Святой праведный артемий веркольский чудотворец. Чудотворец артемий Ра́дуйся, ра́зум кичли́вый пленя́ющий в послуша́ние Христо́вой ве́ры

Святой праведный артемий веркольский чудотворец. Чудотворец артемий Ра́дуйся, ра́зум кичли́вый пленя́ющий в послуша́ние Христо́вой ве́ры
Святой праведный артемий веркольский чудотворец. Чудотворец артемий Ра́дуйся, ра́зум кичли́вый пленя́ющий в послуша́ние Христо́вой ве́ры

Святой великомученик Артемий был одним из выдающихся военачальников в правление равноапостольного царя Константина Великого (306 - 337, память 21 мая), а затем - его сына и преемника, Констанция (337 - 361). Артемий, имел много наград за отличную службу и отвагу, был поставлен наместником Египта. В этой должности он много сделал для распространения и укрепления христианства в Египте. Императора Констанция на престоле сменил Юлиан (361 - 363). Император-отступник, желая возвратить язычество, вел непримиримую борьбу с христианством, отправляя на смерть сотни христиан. В Антиохии он приказал истязать двух епископов, не желавших отречься от Христовой веры. В это время в город пришел святой Артемий и всенародно обличил Юлиана в нечестии. Разгневанный Отступник подверг святого жестоким пыткам. После этого великомученика бросили в темницу. Во время молитвы, которую святой возносил ко Господу, ему явился Сам Христос в окружении Ангелов и сказал: "Мужайся, Артемий! Я с тобой и избавлю тебя от всякой боли, какую причинили тебе мучители, и уже готовлю тебе венец славы. Ибо как ты исповедал Меня пред людьми, на земле, так и Я исповедую тебя пред Отцем Моим Небесным. Итак, будь мужествен и радуйся - ты будешь со Мною в Моем Царстве". Услышав это от Самого Господа, великомученик обрадовался и стал горячо благодарить и славословить Его.

На следующий день Юлиан потребовал, чтобы великомученик Артемий признал языческих богов. Встретив решительный отказ, император прибег к пыткам. Подвижник переносил всё без единого стона. Святой предрек Юлиану, что скоро тот получит справедливое возмездие за зло, причиненное им христианам. Отступник разъярился и прибег к еще более лютым пыткам, но они не сломили волю великомученика, и тогда святой Артемий был обезглавлен (+ 362).

Его останки были погребены христианами.

После кончины святого великомученика Артемия сбылось его пророчество о скорой гибели Юлиана Отступника.

Юлиан со своим войском вышел из Антиохии для сражения с персами. Около персидского города Ктезифона ему встретился старый перс. Он обещал предать соотечественников и быть проводником войску Юлиана. Старик обманул Отступника и завел его войско в Карманитскую пустыню, в непроходимые места, где не было ни воды, ни пищи. Истомленное голодом и жаждой греко-римское войско Юлиана было вынуждено вступить в бой со свежими силами персов.

Божественное возмездие настигло здесь и самого Отступника. Во время битвы он был смертельно ранен невидимою рукою, незримым оружием. Юлиан тяжело застонал и, умирая, произнес: "Ты победил, Галилеянин!". После гибели императора-отступника мощи святого великомученика Артемия были с почестями перенесены из Антиохии в Константинополь.

О святом мученике Артемии древние сказания сообщают, что он был родом из знатного Римского семейства, имел звание сенатора и при императоре Констанции заведовал всем царским имуществом.

Артемий начал свою службу при Константине Великом, в войсках этого благочестивого императора. Когда ему пришлось, вместе с Константином, увидеть на небе чудесное знамение святого креста, то он утвердился в вере христианской и стал верным слугою императора Константина и его дома 1 .

По смерти Константина, он все время пребывал при сыне его, Констанции 2 , как его лучший друг, и царь давал ему самые почетные поручения. Так, когда Констанций узнал от одного епископа, что тела апостолов Христовых Андрея и Луки погребены в Ахаии 3 , то поручил Артемию перенести сии драгоценные сокровища в Константинополь. Артемий, исполняя царское повеление, с великими почестями перенес мощи святых апостолов в царствующий град, и за сие получил от царя повышение, которого он был вполне достоин: именно царь сделал его дуксом и августалием 4 Египта, и Артемий жил там, благоугождая Богу. Распространяя честь и славу имени Иисуса Христа, он низвергнул и сокрушил много идолов в Египте.

Когда царь Констанций, сын Константина Великого, скончался, то власть над всею Римскою империей принял нечестивый отступник Юлиан 5 , который прежде тайно, а теперь явно отвергся от Господа нашего Иисуса Христа и открыто стал покланяться идолам. Он разослал по всем странам своего царства, восточным и западным, указ о том, чтобы те храмы, которые в царствование Константина Великого были отняты христианами у язычников, теперь были снова отданы язычникам; вместе с тем он повелел в этих храмах снова поставить кумиры и совершать жертвоприношения богам.

Так, сей нечестивый царь восстановил повсюду многобожие которое пало при святом царе Константине, христиан же подверг сильным притеснениям, мучая и умерщвляя их, разграбляя их имущество и изрыгая хуления на святое имя Иисуса Христа.

Чтобы унизить христианство, нечестивый Юлиан, взяв из раки кости святого пророка Елиссея и мощи святого Иоанна Крестителя – кроме честной его главы и правой руки, которые лежали в Севастии – и смешав их с костями животных и нечестивых людей, сжег их, а пепел рассеял по воздуху; христиане собрали тот пепел и оставшиеся от сожжения кости и сохранили их в почетном месте.

Затем он узнал, что в городе Панеаде 6 находится изваяние Христа Спасителя, устроенное кровоточивою женщиною, исцелившеюся чрез прикосновение к краю риз Христовых (Мф.9:20). Сие изваяние царь ниспровергнул и повелел влачить его по площади, доколе оно все не разбилось; только голову сего изваяния один христианин похитил и сохранил. На месте же, где стояло это изваяние, царь повелел поставить свою статую, которая, однако, была разбита ударом молнии.

Собрав большое войско, нечестивец Юлиан решил идти против персов, и во время сего похода, прибыв в Антиохию, воздвиг здесь, по своему обычаю, гонение на Церковь Христову, умерщвляя верующих.

В то время к нему приведены были два Антиохийских пресвитера, Евгений и Макарий, – люди ученые. С ними Юлиан долго спорил о богах, приводя для доказательства нечестивых своих мыслей различные слова языческих греческих писателей, но не смог принудить к молчанию богоглаголивые уста мудрых старцев; напротив, он сам был ими поражен, посрамлен и обличен в нечестии. Не вынося своего посрамления, Юлиан повелел бить святых нещадно, предварительно обнажив их, и Евгению было дано пятьсот ударов, а Макарию – без числа.

Когда святые сии подвергнуты были тяжким мучениям, в то время на месте казни случилось быть великому Артемию. Услышав, что воцарился Юлиан, и что он идет в поход против Персов, – в виду чего и ему был послан указ о прибытии со всеми своими войсками в Антиохию, – Артемий пришел сюда с своими войсками, воздал Юлиану почтение, подобающее царю, предложив ему при сем подарки, и стоял около царя в то время, когда подвергаемы были мучению святые исповедники, Евгений и Макарий. Слыша, как нечестивый Юлиан хулит своими скверными устами Господа Иисуса Христа, Артемий исполнился ревности и, подойдя к царю, сказал:

– Зачем ты, государь, так бесчеловечно мучишь неповинных и посвященных Богу мужей и принуждаешь их отступить от православной веры? Знай, что и ты – человек немощный; если Бог и поставил тебя царем, то все-таки ты можешь подвергнуться искушению от диавола; я думаю, что первый виновник зла – лукавый диавол. Как некогда он испросил у Бога позволение искусить Иова 7 и получил оное, так и тебя он воздвиг против нас и навел на нас, чтобы твоими руками истребить Христову пшеницу и всеять свои плевелы. Но тщетны его старания и ничтожна его сила; ибо с тех пор, как пришел Господь и водружен был крест, на коем вознесен был Христос, пала бесовская гордыня и сокрушена сила бесовская. Итак, не обольщайся, царь, и не преследуй, в угодность демонам, Богом хранимый народ христианский. Знай, что крепость и сила Христова непобедимы и непреодолимы.

Услышав сие, Юлиан возгорелся гневом и закричал громким голосом:

– Кто и откуда сей нечестивец, который так дерзновенно обращается к нам и смеет в лицо оскорблять нас?

Предстоявшие царю отвечали:

– Царь! Это дукс и августалий Александрийский.

