Тоффлер). Изменение структуры власти (О
МЕТАМОРФОЗЫ ВЛАСТИ.
Знание, богатство и сила на пороге XXI века
Alvin Toffler - POWERSHIFT Knowledge, wealth, and violence at the edge of the 21st century. 1990
Перевод с английского: В. В. Белокосков, К.Ю. Бурмистров, Л.М. Бурмистрова, Е.К. Комарова, А.И. Мирер, Е.Г. Руднева, Н.А. Строилова
ISBN 5-17-004183-7
П. Гуревич. КОНФИГУРАЦИЯ МОГУЩЕСТВА
Книга американского социолога и футуролога Элвина Тоффлера (р. 1928) «Метаморфозы власти» венчает задуманную им трилогию, посвященную преображениям современной цивилизации. Исследователь не считает свои прогнозы ни утопией, ни антиутопией. Свой жанр он именует «проктопией», то есть практической утопией. В ней нет безмерной идеализации. Это описание более практичного и более благоприятного для человека мира, нежели тот, в котором мы живем. Но в этом мире в отличие от утопии есть место злу - болезням, грязной политике, несправедливости.
Идея технических мутаций, оказывающих многомерное воздействие на социальный прогресс, давно уже получила признание в современной философии и социологии. Тоффлер проводит мысль о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену Первой волне (аграрной цивилизации) и Второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Очередная волна является, по Тоффлеру, грандиозным поворотом истории, величайшей трансформацией социума, всесторонним преобразованием всех форм социального и индивидуального бытия. Но речь идет не о социальной революции, направленной в основном на смену политического режима, а о технологических изменениях, которые вызревают медленно, эволюционно. Однако впоследствии они рождают глубинные потрясения. Чем скорее человечество осознает потребность в переходе к новой волне, тем меньше будет опасность насилия, диктата и других бед.
Тоффлер стремится обрисовать будущее общество как возврат к доиндустриальной цивилизации на новой технологической базе. Рассматривая историю как непрерывное волновое движение, Тоффлер анализирует особенности грядущего мира, экономическим костяком которого станут, по его мнению, электроника и ЭВМ, космическое производство, использование глубин океана и биоиндустрия. Это и есть Третья волна, которая завершает аграрную (Первая волна) и промышленную (Вторая волна) революции.
В первой книге трилогии «Шок будущего» (1970) Тоффлер предупреждал человечество о той опасности, которая связана со стремительными переменами в жизни людей. Не все исследователи приняли эту точку зрения. Так, выдающийся американский социолог Д. Белл считал эту мысль обманчивой. По его мнению, в повседневной жизни землян больше изменений произошло между 1850 и 1940 годами, когда в обиход вошли железные дороги, пароходы, телеграф, электричество, телефон, автомобиль, кинематограф, радио и самолеты, - чем в последующий период, якобы характеризующийся ускорением. Белл считал, что практически, кроме перечисленных им новшеств, в повседневной жизни людей, кроме телевидения, не появилось ничего нового.
Однако идея Тоффлера о трудностях психологической адаптации людей к ускорению социальных изменений укоренилась в футурологической литературе. Тоффлер пишет о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется человечество на рубеже двух столетий. Основные книги Тоффлера - «Шок будущего», «Столкновение с будущим» (1972); «Доклад об экоспазме» (1975); «Третья волна» (1980); «Метаморфозы власти» (1990) и др.
В какой мере оправдались прогнозы Тоффлера? Что изменилось за последнее десятилетие в сознании человечества? Каковы иные культур-цивилизационные проекты людей? Идея новой цивилизации сохранила свою ценность. Американский социолог 3. Бжезинский писал о «технотронной эре», французский исследователь Ж. Эллюль назвал представляемое им общество «технологическим», Д. Белл пользовался понятием «постиндустриального общества», Тоффлер же, поразмыслив над терминами «трансиндустриальное» и «постэкономическое», остановился на понятии «супериндустриальное общество». Под ним подразумевается, как он пишет в «Шоке будущего», «сложное, быстро развивающееся общество, основанное на самой передовой технологии и постматериалистической системе ценностей». Д. Белл иронизировал: на определениях Э. Тоффлера, казалось бы, все перестановки и комбинационные идеи, связанные со словом «пост-», исчерпались.
Перед вами - одна из самых влиятельных работ в жанре так называемой «социальной философии» - «Метаморфозы власти» Элвина Тоффлера. Книга, в которой развитие его оригинальных, ярких идей достигает уже кульминационной точки. Итак, происходят ли «метаморфозы власти» лишь на глобальном уровне - или, незаметные для нас, давно уже стали частью нашей повседневной, обыденной жизни? И что принесет нам это в грядущем - новые информационные войны и новый политический антагонизм, противостояние уже не между социальными, но между информационными системами?…
Краткое содержание произведений русской… Unknown Unknown
Дракон цвета пепла Елизавета Иващук
Первыми созданиями, появившимися в новорожденном мире, были драконы. Прочие - эльфы, вампиры, сэлирры - возникли позже. Эта история повествует о жизни и смерти одного из драконов первого поколения. Краткое содержание: Сначала появился мир - один из многих. Вскоре возникли и разумные существа, драконы первого поколения, сильнейшие представители своей расы. Один из них мог видеть будущее. Именно это помогло маленькому, еще безымянному дракону выжить там, где это было невозможно. Потом - выжить, когда эльфы убили приемных родителей, и найти союзников.…
Яблоня Philo
РЕВОЛЮЦИОННОЕ БОГАТСТВО Элвин Тоффлер
Элвин Тоффлер - известный американский философ, автор книг «Метаморфозы власти», «Шок будущего», «Третья волна». Новая книга Элвина и Хейди Тоффлер - о том, каким будет наш мир завтра. Кто обретет богатство, как это произойдет и что это значит для всех нас. Какие новые возможности откроет нам экономика будущего в столь различных областях, как здравоохранение, энергетика, мировые коммуникации, промышленность, сельское хозяйство.
Болезнь и Смерть Святитель Феофан Затворник
Болезнь и Смерть Феофан Затворник
Содержание Предисловие Глава 1 . БОЛЕЗНЬ 1. О Болезни Болезнь - дело Божией Премудрости Болезнь Болезнь и память смертная Мысли во время болезни В дни недуга О болезни и образе жизни Душевное настроение больного чахоткою О холере Служение больному - служение Христу Уход за больным - угодное Богу У постели выздоравливающей Мысли по выздоровлении Молитвенное обновление по выздоровлении 2. Болезни во спасение Болезни от Бога для нашего спасения О болезни как спасительном подвиге Здоровье в Божиих руках 3. Болезнь учит смирению О терпении недуга…
Поколения Майкл Диллард
Мир, которого нет Виктор Кувшинов
Шутки кончились. Герой влипает в серьезный переплет, из которого нет выхода. Как сохранить человечность, когда даже выжить невозможно?.. Это третья книга "Пирамид астрала". Ее можно читать и отдельно. Краткое содержание первых двух книг: Женька, нашедший с приятелями путь в астрал в первой книге, находит свое счастье на другой планете с принцессой в изгнании во второй книге и в очередной раз идет на дело в третьей… - Жанр тот же, что-то вроде "научно обоснованного"
Храм Луны Пол Остер
«Храм Луны» Пола Остера - это увлекательная и незабываемая поездка по американским горкам истории США второй половины прошлого века; оригинальный и впечатляющий рассказ о познании самих себя и окружающего мира; замечательное произведение мастера современной американской прозы; книга, не требующая комментария и тем более привычного изложения краткого содержания, не прочитать которую просто нельзя.
