Семейная психология психотерапия. Семейная системная психотерапия теоретические положения

Семейная психология психотерапия. Семейная системная психотерапия теоретические положения

Недавно на нашем сайте мы писали о современной психотерапии, ее особенностях и тенденциях развития. Сегодня мы хотим рассказать Вам о том, что такое детская и семейная психотерапия. Чем они принципиально отличаются от индивидуальной или групповой психотерапии, какими методами пользуются, а также о том, какие проблемы они решают.

Психотерапия семьи

Понятие «психотерапия семьи» появилось только в начале 50-х годов ХХ века с легкой руки американских врачей Грегори Бейтсона, Джея Хейли, Дональда Джексона и Джона Уикленда. До этого времени работа с семьей противоречила всем принципам психотерапии, которая была построена на том, что самое важное — это личность, семья — это совокупность личностей, и прорабатывать необходимо только проблемы каждого из супругов по отдельности, только так можно разрешить семейные проблемы. Сегодня семейная системная психотерапия существует как отдельный подход в психотерапии, рассматривая семью как систему, работающую по особым законам и считая, что семья может как продуцировать конфликты, так и разрешать их.

Основные вопросы, которыми занимается семейная психотерапия:

    • трудности, с которыми сталкиваются люди в браке,
    • проблемы взаимоотношений между родителями и детьми,
    • трудности распределения родительских ролей,
  • проблемы личностного характера, которые возникли еще в детстве, и были переложены на поведение в собственной семье.

Понятно, что при системном подходе, сеанс психотерапии посещает вся семья. Параллельно с семейной психотерапией применяется личностный подход с консультациями каждого человека отдельно, при необходимости на сеансы приглашаются те члены семьи, которых ситуация непосредственно не касается, но взаимодействие с которыми так или иначе влияет на восприятие ситуации ее сторонами и т.п.

В общем виде лечение происходит примерно так: сперва терапевт определяет, какова психологическая обстановка в семье, установив контакт с ее членами. Необходимо также определить, как происходит распределение ролей внутри семьи. После проведенного наблюдения и анализа семейный психотерапевт формулирует исходный запрос и занимается непосредственной реконструкцией отношений внутри семьи, используя следующие методы семейной психотерапии:

    • вызов семейной структуре — для изменения иерархии отношений между домочадцами,
    • подписание психотерапевтического контракта с каждым членом семьи, в котором прописаны определенные обязательства, которые человек должен исполнять, иначе его ждет штрафная санкция,
    • указания семейного психотерапевта, когда врач дает конкретные руководства к действию для решения той или иной проблемы,
    • семейная психоаналитическая терапия, имеющая целью изменение личностей членов семьи таким образом, чтобы они могли правильно взаимодействовать между собой,
    • стратегическая семейная психотерапия, целью которой является решение насущной проблемы, а не устранение причин, по которым она возникла,
    • семейная поведенческая психотерапия,
    • супружеская психотерапия — для преодоления кризисов и конфликтов, а также для гармонизации отношений между супругами,
  • рационально-эмоциональный метод.

Завершающим этапом успешно проведенной терапии является «открепление» доктора от семьи, при этом в семье уже должны прижиться правильные установки и модели взаимодействия для достижения взаимопонимания и гармонии.

Детская психотерапия

Еще одно направление современной психотерапии — это детская психотерапия, объектом исследования и работы которой является ребенок. Наличие такого направления объясняется тем, что ребенок кардинально отличается от взрослого человека в плане психики, поведения, установок, жизненных ценностей — всего, что формирует личность человека. Поэтому психотерапия детей и подростков построена по совершенно другим законами, нежели терапия взрослых.

В каком возрасте ребенок может стать клиентом психотерапевта? Как показывает практика, за развитием ребенка, в том числе и психическим, пристально наблюдают с самого его рождения: педиатр, узкие специалисты и родители. При выявлении малейших отклонений в развитии, обязательно проводится коррекционная работа. Как правило, до 3-х лет родители и педиатр в силах сами справиться с существующей проблемой.

Лечение психотерапией показано детям старше 3-х лет в случаях, если:

    • ребенок неадекватно или странно себя ведет (проявляет агрессию, пассивен или наоборот неусидчив, не умеет и/или не хочет общаться с окружающими),
    • у ребенка наблюдаются выраженные отличия в умениях и навыках по сравнению с другими детьми,
  • ребенок страдает энурезом, энкопрезом, тиками, детскими страхами, синдромом гиперактивности с дефицитом внимания или минимальными мозговыми дисфункциями, нервной анорексией и булимией.

В таких случаях обязательно следует обратиться за помощью к специалисту, который должен будет изучить историю болезни ребенка и по необходимости направить его к узким специалистам для уточнения диагноза и выбора методов лечения.

Затем психолог должен побеседовать с родителями и ребенком по очереди для того, чтобы выяснить, как именно все они понимают проблему. В процессе психолог оценивает настрой взрослых и ребенка на лечение, выбирая те или иные методы терапии.

В самом начале работы с ребенком врач оговаривает с ним, что все их беседы конфиденциальны, и родители никогда не узнают о тех моментах, которые ребенок предпочитает скрыть. Параллельно с этим терапевт проводит работу и с родителями.

Понятное дело, что методы психотерапии детей будут отличаться от применяемых во взрослой практике. Основная причина этого — незрелость детской психики и совершенно другое восприятие ситуации на фоне отсутствия мотивации к изменениям (практически во всех случаях), а также неспособности ребенка к вербализации проблемы. Все методы детской психотерапии построены на том, чтобы маленькому пациенту стало интересно.

Основными методами психотерапии детей являются:

    • игровая психотерапия, позволяющая ребенку применять «недозволенные» ему чувства в социально приемлемой форме,
    • тестирование в виде загадок или рисунков (в случае детских страхов),
    • сочинение историй и сказок с описанием проблемы в виде аллегорий, после чего терапевт вместе с ребенком переписывает сказку таким образом, чтобы выбрать наилучший вариант решения проблемы вместе с главным героем (собственно ребенком),
    • прямое или косвенное внушение, когда ребенку прямо говорят, что то или иное поведение недопустимо,
    • рациональный диалог с подростком,
  • психофармакологическое лечение.

Помните, что чем раньше Вы придете за помощью, тем лучшим будет прогноз для Вашей семьи и Вашего ребенка. В таких ситуациях время играет против Вас. Так что не затягивайте.

Мое «я», мой характер, мое имя - все было в руках взрослых; я приучился видеть себя их глазами, я был ребенком, а ребенок - это идол, которого они творят из своих разочарований.

Жан Поль Сартр

Системная семейная терапия основана на предпосылке, что индивидуальную человеческую личность можно понять только в контексте ее социальной среды. Иными словами, учитывая онтологически присущий человеку способ существования, он «приговорен к общению».

Системно-коммуникативная модель семьи

В 1950-1960-е гг. этот вид психотерапии только зарождался, как утверждается в обзорном исследовании К. Бродерика и С. Шредера, опубликованном в 1991 г. Согласно точке зрения авторов, эти два десятилетия стали свидетелями утверждения в науке общей теории систем в биологии и кибернетике, в вычислительной технике. Вместо того чтобы согласно научной традиции, аналитическим путем разделять изучаемые явления на мельчайшие элементы, например, электроны, нейтроны и т.д., общая теория систем (Л. Фон Берталанфи) отстаивала приоритет 1) принципа целостности, несводимости целого к сумме элементов, 2) принципа развития через установление и усложнение внутрисистемных и внесистемных связей. На первый план выдвигалась проблема совершенствования механизмов «обратной связи», т.е. способов коммуникации, управления и контроля, общих как для биологических, так и кибернетических систем (Н. Винер).

В самом общем виде под системой понимается набор элементов, находящихся в постоянной взаимосвязи. Например, семья как система не просто включает в себя х индивидов. Она, кроме того, охватывает их перекрестные взаимоотношения, а также взятый в комплексе контекст, в котором обитает семья, и существующий свод правил этой семьи. Даже постоянные ролевые названия, закрепляемые за различными членами семьи, такие как «родитель» и «ребенок», дают понять, что между двумя обозначенными индивидами существует устойчивая связь.