– Как? – сказал царь, – это мерзкий Артемий, который участвовал в умерщвлении брата моего Галла 8 ?

– Да, державный царь, это – он, – отвечали предстоявшие.

Царь же сказал:

– Я должен благодарить бессмертных богов, а более всего Дафнийского Аполлона 9 за то, что они предали мне в руки сего врага, который сам пришел сюда. Итак, пусть сей негодный будет лишен своего сана; пусть с него снимут пояс 10 и ныне же подвергнут его наказанию, а завтра, если угодно будет богам, я произнесу над ним приговор за убийство моего брата. Я отомщу на нем неповинную кровь и погублю его не одною казнью, но множеством казней, ибо он пролил кровь не простого человека, а царскую.

Когда царь сказал сие, оруженосцы его тотчас взяли Артемия и, сняв с него военачальнический пояс и другие знаки достоинства, поставили его обнаженным. И отдан был святой в руки палачей, которые, связав ему руки и ноги, растянули его на четыре стороны 11 , и так долго били его по спине и чреву воловьими жилами, что от усталости сменилось четыре пары палачей. Но святой проявил подлинно сверхчеловеческое терпение, и казался всем как бы совершенно бесчувственным: он не испустил ни одного звука, не застонал, не сделал ни одного движения и не выказал никакого знака страдания, как обыкновенно показывают люди, терпящие мучения. Земля напоялась его кровью, а он оставался непоколебим, так что удивлялись ему все, даже сам нечестивый Юлиан. Потом царь повелел перестать бить его, и святой уведен был в темницу со святыми мучениками Евгением и Макарием. Страстотерпцы в сие время пели: "Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу " (Пс.65:10-12) 12 .

Окончив пение, Артемий сказал сам себе:

– Артемий, вот язвы Христовы начертаны на твоем теле, – осталось тебе самую душу твою отдать за Христа с оставшеюся в тебе кровью; и вспоминал он пророческое слово: "Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим " (Ис.50:6) 13 . Но разве потерпел я, недостойный, – говорил он, – более, чем мой Владыка? Он по всему телу был покрыт ранами: от ног до главы не было в Нем здорового места, глава Его была пронзена тернием, руки и ноги были пригвождены ко кресту за грехи мои, тогда как Сам Он греха не знал и не сказал даже ни одного неправедного слова. О, как велики, по сравнению с моими, страдания моего Владыки и как далек я, жалкий человек, от Его терпения и незлобия! Радуюсь и веселюсь, потому что украшаюсь страданиями моего Владыки: сие облегчает мои мучения. Благодарю Тебя, Владыко, за то, что увенчал меня Твоими страданиями! Молю Тебя, доведи меня до конца по пути исповедничества; не дай мне оказаться недостойным сего предначатого мною подвига; ибо я возложил свое упование на Твои щедроты, преблагий Господи Человеколюбче!

Так помолившись сам в себе, святой достиг темницы и в течение целой ночи пребывал там вместе со святыми Евгением и Макарием, славословя Бога.

Когда наступило утро, Юлиан Отступник снова повелел мученикам явиться на судилище, и здесь, не подвергая допросу, разлучил их: Артемия оставил при себе, Евгения же и Макария послал в заточение в Оасим Аравийский 14 . Страна та – крайне нездоровая: там дуют гибельные ветры и никто из приходящих туда не может выжить более года, ибо непременно впадает в лютую болезнь, кончающуюся смертью. Итак, святые Евгений и Макарий, будучи посланы туда, чрез несколько времени достигли блаженной кончины 15 , а святой Артемий претерпел множество страданий. Но сначала Юлиан, как волк, надевший на себя овечью шкуру, кротко, как бы соболезнуя Артемию и жалея его, начал говорить так:

– Безрассудною своею дерзостью ты принудил меня, Артемий, обесчестить твою старость и повредить твое здоровье, о чем я и сожалею. Теперь прошу тебя, подойди и принеси жертву богам, прежде же всего Дафнийскому богу, Аполлону, особенно чтимому мною. Если ты сие исполнишь, то я отпущу тебе преступление против брата моего и награжу тебя еще более славным и почетным саном: я сделаю тебя верховным жрецом 16 великих богов и начальником над жрецами всей вселенной; я назову тебя своим отцом, и ты будешь вторым за мною лицом в моем царстве. Ты, Артемий, знаешь и сам, что брат мой, Галл, безвинно, из одной зависти, был умерщвлен Констанцием. На престол более прав имел наш род, чем род Константина, ибо отец мой, Констанций, родился у деда моего, Констанция, от дочери Максимиана, Константин же родился от Елены, женщины простого звания 17 . К тому же дед мой тогда еще не был кесарем, когда у него родился сын от Елены, а отец мой родился у него тогда, когда он уже вступил на престол. Но Константин дерзко похитил царскую власть. Сын его, Констанций, умертвил моего отца и братьев его, убил недавно и брата моего, Галла. Хотел он убить и меня, но меня спасли из его рук боги. В надежде на них, я отрекся от христианства и уклонился к Еллинской религии; я хорошо знаю, что вера еллинская и римская есть вера древнейшая, христианская же явилась недавно, и Константин принял ее, отвергши древние и добрые римские правила жизни, только по своему невежеству и неразумию. И боги возненавидели его, как нечестивого, и недостойного доверия их. Боги возненавидели и отвергли его от себя, а его нечестивое потомство истребили от среды живущих 18 . Не правду ли я говорю, Артемий? Ты человек старый и разумный – рассуди же, правду ли я говорю? Итак, признай истину и будь нашим, ибо я хочу, что бы ты мне был другом и помощником по управлению царством.

Услышав сие и немного помедлив, святой Артемий начал так говорить:

– Прежде всего, относительно твоего брата скажу тебе, царь, что я неповинен в его смерти, – да и вообще я ни делом, ни словом никогда не сделал ему вреда; сколько ни расследуй, ты ничем не докажешь, что я был повинен в его смерти. Я знал, что он был настоящий христианин, благочестивый и послушный закону Христову. Да ведают небо и земля и весь лик святых ангелов и Господь мой Иисус Христос, Коему я служу, что я неповинен в убийстве твоего брата и ни в чем не содействовал его убийцам. Меня и не было с царем Констанцием в то время, когда было рассуждение о твоем брате: все время до сего года я оставался в Египте. А на твое предложение, чтобы я отрекся от Христа, моего Спасителя, – отвечу тебе словами трех отроков, которые были при Навуходоносоре (Дан.3:18): да будет тебе, царь, известно, что богам твоим я не служу и золотому истукану тебе любезного Аполлона не поклонюсь никогда. Ты унизил блаженного Константина и его род, назвав его врагом богов и человеком безумным. Но он был обращен ко Христу от богов ваших, чрез особое призвание свыше. Об этом ты послушай меня, как свидетеля сего события. Когда мы шли на войну против лютого мучителя и кровожадного Максенция 19 , около полудня явился на небе крест, сиявший ярче солнца, и на том кресте звездами были изображены латинские слова, обещавшие Константину победу. Все мы видели тот крест, явившийся на небе, и прочитали, написанное на нем. И ныне в войске есть еще много старых воинов, которые хорошо помнят то, что ясно видели своими глазами. Разузнай, если хочешь, и ты увидишь, что я говорю правду. Но зачем я говорю об этом? Христа еще задолго до Его пришествия предвозвестили пророки, как это и ты сам хорошо знаешь. Много есть свидетельств о том, что Он действительно приходил на землю, и даже самые ваши боги нередко прорицали о пришествии Христа, – говорили о том же Сивиллины книги и Вергилий 20 .

И говорил далее святой о том, как нередко живущие в идолах бесы, будучи принуждаемы силою Божией, против своей воли, исповедовали Христа истинным Богом. Юлиан же, не вынося правдивых речей Артемия, повелел обнажить мученика и раскаленными шилами проколоть бока его, а в спину вонзить острые трезубцы. Артемий же, как и прежде, как бы не чувствуя никакой боли, не закричал, и не испустил никакого стона, являясь дивно терпеливым в страдании. После сих истязаний Юлиан снова отослал его в темницу, повелев морить святого голодом и жаждой, сам же ушел на место называемое Дафне, чтобы принести жертвы богу своему Аполлону и вопрошал его об исходе своей войны против персов 21 . Там пробыл он довольно долго, всякий день принося в жертву скверному Аполлону большое количество животных, но все-таки не получил желаемого ответа. Ибо бес, находившийся в идоле Аполлона и дававший ответы людям, умолк с того времени, когда на то место перенесены были мощи святого Вавилы (епископа и мученика Антиохийского) вместе с останками трех младенцев, пострадавших с Вавилой 22 . Итак Аполлон ничего не ответил Юлиану. Когда царь узнал, после долгого расследования, что Аполлон онемел потому, что невдалеке от него были положены мощи Вавилы, то тотчас повелел христианам взять оттуда мощи; но лишь только святые мощи были взяты со своего места, как на храм Аполлонов ниспал огонь с неба и сжег его вместе с находившимся в нем идолом.