№10 2005 Журнал «Если»
№10 2005 г. Журнал «Если»
Краткое содержание номера: Мария ГАЛИНА ЗАПЛЫВАЯ ЗА БУЙКИ Исторический процесс - материя хрупкая. На него способны повлиять даже самые мелкие детали классической литературы. Дмитрий ВОЛОДИХИН ПЛАЦДАРМ Это военно-историческое общество способно привести питомцев под знамена генерала Корнилова. Да-да, в 1919 год. Николай ГОРНОВ ТРАФИК Более двухсот лет тяготеет над Сибирью проклятие - Hysteria Siberina. Разобраться в ситуации послан специальный полевой Трибунал. Джон МИНИ БОМБА-СВАСТИКА Британский шпион с особыми полномочиями может решить исход второй…
2005 № 10 Журнал «Если»
Краткое содержание номера: Мария ГАЛИНА ЗАПЛЫВАЯ ЗА БУЙКИ Исторический процесс - материя хрупкая. На него способны повлиять даже самые мелкие детали классической литературы. Дмитрий ВОЛОДИХИН ПЛАЦДАРМ Это военно-историческое общество способно привести питомцев под знамена генерала Корнилова. Да-да, в 1919 год. Николай ГОРНОВ ТРАФИК Более двухсот лет тяготеет над Сибирью проклятие - Hysteria Siberina. Разобраться в ситуации послан специальный полевой Трибунал. Джон МИНИ БОМБА-СВАСТИКА Британский шпион с особыми полномочиями может решить исход второй…(Издательство научно-технической литературы провинции Хэнань) (исправленное издание) Традицию передал: Законоучитель Дэ Чань. Материал изложили: Дэ Цинь, Дэ Янь, Хун Вэй. Краткое содержание: Шаолиньская школа управлении дыханием ци-гун представляет важную составную часть шаолиньской традиции боевых искусств. Данная книга знакомит с внутренними техниками, которые используются для исправления организма и питания природы, для лечения болезней, и внешними техниками, применяющимися для усиления сухожилий, укрепления костей, нанесении ударов…
Неправда Ивакин Геннадьевич
Это православная фантастика))) Предупреждаю. Краткое содержание: Все началось с того, как четверо студентов стали заниматься экстрасенсорикой. Или, сиречь, колдовством. Ну, или магией, если хотите. Собственно говоря, повесть о том, что из этого вышло и чем это все закончилось. Ох, и помотало их по стране... Из вятки во Владимир, потом в Москву, Калугу, Крым. И все в мистическом тумане, между вампирами и оборотнями. Ужас!))) Соответствие заявленной теме: Любое событие обратимо. Можно вернуться туда, откуда пришел и исправить, то что испортил. Было бы желание.
Сканирование и форматирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) [email protected] || [email protected] || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||
Выражаю свою искреннюю благодарность
Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.
update 03.09.03
PHILOSOPHY
Элвин ТОФФЛЕР
МЕТАМОРФОЗЫ ВЛАСТИ
ЗНАНИЕ, БОГАТСТВО И СИЛА НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА
Москва 2003
Alvin Toffler - POWER SHIFT
Knowledge, wealth, and violence
at the edge of the 21 st century
Серийное оформление А.А. Кудрявцева
Перевод с английского: В. В. Белокосков, К.Ю. Бурмистров, Л.М. Бурмистрова, Е.К. Комарова, А.И. Мирер, Е.Г. Руднева, Н.А. Строилова
Подписано в печать 07.10.2002. Формат 84x108 1/32 Усл. печ. л. 35,28. Тираж 3 000 экз. Заказ № 240
Тоффлер Э.
Т50 Метаморфозы власти: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 669, с. - (Philosophy).
ISBN 5-17-004183-7
Перед вами - одна из самых влиятельных работ в жанре так называемой «социальной философии» - «Метаморфозы власти» Элвина Тоффлера. Книга, в которой развитие его оригинальных, ярких идей достигает уже кульминационной точки.
Итак, происходят ли «метаморфозы власти» лишь на глобальном уровне - или, незаметные для нас, давно уже стали частью нашей повседневной, обыденной жизни? И что принесет нам это в грядущем - новые информационные войны и новый политический антагонизм, противостояние уже не между социальными, но между информационными системами ?
Двадцать первый век уже настал. Будущее уже наступило. Каким же будет новый облик нашей стремительно - возможно, слишком стремительно, - развивающейся цивилизации?..
УДК 321
ББК 66.0
© Alvin Toffler and Heidi Toffler, 1990
© Перевод. В.В. Белокосков, 2001
© Перевод. К.Ю. Бурмистров, 2001
© Перевод. Л.М. Бурмистрова, 2001
© Перевод. Е.К. Комарова, 2001
© Перевод. А.И. Мирер, 2001
© Перевод. Е.Г. Руднева, 2001
© Перевод. Н.А. Строилова, 2001
© ООО «Издательство ACT», 2002
КОНФИГУРАЦИЯ МОГУЩЕСТВА
МЕТАМОРФОЗЫ ВЛАСТИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ:. НОВОЕ ПОНИМАНИЕ ВЛАСТИ
1. ЭРА МЕТАМОРФОЗ ВЛАСТИ
КОНЕЦ ИМПЕРИИ
БОГ В БЕЛОМ ХАЛАТЕ 5
ПОДВЕРГШИЕСЯ БОМБАРДИРОВКЕ БУДУЩИМ
2. СИЛА, ДЕНЬГИ И РАЗУМ
ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
ОДИН МИЛЛИОН ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ
ФАКТЫ, ЛОЖЬ И ПРАВДА
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ РАЗЛИЧИЕ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ЖИЗНЬ В СУПЕРСИМВОЛИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
3. ЗА ФАСАДОМ ВЕКА ВНЕЗАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ
КОММАНДОС ДЕЛОВОГО МИРА
ДЕЙЛ КАРНЕГИ И ХАН АТТИЛА
ТАЙНАЯ МИССИЯ КОНСУЛЬТАНТА 12
4. СИЛА: КОМПОНЕНТ ЯКУДЗЫ
КРОВЬ И ЧИСТЫЕ ДЕНЬГИ
НА ЗЕКАХ И ГОЛОВОРЕЗАХ
МОНОПОЛИЯ НА СИЛУ
СКРЫТОЕ ОРУЖИЕ
ТРАЕКТОРИЯ ВЛАСТИ
5. БОГАТСТВО: МОРГАН, МИЛКИН.. И ТО, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ ПОТОМ
СТОЛ В ФОРМЕ БУКВЫ «X»
МИЛКИН ПРОТИВ МОРГАНА
ОТКРЫТИЕ ВОРОТ
КОНТРАТАКА
ТАМПОНЫ И РЕНТНЫЙ ДОХОД С ПРОДАЖИ АВТОМОБИЛЕЙ
ПОСТУОЛЛСТРИТОВСКАЯ ЭРА
ЗИГЗАГ ВЛАСТИ
УГРОЖАЮЩИЕ МАСШТАБЫ БОРЬБЫ ЗА ГЛОБАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
6. ЗНАНИЕ: БОГАТСТВО В СИМВОЛАХ
В ГОЛОВАХ ЛЮДЕЙ
ЭПИТАФИЯ БУМАГЕ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ВАЛЮТЫ И ПАРАДЕНЬГИ
ПОРАЖЕНИЕ СИЛЫ
ДЕНЬГИ XXI ВЕКА
7. МАТЕРИАЛ-ИЗМ!