Система - это набор организованных в соответствии с определенными правилами элементов. Принципы организации предполагают, что, как только из разрозненных элементов составлена устойчивая комбинация взаимосвязанных элементов, создается единство, целостность, не сводимая к простой сумме составляющих ее единиц. Супружеская система, например, может быть разделена только на две составляющие (два отдельных индивида), которые являются двумя индивидуальными подсистемами. Но между отдельно взятыми индивидами существует устойчивая взаимосвязь, создающая супружескую подсистему: таким образом, в супружеской системе получается, что 1 + 1 = 3.

Система организована таким образом, что связи между элементами определяют границы как вокруг системы в целом, так и вокруг каждой входящей в нее подсистемы. В биологии эти границы четко различимы: у любой клетки есть мембрана, у любого животного есть кожа. В системах, элементами которой являются люди, границы зачастую более абстрактны, они задаются правилами взаимоотношений. Например, правила моногамии позволяют определить границы традиционного брака. Супруг, который вступил в половую связь на стороне, «переходит границу» или же начинает действовать, выходя за рамки взаимосвязи между супругами. Границы могут быть и весьма неясными и расплывчатыми; их определяют расплывчатые правила по поводу того, кому и с кем позволительно взаимодействовать и как взаимодействовать. В семьях, где практикуется кровосмешение, границы между подсистемами родителей и детей настолько плохо обозначены, что отношения между подсистемами выходят на грань патологии. Правила недопущения кровосмешения очень важны хотя бы потому, что они помогают определять рамки здоровых семейных отношений. Однако границы могут быть и чрезмерно ригидными, не допуская адекватного взаимодействия между составляющими систему индивидуальностями или между разными системами. Так, семьи, практикующие надругательства над детьми, зачастую жестко изолированы от более крупных общественных систем и поэтому не в состоянии принимать со стороны общественную помощь, которая могла бы содействовать прекращению надругательств. Другой пример: если жизнь семьи проходит под девизом «Мы сплоченная и дружная семья!», то любые надругательства над членами семьи станут расцениваться ими как «патологические фантазии», а их реальная жертва окажется, таким образом, в изоляции и будет подвергнута остракизму «изнутри».

Системы связаны друг с другом посредством нескольких иерархических уровней. Каждая система состоит из подсистем низшего порядка и в свою очередь является частью более широкой системы.

Семейная система состоит из индивидуальных подсистем - супружеской, детской и родительской. Кроме того, семейная система является частью более обширной системы местной общины. Та, в свою очередь, иерархически связана с более крупной системой территориального сообщества, которое в конечном счете входит составной частью в нацию.

Для эффективного функционирования систем нужны методы контроля за их организационной структурой. Живые системы можно уподобить стабильным, динамично развивающимся государствам. Они отражают состояние системы, не меняющейся структурно с течением лет. Теория систем подчеркивает сбалансированность или стабильность отношений между элементами системы. Очень часто эти два качества ошибочно принимаются за отсутствие гибкости, т.е. как принужденное и косное формирование моделей поведения. На самом же деле обсуждаемая теория делает упор на контролируемость изменений, благодаря которой появляется возможность развития внушительного количества очень сложных типов взаимосвязей. Механизмы контроля позволяют элементам системы поддерживать динамичные взаимоотношения друг с другом. У элементов системы есть возможность вступать друг с другом в осмысленные отношения, а потому имеется целый набор весьма изощренных механизмов контроля. Контроль, с одной стороны, позволяет удерживать элементы системы в определенных рамках, а с другой стороны, адаптироваться к изменяющимся условиям существования.

Контроль за адаптацией - ключевой момент в осознанном изменении системы. Контролируемый рост приводит к росту физической массы клеток, дифференциации биологической ткани, органов, а также к развитию человеческой личности. Неконтролируемый рост, как, например, рост числа раковых клеток, влечет за собой дезорганизацию и даже смерть живой системы. Концепция гомеостаза, или равновесия, элементов системы, помогает объяснить, как живые системы контролируют и поддерживают стабильность своего состояния. Физиолог Уолтер Кэннон в 1939 г. впервые описал набор механизмов внутреннего регулирования нейроэндокринной системы, функции которой - поддержание в неизменности параметров внутренней среды организма - постоянного артериального давления, температуры и содержания воды. Если изменения внутри организма начинают переходить пределы безопасности, в действие приводятся механизмы регуляции гормональной и вегетативной нервной систем, чтобы вернуть состояние в норму.

Семейные системы также обладают собственным механизмом контроля над деятельностью своих элементов. Их цель - поддерживать приемлемый баланс поведения членов семьи. Исследователи отмечают, что наблюдается на удивление устойчивый баланс речевого общения. В семейных системах с высокой степенью речевых контактов между членами семьи отмечается стабильный коэффициент вербальных коммуникаций, когда члены семьи собираются вместе, в то время как степень речевой активности отдельных членов может сильно различаться.

Механизмы, значительно влияющие на процессы саморегуляции супружеских или семейных систем, аналогичны сервомеханизмам в кибернетике (Н. Винер, 1962) К Циклы обратной связи - самые важ-

ные механизмы контроля. Два события могут быть связаны между собой не только линейными причинно-следственными отношениями, но и цикличными отношениями, отличительная черта которых - позитивно или негативно выраженная обратная связь.

При позитивной обратной связи количественные и качественные изменения в одном из элементов системы оказывают возвратное воздействие на количественное и качественное состояние другого элемента. Такой вид последовательности предполагает усиление возвратного эффекта при отклонениях от нормы. Таким образом, позитивная обратная связь увеличивает отклонения и служит механизмом саморазрушения, ее можно уподобить ситуации убегающего кипятка, когда рамки нормального существования взаимосвязей между элементами пробиты, и система больше не в состоянии функционировать. Так, бурные ссоры в семье могут выйти из-под контроля, так как гнев одного супруга подогревает гнев другого и возвращается назад в значительно усиленном виде. Выброс злобы в атмосферу может на время вывести систему из строя, а то и полностью ее уничтожить.

Негативная обратная связь, наоборот, уравновешивает различные девиации между элементами данной конкретной системы. Она помогает поддерживать стабильность отношений в браке и семье в целом. Если один из членов семьи выплескивает раздражение, то другой член семьи будет болезненно переживать этот всплеск. И если оба отклонения от нормы уравновешивают друг друга, то в семье создается враждебность, которая поддерживается на постоянном уровне.

Для живых систем характерна открытость. Это означает, что они могут как выбрасывать энергию за свои пределы, так и получать ее извне. Информация является крайне важным для живых систем видом энергии, поскольку служит уменьшению неопределенности. Увеличение объема информации позволяет значительно повысить уровень структурной организации системы. Если информация должным образом запрограммирована или сгруппирована, то функциональные характеристики системы становятся совершенней. Передача информации (коммуникация) включает в себя преобразование информации из одного состояния в другое или ее перемещение из одной точки пространства в другую.

Основополагающие концепции общей теории систем и кибернетики дали мощный заряд интеллектуального вдохновения разработчикам инновационных методик системной терапии. Поскольку на этот вид психотерапии нет общепринятой точки зрения, в данной работе будут рассмотрены три подхода - коммуникационно-стратегический, структурный и теория М. Боуэна. Системная терапия сфокусирована на паттернах и схемах взаимоотношений между членами системы, а не на судьбе отдельного индивида, поэтому в нашем изложении опускаются те аспекты соответствующих методик (подходов), где рассматривается теория личности. Однако во всех трех подходах значительное внимание уделяется нарушению внутрисемейной коммуникации в качестве

общего механизма развития, поддержания и стабилизации психопатологии и соответственно семейной психотерапии - как способа избавления от нее.

  • Сервомеханизмы - автоматические приспособления, цель которых - поддержание обратной связи и извещение о том, что обнаружены ошибки.