Артемий же, находясь в темнице, был посещен Самим Господом и Его святыми ангелами. Когда Артемий молился, ему явился Христос и сказал:

– Мужайся Артемий! Я с тобою и избавлю тебя от всякой боли, какую причинили тебе мучители, и уже готовлю тебе венец славы. Ибо как ты исповедал Меня пред людьми на земле, так и Я исповедаю тебя пред Отцом Моим Небесным. Итак будь мужествен и радуйся: ты будешь со Мною в Моем Царстве.

Услышав сие от Господа, мученик тотчас стал славословить Его; ни одной раны или язвы не осталось на его святом теле, душа его исполнилась Божественного утешения и он пел и благословлял Бога. А между тем, с тех пор как он был брошен в темницу, он ничего не вкушал и ничего не пил, и так продолжалось до самой его смерти. Питаем же был Артемий свыше, – благодатью Святого Духа.

Возвратившись со стыдом от своих жертвоприношений, Юлиан возложил вину в сожжении храма Аполлонова на христиан, – говоря, что его зажгли ночью именно они, – и, отняв у христиан святые церкви, превратил их в идольские храмы и стал делать большие притеснения христианам. Приказав затем привести к себе Артемия из темницы, он сказал ему:

– Ты, конечно, слышал, что случилось в Дафне, – как нечестивые христиане зажгли храм великого бога Аполлона и уничтожили прекрасное его изображение. Но пусть не радуются сему беззаконные, пусть не смеются над нами, ибо я отплачу за сие в семьдесят раз в семеро, как у вас говорится 23 .

Святой же Артемий отвечал:

– Слышал я, что, по попущению разгневанного Бога, сошедший огонь с неба истребил твоего бога и сжег его храм. Но если твой Аполлон был богом, то как он не избавил себя от огня?

Царь же сказал:

– И ты, несчастный, смеешься и радуешься сожжению Аполлона?

– Я смеюсь над вашим безумием, – отвечал Артемий, – что вы служите такому богу, который не мог сам себя спасти от огня. Как же он может вас избавить от огня вечного? Утешаюсь же я падением его и радуюсь всему тому, что чудодейственно совершает мой Христос. А если ты похваляешься отплатить в семьдесят раз в семеро неповинным и никакого тебе зла не сделавшим христианам, то ты получишь за сие тогда, когда будешь ввержен в неугасимый огонь и вечные мучения, которые наступят для тебя скоро. Ибо погибель твоя – уже близка и скоро память твоя погибнет с шумом 24 .

Мучитель, разгневавшись, повелел каменотесам рассечь один большой камень и потом столкнуть его сверху на Артемия, который был связан и положен на каменную же плиту под этим камнем. Когда это было исполнено, все тело мученика покрыл упавший на него камень и так придавил его, что сломал ему все кости; внутренности его выпали, составы тела переломились и глазные яблоки вышли из своих мест. И какое великое чудо! Будучи сплющен между камнями, святой остался живым и призывал Бога, своего Помощника, и говорил словами Давида:

– "Возвел меня на скалу, для меня недосягаемую, ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага " (Пс.60:3-4) 25 . "Поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои " (Пс.39:3) 26 . Прими же теперь, Единородный, дух мой, ибо Ты знаешь мое тяжкое положение, и не оставь меня в руках вражеских.

Так, будучи придавлен камнем, святой провел целые сутки. Потом Юлиан повелел снять камень, считая святого уже умершим, но святой, к общему удивлению, оказался жив и, встав, ходил. И было всем страшно смотреть на него: пред ними был обнаженный человек, вдавленный как доска, с раздробленными костями, с выпавшими внутренностями; лицо его было раздавлено, глаза вышли из орбит, но жизнь все еще держалась в нем, ноги могли двигаться и язык еще был способен ясно говорить. Сам мучитель, увидав такое чудо, ужаснулся и сказал своим приближенным:

– Человек это или привидение? Не отвел ли глаза нам этот волшебник? Ибо пред нами зрелище страшное и выходящее за пределы природы. Кто ожидал, что он еще жив? А теперь, когда у него выпали внутренности и все суставы его разбиты и расслабли, он все-таки двигается, ходит и говорит. Но, видно, наши боги сохранили его живым для вразумления других, чтобы тот, кто не хотел признать их власть, оставался ужасным страшилищем для тех, кто на него смотрит.

И сказал Юлиан мученику:

– Вот ты, несчастный, уже лишился очей и все члены твоего тела окончательно испорчены, – как можешь ты еще питать надежду на Того, на Кого ты доселе надеялся напрасно? Но проси милости у милосердных богов, чтобы они помиловали тебя и чтобы не предали тебя адским мучениям.

Мученик же Христов, услышав о мучениях, усмехнулся и сказал царю:

– Твои ли боги предадут меня мучениям? Они и сами не могут избежать уготованных им мучений, а с ними и ты, будучи брошен в вечный огонь, будешь вечно мучиться, ибо отрекся от Сына Божия и попрал ногами Его святую кровь, пролитую за нас, и поругался над благодатью Святого Духа, повинуясь губительным бесам. Я же за незначительную боль, причиненную мне тобою, надеюсь у своего Господа, за Которого страдаю, иметь вечный покой в Его небесном чертоге.

Юлиан, услышав сие, изрек мученику такой приговор:

– Артемия, хулившего богов, поправшего римские и наши законы, признавшего себя не римлянином, а христианином и нарекшего себя, вместо дукса и августалия, галилеянином – предаем на смерть и повелеваем скверную его голову отсечь мечом.

После такого приговора святой был уведен на место казни и шествовал туда с несказанною радостью, желая "разрешиться и со Христом быть " 27 . Придя же на место, где должна была совершиться над ним казнь, он испросил себе время для молитвы и, обратившись к востоку, трижды преклонил колена и долго молился. После сего он услышал с неба голос, который говорил:

– Войди со святыми принять уготованную тебе награду.

И тотчас блаженный преклонил голову свою и был усечен одним воином, в двадцатый день октября месяца; день же, в который он совершил мученический подвиг, была пятница. Честное и святое тело его одна женщина, по имени Ариста, диаконисса Антиохийской церкви, выпросила у мучителя и, помазавши его драгоценными ароматами, вложила в ковчег и послала в Константинополь, где оно и было с почестями предано погребению. От мощей его совершались многие дивные чудеса и болящим подавались различные исцеления, которые и ныне подает святой Артемий всем, с верою к нему притекающим.

После же кончины Артемия вскоре сбылось то пророчество, которое он высказал Юлиану прямо в глаза относительно его смерти: "тебе предстоит скорая погибель и недолго уже до того времени, когда память о тебе погибнет с шумом". Ибо Юлиан, умертвив святого Артемия, тронулся с своими войсками из Антиохии и пошел на Персов. Когда дошел он до города Ктезифона 28 , ему встретился один перс, человек старый, уважаемый и очень рассудительный. Он обещал Юлиану предать Персидское царство и вызвался быть проводником в Персию беззаконному царю и всему его войску. Но это не послужило на пользу злому кровопийце, ибо тот перс обманул его и, показывая вид, что ведет его прямою настоящею дорогою, ввел злодея в Карманитскую пустыню 29 , в места непроходимые, где постоянно встречались пропасти, где не было вовсе воды и никакой пищи, так что все воины истомились от голода и жажды, а кони и верблюды все пали. После сего проводник признался, что он с намерением завел римлян в такие пустые и страшные места, чтобы ослабить их силу. "Я для того сие сделал – сказал он, – чтобы не видеть отечество свое плененным врагами, и лучше здесь мне одному, чем всему моему отечеству, погибнуть от ваших рук". И тотчас после сего признания перс тот был рассечен воинами на части. Блуждая по пустыне, греки и римляне, против своей воли, столкнулись с персидским войском и, во время происшедшего здесь сражения, многие юлиановы воины пали. Возмездие Божественное постигло тут и самого Юлиана, ибо он был пронзен в бок невидимою рукою свыше и невидимым оружием, которое прошло вниз живота его. Он тяжко застонал и, схватив рукою горсть крови, бросил ее в воздух, и воскликнул:

– Ты победил, Христос! насыться, Галилеянин!