НОВОЕ ПОНИМАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ
СПЕКТР УМСТВЕННОГО ТРУДА
УЗКОЛОБЫЕ ПРОТИВ УМНИКОВ
ИДЕОЛОГИЯ УЗКОЛОБЫХ
ИДЕОЛОГИЯ УМНИКОВ
8. АБСОЛЮТНЫЙ ЗАМЕНИТЕЛЬ
АЛХИМИЯ ИНФОРМАЦИИ
ЗНАНИЯ ПРОТИВ КАПИТАЛА
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ
9.БИТВА ЗА КАССОВЫЕ АППАРАТЫ
ВНЕ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ
ДУХИ ДЛЯ «МИСС АМЕРИКА»
МАНЕВРЫ С ПООЩРЕНИЕМ
ВНЕ СУПЕРМАРКЕТОВ
ДВОЙНАЯ ОПЛАТА
«РАЗУМНЫЙ» СУПЕРМАРКЕТ
УГРОЗА «СЕГУНАМ»
10. ЭКСТРА-РАЗУМНОСТЬ
БАХ, БЕТХОВЕН, ВОНГ
ТЕЛЕФОННЫЕ ПРИЧУДЫ
СЕКРЕТЫ И СЕКРЕТНЫЕ ОБЛАСТИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТРАССЫ
САМООБУЧАЮЩИЕСЯ СЕТИ
ПУТАНИЦА С СООБЩЕНИЕМ
11. ВЛАСТЬ СЕТИ
ВЫБОР ДЖИНСОВОЙ ТКАНИ
ОПТОВИКИ ИГРАЮТ В БИНГО
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ВЛАДЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЯ
МОБИЛИЗАЦИЯ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ВОЙНУ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ПЕТЛЯ
БЛИЦКРИГ БИЗНЕСА
ПОЯВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОНОПОЛИЙ?
12. РАСШИРЯЮЩАЯСЯ ВОЙНА
СТАВКА В 500 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ
ГЛАВНАЯ СХВАТКА
КОМПЬЮТЕРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
ПАРАДОКС СТАНДАРТОВ
МЕНУЭТ ПИВА С КОЛБАСКОЙ
13. ЧИНОВНИКИ ДУМАЛИ, ЧТО НАВЕДУТ ПОРЯДОК
ДВУХПАРТИЙНАЯ КАМПАНИЯ
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
ЭРА ГИГАНТСКИХ ЭВМ
ЭТИКА ИНФОРМАЦИИ
ПАРАДОКС-БОМБА
14. ВСЕОБЩАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА
РЖАВЫЕ РЕЛЬСЫ И ОТЕЛЬ ЛЮБОВНЫХ ВЗДОХОВ
ВНУТРИ И ВНЕ
ВСЕОБЩИЙ ШПИОНАЖ
ОШИБКА В 75 ЦЕНТОВ
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: ВЛАСТЬ В ГИБКОЙ ФИРМЕ
15. КРУШЕНИЕ «ТЕПЛЫХ МЕСТЕЧЕК»
БЕСКОНЕЧНОСТЬ «ТЕПЛЫХ МЕСТЕЧЕК»
ВЛАСТЬ ПРОТИВ РАЗУМА
"ВЕРБЛЮДОСЛОНЫ» И ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА
ПЕРЕКРЫТЫЕ КАНАЛЫ
СВОБОДНЫЙ ПОТОК ЗНАНИЙ
ЗНАНИЕ - ВЛАСТЬ - ЗНАНИЕ
16. ГИБКАЯ ФИРМА
КОНЕЦ КОМПАНИЙ, СОЗДАННЫХ ПО ШАБЛОНУ
ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ БИЗНЕСА
ТАНЦЫ НА СТОЛАХ
СЕМЕЙНЫЕ ФИРМЫ БУДУЩЕГО
17. ВОЖДИ ПЛЕМЕН И КОРПОРАТИВНЫЕ КОМИССАРЫ
ПУЛЬСИРУЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДВУЛИКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ШАХМАТНОЙ ДОСКИ
КОМИССАРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ФЕОДАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ-СКУНС
САМОЗАРОЖДАЮЩАЯСЯ КОМАНДА
РАЗНООБРАЗИЕ ВЛАСТЕЙ
ПАНАЦЕИ НЕТ
ГРАНИЦЫ КОНТРОЛЯ
18. АВТОНОМНЫЙ РАБОТНИК
НЕБЛОКИРУЮЩИЕ УМЫ
БЕСПОЛЕЗНЫЙ ФЕРМЕР
НОВЫЕ ЦЕПОЧКИ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРОЛЕТАРИАТ
РАБОЧИЙ РЕЖИМ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ
НЕЗАМЕНИМЫЙ ЧЕЛОВЕК
ДВА ИМПЕРАТИВА
ТРЕБОВАНИЕ ДОСТУПА
19. МОЗАИКА ВЛАСТИ
ОТ МОНОЛИТА К МОЗАИКЕ
МЕНЕДЖМЕНТ, ПОДОБНЫЙ НОЖУ МЯСНИКА
МОНОПОЛИСТЫ ВНУТРИ
В БРЮХЕ У БЕГЕМОТА
ОТНОСИТЕЛЬНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ
ВЛАСТЬ В МОЗАИКАХ
ЗА ПРЕДЕЛАМИ КОРПОРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
НОВАЯ СИСТЕМА СОЗДАНИЯ ИЗОБИЛИЯ
НОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕТАБОЛИЗМ
ГРАД ПРОСЬБ
ЗАВТРАШНЕЕ ИЗОБИЛИЕ
ЧАСТЬ ПЯТАЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЫЧАГИ ВЛАСТИ
20. РЕШАЮЩИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
ДИНАСТИИ И ДЕМОКРАТИИ
МЕНЯЮЩИЕСЯ УРОВНИ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
ЭТНИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ
МОЗАИЧНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
РЕШАЮЩИЕ МЕНЬШИНСТВА
21. НЕВИДИМАЯ ПАРТИЯ
МИНИСТЕРСТВО XXI ВЕКА
ГУЛЯЮЩЕЕ ПО МИРУ УЧЕНОЕ СЛОВЕЧКО
ДЕМОНСТРИРОВАТЬ, ЧТОБЫ ДЕЙСТВОВАЛО
ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ИЕРАРХИЙ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМИССИИ
22. ИНФОРМТАКТИКА
СЕКРЕТЫ ЛЮЦЕРНЫ И ОРГАНИЗОВАННЫЕ УТЕЧКИ ИНФОРМАЦИИ
ТАЙНЫЙ ИСТОЧНИК
ЗАКУЛИСНЫЕ ИНТРИГИ И ОБХОДНЫЕ ПУТИ
УЛОВКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВОЙНОГО КАНАЛА СВЯЗИ
НА ПРИНИМАЮЩЕМ КОНЦЕ
МУССИРОВАНИЕ СООБЩЕНИЯ
ТАКТИКА ОПЛОШНОСТИ.
ТАКТИКА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.
ВЫЖИДАТЕЛЬНАЯ ТАКТИКА.
ТАКТИКА КРОХ.
ТАКТИКА ПРИЛИВНОЙ ВОЛНЫ.
ТАКТИКА НАПУСКАНИЯ ТУМАНА.
ТАКТИКА ОТДАЧИ.
ТАКТИКА БОЛЬШОЙ ЛЖИ.
ПЕРЕВЕРНУТАЯ ТАКТИКА.
СПЕЦИАЛИСТЫ ПО БЛИЖНЕМУ БОЮ И СООБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СОТРУДНИКИ
23. МЕТАТАКТИКА
ЭСКИМОСЫ И РАБОТНИКИ УМСТВЕННОГО ТРУДА
ИСТИНА ПРОТИВ ВЛАСТИ
ПОХИЩЕННЫЙ ПАЛЕЦ
ДАВАЙ ЦИФРЫ!
