выпил вина.

Долгое время Моисей проводил жизнь в таких греховных делах; но однажды случайно он пришел в сознание, ибо Бог умилосердился над ним и призвал его к покаянию, так как Преблагий и Человеколюбивый Владыка не ищет погибели грешников, но ожидает их обращения ко спасению. Сей грешник умилился сердцем, раскаялся в своих злодеяниях, оставил разбой и своих товарищей, пошел в пустынный монастырь и предал себя в повиновение и послушание игумену и братиям, более же всего Самому Богу; Моисей пролил много слез и днем и ночью, каясь о содеянных ранее грехах своих; все, поручаемые ему, работы и послушания, он исполнял неленостно, и был славным иноком.

Спустя некоторое время Моисей ушел в отшельническую келлию; здесь он жил один, помышляя о Боге и очищая теплым покаянием свои беззакония, совершенные прежде.

Когда Моисей проводил такую покаянную жизнь, на него, находившегося в келлии, напали четыре разбойника, не знавшие, что то был Моисей. Он же, будучи только один, поборол их, связал и, взяв их на плечи как связки снопов, принес в монастырь к церкви, сказав братиям:

– Что посоветуете вы сделать мне с ними? Я не должен никого обижать, но они пришли ко мне, и я взял их.

Отцы приказали ему развязать тех разбойников и отпустить их на свободу, сказав:

– Мы никого не должны убивать.

Разбойники же, поняв, что то был Моисей, ранее бывший их начальником, удивились такой перемене жизни его и прославили Бога, сами же умилились, пришли в страх Божий и, покаявшись, стали славными иноками.

И не только эти четыре, но и другие разбойники, услышав о своем вожде Моисее, – что он покаялся и стал иноком, – также оставили разбой и все греховные дела и стали добродетельными иноками.

Итак Моисей пребывал в трудах покаяния. Первоначально его обуревали греховными помышлениями бесы блудодеяния, разжигая похоть его и увлекая его к прежней блудодейственной жизни, как он сам потом рассказывал братиям, говоря так:

– Я претерпел столь великие неприятности, борясь с вожделениями плотскими, что едва не нарушил обета иноческого.

Отправившись к авве Исидору пресвитеру, в скит, он поведал ему о своих страданиях от похоти плотской. И сказал ему святой Исидор:

– Не смущайся, брат! Ты еще новоначален (т. е. только лишь начал подвизаться), и потому бесы с ожесточением нападают на тебя, думая найти в тебе прежний нрав; для отогнания их советую тебе соблюдать повседневный пост и воздержание и не насыщать вполне чрева своего. Подобно тому, как пес, привыкший грызть кости, выбрасываемые мясоторговцем, – не уходит до тех пор, пока место торговли не закроется; но когда торговля прекращена и нет уже никого, кто мог бы бросить псу что-либо для съедения, тогда он, истомившись голодом, отходит от места того; так и бес блудодеяния находится вблизи человека, питающегося до пресыщения. Но если ты будешь постоянно соблюдать пост и воздержание, умерщвляя члены свои земные и заграждая дверь пресыщения пощением. не допуская войти в себя пресыщению, разжигающему греховные вожделения, тогда бес, как бы истомившись от голода, отойдет от тебя с печалию.

Раб Божий Моисей, отправившись в келлию свою, затворился в ней и пробыл в повседневном пощении, вкушая очень немного хлеба вечером после захода солнца; весьма много Моисей трудился в рукоделании, пятьдесят раз в течении дня вставал на молитву, совершая ее с коленопреклонением.

Однако несмотря на то, что Моисей томил тело свое трудами и пощением, плотское вожделение, влекущее ко греху, не исчезало в нем. Тогда он опять пошел к авве Исидору и сказал ему:

– Отче! Я не могу быть в келлии моей, ибо меня обуревают страсти плотские.

Блаженный же Исидор, взяв его, повел в верхнее отделение своей келлии и сказал ему:

– Посмотри на запад!

Моисей посмотрел и увидал множество страшных демонов, суетившихся и приготовлявшихся к борьбе.

Потом авва Исидор сказал:

– Теперь обратись к востоку и посмотри.

Посмотрев на восток, Моисей увидел бесчисленное множество святых светоносных ангелов, также приготовлявшихся к борьбе.

И сказал святой Исидор Моисею:

Те, кто на западе, поднимают брань на святых Божиих, а те, кто на востоке, посылаются от Господа на помощь благим подвижникам. Знай же, что помогающих нам больше, нежели тех, кто восстает на нас.