И тут извергнул он, умирая в муках, свою злодейскую и скверную душу и погиб с шумом, по пророчеству святого Артемия 30 . Войско же римское, по смерти Юлиана, поставило царем Иовиана, который был христианином, и который, заключив с персами мир, возвратился назад. Итак Юлиан мучится в аду с Иудою 31 , Артемий же веселится на небе со святыми 32 , предстоя Богу Единому в Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, Емуже слава во веки. Аминь.

Кондак, глас 2:

Благочестиваго и венценоснаго мученика, на враги победы вземшаго одоление сошедшеся достойно песньми восхвалим Артемия, превеликаго в мученицех, чудес же дателя пребогатаго: молится бо Господу о всех нас.

________________________________________________________________________

1 Константин еще не был христианином, когда ему пришлось выступить против своего сильного соперника Максенция. Он не знал, кого ему молить о помощи, и вот, когда солнце склонилось к западу, Константин увидел на небе сияющий крест и под ним надпись: "сим побеждай"; это знамение видели и войска его. Во сне ночью, Константину явился Сам Христос и повелел устроить знамя в виде креста и изобразить крест на щитах и шлемах своих воинов. Константин исполнил это – и вскоре совершенно разбил войска Максенция. После этого он открыто заявил о своем сочувствии христианству.

2 Царствовал с 337 до 361 г.

3 Провинция в Греции.

4 Дукс – военачальник. Августалий – титул, равный современному титулу: Высочество.

5 Юлиан, племянник Константина Великого, еще при жизни Констанция, был соправителем сего императора, управляя западными провинциями Римской империи.

6 Город на севере Палестины (иначе – Кесария Филиппова).

7 Иов – ветхозаветный великий праведник; хранитель истинного откровения и богопочтения в роде человеческом, во время усиления языческого суеверия после рассеяния народов; известен своим благочестием и непорочностью жизни; был испытан от Бога всеми несчастьями, среди которых, однако, остался непоколебимым в вере и добродетели. История Иова подробно изложена в книге его имени.

8 Галл, брат Юлиана, был сделан императором Констанцием – не имевшим детей – наследником престола, но потом возбудил против себя гнев Констанция тем, что явно стал стремиться к ниспровержению с престола Констанция. Последний послал доверенных своих людей, чтобы лишить Галла власти над восточными провинциями, а эти посланные, из желания угодить своему государю, умертвили Галла.

9 Дафне – пригород Антиохии. Это была чрезвычайно красивая местность, где росло множество всяких деревьев, где повсюду струились прозрачные ручьи, и где стояло изображение бога солнца, Аполлона, которого Юлиан почитал больше всех других богов.

10 Пояс – особое отличие военачальника.

11 Руки и ноги истязуемых привязывали к четырем кольям, вбитым в землю, чтобы наказываемые не могли помешать наказанию.

12 В этом месте идет речь об евреях, для которых пребывание в плену Вавилонском было тем же, чем пребывание серебра в раскаленной печи или пребывание птицы в сети. Скорби на хребте, – побои по спине. Человеки на главы, – мучители, имеющие в своей власти нашу жизнь.

13 Пророк собственно говорит о будущих страданиях Спасителя, но его слова могут быть прилагаемы и к верующим, которые берут на себя иго страданий Христовых.

14 Оасим – один из оазисов в Аравии. Оазисами в Аравийской пустыне называются места, снабженные растительностью и водою.

16 Как важна была должность верховного жреца – видно из того, что название "верховный жрец" было одним из титулов римского императора. Этот жрец имел право обрекать непослушных ему низших жрецов на смертную казнь. Жил он в старинном царском дворце Нумы.

17 Император западной империи Максимиан Геркул царствовал с 284 до 305 г. по Р. Хр. – Констанций, прозванный Хлор, его преемник, был женат сначала на Елене (св. равноапостольная Елена), потом, по требованию императора Диоклитиана, развелся с нею и женился на Феодоре, дочери Максимиана Геркула. Константин Великий, все-таки, как старший его сын, был сделан наследником престола.

18 У Константина Великого было три сына: Константин, Констанций и Констанс. Старший взял себе верхнюю Галлию, Британию, Германию и Испанию, младший – нижнюю Галлию, Италию, Иллирию и Африку, а средний – страны востока и Египет. Скоро Константин был убит на войне, а Констанс был умерщвлен своим приближенным Магненцием, во время охоты.

19 Этот военный поход против Римского императора Максенция был предпринят Константином в 312 году.

20 Сивиллами назывались у римлян в древности прорицательницы. Их предсказания были соединены в три книги, которые хранились в храме Юпитера Капитолийского, а потом в храме Аполлона на Палатинском холме. На их предсказания обращали внимание и христианские писатели, находя в них некоторые намеки на наступление Царства Христова. – Вергилий Марон – знаменитый римский поэт (род. в 70-м г. до Р. Хр.). – Артемий имеет в виду здесь, очевидно, его стихотворения – "Буколики".

21 Язычники думали, что боги, по своей заботливости о людях, желают открывать им свою волю. Поэтому они верили в сны, которые им будто бы посылали боги. Кроме того у язычников существовали особые оракулы – места и храмы, где говорили от лица богов жрецы или лица, способные приходить в особое состояние исступления и произносившие затем разные слова, из которых жрецы составляли более ила менее связные изречения. Бог Аполлон по преимуществу считался руководителем этих оракулов.

23 Юлиан искажает, смысл текста из Мф.18:22. Здесь идет речь не о возмездии или каре, а о прощении согрешившего брата до седмижды семидесяти раз.

24 Т.е. погибель твоя будет необыкновенная и произведет большие толки в людях.

25 Т.е. "Ты, Господи, поставил меня на скалу, как на безопасное место; Ты сделался для меня крепким столпом или башней, где я мог найти спасение.

26 Исправить стопы – поставить на настоящую, прямую дорогу.

27 Флп.1:23. Разрешиться – отойти из земной жизни.

28 Персидский город на левом, берегу р. Тигра; во времена римского владычества это была сильная крепость, которая несколько раз, однако, подпадала во власть римлян.

29 Кармания – нынешняя Персидская область Керман. Северная ее часть (степная Кармания) была почти вся бесплодною пустынею, а южная – очень песчаная, хотя в последней и протекало несколько рек.

30 Юлиан умер в 363-м г. по Р. Хр.

2 ноября в Православной Церкви совершается память праведного святого Артемия Веркольского.

Он не был мучеником или схимником, стяжавшим святость многолетней молитвой. Не был священником или богословом. Он просто не успел. Обычный мальчик с чистой и светлой душой, какая бывает только у детей, Артемий окончил земной путь в возрасте 12 лет. Не для того ли Господь забрал его к себе так рано, чтобы мы помнили важнейший Его завет: «Будьте как дети» (Матф. 18:3).

ОТРОК АРТЕМИЙ

Артемий родился в 1532 году в селе Веркола - на окраине Архангельской области. Его родители - Косьма по прозвищу Малый и Апполинария, были простыми крестьянами. Мальчик рос богобоязненным, был чужд простых детских игр. Тихий и кроткий, он не общался со сверстниками и беспрекословно слушал своих родителей. Всегда помогал отцу в полевых работах, сколько мог по своему здоровью и возрасту.

6 июля 1544 года, когда двенадцатилетний Артемий с отцом боронили землю, вдруг поднялась буря, началась невиданная доселе гроза, и в отрока попал разряд молнии. Артемий упал замертво… О происшествии много судачили, в итоге решили, что это - наказание Божие за какие-то тайные его грехи. В то время убитых молнией не принято было хоронить на кладбище. Тело так и осталось не отпетым - его положили прямо на землю в глухом лесу, сверху прикрыв хворостом и берестой, и поставили небольшой сруб.

32 года пролежал отрок не погребённым - пока Агафоник, дьячок Никольской церкви, в 1577 году не собрался в лес по грибы-ягоды. Углубившись в чащу, он заметил необычный свет и, когда приблизился, обнаружил нетленные мощи блаженного Артемия.

Особого значения рассказу дьячка не придали. Тело всё же перенесли в село, к приходской церкви, и положили на паперти, прикрыв гроб берестой, бывшей на нём и прежде. Но Богу было угодно иное: вскоре от мощей начались массовые исцеления больных лихорадкой, свирепствовавшей тогда в крае. Болезнь считалась тяжёлой, и многие от неё умирали - в особенности старики и дети. Занедужил и сын веркольца Калинника. С сокрушением сердца и с верой пришёл отец к гробу отрока и, взяв кусочек бересты, положил её на грудь умирающего сына. И - тот выздоровел! Многие сделали так, и исцелились. Артемию стали молиться, творить память о нём, и вскоре лихорадка в Верколе вовсе сошла на нет.