ЖУЛЬНИЧЕСТВО С БАЗАМИ ДАННЫХ
ЛЮДИ-ФАНТОМЫ
24. РЫНОК ДЛЯ ШПИОНОВ
БАБОЧКИ И БОМБЫ
КРЕМЛЕВСКИЕ ЛИМУЗИНЫ
ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ
ОБМЕН СЕКРЕТАМИ
УГРОЖАЮЩИЕ ГИГАНТЫ
БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ И «КОНТРОЛЬНЫЕ СПИСКИ»
ЛИНИЯ «X» ДЖЕЙМСА БОНДА
ВРЕМЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВОЙН
ПРИВАТИЗАЦИЯ ШПИОНАЖА
НОВАЯ РОЛЬ «ЧАСТНОГО ДЕТЕКТИВА»
ГЛУБИННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
25. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
ЖАЖДА ЗНАНИЙ
БОМБЫ ТЕРРОРИСТОВ И ЖЕРТВЫ СПИДА
НОВАЯ ВСЕМИРНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
КОД «ИНДИАНЫ ДЖОНС»
26. ИМИДЖМЕЙКЕРЫ
МНОГОКАНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
ПОЯВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА
ГРЯДУЩЕЕ ЕВРОВИДЕНИЕ
НОВЫЕ МАГНАТЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕОБЩЕГО МНЕНИЯ
27. ПОДРЫВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ЭТОТ МЕРЗКИЙ МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕЧЕК НА ТВ...
ТРИ СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ СМИ
СЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ЮДОЛЬ НЕВЕДЕНИЯ
РЕВОЛЮЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
КИТАЙСКИЙ СИНДРОМ
28. «ЭКРАННОЕ» ПОКОЛЕНИЕ
УПРАВЛЯЕМЫЙ ИГРОК В ГОЛЬФ
НЕЗДОРОВАЯ РОСКОШЬ
ДЕЛО НЕ В ПРОСТОМ СОЧУВСТВИИ
ЭЛЕКТРОННЫЙ «АКТИВИЗМ»
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВОДОРАЗДЕЛ
НОВЫЙ АЛЬЯНС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
ТЕНДЕНЦИИ К ВОЗВРАТУ В ТЕМНЫЕ ВЕКА
СВЯЩЕННОЕ БЕЗУМИЕ
ЭКОТЕОКРАТИЯ
НОВЫЕ КСЕНОФОБЫ
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ: МЕТАМОРФОЗЫ ВЛАСТИ НА ПЛАНЕТЕ
29. ГЛОБАЛЬНЫЙ ФАКТОР-ЗНАНИЕ
ПИРАМИДЫ И ПОЛЕТЫ НА ЛУНУ
ПОДЕРЖАННАЯ ЭКОНОМИКА
ПОДЕРЖАННАЯ ЭКОНОМИКА
30. БЫСТРЫЕ И МЕДЛЕННЫЕ
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ
БЕЗ СЫРЬЯ
ДОРОГОСТОЯЩАЯ ДЕШЕВАЯ РАБОЧАЯ СИЛА
ГИПЕРСКОРОСТИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРОПАСТИ И ДИНАМИЧНЫЕ МЕНЬШИНСТВА
31. СТОЛКНОВЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА С БУДУЩИМ
ТОЧКА РАЗРЫВА
ДОКИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ МАШИНА
ПАРАДОКС СОБСТВЕННОСТИ
СКОЛЬКО ВИНТОВ «С ЛЕВОЙ РЕЗЬБОЙ»?
СВАЛКА ИСТОРИИ
32. ВЛАСТЬ РАВНОВЕСИЯ
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ СМЕРТИ
ОКЕАН КАПИТАЛА
НОВАЯ СТРУКТУРА ЗНАНИЯ
ОДНОНОГИЕ СОВЕТЫ
33. ТРИАДЫ: ТОКИО-БЕРЛИН -ВАШИНГТОН
ЯПОНСКОЕ НЕЯДЕРНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
ГОДЗИЛЛА* ЭКОНОМИКИ
ГОНКИ ДЗЮКУ
НОВАЯ ВОСТОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ
ЕВРОПА: МОМЕНТ ОТРЕЗВЛЕНИЯ*
ОТ ЛЕВАЧЕСТВА ДО СЕМИОТИКИ
РАНЕНЫЙ ИСПОЛИН
КРИЗИС «ДВОЙНОГО ДЕФИЦИТА»
ОБАЯНИЕ ВУДИ АЛЛЕНА
ВЫБОР ПАРТНЕРОВ
34. ГЛОБАЛЬНЫЕ ВОИТЕЛИ
ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ
КОКАИНОВАЯ ИМПЕРИЯ
ДИСПЕРСНЫЙ «ДЕСПОТ»
КОНДОТЬЕРЫ НА СЛУЖБЕ У КОРПОРАЦИЙ
ООН - ПЛЮС
ВСЕМИРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НОВОГО ТИПА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: СВОБОДА, ПОРЯДОК, СЛУЧАЙ
БИБЛИОГРАФИЯ
ФИЛОСОФИЯ ВЛАСТИ
БИЗНЕС/ЭКОНОМИКА/ФИНАНСЫ
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПОЛИТИКА, ПРАВИТЕЛЬСТВО, ГОСУДАРСТВО
АРМИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
СОЦИАЛИЗМ И МАРКСИЗМ
ФАШИЗМ
РАЗВЕДКА И ШПИОНАЖ
ЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВО
КОМПЬЮТЕРЫ И КОММУНИКАЦИИ
НАУКА И ТЕХНИКА
ИСТОРИЯ И БИОГРАФИИ
ПРИМЕЧАНИЯ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА 1. ЭРА МЕТАМОРФОЗ ВЛАСТИ
ГЛАВА 2. СИЛА, ДЕНЬГИ И РАЗУМ
ГЛАВА 3. ЗА ФАСАДОМ ВЕКА ВНЕЗАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ
ГЛАВА 4. СИЛА: КОМПОНЕНТ ЯКУДЗЫ
ГЛАВА 5. БОГАТСТВО: МОРГАН, МИЛКИН... И ТО, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ ПОТОМ
ГЛАВА 6. ЗНАНИЕ: БОГАТСТВО В СИМВОЛАХ
ГЛАВА 7. МАТЕРИАЛ-ИЗМ!
ГЛАВА 8. АБСОЛЮТНЫЙ ЗАМЕНИТЕЛЬ
ГЛАВА 9. БИТВА ЗА КАССОВЫЕ АППАРАТЫ
ГЛАВА 10. ЭКСТРА-РАЗУМНОСТЬ
ГЛАВА 11. ВЛАСТЬ СЕТИ
ГЛАВА 12. РАСШИРЯЮЩАЯСЯ ВОЙНА
ГЛАВА 13. ЧИНОВНИКИ ДУМАЛИ, ЧТО НАВЕДУТ ПОРЯДОК
ГЛАВА 14. ВСЕОБЩАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА
ГЛАВА 15. КРУШЕНИЕ «ТЕПЛЫХ МЕСТЕЧЕК»
ГЛАВА 16. ГИБКАЯ ФИРМА
ГЛАВА 17. ВОЖДИ ПЛЕМЕН И КОРПОРАТИВНЫЕ КОМИССАРЫ
ГЛАВА 18. АВТОНОМНЫЙ РАБОТНИК
ГЛАВА 19. МОЗАИКА ВЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: НОВАЯ СИСТЕМА СОЗДАНИЯ ИЗОБИЛИЯ
ГЛАВА 20. РЕШАЮЩИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
ГЛАВА 21. НЕВИДИМАЯ ПАРТИЯ
ГЛАВА 22. ИНФОРМТАКТИКА
ГЛАВА 23. МЕТАТАКТИКА
ГЛАВА 24. РЫНОК ДЛЯ ШПИОНОВ
ГЛАВА 25. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
ГЛАВА 26. ИМИДЖМЕЙКЕРЫ
ГЛАВА 27. ПОДРЫВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ГЛАВА 28. «ЭКРАННОЕ» ПОКОЛЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛАВА 29. ГЛОБАЛЬНЫЙ ФАКТОР-ЗНАНИЕ
ГЛАВА 30. БЫСТРЫЕ И МЕДЛЕННЫЕ
ГЛАВА 31. СТОЛКНОВЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА С БУДУЩИМ
ГЛАВА 32. ВЛАСТЬ РАВНОВЕСИЯ
ГЛАВА 33. ТРИАДЫ: ТОКИО-БЕРЛИН-ВАШИНГТОН
ГЛАВА 34. ГЛОБАЛЬНЫЕ ВОИТЕЛИ
БЛАГОДАРНОСТИ
[Извлечение]
Глава 34. Глобальные воители
Задаваясь вопросом, какие страны будут доминировать в XXI в., мы затеваем волнующую игру. Но на деле это неправильный вопрос - или по крайней мере заданный в неверной форме, поскольку остается в стороне то, что может оказаться величайшим переворотом в глобальной политике со времени образования государств. Это - появление глобальных воителей.