Ликвидацией и профилактикой нарушения эмоциональной атмосферы в семье занимается семейная психотерапия. Это узкоспециализированное направление в психологии представляет собой методику, которая главным образом фокусируется на анализе и как таковых. Если говорить более точно, это помощь любому индивиду в рамках его близких, семьи, а также посредством них.

Мишенью для терапии может быть не только семья в стадии своего «разрушения», но также и любая другая, которая испытывает кризисный момент в той или иной сфере своих взаимоотношений. При этом стоит отметить, что ведущим моментом является не внешнее воздействие. А общий поиск внутренних семейных ресурсов, которые могут послужить основанием для формирования необходимой общности, концентрации внимания участников семьи на решении взаимных проблем.

В зависимости от типа применяемой цели данной методики могут кардинально меняться. Чаще всего речь идет о создании актуального вопроса для всех членов семьи и их вовлеченности в процесс решения проблемы, понижение эмоционального напряжения в семье, поиск общего компромиссного варианта решения конфликтов и тому подобное.

Системная семейная психотерапия

В понятие «семейной психотерапии» Эйдемиллер внес некогда свои поправки, тем самым расширив рамки данного метода. С его точки зрения, данная техника является не только лишь влиянием на конкретного индивида, но способом воздействия на семью как на открытую живую систему с целью улучшения и оптимизации ее функционирования. Сама методика сформировалась и развивалась относительно недавно, наряду с кибернетикой, чем обусловлен ее системный подход. Наравне с другими узконаправленными техниками в психиатрии, системная семейная психотерапия является самой «молодой». Данная методика, будучи направленной на работу с внутренними связями в коллективе и решение возникающих межличностных конфликтов, рассматривает в качестве базиса системную структуру семьи как коллектива и особенности семейных взаимоотношений для данного конкретного случая.

Таким образом, можно говорить о том, что цели семейной психотерапии выражаются в ряде определенных стратегических пунктов:
1. Поддержка и оптимизация семейного микроклимата.
2. Формирование у членов семьи чувства того, что их индивидуальность и потребности уважают окружающие.
3. Помощь в преодолении позиции, с точки зрения которой все семейные проблемы являются следствием решений и поведения одного конкретного члена семьи.
4. Воспитание у участников эмпатии. Умения ощущать и сопереживать окружающим.
5. Формирование у членов семьи более толерантного отношения к условному главе семьи и его решениям.
6. Оптимизация навыков и умения всех участников системы коллективного, семейного решения возникающих проблем.
7. Воспитание в семье сбалансированного соотношения индивидуальности и независимости каждого наравне со сплоченностью и чувством долга, ответственности перед семьей.

Методы семейной психотерапии

По ходу работы с определенной семьей, специалист может использовать совершенно различные методы семейной психотерапии. Во многом это зависит не только от специфики проблемы или даже особенностей самой семьи, но также и от этапа, который на данный момент осуществляется в терапии. Таким образом поэтапность проведения данной техники в психиатрии должным образом структурирует процесс лечения вообще, обуславливает определенный подход, выбор того или иного метода, и даже продолжительность проведения терапии.
Например, первым и начальным этапом всей терапии является так называемый «диагностический этап». На его протяжении врач старается приобщиться ко всему семейному коллективу, буквально постепенно влиться в него, чтобы методом постановки и проверки различных гипотез в конечном счете поставить общий диагноз.
В дальнейшем происходит этап решения конфликта, во время которого психотерапевт прежде всего обнаруживает определенный источник, который является причиной возникающего конфликта. Устранение же его достигается посредством регулирования эмоциональных ответов со стороны всех семейных участников сформировавшегося конфликта. Это состояние достигается посредством общения всех членов семьи с психотерапевтом, который заранее налаживает с ними контакт, чтобы иметь возможность выступать в роли своеобразного «посредника». Таким образом, буквально передавая сигналы между членами семьи, специалист приобщает их к тому, чтобы сформировать общий понятный для всех язык.
На следующем этапе, который считается этапом восстановления или же реконструкции, происходит уже общее, коллективное обсуждение семьей имеющихся проблем, а также принятие вариантов их решения. Также применяются различные тренинги, которые помогут всем участникам выработать необходимые положительные линии поведения и умение адекватного общения и взаимоуважения.
Последний поддерживающий этап использует более простые методики, задача которых заключается в закреплении или корректировке полученных на протяжении терапии навыков. Также проводится оценка результатов и осуществляется дальнейшая необходимая консультация.

Групповая семейная психотерапия

Конечно, в данном направлении часто проводятся индивидуальные сеансы, однако по сути своей семейная психотерапия рассчитана на проведения одновременного сеанса с несколькими супружескими парами, вплоть до семи. Разумеется, необходимо подбирать для одномоментного сеанса пары, которые схожи между собой по возрасту, социальному положению, образования, менталитету. Один из положительных моментов, которыми обладает групповая семейная психотерапия, является повышенная эффективность освоения различных коммуникативных способностей. Кроме того, участники лучше осваивают возможности более мягкого и адекватного общения, учатся слушать собеседника.
В большинстве своем, техники, что применяются при групповых сеансах, практически не отличаются от индивидуальных. Разница в том, что во время групповых занятий у каждой пары есть возможность перенимать опыт, полученный при наблюдении за другими участниками лечения. К тому же, такой опыт положительно влияет на процессы общения и коммуникации, а также позволяет рассматривать альтернативные методы подходов к решению проблем.
Перед началом полноценной терапии, как правило, специалисты разделяют общую группу на две. В одной из них учувствуют только мужчины, а во второй, соответственно, женщины. Такая тактика обусловлена тем, что позволяет подготовить обе стороны к дальнейшему лечению и тем самым уменьшить риск чрезмерного проявления привычных защитных реакций. Это связано с тем, что весьма нередко люди приходят на сеансы психотерапевтического лечения лишь по причине своего нежелания до конца раскрыться своему партнеру и окружающим. К сожалению, бывают и такие случаи. Когда после каждого сеанса лечения супруги по приходу домой в тот же день повторяют свою ссору. В связи с этим, большой популярностью пользуются методики, широко задействующие основы биохеверизма, направленного на организацию и оптимизацию умения позитивного мышления и адекватного, конструктивного диалога.

Техники семейной психотерапии

Под понятием «техники семейной психотерапии» обычно подразумевают ряд приемов и методик, которые направлены на понимание и положительное видоизменение семейной структуры, которые позволят в дальнейшем улучшить ее внутренний микроклимат и взаимоотношения как таковые.
К примеру, существуют так называемые «социометрические» техники. Они достаточно просты и актуальны с точки зрения потребности проанализировать жизнедеятельность семьи во всех социальных сферах. А также внести некоторые изменения в структуру. Помимо всего прочего, социометрические техники также позволяют снизить возможное сопротивление системы семьи к вмешательству в ее привычную структуру, которое осуществляется специалистом. Также применяются поведенческие техники, во многом основывающиеся на принципах биохевиризма и выработке положительных линий и шаблонов поведения, а также другие «парадоксальные» методики.
В любом случае, терапия не может проходить без вмешательства «из вне», то есть без участия специалиста. При любом подходе происходит не просто анализ и конструктивное решение с помощью психотерапевта, но также требуется и активное участие в этом процессе всех членов семьи.

Семейная психотерапия (СП) – модификация отношений в системе семьи с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов с целью устранения негативной психологической симптоматики и повышения функциональности семейной системы. В семейной терапии психологические симптомы и проблемы рассматриваются как результат дисфункциональных взаимодействий членов семьи, а не как атрибуты того или иного члена семьи («идентифицируемого клиента»). СП реализует не интра-, но интерперсональный подход к решению проблем, и задача психотерапевта состоит в том, чтобы изменить с помощью соответствующих воздействий семейную систему в целом.