Но чудеса не прекратились. Число их даже увеличилось, так как в село потянулись паломники. Известен случай исцеления человека по имени Павел: тяжёлый недуг так скривил ему шею, что голова повернулась лицом назад, глаза закрылись… Но как только он обратился с горячей молитвой к Артемию, всё пришло в норму. После этого в Никольской церкви устроили специальный придел, и перенесли туда мощи, положив их в новый гроб. Это произошло в 1584 году.

«ИДИ В ВЕРКОЛУ»

Два священника - Иоанн и Фома, бывшие свидетелями многих чудес, происходящих от мощей, велели написать на досках старой гробницы несколько икон блаженного отрока (одну в 1601 году привезли в Великий Устюг, где её почитали как чудотворную). А стружки, оставшиеся после работы с досками, отец Иоанн собрал и хранил при церкви, давая их болящим, притекающим с верою. И от стружек тоже стали происходить исцеления. В 1619-м году Новгородский митрополит Макарий благословил перенести мощи в храм.

Интересный случай произошёл с Патрикием Игнатьевым, крестьянином из села Кивокурья Устюжского уезда. Он с детства страдал от грыжи. Помолившись отроку Артемию и дав обет приложиться к мощам, Патрикий выздоровел. Но об обете своём забыл, и через несколько лет недуг вернулся - грыжа стала мучить его пуще прежнего. Тогда он вновь обратился с молитвой к святому и всё повторилось - исцелившись, он забыл об обете. И напала на Патрикия такая тоска, что хоть в петлю лезь… Вспомнил он тогда о не исполненном обете и раскаялся, стал вновь молиться святому отроку. И, когда болезнь отступила в очередной раз, поспешил в Верколу - приложился ко гробу, заказал святому молебен и рассказал о свершившемся с ним чуде.

Весной 1636 года назначенный в Кевролу и на Мезень воеводою Афанасий Пашков проезжал мимо Верколи. В село заехал, но к мощам не прикладывался. А по завершению пути его сын Иеремия тяжело заболел. Мальчик был уже при смерти, после исповеди у него отнялись зрение и слух… Тогда Афанасий вспомнил о чудотворных мощах и поклялся вернуться в Верколу и отслужить пред гробом молебен. Едва он произнес это, сын его, выйдя из забытья, спросил: «Каким путем надо ехать к чудотворцу Артемию?» Со слезами воевода дал повторный обет. Когда же Иеремия выздоровел, благодарный отец распорядился в месте обретения мощей построить храм в честь святого. А после пожара в нём устроили особую часовню, куда поместили новую раку с мощами, накрыв её покровом.

Слава о происходящих в Верколе чудесах распространилась далеко за пределы края. Новгородский митрополит Киприан послал освидетельствовать мощи святого и своей подписью подтвердил список исцелений, а в Никольскую церковь отправил вновь составленную службу чудотворцу.

«ПУТЬ К ВЕРКОЛЬСКОЙ ОБИТЕЛИ КРАЙНЕ ЗАТРУДНИТЕЛЕН»

В 1648 году царь Алексей Михайлович послал грамоту на имя кеврольского воеводы Аничкова, повелев положить мощи праведника в новую раку и построить монастырь там, где они были обретены. В лесу на месте сгнившего сруба вырос прекрасный деревянный храм. Соорудили ограду и устроили кельи для монахов. Впоследствии из-за пожаров мощи трижды переносили, пока в 1793-м году не был построен в монастыре каменный храм, освященный в честь праведного Артемия, где они и были положены.

До революции Архангельскую землю с Коми соединял древний Пинежский тракт, проложенный в лесах и болотах. Сохранилась память о том, как притекали по нему в Верколу паломники. Чуть что, давали обет Богу, что сходят помолиться к мощам Его угодника. Собирали котомки, кланялись на четыре стороны с крестным знамением и шли пешком в монастырь, ночуя под деревьями (ходу из Коми было дня на три). Теперь в село ведёт дорога, по которой ездит маршрутка. В Верколу давно уже не ходят пешком. Но и сейчас, как сказано в одном старинном описании: «Путь к Веркольской обители крайне затруднителен».

В последние годы монастырь возрождается. Устав, как и в прежние времена, строг: «Друг к другу в келию без великой нужды не ходить, разговоров неполезных всемерно уклоняться: в коридорах для бесед не останавливаться; в трапезе отнюдь не разговаривать; громко в келиях не читать, быть и наедине всегда одетому, кроме ночных часов: почитать друг друга, особенно старших летами…» Вот только чудотворные мощи отрока Артемия исчезли во время революции. Скорее всего, они скрыты в подземных помещениях обители - монахи молятся об их обретении.

Лада Ермолинская

Богомудрый и праведный отрок, блаженный Артемий, родился в 1532 году (от сотворения мира в 7040 году) от кротких и благочестивых родителей. Отца его звали Космою, по прозванью - малый, а мать - Аполлинариею; оба они были благочестивы и добродетельны и жили на севере России близ моря, неподалеку от страны Кеврольской при реке так называемой Пинеге, в селении по названию Веркола, занимавшихся земледелием. От этих-то супругов и родился, как пресветлая звезда, Артемий; воспитанный в истинной вере и нравственности, он с детства возлюбил Бога и почитал своих родителей. На пятом году своей жизни он, приняв (в свое сердце) страх Божий, начал удаляться от детских привычек, возненавидел детские игры и всякие забавы; стал прилежным к Церкви Божией и был во всем послушен своим родителям; начал оказывать прилежание и привыкать к земледельческому труду, внимая слову Самого Господа к Адаму: "в поте лица твоего снеси хлеб твой" и словам апостола Павла, который говорит: "подобает убо делателю прежде от плода вкусити", и еще: "нетрудивыйся ниже да яст". Артемий своим благоразумием и смирением, превышавшими его малолетний возраст, удивлял всех своих соседей: он почитал своих родителей, был беспрекословно послушен им во всем: любил Господа Бога, совершал продолжительные молитвы, прося у Господа милости. И вот однажды он, будучи двенадцати лет, во время обработки земли пошел, по обычаю, с отцом своим в поле работать, именно бороновать землю. Когда оба они таким образом трудились в поле, вдруг, по Божию усмотрению, подул сильный ветер, небо покрылось облаками, стало темно как ночью, поднялась страшная гроза и полил большой дождь. В то же мгновение разразился с необыкновенным треском и шумом громовой удар над местом, где находился праведный Артемий; этот удар привел в ужас праведного отрока Артемия, и он от ужаса скончался, предав дух свой в руки Господу. Это было 1544 (7052) года, месяца июня 23 дня. Тело св. Артемия свезено было с поля и положено в лесу на пустом месте сверх земли непогребенным, а только поставлен был над телом его деревянный срубец; обгорожено деревьями и покрыто; место это было вдали от церкви. Но Господь сказал: прославляющия Мя прославлю, и еще: не может град укрытися верху горы стоя; и вот Богу угодно было прославить угодника своего следующим образом: один из клириков, дьячок церкви св. Николая, человек благоговейный и религиозный по имени Агафоник, ходивши в лесу и собиравши земные плоды, увидел сияющий свет на том месте, где лежало тело святого (Артемия). Это было в 1577 году. Клирик, подошедши к означенному месту, увидел тело блаженного совершенно целым и невредимым, несмотря на то, что после смерти блаженного Артемия прошло 33 года; кроме этого, тело святого казалось клирику сияющим. Клирик пошел в селение и рассказал обо всем, что он видел, священнику и крестьянам, жившим в том селении. Сии последние, отправившись на место, где лежало тело св. Артемия, и нашедши все в таком точно виде, как о том поведал им клирик, прославили Бога, прославляющего святых своих и, взявши тело святого, принесли его в селение и положили в паперти у церкви св. Николая чудотворца. В тот год, по Божию попущению за грехи людей, свирепствовала страшная и тяжкая трясучая болезнь (род лихорадки), от которой иные приближались к смерти, а иные умирали. Но Владыка Господь наказывает нас многими скорбями и болезнями для того, чтобы мы обратились к нему и покаялись во грехах своих; мы же беспрестанно грешим и прогневляем Бога злыми делами. Несмотря на это, милосердый Господь Бог, желая спасения своему созданию - человеческому роду - от мучительства диавольского и прославляя угодника своего, святого, богомудрого и праведного Артемия, поставляет его в родной ему Кеврольской стране - как светильник, сияющий дивными и преславными чудесами.