Новая группа искателей власти врывается на мировые подмостки и захватывает ощутимую долю влияния, которым прежде пользовались лишь государства. Некоторые из этих претендентов склонны к добру, некоторые - решительным образом ко злу.
ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ
Когда Салман Рушди выпустил роман «Сатанинские стихи», опьяненный кровью аятолла Хомейни объявил книгу богохульной, призвал правоверных к убийству автора и обратился с историческим посланием к правительствам всех стран мира. Послание это было мгновенно передано по спутниковой связи, оно появилось на телевидении и в печати и при всем том осталось абсолютно не понятым.
Можно утверждать, что книга Рушди дурного вкуса, что автор сознательно оскорбляет множество мусульман, издевается над целой религией и преступает Коран. Действительно, так и сказал Хомейни. Но вовсе не в том суть его послания.
Хомейни объявил всему миру, что отныне государство - уже не единственный и даже не самый важный актер на мировой сцене.
При поверхностном взгляде кажется, что Хомейни утверждает: Иран, суверенное государство, имеет «право» диктовать, что могут и чего не могут читать граждане других, также суверенных стран. Притязая на такое право, угрожая утвердить его при помощи терроризма, Хомейни внезапно поднимает цензуру с местного до глобального уровня.
В мире, где экономика и массовая информация становятся глобальными, Хомейни требует глобального контроля над умами.
В прежние времена другие религии претендовали на подобные права и сжигали еретиков. Однако, угрожая убийством за пределами своих границ, Хомейни не просто посягал на Салмана Рушди - английского гражданина. Он посягал на фундаментальное право государства - защищать своих граждан в их собственном доме.
В действительности Хомейни объявил, что «суверенные» государства вовсе не суверенны, что они подлежат власти высшего сюзерена, шиитской церкви, и границы этой власти определяет он, Хомейни. Что религия или церковь имеет права, стоящие выше прав государств.
Фактически он бросил вызов всей системе «современных» международных законов и обычаев, которая до сих пор строилась на исходном положении, что страны являются основными организационными единицами и главными действующими лицами на мировой сцене. При таком положении планета видится нам аккуратно разделенной на государства, имеющие свой флаг и армию, свою территорию, точно обозначенную на карте, место в ООН и некоторые разумно установленные законные права.
Не случайно Хомейни показался большей части мира жестоким исчадием доиндустриальной эпохи. Он таким и был. Ставя права религии над правами государства, он воспроизводил доктрину средневекового папства, веками приводившую к кровавым конфликтам между церковью и государствами,
Это важное явление, ибо мы, весьма возможно, вернемся к мировой системе, существовавшей до индустриальной эры - до того, как политическая власть была распределена между ясно обозначенными государственными единицами.
Допромышленный мир был мешаниной из городов-государств, пиратских морских портов, феодальных княжеств, религиозных движений и других самостоятельных образований. Все они боролись за власть и претендовали на права, которые мы ныне считаем принадлежащими только правительствам. Страны - в современном понимании этого слова - были редкостью. Это была гетерогенная система.
Напротив, система государств, развившаяся за века промышленной эры, была куда более стандартизированной и единообразной.
Теперь мы движемся назад, снова идем к гетерогенной мировой системе, но уже в стремительно меняющемся мире высоких технологий, электронных коммуникаций, ракет с ядерными зарядами и химического оружия. Это колоссальный прыжок, направленный одновременно вперед и назад, который вновь выводит религию на мировую авансцену. И речь идет не только об исламских экстремистах.
Абсолютно иной вариант того же явления - возрастающая глобальная мощь католической церкви. Папская дипломатия последнее время участвовала в основных политических подвижках - от Филиппин до Панамы. В Польше, где церковью восхищались из-за ее отважного противостояния коммунистическому режиму, она стала доминирующей силой наряду с первым некоммунистическим правительством. Ватиканские дипломаты утверждают, что недавние изменения во всей Восточной Европе были, по большому счету, инициированы папой Иоанном Павлом II.
Папа - не фанатик, он поддерживает связь с другими конфессиями. Однако в его призывах к созданию «христианской Европы», в его постоянной критике демократий Западной Европы слышатся отзвуки далекого прошлого, времени, когда мир еще не был светским.
Политика папы заставляет вспомнить о давно забытом документе, циркулировавшем по европейским столицам в 1918 г. В нем выдвигалось требование создать католическое сверхгосударство из Баварии, Венгрии, Австрии, Хорватии, Богемии, Словакии и Польши. Ныне папа предлагает создать христианскую Европу (хотя, предположительно, не чисто католическую) на всем континенте, от Атлантики до Урала, с населением около 700 млн. человек.
Вся эта религиозная активность - часть поднимающегося наступления на светские основы жизни, которые лежат в фундаменте демократии индустриальной эпохи и поддерживают разумную дистанцию между церковью и государством. Если Европа станет христианским, а не светским сообществом, какое место в ней займут неверующие, или индуисты, или евреи, или 11 млн. иммигрантов-мусульман, которые с недавних пор стали в Европе дешевой рабочей силой? (Некоторые мусульманские фундаменталисты на деле мечтают об исламской Европе. Вот слова директора Института исламской культуры в Париже: «Через несколько лет Париж станет столицей ислама, такой же, какими в другие эпохи были Багдад и Каир».)
Игра новых глобальных сил в будущих десятилетиях не может быть понята без учета возрастающей власти ислама, католицизма и других религий - равно как глобальных конфликтов и войн за веру.
КОКАИНОВАЯ ИМПЕРИЯ
Религия - не единственная сила, готовящаяся бросить вызов власти государственных образований. Джеймс Милл в своем фундаментальном исследовании наркоторговли пишет: «...Подпольная империя сегодня имеет больше власти, богатств и влияния, чем многие государства. Ее флаг не развевается перед фронтоном Организации Объединенных Наций, но у нее более многочисленная армия, более умелая разведка, более влиятельная дипломатическая служба, чем у многих стран».
Способность наркотического картеля долгие годы коррумпировать, терроризировать и сковывать по рукам и ногам правительство Колумбии, изменив предварительно ее торговый баланс, указывает на то, что другие подпольные группы в недалеком будущем смогут добиваться тех же результатов. (Эти группы не обязательно должны заниматься наркотиками.).
Показателем опасности картеля была огромная охрана президента США Буша и лидеров Перу, Боливии и Колумбии при их встрече на так называемом наркотическом саммите в Картахене. Колумбийцы выделили для охраны эскадрилью истребителей-бомбардировщиков, флотилию военных кораблей, команды аквалангистов и спецназа, тысячи солдат. И все эти силы были выставлены не против враждебной страны, а против сети «семей».