Значительная распространенность в семьях с ветеранами войны разводов, супружеских конфликтов, семейной дисгармонии, злоупотребление алкоголем, непонимания обусловливают необходимость проведения психокоррекционной и психотерапевтической работы.

Целью психотерапии является гармонизация семейных отношений, улучшение взаимопонимания в семье, ликвидация у супругов негативных эмоциональных установок друг к другу.

Задачи групповой семейной психотерапии:

Ликвидация неадекватных форм реагирования, общения и поведения, обусловленных особенностями личности;

Установление адекватного отношения жены к проблемам мужа, связанным со службой в армии;

Снижение невротизации жены;

Укрепление ориентации на здоровый образ жизни.

Терапия семьи включает этап оценки и четыре этапа коррекции.

Этап оценки.

Критерии, отличающие функциональные семьи от дисфункциональных:

1) травма в семье не отрицается, а принимается;

2) проблема распределяется на всю семью, а не лежит исключительно на «жертве»;

3) семья ориентирована на решение проблемы, а не на обвинение;

4) семья характеризуется высокой толерантностью (терпимостью);

5) среди членов семьи существует высокая привязанность;

6) в семье открытая коммуникация;

7) семья отличается высокой сплоченностью;

8) обладает гибким распределением семейных ролей;

9) для решения проблем семья привлекает не только внутренние ресурсы, но и внесемейные;

10) в семье отсутствует насилие;

11) не принято использование наркотических средств.

Этапы коррекции.

Этап 1: Построение терапевтического альянса

Когда семья и терапевт приняли решение проводить психотерапию, на первом этапе необходимо, чтобы как можно больше членов семьи выразили свои личные переживания и свою неудовлетворенность семейными отношениями. Психотерапевт выражает признание и понимание их страданий. Демонстрация уважения терапевта к каждому члену семьи создает атмосферу доверия и способствует продвижению терапии. Постепенное выдвижение на первый план индивидуальных различий в реакциях членов семьи ведет к следующей стадии.


Этап 2: Воссоздание проблемы.

Каждый член семьи сообшает свое видение травмирующей ситуации. Слушая друг друга, члены семьи проясняют для себя, как проблема действует на каждого из них.. Терапевт поощряет обсуждение, в ходе которого фокус проблемы сдвигается от члена семьи, так называемой «жертвы», ко всей семье в целом. На этом этапе происходит распознавание, исследование и преодоление чувства вины у «жертвы». В процессе обсуждения терапевт обращает внимание на положительные последствия травмирующего события (например, ощущение ценности жизни после близкого контакта со смертью).

Этап 3: Переструктурирование проблемы.

После обсуждения личного опыта, эмоциональных реакций и точек зрения каждого члена семьи по отдельности все они объединяются в последовательное целое. Терапевт должен помочь семье переформулировать личный опыт и понимание проблемы в опыт совместный, чтобы в дальнейшем произошел процесс построения семейной «теории заживления». Часто ветераны страдают от изоляции, потому что их жены, чувствуя беспомощность и невозможность помочь мужу, страдающему ПТСР, отказываются говорить с ними на темы трагедии. Помогая ветерану на этом этапе терапии воспринимать поведение жены как проявление любви, а не отвержения, терапевт, в конечном итоге, стимулирует процесс -возвращения семье утраченной целостности и сплоченности.

Проблема рассматривается как обычное препятствие, которое может быть преодолено.

Этап 4: Развитие «теории заживления».

Цель терапии семьи – формирование согласованного видения того, что случилось в прошлом, и оптимистического взгляда на способность справляться с трудностями в будущем. Видение, разделяемое всеми членами семьи, учитывающее реакции каждого, приносящее сплоченность, – это «заживляющая теория». Предполагается, что появление «заживляющей теории» может быть критерием успешного завершения семейной терапии.

В соответствии с изложенным выше можно сформулировать следующие принципы консультирования семей с раличной степенью выраженности психологического насилия:

1. В ходе психологического консультирования семьи с проблемами насилия приоритетное внимание следует уделять психологическому насилию;

2. Если это семья с проблемами психологического насилия, приоритетное внимание следует уделять неадекватности (патологии) родительских функций;

3. Если это семья с неадекватностью родительских функций, приоритетом становятся механизмы неприятия самих себя у родителей;

4. Если речь идет о консультирования родителей с проблемами неприятия себя, приоритетом становятся интраперсональные процессы блокирования (фрустрации), диссоциации (расщепления) и вытеснения из сознания родителей своих собственных сущностных (в широком смысле – витальных) проявлений, то есть динамические аспекты «негативной психологии» (А. Ме-негетти), процессы персонализации (А. Б, Орлов) – формирование персональных и теневых личностных составляющих;

5. В ходе консультирования родителей с выраженными эффектами процесса персонализации приоритетом становятся прецеденты и условия процессов персонификации (А. Б. Орлов), альтернативных процессам персонализации.

Такая стратегия консультационной психологической практики открывает путь к созданию новых, свободных от насилия форм родительской функции.

Что касается семейной терапии с родителями жертв сексуального насилия, то, по мнению Orenchuk-Tomiuk, Matthey и Christensen (1990), моделью терапии, которую лучше использовать в данном случае, является так называемая модель разрешения ситуации, состоящая из 3 стадий:

– стадии отрицания;

– промежуточной стадии;

– стадии разрешения.

На стадии отрицания не участвовавший в насилии родитель отрицает факт насилия, обвиняет ребенка в обмане и защищает насильника. На промежуточной стадии он начинает верить в факт насилия и становится союзником ребенка. На стадии разрешения этот родитель начинает оказывать поддержку ребенку и прорабатывает чувство вины за отказ защитить ребенка на стадии отрицания.

Родитель-насильник на стадии отрицания отказывается принять ответственность за насилие или отрицает его; на промежуточной стадии признает факт насилия, но обвиняет ребенка; на стадии разрешения принимает на себя ответственность за насилие и усваивает более продуктивные родительские роли.

Данная модель предполагает использование на стадии отрицания индивидуального и группового консультирования, а семейную и супружескую терапию только на последующих стадиях, при этом ребенок может быть включен в семейную терапию только тогда, когда он будет к этому готов.

В процессе семейной терапии с жертвами сексуального насилия также можно использовать подход, предложенный К. Маданьес (1990), при котором жертвы прощают насильников-мужчин. Эта процедура принимает форму ритуала, когда насильник раскаивается и ищет прощения у ребенка.

В групповую работу можно включать родителей, опекунов и других людей, непосредственно несущих ответственность за ребенка. Перед началом группы необходимо проанализировать индивидуальные особенности предполагаемых участников:

– взрослые с различными формами психических расстройств, с наркотической или алкогольной зависимостью, а также уклоняющиеся от выполнения родительских обязанностей, не должны включаться в группу;

– взрослые, которые сомневаются в правдивости своих детей и сохраняют близкие отношения с отрицающим свою вину насильником, могут активно противодействовать терапии;

– приверженцы строгих религиозных систем, где запрещено открытое обсуждение сексуальной сферы, могут усложнить групповую работу;

– серьезные внутрисемейные разногласия между супругами могут отвлекать группу от ее целей. В таких случаях в занятиях группы должен участвовать только один из супругов.

Следует особо подчеркнуть правило конфиденциальности относительно всего, что обсуждается на групповых занятиях. Кроме того, важно, чтобы у взрослых сложилось ясное представление о требованиях, предъявляемых к участникам групповой терапии. Для этого им предлагают контракт, в котором оговариваются основные правила группы; вопросы пропусков и опозданий; условия досрочного выхода из группы; описание структуры и основного содержания работы группы.

Родители, оказавшиеся после случившегося в эмоциональной изоляции, часто опасаются, что другие члены группы или психолог будут обвинять их в происшедшем. Этот страх, порожденный собственным чувством вины, как правило, глубоко скрыт и выражается косвенно – в форме враждебности и цинизма. Взрослые скрывают тревогу по поводу группы и могут опасаться неприятия со стороны других ее членов. С другой стороны, работа в группе дает им возможность получить поддержку и понимание, поэтому психолог должен укрепить желание родителей участвовать в групповой терапии, несмотря на страхи и сомнения.