Моисей, будучи укреплен таким видением и словами старца, возвратился в келлию свою и снова начал упражняться в обычном пощении и трудах молитвенных.

Однако и после этого брань не оставляла его; напротив, Моисей начал страдать еще более от врага, будучи разжигаем мечтаниями сонными. Посему, встав, он пошел к иному святому старцу, весьма опытному, и сказал ему:

– Что делать мне, авва? Сонные видения помрачают ум мой, разжигая мою плоть, услаждая страсть и возбуждая меня к первоначальному греховному образу жизни, смущая меня привидениями?

Старец отвечал ему:

– Ты потому страдаешь, перенося то мерзкое наваждение, что не соблюдаешь ума своего от сладострастных мечтаний. Сделай же так, как я говорю тебе: посвяти себя бдению, мало-помалу привыкни к нему и молись с бодростью; тогда ты освободишься от той брани.

Моисей принял такой добрый совет от опытного святого наставника, возвратился в келлию и начла обучаться всенощному бдению (т. е. бодрствованию молитвенному в течение всей ночи); он стоял посреди келлии всю ночь и не преклонял колен в молитве, дабы не предаться сну, но стоял прями, не смыкая очей своих.

Святой пробыл в таком подвиге шесть лет; но и таким способом он не мог избавиться от плотского вожделения, воюющего на дух; ибо Бог попустил так для того, чтобы преподобный, быв искушен как золото в горниле, получил бы славный венец с прочими страдальцами.

Спустя некоторое время мужественный инок измыслил новый тяжелый подвиг: выходя ночью из келлии своей, он обходил отшельнические келлии старцев пустынных и, взяв водоносы, оказывавшиеся свободными при келлиях, приносил воду, причем старцы не знали об этом (вода находилась в отдалении от места того). Некоторые из старцев имели свои келлии за два поприща () от воды, другие за три, четыре и даже более; были и такие, которые совершенно не могли сами приносить себе воду за глубокою старостью; таковым Моисей каждую ночь наполнял водою сосуды. Таковой подвиг святого Моисея был ненавистен диаволу. По попущению Божию, диавол причинил святому Моисею такую неприятность:

Однажды ночью блаженный тот трудолюбец наклонился в колодезь с сосудом некоего старца, намереваясь почерпнуть воду; в это время диавол ударил его с большою силою некоторым древом по спине; старец упал без чувств и лежал как мертвый.

Утром следующего дня, к тому колодцу пришли монахи, дабы взять здесь воды, и увидели Моисея, лежавшего полумертвым. Монахи пошли к великому скитскому авве Исидору и рассказали ему обо всём; он же, придя с братиею, взял Моисея и принес к храму. И был недужен Моисей, как расслабленный, и страдал так, что едва выздоровел через год.

Потом сказал ему авва Исидор:

– Брат Моисей! Не увеличивай своей брани с бесами сверх сил, ибо и дерзновении необходимо хранить меру.

Непобедимый воин Христов Моисей отвечал на это:

– Я не окончу борьбы до тех пор, пока мерзкие мечтания сонные не оставят меня.

Тогда авва Исидор сказал ему:

– Во имя господа нашего Иисуса Христа, вот уже ныне оставляют тебя эти вожделения плотские; теперь ты будешь в мире; приступи же с дерзновением и причастись Божественных Таин Тела и Крови Христовых. Знай, что такая тяжелая брань плотская была попущена тебе ради того, чтобы ты не возгордился в уме своем, будто бы ты своими пощениями и подвигами преодолел страсти, и дабы ты, возгордившись, не погиб.

Услышав эти слова, Моисей причастился Таин Божественных, ушел в келлию свою и подвизался уже в мире, будучи свободен от ранее бывших обуреваний и проводя строгое постническое безмолвное житие.

Спустя некоторое время Моисей был спрошен о том: беспокоят ли его страсти? Моисей отвечал:

– С того времени как служитель Христов Исидор помолился обо мне, я уже не страдаю от плотского вожделения.

После столь великих искушений блаженный Моисей получил мир (душевный), по милосердию Божию и проводил с того времени уже без искушений плотских жизнь свою; вместе с тем он получил от бога великую власть над бесами, так что презирал их, как насекомых; и исполнился святой благодати Духа Святого, и был славен среди подвижников.