Оказалось, что правительствам все труднее бороться с этими новыми персонажами, появившимися на мировой сцене. Правительства чересчур бюрократичны. У них слишком медленная реакция. Они связаны по рукам и ногам многими международными обязательствами, и им приходится консультироваться и договариваться с союзниками; они должны угождать многим политическим группировкам внутри страны. Поэтому правительства весьма долго готовят ответы на действия наркобаронов, религиозных фанатиков и террористов.
В отличие от правительств большинство глобальных воителей, а в особенности наркокартели и партизаны, небюрократичны или даже чрезвычайно далеки от бюрократичности. Харизматический лидер-одиночка может призвать к сражению, и эффект будет пугающим - или убийственным. Иногда вообще неясно, кто у них лидирует на самом деле. Правительства колеблются и впадают в замешательство при конфликтах с этими организациями. С кем предстоит иметь дело? Если сделка с ними возможна, то где уверенность, что эти люди могут выполнить ее условия? Действительно ли они освободят заложников, остановят поток наркотиков, прекратят взрывы посольств или станут меньше пиратствовать?
Те немногие международные законы, которые в прошлом снизили уровень глобальной анархии, абсолютно не в состоянии управляться с новыми всеземными реалиями.
В мире спутников, лазеров, компьютеров, «бомб в чемоданчиках», сверхточных прицелов, вирусов для воздействия на людей или компьютеры - в этом мире государства, к которым мы привыкли, вполне могут оказаться перед лицом потенциальных соперников, причем некоторые из них будут в миллионы раз меньше, чем государства.
ДИСПЕРСНЫЙ «ДЕСПОТ»
Государства оказались неспособными совладать с террористами или религиозными безумцами, а затем обнаружили, что им стало труднее контролировать корпорации, способные действовать за границей и переправлять туда средства, вредные отходы и людей.
Финансовая либерализация привела к росту примерно 600 сверхфирм, называемых обычно «транснациональными». Сейчас им принадлежит примерно пятая часть сельскохозяйственной и промышленной продукции, выпускаемой в мире. Однако термин «транснациональные» устарел. Сверхфирмы абсолютно вненациональны.
Вплоть до недавнего прошлого корпорации, охватывающие весь земной шар, обычно «принадлежали» той или иной стране, даже если действовали по всему миру. Компания 1ВМ без сомнения была американской фирмой. При новой же системе создания материальных ценностей, с появлением компаний из разных стран, собравшихся в глобальные «альянсы» и «созвездия», стало трудно определить национальную принадлежность корпорации. Японская «Ай-би-эм Джапэн» во многих отношениях является американской фирмой. «Форд» владеет 25% фирмы «Мазда». «Хонда» строит автомобили в Соединенных Штатах и перевозит их в Японию. «GeneralMotors» имеет самый большой пакет акций «Исузу». Вот что пишет консультант по управлению Кеничи Ома: «Трудно определить национальную принадлежность... глобальных корпораций. Они несут флаг своих покупателей, а не своей страны».
Какова «национальность» корпорации «Виза интернейшнл»? Пусть ее главная квартира - в Соединенных Штатах, но ей принадлежит около 21 000 финансовых учреждений на земле 187 стран и территорий. Ее совет управляющих и региональные советы обязаны заботиться, чтобы одна страна не получила 51% голосов акционеров.
При межнациональных слияниях, объединениях и перекупке компаний фирма в принципе может перейти из одной страны в другую за какой-нибудь день. Таким образом, корпорации все более становятся вне- или транснациональными; они собирают капиталы и управленческую элиту из многих разных стран, создают рабочие места во многих государствах и там же распределяют поток доходов среди держателей акций.
Подобные перемены заставят нас пересмотреть такие эмоционально нагруженные понятия, как экономический национализм, неоколониализм и империализм. Например, у жителей Латинской Америки есть твердое убеждение: империалисты-янки выкачивают сверхприбыли из их стран. Но что будет, если завтра «сверхприбыли» от деятельности в Мексике распределятся среди инвесторов в Японии, Западной Европе и, скажем, Бразилии (или еще когда-нибудь - в Китае)? Кто тогда окажется истинным неоколониалистом?
Что, если транснациональная компания номинально базируется в Макао или, скажем, на острове Кюрасао, если ее бумагами владеют 100 000 постоянно меняющихся держателей акций из десятков стран и она участвует в игре на десятке фондовых бирж - от Бомбея и Сиднея до Парижа и Гонконга? Что, если основные ее вкладчики также транснациональны? И ее управляющие набраны по всему миру? Какая страна должна тогда считаться «империалистическим деспотом»?
Когда такие компании утрачивают точную национальную принадлежность, меняется весь объем отношений между ними и правительствами. В прошлом «домашние» правительства стран-хозяев компаний отстаивали их интересы в мировой экономике, оказывали ради них дипломатическое давление и, при необходимости, зачастую угрожали военными акциями в защиту их имущества и персонала (и не только угрожали).
В начале 70-х годов в Чили ЦРУ по просьбе Ай-ти энд ти и других американских корпораций энергично расшатывало власть президента Альенде. В будущем правительства могут с куда меньшей готовностью отзываться на крики о помощи, исходящие от фирм, не являющихся более ни национальными, ни многонациональными, а по-настоящему транснациональными.
Но в таком случае что будет, когда террористы, партизаны или враждебные страны станут угрожать персоналу или производственным мощностям одной из гигантских корпораций? К кому она обратится за помощью? Придется ли ей смиренно проститься со своим имуществом?
КОНДОТЬЕРЫ НА СЛУЖБЕ У КОРПОРАЦИЙ
Военная сила - именно та принадлежность государства, которой обычно не хватает другим соискателям власти. Но если войска одной страны или межнациональные силы не сумеют обеспечить порядок, может наступить день, когда вполне обычные транснациональные корпорации решат, что пора пускать в дело свои собственные батальоны.
Возможно, я высказываю экстравагантное мнение, но тому есть исторический прецедент. Сэр Фрэнсис Дрейк вел войну не только с груженными серебром испанскими кораблями, но и с городами всего тихоокеанского побережья Центральной и Южной Америки и Мексики. Его финансировали частные инвесторы.
И так ли уж трудно представить себе нечто вроде итальянских кондотьеров на службе у корпораций XXI в.?
В романе «Апокалипсическая бригада» Альфред Коппель точ-нейше изобразил эту ситуацию: нефтяная сверхкорпорация организовала собственную армию для защиты нефтяных полей от удара террористов. Компания действовала самостоятельно, поскольку не смогла получить помощи от правительства своей страны.
Ситуация, изображенная писателем, может показаться экстремальной, но в ней есть некоторая логика. Неспособность государств, со всеми их армиями, остановить терроризм уже принудила некоторые большие корпорации взять дело в свои руки. Они держат обученных водителей, вооруженных телохранителей, специалистов по современным охранным устройствам и так далее. И когда Иран взял в заложники нескольких служащих миллиардера Росса Перо, последний нанял и послал им на выручку отставных спецназовцев армии США. Отсюда - лишь малый шаг до наемных подразделений.
ООН - ПЛЮС
Несомненно, мы придем к хаосу, если не будут созданы новые международные законы, а также новые организации, приводящие эти законы в исполнение, или если в этом откажутся участвовать основные «глобальные воители» - такие, как транснациональные корпорации, религиозные движения и им подобные силы.
Со всех сторон сыплются проекты новых всемирных учреждений по управлению экологией, контролем над вооружениями, денежным обращением, туризмом, телекоммуникациями, а также региональными экономическими делами. Но кто должен руководить такими учреждениями? Одни только национальные государства?
Чем менее отзывчивыми становятся правительства и межправительственные структуры к нуждам транснациональных фирм, тем больше вероятности, что последние отвернутся от правительств и потребуют прямого участия в глобальных институтах.