Семейная или супружеская терапия также подходящий способ для работы с жертвами изнасилования. Так как реакция окружающих чаще обвинительная по отношению к жертве, иногда даже происходит отвержение жертвы, – члены семьи должны участвовать в терапии. Типичные реакции родителей и супругов на изнасилование – чувство беспомощности, гнев, фрустрация и фантазии об убийстве насильника (Emm, McKenry, 1988). Поэтому участие в терапии может способствовать реорганизации и восстановлению целостности семьи. В рамках семейной/супружеской терапии члены семьи смогут обсудить когнитивные и эмоциональные компоненты своих реакций на травму.

В СП выделяются 4 этапа:

1) диагностический (семейный диагноз);

2) ликвидация семейного конфликта;

3) реконструктивный;

4) поддерживающий.

Под семейным диагнозом понимается определение типологии нарушенных семейных отношений с учетом личностных свойств членов семьи и характеристик патологии одного из них. Диагностика семейных отношений осуществляется психотерапевтом, выдвигающим и проверяющим проблемные диагностические гипотезы. Особенность процедуры семейной диагностики заключается в том, что она носит сквозной характер, т. е. сопровождает СП на всех этапах и предопределяет выбор психотерапевтических техник. Другая особенность диагностики заключается в ее стереоскопическом характере. Это означает, что информация, полученная от одного из членов семьи на односторонних встречах, должна быть сопоставлена с информацией от других членов семьи и общим впечатлением, которое сложилось у психотерапевта на основании расспроса и наблюдения за поведением участников СП. На втором этапе осуществляется выявление семейного конфликта и прояснение его истоков, а затем – его ликвидация посредством эмоционального отреагирования каждого вовлеченного в конфликт, на фоне создания адекватного контакта с психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникам конфликта научиться говорить на языке, понятном всем. Кроме того, он берет на себя роль посредника и передает информацию о конфликте от одного члена семьи к другому. Невербальный компонент этой информации может быть транслирован психотерапевтом на сеансе совместной встречи, для чего используется прием «робот-манипулятор». Выслушав противоречивое сообщение участника сеанса, психотерапевт переводит его на язык жестов, соотнося экспрессивность жестов с сенситивностью и толерантностью участников. На этой стадии ведущая роль принадлежит таким психотерапевтическим методам, как: недирективная психотерапия, нацеленная на вербализацию неосознанных аспектов отношений, а также методы групповой психодинамики. На этапе реконструкции семейных отношений происходит обсуждение актуальных семейных проблем: либо в одной семье, либо в параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников. В этих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного спора. На поддерживающем этапе, или этапе фиксации, в естественных условиях жизни семьи закрепляются приобретенные на предыдущих этапах навыки эмпатического общения и расширенный диапазон ролевого поведения, заслушиваются отчеты о динамике внутрисемейных отношений, проводится коррекция приобретенных навыков общения применительно к реальной жизни.

Выделение этапов позволяет структурировать процесс СП и обосновывает порядок применения тех или иных методов в зависимости от целей и от объема диагностических данных. Чаше всего в СП применяются психотехнические приемы, используемые в групповой психотерапии:

1) использование молчания;

2) слушание;

3) обучение с помощью вопросов;

4) повторение (резюмирование);

5) уточнение (прояснение) и отражение эмоций;

6) конфронтация;

7) проигрывание ролей;

8) создание «живых скульптур»;

9) анализ видеомагнитофонных записей.

Основным теоретическим базисом СП является принцип системности семейных отношений, т. е. взаимодетерминированность отдельных личностей и межличностных отношений. Согласно этой теории, стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи – с другой, образуют замкнутый постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл. СП является методом разрушения такого цикла, когда он становится патологическим, и создания конструктивных альтернатив семейного функционирования.

Параметры семейной системы. Семейная система может быть описана по нескольким параметрам. Можно выделить шесть информативных параметров:

1) особенности взаимоотношений членов семьи;

2) гласные и негласные правила жизни в семье;

3) семейные мифы;

4) семейные границы;

5) стабилизаторы семейной системы;

6) история семьи.

Последний параметр важен, поскольку для успешной работы с семьей необходимо знать не только сегодняшнее положение дел, которое описывается этими параметрами, но и то, каким образом семья достигла этого положения.

Более подробно о различных теориях семейной терапии можно прочесть в следующих работах: Бендлер и др., 1999; Варга, 2001; Витакер, 1998; Минухин, Фишман, 1998; Витакер, Бамберри, 1997; Кратохвил, 199-1; Маданес, 1999; Мягер, Мишина, 1979; Пезешкиан, 1993; Пэпп, 1998; Ричардсон, J994; Саймон, 1996; Сатир, 1992, 1999; Фримен, 2001; Хейли, 1995; 1998; Черников, 1997; Шерман, Фредман, 1997; Эйде-миллер, Юстицкий, 1989.

1. Семейная психотерапия

2. Развитие семейной психотерапии

    • Школа Пало Алто
    • Семейная психоаналитическая психотерапия

4. Другие направления

5. Супружеская психотерапия

6. Семейное консультирование

7. Психотерапевтическая коррекция отношений в семьях

8. Список литературы

Семейная психотерапия

Семейной психотерапией называется особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи.

В ходе семейной терапии, продолжительность которой может колебаться от нескольких недель до даже нескольких лет, выделяют ряд этапов. Её длительность обусловливается тяжестью психических расстройств у “носителя симптома”, выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией членов семьи к достижению терапевтических изменений. Вначале семейная терапия проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в 2 недели, а далее - 1 раз в 3 недели.

Часто в семейной терапии выделяют 4 этапа (Эйдемиллер, Юстицкис):

  • семейный диагноз, диагностический этап;
  • ликвидация семейного конфликта;
  • реконструктивный;
  • поддерживающий.

Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений

учётом индивидуально-личностных свойств членов семьи. Диагностика семейных отношений осуществляется в процессе присоединения к семейной группе психотерапевта, выдвигающего и проверяющего проблемные диагностические гипотезы. Особенность процедуры семейной диагностики заключается в том, что она сопровождает семейную терапию на всех этапах и предопределяет выбор психотерапевтических техник. Её другая особенность состоит в необходимости соотнесения полученной от одних членов семьи информации о происходящем с информацией от других членов семьи и собственного впечатления психотерапевта, которое сложилось на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии (“семья глазами ребёнка”, “семья глазами психотерапевта”, “какие мы на самом деле”).

На втором этапе в ходе односторонних встреч психотерапевта с клиентом и членами его семьи происходит выявление и прояснение истоков семейного конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования каждого члена семьи, вовлечённого в конфликт, в результате установления адекватного контакта с психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникам конфликта научиться говорить на языке, который понятен всем. Кроме того, он берёт на себя роль посредника и передаёт в согласованном объёме информацию о конфликте от одного члена семьи к другому. Невербальный компонент этой информации может быть передан психотерапевтом на сеансе семейной психотерапии, для чего используется приём “робот-манипулятор”, когда психотерапевт переводит противоречивое сообщение участника сеанса на язык жеста, сообразуя выразительность жеста с чувствительностью и толерантностью участников. Итак, на этом этапе семейной терапии ведущими психотерапевтическими методами являются: недирективная психотерапия, нацеленная на вербализацию неосознаваемых отношений личности, а также специально разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга.

На этапе реконструкции семейных отношений осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников. В этих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного спора.

Поддерживающий этап семейной терапии состоит в закреплении приобретённых на предыдущих этапах навыков эмпатического общения и расширенного диапазона ролевого поведения в естественных семейных условиях. Также проводятся консультирование и коррекция приобретённых навыков общения применительно к реальной жизни.