В то время заболел свирепствовавшею тогда трясучею болезнью сын одного жителя селения Кеврольского по имени Каллиник. Каллиник весьма скорбел о сыне своем и молил Всещедрого Бога, призывал на помощь Пречистую Его Матерь, святого чудотворца Николая и праведного Артемия, прося их молитв к Богу об избавлении его сына от тяжкой трясучей болезни. Затем Каллиник пошел к мощам святого Артемия, приложился ко гробу его и, взявши часть гробового покрова, состоявшего из бересты, пришел в свой дом и положил ее на грудь болящему своему сыну; больной вдруг выздоровел. Отец, обрадованный чудесным исцелением своего сына, воздал благодарение Господу Богу и святому угоднику Его Артемию, пошел и рассказал христианам о

чуде, совершившемся над его сыном. Услышавшие об этом все вскоре с радостью притекли ко гробу св. Артемия; каждый брал с собою бересту с гроба,

полагал ее на грудь больных, которые чрез то освобождались от своего недуга и становились здоровыми, - и затем с радостью спешили к церкви св. Николая, воздавали Богу усердное благодарение, совершали молебное пение и прославляли угодника Божия св. Артемия чудотворца. Господь Бог, по молитвам святого Николая чудотворца и святого праведного Артемия, призрел на рабов своих: с того времени болезнь прекратилась в той стране. От мощей же святого Артемия совершалось множество чудес: слепые прозревали, хромые начинали ходить, глухие получали слух, исцелялись одержимые всякими недугами - и мужчины, и женщины, чудес было так много, что нельзя было написать их все. Упомянем здесь об одном чуде, особенно замечательном и дивном, бывшем в 1583 (7091) году. Был один человек по имени Павел, у которого лицо обратилось назад и закрылись глаза, так что он ничего не видел. В таком ужасном положении он пробыл немалое время. Молясь Богу, этот человек призывал на помощь чудотворца Николая; вспомнивши о святом новоявленном Артемии, больной со слезами просил его помощи - и тотчас стал здоров. Пришедши в прежнее здоровое состояние, он обрадовался, пошел и рассказал всем христианам о дивном чуде. Христиане, видевшие и слышавшие о чуде, прославили Бога и святого Артемия, сотворившего такое преславное чудо, устроили придел к церкви святого Николая, с верою перенесли из паперти в придел и с честью положили в оном чудотворные мощи праведного, - с любовью лобызая руку его и усердно молясь ему. Затем, после общего совета, описаны были явление мощей святого и чудеса, и дано было знать обо всем этом управлявшему тогда престолом св. Софии преосвященному Макарию, митрополиту Великого Новгорода. Этот иерарх, раньше слышавший все и прочитавший написанное (о св. Артемии), послал от себя сына боярского Малгина с товарищами, повелев им взять с собою еще игумена Красногорского монастыря (Холмогорского

уезда) Макария, для освидетельствования установленным порядком мощей новоявленного чудотворца Артемия. Посланные, приехав в Верколу, поступили по святительскому указу и обо всем подробно и верно донесли преосвященному митрополиту. Святитель Макарий, тщательно исследовав показания о святом, повелел написать ему службу, описать его жизнь и чудеса, устроить во имя его храм и в нем положить с подобающей честью святое тело его. По благословению святительскому тело святого Артемия перенесено было из придела в церковь святого Николая в 1610(7118) году, декабря 6-го дня. В то время, молитвами чудотворца Артемия, Бог даровал исцеление многим людям, страдавшим от разных недугов. Имена их обозначены в чудесах по порядку с самого начала. Прежнюю же гробницу священники повелели переделать на иконные доски и писать на них образ чудотворца праведного Артемия, и об этом сказано в чудесах.

Свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Ар-те-мий был од-ним из вы-да-ю-щих-ся во-е-на-чаль-ни-ков в прав-ле-ние рав-ноап-о-столь-но-го ца-ря Кон-стан-ти-на Ве-ли-ко-го (306-337, па-мять 21 мая), а за-тем - его сы-на и пре-ем-ни-ка Кон-стан-ция (337-361). Ар-те-мий, имел мно-го на-град за от-лич-ную служ-бу и от-ва-гу, был по-став-лен на-мест-ни-ком Егип-та. В этой долж-но-сти он мно-го сде-лал для рас-про-стра-не-ния и укреп-ле-ния хри-сти-ан-ства в Егип-те. Им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ция на пре-сто-ле сме-нил Юли-ан (361-363). Им-пе-ра-тор-от-ступ-ник, же-лая воз-вра-тить язы-че-ство, вел непри-ми-ри-мую борь-бу с хри-сти-ан-ством, от-прав-ляя на смерть сот-ни хри-сти-ан. В Ан-тио-хии он при-ка-зал ис-тя-зать двух епи-ско-пов, не же-лав-ших от-речь-ся от Хри-сто-вой ве-ры. В это вре-мя в го-род при-шел свя-той Ар-те-мий и все-на-род-но об-ли-чил Юли-а-на в нече-стии. Раз-гне-ван-ный От-ступ-ник под-верг свя-то-го же-сто-ким пыт-кам. По-сле это-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка бро-си-ли в тем-ни-цу. Во вре-мя мо-лит-вы, ко-то-рую свя-той воз-но-сил ко Гос-по-ду, ему явил-ся Сам Хри-стос в окру-же-нии Ан-ге-лов и ска-зал: "Му-жай-ся, Ар-те-мий! Я с то-бой и из-бав-лю те-бя от вся-кой бо-ли, ка-кую при-чи-ни-ли те-бе му-чи-те-ли, и уже го-тов-лю те-бе ве-нец сла-вы. Ибо как ты ис-по-ве-дал Ме-ня пред людь-ми, на зем-ле, так и Я ис-по-ве-дую те-бя пред От-цем Мо-им Небес-ным. Итак, будь му-же-ствен и ра-дуй-ся - ты бу-дешь со Мною в Мо-ем Цар-стве". Услы-шав это от Са-мо-го Гос-по-да, ве-ли-ко-му-че-ник об-ра-до-вал-ся и стал го-ря-чо бла-го-да-рить и сла-во-сло-вить Его.

На сле-ду-ю-щий день Юли-ан по-тре-бо-вал, чтобы ве-ли-ко-му-че-ник Ар-те-мий при-знал язы-че-ских бо-гов. Встре-тив ре-ши-тель-ный от-каз, им-пе-ра-тор при-бег к пыт-кам. По-движ-ник пе-ре-но-сил всё без еди-но-го сто-на. Свя-той пред-рек Юли-а-ну, что ско-ро тот по-лу-чит спра-вед-ли-вое воз-мез-дие за зло, при-чи-нен-ное им хри-сти-а-нам. От-ступ-ник разъ-ярил-ся и при-бег к еще бо-лее лю-тым пыт-кам, но они не сло-ми-ли во-лю ве-ли-ко-му-че-ни-ка, и то-гда свя-той Ар-те-мий был обез-глав-лен († 362).

Его остан-ки бы-ли по-гре-бе-ны хри-сти-а-на-ми.

По-сле кон-чи-ны свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ар-те-мия сбы-лось его про-ро-че-ство о ско-рой ги-бе-ли Юли-а-на От-ступ-ни-ка.

Юли-ан со сво-им вой-ском вы-шел из Ан-тио-хии для сра-же-ния с пер-са-ми. Око-ло пер-сид-ско-го го-ро-да Кте-зи-фо-на ему встре-тил-ся ста-рый перс. Он обе-щал пре-дать со-оте-че-ствен-ни-ков и быть про-вод-ни-ком вой-ску Юли-а-на. Ста-рик об-ма-нул От-ступ-ни-ка и за-вел его вой-ско в Кар-ма-нит-скую пу-сты-ню, в непро-хо-ди-мые ме-ста, где не бы-ло ни во-ды, ни пи-щи. Ис-том-лен-ное го-ло-дом и жаж-дой гре-ко-рим-ское вой-ско Юли-а-на бы-ло вы-нуж-де-но всту-пить в бой со све-жи-ми си-ла-ми пер-сов.