Не так сложно представить себе Всемирный совет глобальных корпораций, обеспечивающий противовес власти национальных правительств и выступающий от имени фирм нового типа. Другой вариант: ведущие корпорации могут потребовать представительства в таких организациях, как ООН, Всемирный банк, ГАТТ - под собственными наименованиями, как членов нового типа.
С учетом растущей и многообразной мощи «глобальных воителей» ООН, которая до сих пор едва выходила за рамки профессионального объединения правительств, может быть вынуждена со временем принять в свои ряды негосударственные организации (как полноправных членов, а не на символическую роль наблюдателей, ныне дарованную некоторым неправительственным объединениям).
Очень возможно, что ООН придется учредить дополнительный вид членства с правом голоса для транснациональных компаний, религиозных и иных объединений, что весьма усилит ее влияние в мире. Если же государства, заправляющие в ООН, не пожелают расширить представительство, а глобальные корпорации умножатся в числе и наберут силу, могут появиться организации, конкурирующие с ООН.
ВСЕМИРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НОВОГО ТИПА
Вопрос о том, должны ли некоторые вненациональные «воители» иметь представительство в мировых структурах, тесно связан с формой новых международных организаций. Ключевой вопрос для архитекторов нового мирового порядка: как должна строиться власть - по вертикали или по горизонтали?
Чистым примером вертикальной организации служит Европейское Сообщество. Оно стремится со временем построить сверхправительство, которое - по мнению критиков Сообщества - снизит статус стран Европы до статуса провинций, введя наднациональный контроль над валютой и центральными банками, образовательными стандартами, состоянием среды, сельским хозяйством и даже национальными бюджетами.
Традиционная вертикальная система тщится разрешать проблемы, добавляя к властной иерархии еще один ярус. Такова «многоэтажная» организационная архитектура.
Альтернативная система соответствует формам организации, возникающим в деловом мире и высокоразвитых структурах; это - «выравнивание» властной иерархии взамен развития ее по вертикали. Такая система, более обширная, чем любое государство, будет основываться на сетях объединений, консорциумов, специализированных управляющих агентств. В ней нет высшего уровня вертикального управления, и специализированные агентства не разделены по уровням под началом единого неспециализированного подразделения. Она эквивалентна «одноэтажной» архитектуре. Это - гибко-жесткая система.
Сейчас за ЕС внимательно наблюдают и очень часто полагают его единственной моделью региональной организации. Поэтому громогласные предложения скопировать ЕС слышатся от Магриба и Ближнего Востока до Карибского бассейна и Тихого океана. Более революционным подходом было бы связать воедино уже существующие в этих регионах организации, не вводя нового органа управления. То же может быть сделано и со странами.
Например, Япония и Соединенные Штаты так тесно переплелись экономически, политически и в военном отношении, что решения, принятые в одной стране, вызывают прямые и весьма существенные последствия в другой. При таких обстоятельствах может настать день, когда Япония потребует для своих представителей мест с правом голоса в конгрессе Соединенных Штатов. Со своей стороны, США, без сомнения, затребуют эквивалентного представительства в парламенте Японии. Таким путем может появиться первый из многих «двунациональных» парламентов или иных законодательных органов.
Демократическое устройство предполагает, что те, на ком отражаются решения, имеют право участвовать в принятии этих решений. Если так, то многие страны фактически должны иметь голос в конгрессе США, решения которого влияют на их жизнь сильнее, чем решения их собственных политиков.
Поскольку мир становится единым и распространяется новая система создания материальных ценностей, должна подняться волна требований двунационального участия в политике и даже двунационального голосования. Этого потребуют большие группы населения, ныне чувствующие себя отстраненными от принятия решений, определяющих их жизнь.
Однако же какие формы бы ни приняли глобальные организации завтрашнего дня, им придется уделять больше внимания - и в положительном, и в негативном смыслах - «глобальным воителям».
В какой мере должны быть представлены в институтах, планируемых для мира близкого будущего, религиозные и подобные им группировки, глобальные корпорации, движения в защиту среды и прав человека и иные составляющие гражданского общества?
Как удержать на глобальном уровне решительное разделение церкви и государства и тем не допустить ужасного кровопролития и диктатуры - обычных последствий слияния этих двух структур? Как справиться с террористами и преступниками, военными диктаторами и наркоубийцами? Как дать право голоса на мировом уровне национальным меньшинствам, угнетаемым в своих странах? Какие меры противоракетной и противохимической обороны должны стать региональными или глобальными и выйти из сферы ответственности национальной власти?
Никто не вправе догматически отвечать на эти опасные вопросы, касающиеся не столь отдаленного будущего. Без сомнения, в мире, который все еще видит себя выстроенным из национальных государств, вопросы могут показаться странными. Но ведь на рассвете промышленной эпохи ничто не могло выглядеть более странным, более радикальным и опасным, чем взгляды французских, английских и американских революционеров, которые полагали, что народы и парламенты должны править королями - а не наоборот - и что отсутствие представительной власти есть повод для восстания.
Изложенные идеи могут вызвать страстные возражения патриотов во многих странах. В XIX в. французский писатель Шарль Моррас, провозвестник фашизма, излагал традиционное мнение, что «из всех свобод самой драгоценной для человека является независимость его страны». Но абсолютный суверенитет и полная независимость всегда были мифическими.
Только страны, которые пожелают навсегда остаться в стороне от новой системы производства материальных ценностей, не будут впрессованы в новую глобальную экономику. Страны же, связанные с миром, неизбежно будут втянуты в мировую систему, состоящую из независимых элементов, среди которых будут не только страны, но и «глобальные воители».
Мы присутствуем сейчас при знаменательном переходе власти от отдельных государств или их объединений к «глобальным воителям». Это означает не что иное, как очередную всемирную революцию в области государственных формаций.
В развивающейся мировой системе движение к гетерогенности резко ускорится, если начнут раскалываться огромные страны - а это сейчас кажется весьма вероятным. Советский Союз стремительно распадается вопреки отчаянным усилиям Горбачева удержать страну в единении на более свободных условиях. Однако в грядущие десятилетия некоторые ее части почти наверняка отделятся и примут новые странные формы. Некоторые регионы, будь то части постсоветского Союза или нет, с неизбежностью втянутся в экономический водоворот Европы, где доминирует Германия.
Другие - в нарождающуюся азиатскую сферу влияния Японии. Отсталые республики, все еще зависящие от сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых, могут создать федерацию, более свободную, чем прежняя. Однако рациональные с точки зрения экономики решения вполне могут быть сметены вздымающейся волной религиозной и этнической борьбы, так что Украина, Российская республика и Белоруссия сольются в гигантскую страну, основой которой будут славянская культура и возродившаяся православная церковь. Некоторые республики Средней Азии может собрать воедино ислам.
Может разделиться и Китай, когда наиболее развитые в промышленном отношении области юга и востока страны разрубят связи с огромным крестьянским Китаем и создадут содружества новых видов с Гонконгом, Тайванем, Сингапуром и, возможно, воссоединенной Кореей. Не исключено, что в результате появится гигантское новое Конфуцианское экономическое сообщество, противостоящее подъему Японии, причем в мировой системе будет повышаться значение религиозного фактора.
Предположение, что такие перемены произойдут без гражданских войн и других конфликтов либо смогут пройти в отмирающих рамках глобального порядка, основанного на государственных отношениях, было бы до крайности близоруким. С уверенностью можно сказать лишь одно: будущее всех нас удивит.
Однако совершенно ясно, что, охватывая земной шар, новая система созидания ценностей опрокидывает все наши представления об экономическом развитии так называемого Юга, разрушает социализм на Востоке, втягивает в губительное состязание союзников и вызывает к жизни абсолютно иной мировой порядок - многообразный и преисполненный риска, внушающий надежду и одновременно пугающий.