Выделение этапов позволяет структурировать процесс семейной терапии, обосновывает последовательность применения различных психотерапевтических методов в зависимости от целей и объёма диагностических сведений. Приёмы, которые наиболее часто применяются в семейной психотерапии:

  • Эффективное использование молчания;
  • Умение слушать;
  • Обучение с помощью вопросов;
  • Повторение;
  • Суммирование, резюмирование;
  • Уточнение (прояснение) и отражение аффекта;
  • Конфронтация, то есть предъявление супружеской паре неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознания и проработки;
  • Проигрывание ролей;
  • Создание “живых скульптур”;
  • Анализ видеозаписи.

Развитие семейной психотерапии

В последней четверти XIX века возникло учение о “семейной диагностике” и “семейном лечении” различных психических расстройств. Подлинным основоположником семейной терапии в России и одним из первых в мире считается И.В. Маляревский, который в 1882 году в Санкт-Петербурге основал врачебно-воспитательное заведение для психически больных детей и подростков, персонал которого уделял большое внимание диагностике взаимоотношений в семьях психически больных, роли дисгармоничного воспитания в формировании тех или иных проявлений душевных болезней. С родственниками больных детей проводилось так называемое “семейное воспитание”, являвшееся прообразом современной семейной терапии.

Потребность в семейной терапии возрастала, особенно начиная с 40-х годов ХХ века, после завершения 2-ой мировой войны. В настоящее время выделяют несколько основных направлений в семейной терапии: психодинамическое, системное и стратегическое, а также эклектическое. Исторически первым стало психодинамическое направление, выросшее из анализа Фрейда случая “маленького Ганса”. Тогда были сформулированы основные черты психодинамического подхода, а именно анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознанных желаний, психологических проблем и взаимных проекций. Задачей психотерапии являлось достижений инсайта - то есть осознания того, как нерешённые в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношений возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых её членов. В настоящее время такой подход, требующий больших усилий как со стороны психотерапевта, так и со стороны членов семьи, считается экономически менее целесообразным, хотя и высокоэффективным.

В настоящее время более половины семейных психотерапевтов работают в русле системной семейной терапии, четверть представляют психодинамическое направление. Сторонники эклектического направления соединяют в психотерапевтической работе различные по лечебным механизмам методы: гипноз, аутогенную тренировку, медитацию, домашние задания по модификации поведения, анализ и интерпретацию взаимоотношений, групповые дискуссии и другие.

Направления в семейной психотерапии

Кратко расскажу о направлениях и школах зарубежной семейной психотерапии.

Школа Пало Алто

Джей Хейли, представитель школы Пало Алто, стал автором метода “проблеморешающей терапии”. Многие методики им были позаимствованы у Милтона Эриксона. Хейли считал, что отношения в семье определяются исходом борьбы супругов за контроль над другими членами семьи. Симптом - один из способов контролировать поведение окружающих. По мнению Джея Хейли, задача психотерапии состоит в предоставлении людям других способов воздействия. Лечебный эффект семейной терапии значительно возрастает, если на терапевтической сессии собираются все члены семьи. Вкладом Хейли в семейную психотерапию стали различные директивы (задания) членам семьи. Выполнение заданий обеспечивало равенство, каждый член семьи имел право высказать своё мнение или что-то сделать. Психотерапевт даёт задания как во время сеанса, так и на дом. Цель этих заданий:

  • изменить поведение членов семьи;
  • найти дополнительный стимул для построения отношений психотерапевта с членами семьи;
  • изучить реакции членов семьи при выполнении ими заданий;
  • осуществить поддержку членов семьи, т.к. во время выполнения заданий психотерапевт как бы незримо присутствует.

Хейли также применял метафорические и парадоксальные задания. Первые строились на поисках аналогий между событиями и поступками, которые на первый взгляд совсем разные; вторые представляют собой такие инструкции, которым члены семьи сопротивляются и тем самым меняют своё поведение в нужном направлении.

Другой крупной фигурой в школе Пало Алто был Мюррей Боуэн, которого считают одним из основоположников семейной терапии в США. К середине 60-х годов 20-го века им был разработан метод семейной психотерапии, состоящий из 4-х принципов:

Определение и прояснение отношений.

Обучение супругов эффективному эмоциональному общению;

Занятие “Я-позиции”.

Семейная психоаналитическая терапия

Целью психоаналитической семейной терапии является изменение личности участников психотерапии таким образом, чтобы они были в состоянии взаимодействовать как целостные здоровые личности на базе нынешней реальности, а не на базе неосознаваемых отношений прошлого. Психоаналитически-ориентированные терапевты также менее директивны, чем представители других школ.

Следующие техники используются в этом терапевтическом направлении: конфронтация, кларификация, интерпретация и переработка опыта, техники улучшения коммуникативных способностей, техника “свободных ассоциаций”. Психоаналитики предпочитают наблюдать и слушать, резко останавливая пустое обсуждение вопросами.

Семейная системная психотерапия

Крупнейшие представители этого направления - Мара Сельвини-Палаццоли, Клу Маданес, Сальвадор Минухин и др. В настоящее время системное направление считается одним из наиболее широко представленных, перспективных, экономически целесообразных и терапевтически эффективных направлений семейной терапии. Значительное влияние на развитие этого направления оказали положения общей теории систем Ильи Пригожина.

В системной семейной психотерапии семья рассматривается как целостная система, которая стремится к сохранению и эволюции сложившихся связей. На всём протяжении своего существования семьи проходят через закономерные кризисы развития (вступление в брак, отделение от родительских семей, беременность, рождение ребёнка, поступление ребёнка в дошкольные/школьные учреждения, окончание им школы и выбор своего жизненного пути, разрыв с родителями, уход родителей на пенсию и т.д.) Именно на этих отрезках своего существования семьи оказываются неспособными разрешать новые проблемы прежними способами и поэтому встают перед необходимостью усложнять свои приспособительные реакции.

Основные шаги семейной системной психотерапии выглядят следующим образом:

  • Объединение психотерапевта с семьёй, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей.
  • Формулирование психотерапевтического запроса.
  • Реконструкция семейных отношений.
  • Завершение психотерапии и отсоединение.

Мара Сельвини-Палаццоли ввела такой принцип работы, когда бригада терапевтов разного пола работают с семьёй, а другие наблюдают за их работой, находясь за односторонне-прозрачным зеркалом. Единицей психотерапии является участие на всех сессиях всех ленов семьи, живущих под одной крышей. Частота встреч была 1 в месяц, всего до 10 сессий. Её метод был краток и внезапен, она использовала метод парадоксальных предписаний, стремилась вызывать изменения в семье внезапным решающим движением. Парадоксальное задание (иначе “инвариантное предписание”) разрабатывалось очень тщательно и вовлекало всех членов семьи в серию действий, противоречащих сложившимся в семье ригидным правилам и мифам.

Стратегическая семейная психотерапия

Этот метод семейной терапии также называется “проблеморешающая”, “короткая”, так как он ориентирован на решение проблем. Наиболее известные фигуры этого направления - Джей Хейли, Карл Уитекер, Клу Маданес. В своей работе психотерапевты этого направления не концентрируются на особенностях личности членов семьи. Данный подход характеризуется чрезвычайным вниманием к деталям симптома и меньшим интересом к семье. Широкую популярность это направление приобрело к 1970 г. Многие идеи представители этого метода почерпнули из опыта работы Милтона Эриксона. Для его практики характерны два подхода: использование косвенных методов воздействия и принятие всего, что предлагает клиент.

Сутью стратегического подхода является разработка стратегии для решения проблем, так как изменения в семье важнее, нежели понимание причин нарушений. Стратегические терапевты исследуют факторы, обеспечивающие устойчивость проблемы, которая поддерживается существующим взаимодействием в семье, и поэтому стремятся выявить то поведение, которое подкрепляет проблему. Многие стратегические психотерапевты полагают, что нормально функционирующая семья - это та, которая избегает симптомов и способна функционировать в соответствии с требованиями меняющихся обстоятельств.