Так как святой Моисей прославился своим добродетельным житием, то о нем узнал и князь (правитель) страны той; сей последний отправился в скит, желая видеть авву Моисея. Старец был извещен о том, что князь намеревался придти к нему, дабы видеть его (Моисея); но Моисей, выйдя из келлии, замыслил убежать в болото и тростник; слуги же, бывшие вместе с князем, встретили его и спросили:

– Где находится келлия аввы Моисея?

Он сказал им:

– Что вам нужно от него? Старец тот неразумен, весьма лжив и проводить жизнь греховную.

Они же, услышав эти слова, изумились и прошли мимо. И когда пришли к храму, то князь сказал клирикам:

– Я слышал об авве Моисее и пришел принять благословение от него; но нас встретил некий монах, шедший в Египет, и когда мы спросили его о том, где живет авва Моисей, то он охулил Моисея, назвав его старцем неразумным, лживым и проводящим греховную жизнь.

Услышав это, клирики весьма опечалились и спросили:

– Каков из себя был тот старец, который произнес сии хуления на святого мужа?

Они ответили:

– Это был старец высокий, мрачный лицом, в худой одежде.

Клирики сказали:

– Поистине тот и был аввою Моисеем; но так как он не пожелал показать вам себя, не пожелал также и принимать почестей от вас, то сказал вам о себе дурное, как бы о ком другом.

Получив многую пользу (душевную), князь ушел, прославив Бога.

Так избегал преподобный Моисей славы и почестей людских и чуждался беседы с приходившими к нему мирянами, хотя был гостеприимен, ибо принимал с любовью всех, приходивших к нему, странствующих братий, как о страннолюбии его записано в Отечнике.

Однажды всем отцам пустынножительным было дано в скиту такое повеление:

– Поститесь всю неделю эту и учините Пасху.

Случайно некоторые странствующие братья пришли к Моисею из Египта; старец приготовил для них немного вареной пищи; но когда его соседи увидали дым, то сказали клирикам:

– Моисей нарушил повеление и варит себе пищу.

Но клирики сказали:

– Обличим его тогда, когда он придет в собрание (ибо все знали о постнических подвигах Моисея.

Когда наступила суббота, Моисей пришел в храм к пению соборному; и сказали ему в присутствии всех клириков:

– Отче Моисей! Ты нарушил заповедь человеческую, но исполнил заповедь Божию.

Повествуется также в житии преподобного Арсения ():

Некоторый брат пришел издалека в скит для того, чтобы видеть преподобного Арсения; будучи приведен к Арсению, брат тот видел его, но не сподобился слышать слов его; ибо старец (Арсений) сидел молча, глядя на землю.

После того странствующий инок начал упрашивать брата привести его к Моисею, бывшему разбойником до пострижения в иночество. Брат согласился исполнить его просьбу и повел его к преподобному Моисею.

Когда они пришли к Моисею, то сей последний принял их с радостью, предложил им отдохнуть и подкрепиться пищею и, оказав им большую любовь, отпустил их от себя.

Дорогою скитский брат сказал пришельцу:

– Вот ты видал и отца Арсения, и отца Моисея. Кто из них лучше, по твоему мнению?

Брат отвечал на это:

– Лучший из них тот, кто принял нас с любовью.

– Один инок, узнав об этом, стал молиться к Богу, говоря так:

– Господи! Скажи мне, кто из них более совершен и заслуживает большей благодати Твоей: тот ли кто скрывается от людей, ради Тебя, или тот, кто принимает всех, также ради Тебя?

Этот инок в ответ на молитву свою имел следующее видение: ему представились два корабля, плывшие по какой-то очень большой реке; в одном корабле находился преподобный Арсений, и Дух Божий управлял кораблем его, соблюдая его в великой тишине; в другом был преподобный Моисей; кораблем же его управляли ангелы Божии, влагавшие мед в уста Моисея.

Проведя долгое время в трудах постнических, преподобный Моисей был сподоблен сана пресвитерского, по некоему откровению Божию; и когда был произведен в первую степень священническую, то был облечен в стихарь; при этом епископ сказал ему:

– Вот авва Моисей ныне весь бел.

Моисей же сказал епископу:

– Владыко! Что делает священником: внешнее или внутреннее (т. е. как бы сказал так: «Одежда ли, покрывающая извне человека, делает его достойным священства или внутренние добродетели?»).