Бо-же-ствен-ное воз-мез-дие на-стиг-ло здесь и са-мо-го От-ступ-ни-ка. Во вре-мя бит-вы он был смер-тель-но ра-нен неви-ди-мою ру-кою, незри-мым ору-жи-ем. Юли-ан тя-же-ло за-сто-нал и, уми-рая, про-из-нес: "Ты по-бе-дил, Га-ли-ле-я-нин!" По-сле ги-бе-ли им-пе-ра-то-ра-от-ступ-ни-ка мо-щи свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ар-те-мия бы-ли с по-че-стя-ми пе-ре-не-се-ны из Ан-тио-хии в Кон-стан-ти-но-поль.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь великомученику Артемию Антиохийскому, глас 4

И́стинною бо Христо́вою ве́рою/ утве́рждься, страстоте́рпче,/ мучи́теля злочести́ва царя́/ победи́л еси́ со и́дольским того́ возноше́нием./ Тем от Царя́ Вели́каго, ве́чно ца́рствующаго,/ пресве́тлым венце́м побе́дным одаре́н бысть,/ вся исцеля́яй боля́щия и призыва́ющия тя, Арте́мие вели́кий,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Истинной верой Христовой укрепившись, нечестивого царя-мучителя победил ты с его идольскими жертвоприношениями. Потому от Царя Великого, вечно царствующего, пресветлым венцом победы был одарен. Исцеляющий всех болеющих и призывающих тебя, Артемий великий, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак великомученику Артемию Антиохийскому, глас 2

Благочести́ваго и венцено́снаго му́ченика,/ на враги́ побе́ды взе́мшаго одоле́ние,/ соше́дшеся, досто́йно пе́сньми восхва́лим Арте́мия,/ превели́каго в му́ченицех,/ чуде́с же да́теля пребога́таго,// мо́лится бо Го́споду о всех нас.

Перевод: Благочестивого и венценосного мученика, захватившего трофей победы над врагом, собравшись, по достоинству прославим молитвенными песнопениями Артемия, превеликого мученика, щедрого дарователя чудес, ибо он молится Господу обо всех нас.

Молитва великомученику Артемию Антиохийскому

О, всехва́льный великому́чениче Арте́мие, Госпо́день во́инственниче и все́м на́м кре́пкий побо́рниче! Ско́р бу́ди предста́тельством твои́м у Человеколю́бца Христа́, да да́ст правове́рным лю́дем, почита́ющим тя́ и на поклоне́ние моще́м твои́м приходя́щим, ми́лость и благи́х проше́ний ско́рое исполне́ние. Предстоя́й Престо́лу Бо́жию в лице́ му́ченик, помина́й все́х на́с, беда́ми, напа́стьми и скорбьми́ обстоимых, и в житии́ се́м мно́го стра́ждущих: да твое́ю по́мощию и кре́пким побо́рством преста́нут приходя́щая на на́с зла́я. Мы́ же, твои́ми злостраданиями назидаеми, си́лою благода́ти Христо́вы чрез тебе́ исполня́еми, в терпе́нии крестоноше́ния жи́ти начне́м, во е́же Го́споду покая́нием благоугоди́ти и неизрече́нная блага́я насле́довати, я́же угото́вана лю́бящим Бо́га и прославля́ющим свято́е и́мя Его́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Кондак 1

Взбранному воеводе и августалию страны Египетския, царем земным честию превознесенному, последиже от Юлиана злочестиваго мучимому и во главу усеченному, яко зельне страдавшему и победительне вся претерпевшему, от Бога же приявшему нетление и благодать чудотворения, днесь вернии в похвальная возопиим:

Икос 1

Антиохийстии людие дивишася святей ревности твоей о имени Христове, славне Артемие, не терпя бо зрети мучения святых и хулы слышати на Господа, Юлианом изрыгаемыя; аще и честь ему воздати от Александрии пришел, обаче и обличити того не устрашился еси. Темже, и чина своего воинскаго изверженный за дерзновение свое, осуждение на раны и смерть приял еси. Мы же ныне, аки обстояще ти на позорищи мучимому, вопием ти сице:

Радуйся, безславие и мучение от Юлиана претерпевый.

Радуйся, в славу и осияние от Бога облеченный.

Радуйся, лютая страдания подъявый.

Радуйся, величие веры показавый.

Радуйся, блистаяйся славою терпения.

Радуйся, крепосте наша в скорбех и изнеможении.

Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 2

Буди верен царю, прещаше святый Артемий нечестиваму Юлиану: «Яко суетны твоя начинания и немощна есть гордость твоя истребити христианы: отнележе бо прииде Христос, и водрузися Крест, и воздвижеся на нем Господь - паде злочестивых гордыня и попрана бысть лукаваго крепость, Христова же непобедима и непреодоленна есть сила, еюже ограждающеся, возможем устояти противу козней вражиих, победне вопия Богу: Аллилуиа».

Икос 2

Воинствуя за великаго царя Константина, крепкою силою крестною побеждал еси враги, оружеборче Артемие; тою же силою и мучителя своего Юлиана одолел еси. Видением бо креста овогда на небеси в вере Христовей утвердился, лесть идольскую и почести воинскаго звания презрев, за христианы пред отступником мужественно ратовал еси, и воинов началовождя веры нашея, Господа Христа, себе нарек, живот свой за Того доблественно положил еси. Темже и притяжал еси себе от нас звания таковая:

Радуйся, знамена идольская кесаря-отступника отринувый.

Радуйся, знамению Креста последовавый.

Радуйся, и ныне силы борющихся под стягом веры укрепляяй.

Радуйся, упование изнемогающих утверждаяй.

Радуйся, добрый Христов оружниче.

Радуйся, святыя веры твердый защитниче.

Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 3

«Господи, далече есмь от терпения и незлобия Твоего», - вопиял еси, святе Артемие, первая мучения претерпев, - «Ты бо, Господи, за мене, грешнейшаго, по всему телеси содроблен был еси ранами, от ног до главы не бе в Тебе целости. Молю убо Тя, Владыко, яко Твоими страданьми венчал мя еси, да и совершиши течение мое во исповедании Тебе с песнию: Аллилуиа».

Икос 3

Даде злочестивый царь повеление оруженосцем своим восхитити тя, славнаго воинскаго вождя, Артемие, и сановный пояс твой отъемше, и ризы совлекше, нага истязати. Они же, связавше руце и нозе твои, растягоша тело твое на четверо и бияху воловьими жилами по хребту и чреву толико, яко оскудети силам их. Ты же аки нечувствен пребывал еси, яко всем, окрест стоящим, и самому Юлиану чудитеся зело. Приими убо и от нас похвальная удивления сицевая:

Радуйся, в вере непобедимый.

Радуйся, в уповании непреодолимый.

Радуйся, на камени терпения нозе свои поставивый.

Радуйся, мужественне стопы своя исправивый.

Радуйся, радовавыйся в страданиях.

Радуйся, прославленный в поруганиях.

Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 4

Егда святии исповедницы Евгений и Макарий мучими бяху, тогда и ты, блаженне Артемие, ревностию по Бозе движим, молитву творил еси, да не покажет Бог тебе не точию недостойна страдальческаго начинания, но да исправится пред Ним и твоя исходная песнь: Аллилуиа.

Икос 4

Жилами воловьими биемый и по земле протязаемый ничтоже малодушествовал еси, но радуяся и веселяся, страданьми Христовыми просвещаем, подвиг мученичества до конца совершил еси добре. Темже и достоин явился еси ублажения сицеваго:

Радуйся, скудельный сосуд плоти своея сокрушивый.

Радуйся, свет веры и силу мужества из него явивый.

Радуйся, в егоже немощи сила Господня совершися.

Радуйся, егоже терпению мучитель почудися.

Радуйся, яко Бог прият твою жертву мучения.

Радуйся, яко Благий даде тебе жребий спасения.

Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 5

«За Мене страждеши, Артемие, дерзай и радуйся», - глагола Христос, явився святому в темнице, - «Со Мною будеши во Царствии Моем». Сия слышав мученик, абие от ран исцеле, и душею исполнився Божественнаго утешения, пребываше в темнице, благословляя Бога и поя Ему: Аллилуиа.

Икос 5

И гладом, и жаждею мучиша тя в темнице, блаженне Артемие. Ты же, на щедроты Преблагаго Господа себе возверг, единаго просил еси, да и самую душу твою, яко жертву живую приимет Владыка Христос от тебе с еще оставшеюся кровию твоею. И не вотще бысть рачение твое: заповеда бо Господь Ангелом Своим в темнице питати и сохраняти тя, потом же и Сам явися, укрепляя тебе, нас же возглашати тебе научая:

Радуйся, от руки Ангел в темнице питавыйся.

Радуйся, хлебом животным с небесе укреплявыйся.

Радуйся, от ран Господним посещением во узах исцеливыйся.

Радуйся, явлением Христовым утешения исполнивыйся.

Радуйся, Господем в темнице обрадованный.