Семейная поведенческая психотерапия

Семейная поведенческая терапия как свой основной принцип видит подкрепление поведения последствием, из чего следует, что паттерн поведения сопротивляется изменениям во всех случаях, кроме тех, когда возникнут более благоприятные последствия. Представителей этого направления интересует анализ последовательности поступков. За основу берётся положения, что удовлетворённость в браке в значительно большей степени обусловлена отсутствием взаимных фрустраций, нежели объёмом доставляемых друг другу удовольствий.

Одной из наиболее часто применяемых техник является поведенческий тренинг родителей. Процесс психотерапии начинается с того, что терапевт переформулирует представления клиента о сущности проблемы и возможных путях её решения. Поведенческие психотерапевты одними из немногих не приглашают всю семью на лечение, а лишь ребёнка и кого-нибудь из родителей. Поведенческий тренинг родителей преследует цель повышения их компетентности в вопросах воспитания детей, распознавания и модификации паттернов эмоционально-поведенческого реагирования.

Наиболее популярны следующие техники работы:

  • формирование (shaping ) - достижение желаемого поведения небольшими порциями через последовательное подкрепление;
  • жетонная система - использует деньги или очки в качестве вознаграждения детей за успешное поведение;
  • контрактная система - включает в себя соглашение с родителями об изменении их поведения синхронно с изменением поведения ребёнка;
  • обмен изменениями за вознаграждение;
  • прерывание (timeout ) - наказание в виде изоляции.

Семейная поведенческая психотерапия - это один из самых популярных методов ввиду своей простоты и экономности, хотя часто терапевтические изменения оказываются однобокими или кратковременными.

Другие направления

Семейная коммуникативная терапия выделилась из направления Пало Алто. Ведущими представителями её являются П. Вацлавик, Д. Джексон и другие. Целью семейной коммуникативной терапии являются изменение способов коммуникации, или “сознательные действия с целью изменить плохо функционирующие образцы интеракций”. Сначала представители этого направления, например, Вирджиния Сатир, ставили целью просто улучшение коммуникации в семье, затем эта идея сузилась до изменения именно тех способов коммуникации, которые поддерживают симптом. Основными группами техник семейной коммуникативной терапии являются: обучение членов семьи правилам ясной коммуникации; анализ и интерпретация способов коммуникации в семье; манипуляция коммуникацией в семье с помощью разных приёмов и правил. Этот вид семейной психотерапии не смог утвердиться как высокоэффективной метод.

Из представителей направления семейной психотерапии, основанной на опыте, наиболее известны Карл Уитейкер (Carl Whitaker ) и Огаст Напир (August Napier ). Этот метод основан “на опыте и здравом смысле” (Эйдемиллер, Юстицкис, “Психология и психотерапия семьи”, 1999).

Супружеская психотерапия

Супружеской психотерапией называется форма психотерапии, которая ориентирована на семейную пару, помогает ей в преодолении семейных конфликтов и кризисных ситуаций, в достижении гармонии во взаимоотношениях, обеспечении взаимного удовлетворения потребностей. Она может работать как самостоятельный метод и как этап семейной психотерапии.

Работа проводится либо с супружеской парой, либо с одним из партнёров, который пришёл на приём к психотерапевту. При этом варианте супружеской психотерапии с психотерапевтом обсуждаются не проблемы супруга, а лишь те мысли, чувства, переживания, которые есть у заявителя проблемы по поводу его (её) супружества.

В настоящее время в супружеской психотерапии наиболее распространены динамический, поведенческий и гуманистический подходы.

При динамическом подходе супружеская дисгармония рассматривается с точки зрения внутренней мотивации поведения обоих партнёров. Прослеживается динамика межличностных отношений и её связь с динамикой психических процессов.

Целью поведенческого подхода в супружеской психотерапии является прежде всего изменение поведения партнеров, при этом используются методы обусловливания и обучения, что обеспечивает:

Управление взаимным положительным поведением супругов;

Приобретение необходимых социальных знаний и навыков, особенно в области общения и совместного решения возникающих проблем;

Выработку и реализацию супружеского соглашения о взаимном изменении своего поведения.

Поведенческое направление в супружеской психотерапии в настоящее время является наиболее распространённым. Самые популярные его формы - заключение супружеских контрактов, коммуникативные тренинги, конструктивный спор, приёмы решения проблем и т.д. В настоящее время многие специалисты используют интегративный подход, сочетая чаще всего методы когнитивно-поведенческой терапии и системной психотерапии.

В основе контракта лежит соглашение, в котором супруги чётко определяют свои требования в терминах поведения и взятые на себя обстоятельства. При формулировании требований рекомендуется использовать следующий порядок: общие жалобы, далее их конкретизация, далее положительные предложения, наконец, договор с перечислением обязанностей каждого из супругов.

В гуманистическом подходе к психологической коррекции супружеских отношений ведущими являются представления о том, что в основе гармоничного брака лежат открытость, аутентичность, толерантность, потребность в самовыражении, принадлежности другому и независимое развитие личности каждого. Этот подход развился как противоположность динамическому, который излишне ориентирован на влияние исторического прошлого супруга и его родительской семьи, так и слишком манипулятивному поведенческому подходу. Здесь психотерапевт создаёт условия, в которых супруги стремятся к вербализации своих чувств и тем самым к улучшению взаимопонимания. Были сформулированы принципы открытого брака, создающего наиболее благоприятные условия для личностного роста партнёров:

Принцип реальности, “здесь и сейчас”;

Уважение к личной жизни партнёра;

Подвижность в исполнении семейных ролей;

Равноправие;

Аутентичность - знать себя и свою цену, ценить право другого жить согласно своим представлениям;

Открытое партнёрство - каждый имеет право на собственные интересы и увлечения.

Семейное консультирование

Семейное консультирование - это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы терапевтического вмешательства. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной терапией, взаимно обогащая друг друга. Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.

Чем отличаются семейное консультирование и семейная терапия? Во-первых, семейное консультирование не принимает концепцию болезни. Во-вторых, оно ставит акцент на анализе ситуации и аспектов ролевого взаимодействия в семье. В-третьих, оно призвано помочь в поисках личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации.

В числе ведущих теоретических концепций семейного консультирования приводятся когнитивно-поведенческая терапия, рационально-эмоциональная терапия и другие. Этим обусловлено то разнообразие приёмов и методов, которые имеются в его арсенале.

Основные принципы и правила семейного консультирования сводятся к следующим пунктам:

Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам. Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, способствующей оптимальному общению, а также приёмов синхронизации мимики и дыхания консультанта и консультируемого, использования консультантом речевых форм, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто сообщает о своей семейной проблеме.

Сбор информации о проблеме клиента с использованием приёмов мета-моделирования (НЛП) и терапевтических метафор. Чтобы достичь этой цели, консультант может задавать уточняющие вопросы типа: “Какого результата Вы хотите достигнуть?”, “Чего Вы хотите?”, “Попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы “нет”, то есть словами, описывающими положительный результат”.

Обсуждение психотерапевтического контракта, что является одной из важнейших задач семейного консультирования. На этом этапе происходит обсуждение того, как будет распределяться ответственность между клиентом и его консультантом. Например, консультант отвечает за условия безопасности семейного консультирования, за технологии доступа к разрешению проблемы клиента. В свою очередь, клиент становится ответственным за собственную активность, искренность в желании изменить своё ролевое поведение и так далее. После успешного прохождения этой фазы участники договариваются о продолжительности работы (например, 3-6 часов), длительности проведения одного сеанса и периодичности терапевтических встреч (например, сначала 1 раз в неделю, впоследствии уже реже - 1 раз в 2-3 недели). Наконец, обсуждаются условия оплаты, а также санкции за нарушение сторонами условий контракта.

Далее происходит уточнение проблемы клиента, также определяются ресурсы семьи в целом и каждого её члена в отдельности. Этому способствуют вопросы наподобие: “Как вы раньше справлялись с трудностями? Что вам в этом помогало?”, “В каких ситуациях вы были сильными? Как вы использовали свою силу?”