Епископ же, желая искусить Моисея, дабы увериться в том, действительно ли он – раб Христов, имеющий добродетели внутри души своей, сказал клирикам:

– Когда Моисей войдет в алтарь, изгоните его; потом идите за ним и слушайте, что он будет говорить.

Клирики так и сделали: изгнали Моисея из алтаря, сказав:

– Выйди вон, мурин!

Он же, выйдя и став в отдельном месте, начал укорять себя, говоря:

– Хорошо поступили с тобою, пес, хорошо поступили с тобою, мракообразный эфиоп; ибо ты недостоин, и как ты осмеливаешься войти в святое место; ты не человек: как же осмеливаешься ты подходить к людям и служителям Божиим?

Услышав эти слова святого, клирики возвестили о них епископу; тогда епископ приказал снова позвать Моисея в алтарь и хиротонисал его в сан пресвитера. Потом спросил его, сказав:

– Что думал ты, отче, тогда, когда, быв изгнан, ты был возвращен снова?

Моисей отвечал:

– Я сравнивал себя со псом, который, будучи изгнан, бежит, будучи же призываем обратно, возвращается быстро.

И сказал епископ:

– Поистине этот человек достоин божественной благодати; ибо Бог дает благодать смиренным.

Подобное же испытание было с сим отцом и ранее, когда он был еще новоначальным; ибо когда братия были все в сборе в скиту, отцы пожелали искусить смирение Моисея и начали уничижать его, говоря:

– Для чего этот эфиоп ходит посреди нас?

Он же, слышав это, молчал.

Когда братия думали расходиться, то спросили его, сказав:

– Отец Моисей! Смутился ты или нет?

Он отвечал им словом псалма: «Я потрясен и не могу говорить» (Пс. 76:5) (т. е. я переношу уничижение молча).

Приняв на себя сан пресвитера, преподобный Моисей подвизался еще пятнадцать лет, имея от рождения семьдесят пять лет; собрав кругом себя семьдесят пять учеников, он скончался мученически () таким образом:

Однажды, находясь среди братий, он сказал:

– Вот варвары придут в скит, дабы посечь монахов; встаньте и бегите отсюда.

Братия же сказали ему:

– Посему же ты, отче, не бежишь отсюда?

Но он сказал им:

– Я уже много лет ожидаю того времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: «все, взявшие меч, от меча и погибнут» (Мф. 26:52).

На это братия сказали ему:

– И мы не побежим, но умрем с тобою!

Но он ответил им:

– Я в этом не нуждаюсь; пусть каждый поступает так, как находит лучшим.

Тогда братия убежали с места того, и только семь иноков остались при преподобном. Спустя некоторое время старец сказал им:

– Варвары уже близко!

Один из упомянутых семи иноков, испугавшись, убежал из келлии и скрылся в некоем месте. Варвары, войдя в келлию, умертвили святого Моисея и находившихся с ним шесть иноков. Спасшийся же от смерти инок, находясь в потаенном месте, видел небо отверстым и семь пресветлых венцов нисходивших с неба.

После того, как варвары ушли, инок сей возвратился в келлию и нашел Моисея и прочих иноков умерщвленными; тела их оказались лежавшими в крови; увидав сие, инок тот начал плакать; потом пришли остальные братия и с плачем похоронили умерщвленных иноков.

Так окончилась жизнь преподобного отца нашего Моисея Мурина, из разбойников сделавшегося иноком и искренним раскаянием угодившего Богу, так что ему, как мученику, отверзен был не только рай, но и самое небо, и он был украшен венцом славы. По молитвам его да наставит и нас на истинный путь покаяния и да сподобит и нас Царствия небесного Человеколюбный Владыка Христос, Бог наш, Коему со Отцом и Святым Духом воссылается честь и слава, ныне, всегда и в бесконечные веки. Аминь.

Тропарь, глас 1:

Пустынный житель, и в телеси ангел, и чудотворец явился еси богоносе отче наш Моисее: постом, бдением, молитвою, небесная дарования приим, исцеляеши недужныя, и душы верою притекающих ти. Слава давшему тебе крепость: слава венчавшему тя: слава действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 4:

Мурины заушив, и лица демонов поплевав, мысленно просиял еси якоже солнце светло, светом жития твоего и учением наставляя душы наша.


1) Т.е. эфиоп.
2) Поприще – мера длины, равная приблизительно двум километрам.
3) Память прп. Арсения 8 мая.
4) Кончина св. Моисея Мурина последовала около 400 года.