Радуйся, восшедый к Нему прияти венец славы тебе уготованный.

Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 6

«Коль многа суть Владыки моего страдания и что более Его претерпех аз, недостойный», - вопияше блаженный Артемий, - «Той ко Кресту пригвожден бысть греха ради моего, Сам не познав греха, ниже лесть во устех содела. Радуюся и веселюся просвещаемый Господа моего страданьми, яже облегчевают ми болезни моя». Тако святый в себе беседуя, чрез всю нощь купно со страдальцами Евгением и Макарием воспеваше Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Лютейшим мукам предаде тя, страдальче Артемие, нечестивый царь, егда со стыдом от Аполлона Дафнийскаго возвратися и от тебе посмеяние и проречение погибели своея слышав, зельною яростию распалися. Темже и мы за оныя страдания множайшими ликостоянии ублажаем тя сице:

Радуйся, яко тобою Бог, дивный во святых Своих, языком явися.

Радуйся, яко тобою сладчайшее имя Христово прославися.

Радуйся, ярости мучителевы не устрашивыйся.

Радуйся, в Христовем уповании над идолы посмеявыйся.

Радуйся, в дусе пророчестем будущих предзрителю.

Радуйся, Духа Господня доблий носителю.

Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 7

Многа досаждения творяше нечестивый Юлиан христианом, лжуще на ня, яко сожгоша храм Аполлона Дафнийскаго. Егда же сей лжец пред Артемием множайшия прещения изрекаше на христианы, святый Артемий отвеща: «Богопустный гнев и огнь с небесе пояде идола твоего и капище его сожже; посмеваюся безумию вашему, яко служите бездушному богу, утешаюся о падении его и радуюся о всех сих, яже Христос чудодействова, Емуже достоит пети велегласно: Аллилуиа».

Икос 7

Не терпя слышати праведных слов твоих, святе Артемие, беззаконный Юлиан, разгневався зело, повеле каменосечцем разсещи великий камень, да посреде частей его согнетен будеши. И сему уготованному, падший камень все тело твое сотре, и внутренняя твоя распадошася, и сломишася вся члены твоя. И бе зрети чудо велие, яко в таковом согнетении посреде камней ты жив остася. Мы же Божией силе, укреплявшей тя, удивляяся, вопием:

Радуйся, грозде винограда Христова в точиле истоптанная.

Радуйся, жертво живая, Господу верху камене кровию возлиянная.

Радуйся, мучениче, егоже все тело аки дска согнетеся.

Радуйся, скрижале живая, на нейже исповедание веры кровию написася.

Радуйся, кровьми своими, аки брением камение смесивый.

Радуйся, себе самаго жива в созидание Церкве Христовы положивый.

Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 8

Очи твои от мук искочиша, святе, и лице бе сотрено, душа же еще бе держащися и язык добре вещающ, имже и в согнетении призвал еси Бога, Помощника своего, и во уповании на Него взывал еси: Аллилуиа.

Икос 8

Привидением почте тя царь, егда узре видом страшна и естество человеческое происходяща; обаче и увеща тебе еще поклонитися идолом, да помилуют тя и поне яже во аде мукам не предадят. Ты же, посмеявся царю, отвещал еси: «Яко идоли и сами огня не могут избежати, с нимиже и ты, царю, безконечному огню предан будеши». За еже, яко хульника, царь на смерть осуди тя. Мы же, сшествуя тебе на место усечения, увязаем главу твою похвальными венцы тако:

Радуйся, страдальче, посреде камений согнетенный.

Радуйся, исповедниче, в крепости веры не одоленный.

Радуйся, истину без страха пред цари вещавый.

Радуйся, за сие последи всех злостраданий усечение мечное приявый.

Радуйся, главу свою священную под меч самовольне подклонивый.

Радуйся, терпением своим главы невидимых врагов сокрушивый.

Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 9

Ранами содроблен был еси по всему телеси, яко людем на тя зрети бе страшно: согнетенный аки дска, кости сокрушенны и вся внутренняя испадоша. Таковое злострадание за малую болезнь почитал еси, надеяся у Господа, за Негоже страдал еси, имети покой вечный, научая в злострадании не малодушествовати, но паки возсылати Богу благодарне: Аллилуиа.

Икос 9

«Се язвы Христовы на теле твоем начертаны суть», - глагола к себе святый, - «осталося убо, да и самую душу за Христа отдам с оставшеюся во мне кровию». И на щедроты Господни себе возверг, небоязненно Христа исповедал пред человеки, за Негоже и усечение с радостию приял еси. Сего ради, за превосходящую любовь твою к Богу, похваляем тя сице:

Радуйся, Христова Евангелия скорый послушателю.

Радуйся, великия заповеди Его готовый исполнителю.

Радуйся, крепкую любовь ко Господу Христу показавый.

Радуйся, и душу свою с кровию радостно за Того предавый.

Радуйся, содроблением своим наше разслабление укрепляяй.

Радуйся, язвами своими наша болезни исцеляяй.

Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 10

Твердою верою вооружився, неистовство мучителево презрел еси, и осуждение на усечение мечное с радованием приял еси, и ведомый на смерть, шествовал еси веселыми ногами, вопия Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Усечением главы подвиг свой мученический запечатлевый, утверди молитвами твоими и нас, главы своя под иго Христово подклонивших, чрез все житие подвигом добрым подвизатися, любити Господа у тебе поучатися, вопия тебе сице:

Радуйся, сильне, на одоление мучителей меч веры при бедре препоясавый.

Радуйся, шлемом спасения от Господа защищенный.

Радуйся, поясом славы от Него добре украшенный.

Радуйся, щитом молитв своих всех прибегающих к тебе охраняяй.

Радуйся, за страдальцев Господних во всеоружии ополчаяйся.

Радуйся, шествующих узким путем в Царствие Небесное неуклонно провождаяй.

Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 11

Фиал злострадания уготовляяся до конца испити, на месте усечения преклонився до земли, молитвою к Богу дух свой укреплял еси. И слышав глас с неба глаголющ: «Вниди со святыми прияти воздаяние тебе уготованное», - преклонил еси главу под меч, с радостию вознося Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Хвалим тя вси, страстотерпче святый, и почитаем честная страдания твоя, яже паче естества человеческаго претерпел еси, и Царствие Небесное притяжал еси. Темже воздвизаемся вопити тебе тако:

Радуйся, измождения и членовреждения приявый.

Радуйся, высоту духа в муках явивый.

Радуйся, щитом упования себе оградивый.

Радуйся, твердостию своею дерзость мучителей истощивый.

Радуйся, егоже мучению Ангели предстояху со удивлением.

Радуйся, егоже страдания людие почитают со умилением.

Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 12

Ценою крови твоея притяжал еси Царствие Небесное, великострадальче Христов Артемие. Управи и нас твоим предстательством во обители небесныя, да, наслаждаяся с тобою части праведных, выну славим с тобою Бога песнию: Аллилуиа.

Икос 12

Чертог небесный отверзе ти Страстоположник Христос и даде ти достойно венец славы: и ныне на небесех со Ангельскими чинми радуешися. Темже и мы, благодарнии людие и любомученицы, песньми вопием ти:

Радуйся, воеводо, никимиже в мужестве одоленный.

Радуйся, ратоборче за Христа, в силе неоскудеемый.

Радуйся, великострадальче, муками твоими естество человеческое удививый.

Радуйся, несокрушимость духа в телеснем содроблении явивый.

Радуйся, во уповании на Бога Жива не усумневыйся.

Радуйся, части праведных на небесех наслаждаяйся.

Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 13

О, преславне великомучениче Христов Артемие! Поем страдания твоя, чтим доблюю кончину твою, с усердным молением к тебе притекающе: укрепи и нас с терпением в подвизе крестоношения пребывати, испытания и злострадания чрез все житие до конца понести не унывающе, но бодренне пребывающе в пении Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О, всехвальный великомучениче Артемие, Господень воинственниче и всем нам крепкий поборниче! Скор буди предстательством твоим у Человеколюбца Христа, да даст правоверным людем, почитающим тя и на поклонение мощем твоим приходящим, милость и благих прошений скорое исполнение. Предстояй Престолу Божию в лице мученик, поминай всех нас, бедами, напастьми и скорбьми обстоимых, и в житии сем много страждущих: да твоею помощию и крепким поборством престанут приходящая на нас злая. Мы же, твоими злостраданиями назидаеми, силою благодати Христовы чрез тебе исполняеми, в терпении крестоношения жити начнем, во еже Господу покаянием благоугодити и неизреченная благая наследовати, яже уготована любящим Бога и прославляющим святое имя Его, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.