Проведение собственно консультации. Здесь необходимо укрепить веру клиентов в успешность и безопасность процедуры консультирования: “Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт работы будут надёжной гарантией успешности работы”. С участниками консультирования обсуждают положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов поведения, например, с помощью таких вопросов: “Что, по вашему мнению, является самым негативным в сложившейся ситуации? А что самое хорошее в этих обстоятельствах?” Осуществляется совместный поиск новых шаблонов поведения. Консультант предлагает следующие вопросы: “Чего вы ещё не делали, чтобы разрешить проблему? Как вели себя значимые для вас люди, если оказывались в сходной ситуации? Смогли бы вы так поступить?” или “Что поможет вам совершить такой же поступок?” Консультант может использовать приёмы визуализации: клиенты, находясь в трансе, создают образ новой ситуации, фиксируя при этом возникающие кинестетические ощущения.

“Экологическая проверка”. Консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать своё состояние.

Приближаясь к завершению семейного консультирования, консультант предпринимает усилия по “страхованию” результатов. Это связано с тем, что клиенты иногда нуждаются в действиях, помогающих им обрести уверенность при освоении новых шаблонов поведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную консультацию спустя некоторое время для обсуждения полученных результатов.

Отсоединение. Такая процедура оказывается нужной в ряде случаев. Например, в литературе описывается, как это делал Джей Хэйли с помощью “парадоксального задания”, точное выполнение которого приводит к противоположному результату. Молодым супругам, с которыми проводилась консультация по поводу выражения своих чувств, было предложено ссориться по часу в день “для проверки своего эмоционального реагирования”. Хэйли учитывал таким образом человеческую природу, зная, что никто не будет сознательно вредить себе. Супруги попробовали выполнять задание и бросили его, у них укрепилось желание ценить друг друга, и они приняли решение отказаться от услуг “поглупевшего консультанта”, таким образом, совершилось “отсоединение”.

В настоящее время семейное консультирование является широко востребованным видом психотерапевтической помощи среди населения России. Семейные консультанты работают в психологических центрах, в консультациях, действующих в системе министерства социальной защиты и комитетов по охране семьи и детства, а также в других учреждениях.

Психотерапевтическая коррекция отношений в семьях

Непосредственно семейная психотерапия начинается, когда психотерапевт, изучив семью и установив семейное нарушение, организует воздействие на семью и её отдельных членов с целью достижения желательных изменений в их жизни. При этом возникают проблемы и задачи, которые условно разделяют на 3 группы (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999): формирование правильного отношения семьи к семейной терапии; общие вопросы проведения терапии; наконец, методики семейной психотерапии.

Формировать позитивное отношение к процессу семейной психотерапии необходимо, хотя и непросто для членов семьи - её участников, вследствие причин организационных, эмоциональных и интеллектуальных. Поэтому психотерапевту надо формировать сильную и устойчивую мотивацию к участию в психотерапии.

Как правило, первая встреча является определяющей для дальнейшего - во время её выясняется степень сложности проблем, с которыми сталкивается психотерапевт, а клиенты (член семьи) получают первое представление о семейной психотерапии и решают, продолжать ли в ней своё участие. Вообще, задача психотерапевта в ходе первой встречи - помочь клиенту в короткий срок понять, что необходима серьёзная и длительная работа и что от него потребуются активность и чувство ответственности за успех психотерапии. Поэтому необходим хорошо разработанный план первой встречи с членом семьи. Сначала психотерапевт должен ознакомиться с проблемами клиента, актуализировать его эмоциональные переживания, связанные с семьёй и т.д., дать клиенту увидеть совокупность фрустраций, с которыми он имеет дело в повседневной жизни. Дальнейшая задача психотерапевта - создание у клиента представления о том, что семейная психотерапия даст возможность найти решение его проблем, т.к. последний ещё плохо представляет себе семейную психотерапию. Психотерапевт должен использовать состояние клиента для создания мотивов к участию в психотерапии, а так же, что не менее важно, проработать мотивы, препятствующие участию, увидеть будущие сложности и найти пути для их решения. Ещё один важный аспект этой встречи - сформировать у клиента активный интерес к самому содержанию психотерапевтической деятельности, чтобы избежать в будущем ситуации, когда клиент пассивно ждёт помощи от психотерапевта. Вместо этого он настраивается на активный поиск решения своих семейных проблем с помощью психотерапевта.

Семейному психотерапевту приходится при организации своей работы решать проблемы разного вида, например:

Работать одному или пригласить ко-терапевта?

Какова оптимальная продолжительность психотерапии?

Где работать с семьёй - в кабинете или по месту её жительства?

Проводить ли занятия со всей семьёй сразу или сначала с отдельными членами семьи?

Каковы наилучшая частота и длительность встреч?

С каких проблем начать, с частных или семейных?

Разрабатывать ли подробный план действий или положить на экспромт?

Способ организации и проведения семейной психотерапии не должен определяться “научными воззрениями” семейного психотерапевта. В идеале выбор способа организации семейной психотерапии должен зависеть от особенностей семьи. Также любой семейный психотерапевт должен быть в равной мере готов к применению самых различных стилей психотерапии (и их смены) в зависимости от семьи, отдельных её членов, её проблемы и семейных условий. Возможно, что с одним членом семьи предпочтителен авторитарный стиль, с другим - недирективный. Итак, ответ на все эти стоящие перед психотерапевтом вопросы зависит от всей совокупности условий.

Далее рассматривается вопрос, какие методики семейной психотерапии наиболее применимы. Методика семейной психотерапии - это типовая совокупность действий, с помощью которых психотерапевт решает определённую психотерапевтическую задачу. Семейная психотерапия за время своего развития приобрела большое число различных техник, пришедших из опыта вновь появившихся школ. Перечислю основные виды психотерапевтических техник, наиболее широко применяемых в семейной психотерапии.

Директивы (или указания) - это прямые, конкретные указания о необходимости определённых действий со стороны всей семьи или отдельных её членов для того, чтобы они добились своих целей. Это могут быть указания сделать что-то; делать что-то иначе, чем до сих пор; не делать что-то, что делали до этого. В случае так называемой парадоксальной директивы истинная её цель противоположна провозглашаемой. Эффективность применения директив решающим образом зависит от правильности её применения, требует тщательного изучения семьи, психотерапевтического воздействия на семью примером самого психотерапевта, а главное, достаточного авторитета психотерапевта.

Метод семейной дискуссии тоже широко применяется в практике семейной психотерапии. Во время её проведения члены семьи обсуждают широкий круг проблем, касающийся её жизни, и способы решения различных семейных вопросов. Дискуссия можно преследовать многочисленные цели: например, исправление неправильных представлений о семейных взаимоотношениях или обучение членов семьи методам дискуссии. Управление дискуссией требует от психотерапевта должного умения. В числе основных приёмов, используемых при ведении семейных дискуссий, называются эффективное использование молчания, умение слушать, обучение с помощью вопросов, повторение, обобщение, конфронтация с определённым мнением или членом семьи и т.д.

Подчас выясняется, что у членов семьи недостаточно развиты те навыки и умения, необходимые для успешной семейной жизни; в ходе семейной психотерапии эти недостающие навыки формируются с помощью разнообразных психотерапевтических техник, специальных упражнений и “тренировок”: формирование версионного мышления, проигрывание семейных ролей и т.д. Общий их принцип состоит в том, что перед членом семьи ставится определённая задача, например, в виде умения или навыка, который он должен сформировать, и сообщается критерий, с помощью которого он судит о том, удалось ли ему (ей) справиться с заданием.

Список использованной литературы:
    1. Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. С-Пб, 1999.
    2. Психотерапевтическая энциклопедия (под редакцией Б. Карвасарского). СПб, 1998.
    3. К. Маданес. Системная семейная психотерапия. М, 1999.
    4. П. Пэпп. Семейная терапия и её парадоксы. М, 1998.
    5. С. Минухин, Ч. Фишман. Техники семейной терапии. М, 1998.