Новые знания перевернули наш прежний мир и подорвали опоры власти, на которой он держался. Мы осматриваем обломки крушения и, вновь приготовившись творить новую цивилизацию, стоим сейчас - теперь уже все вместе - на нулевом уровне.
МЕТАМОРФОЗЫ ВЛАСТИ.
Знание, богатство и сила на пороге XXI века
Alvin Toffler - POWERSHIFT Knowledge, wealth, and violence at the edge of the 21st century. 1990
Перевод с английского: В. В. Белокосков, К.Ю. Бурмистров, Л.М. Бурмистрова, Е.К. Комарова, А.И. Мирер, Е.Г. Руднева, Н.А. Строилова
ISBN 5-17-004183-7
П. Гуревич. КОНФИГУРАЦИЯ МОГУЩЕСТВА
Книга американского социолога и футуролога Элвина Тоффлера (р. 1928) «Метаморфозы власти» венчает задуманную им трилогию, посвященную преображениям современной цивилизации. Исследователь не считает свои прогнозы ни утопией, ни антиутопией. Свой жанр он именует «проктопией», то есть практической утопией. В ней нет безмерной идеализации. Это описание более практичного и более благоприятного для человека мира, нежели тот, в котором мы живем. Но в этом мире в отличие от утопии есть место злу - болезням, грязной политике, несправедливости.
Идея технических мутаций, оказывающих многомерное воздействие на социальный прогресс, давно уже получила признание в современной философии и социологии. Тоффлер проводит мысль о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену Первой волне (аграрной цивилизации) и Второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Очередная волна является, по Тоффлеру, грандиозным поворотом истории, величайшей трансформацией социума, всесторонним преобразованием всех форм социального и индивидуального бытия. Но речь идет не о социальной революции, направленной в основном на смену политического режима, а о технологических изменениях, которые вызревают медленно, эволюционно. Однако впоследствии они рождают глубинные потрясения. Чем скорее человечество осознает потребность в переходе к новой волне, тем меньше будет опасность насилия, диктата и других бед.
Тоффлер стремится обрисовать будущее общество как возврат к доиндустриальной цивилизации на новой технологической базе. Рассматривая историю как непрерывное волновое движение, Тоффлер анализирует особенности грядущего мира, экономическим костяком которого станут, по его мнению, электроника и ЭВМ, космическое производство, использование глубин океана и биоиндустрия. Это и есть Третья волна, которая завершает аграрную (Первая волна) и промышленную (Вторая волна) революции.
В первой книге трилогии «Шок будущего» (1970) Тоффлер предупреждал человечество о той опасности, которая связана со стремительными переменами в жизни людей. Не все исследователи приняли эту точку зрения. Так, выдающийся американский социолог Д. Белл считал эту мысль обманчивой. По его мнению, в повседневной жизни землян больше изменений произошло между 1850 и 1940 годами, когда в обиход вошли железные дороги, пароходы, телеграф, электричество, телефон, автомобиль, кинематограф, радио и самолеты, - чем в последующий период, якобы характеризующийся ускорением. Белл считал, что практически, кроме перечисленных им новшеств, в повседневной жизни людей, кроме телевидения, не появилось ничего нового.
Однако идея Тоффлера о трудностях психологической адаптации людей к ускорению социальных изменений укоренилась в футурологической литературе. Тоффлер пишет о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется человечество на рубеже двух столетий. Основные книги Тоффлера - «Шок будущего», «Столкновение с будущим» (1972); «Доклад об экоспазме» (1975); «Третья волна» (1980); «Метаморфозы власти» (1990) и др.
В какой мере оправдались прогнозы Тоффлера? Что изменилось за последнее десятилетие в сознании человечества? Каковы иные культур-цивилизационные проекты людей? Идея новой цивилизации сохранила свою ценность. Американский социолог 3. Бжезинский писал о «технотронной эре», французский исследователь Ж. Эллюль назвал представляемое им общество «технологическим», Д. Белл пользовался понятием «постиндустриального общества», Тоффлер же, поразмыслив над терминами «трансиндустриальное» и «постэкономическое», остановился на понятии «супериндустриальное общество». Под ним подразумевается, как он пишет в «Шоке будущего», «сложное, быстро развивающееся общество, основанное на самой передовой технологии и постматериалистической системе ценностей». Д. Белл иронизировал: на определениях Э. Тоффлера, казалось бы, все перестановки и комбинационные идеи, связанные со словом «пост-», исчерпались.
Масштабные и интенсивные преобразования касаются теперь не только сферы хозяйства, экономики, политики и культуры. Меняются и фундаментальные основы воспроизводства человека как биологического и антропологического типа. Иной становится практика образования и мышления. Действительно начинается новая эпоха. Существующие сегодня социокультурные институты и технологии управления должны быть радикально реконструированы. Таков общий смысл последней работы Э. Тоффлера.
Мы осознаем сегодня, что мировое развитие осуществляется неравномерно. Вот почему мышление о будущем должно быть системным, ибо различные рассогласования между процессами мирового потребления и инфраструктурами управления, между производительными элементами мирового хозяйства и трансрегиональными потоками ресурсов, товаров и услуг оказываются все более значительными. Тоффлер задумывается над интенсивными формами развития в противовес характерным для прежнего социального мышления экстенсивным моделям социальной динамики.
Меняются масштабы нашей жизни. На наших глазах рождается эпоха глобальной конкуренции. Обозначается новый виток межэтнических и геополитических столкновений. Э. Тоффлер убежден в том, что важно как можно быстрее адаптироваться к стремительным переменам. Это в первую очередь касается «золотого миллиарда» людей, то есть тех, кто живет в развитом экономическом мире. Но как достичь устойчивого развития?
Нынешняя «Третья волна», по Тоффлеру, - это «информационное общество». Она вызвана повсеместным распространением компьютеров, турбореактивной авиации, гибких технологий. В информационном обществе складываются новые виды семьи, стили работы, жизни, новые формы политики, экономики и сознания. Мир перестает казаться машиной, заполняется нововведениями, для восприятия которых необходимо постоянное развитие познавательных способностей. Символы «Третьей волны» - целостность, индивидуальность и чистая, человечная технология. Ведущую роль в таком обществе приобретают сфера услуг, наука и образование. Корпорации должны уступить место университетам, а бизнесмены - ученым...
В доиндустриальном обществе, по мнению Белла, жизнь была игрой между человеком и природой, в которой люди взаимодействовали с естественной средой - землей, водами, лесами, - работая малыми группами. В индустриальном обществе работа - это игра между человеком и искусственной средой, где люди заслонены машинами, производящими товары. В «информационном обществе» работа становится прежде всего игрой человека с человеком (между чиновником и посетителем, врачом и пациентом, учителем и учеником). Таким образом, природа устраняется из рамок трудовой и обыденной жизни. Люди учатся жить друг с другом. В истории общества это, по мнению Белла, новое и не имеющее параллелей положение вещей.
Компьютерная революция - глубинный и разносторонний поворот в развитии человечества, который связан с ростом производительных сил, широким использованием техники и науки в производстве. Мир стоит на пороге неслыханного технологического переворота. Сегодня трудно представить себе в полной мере его социальные последствия. Рождается новая цивилизация, где коммуникационная связь создает все условия для полного жизнеобеспечения человека...
Свою преобразующую роль современным средствам коммуникации еще предстоит сыграть в будущем веке. Достаточно заметить, что новые информационные технологии уже успели изменить традиционно господствовавшие понятия о собственности. Информация при переходе от продавца к покупателю не перестает принадлежать продавцу. А это не просто какой-то иной вариант поведения товара на рынке. Это нечто большее.
Веками и тысячелетиями главными ресурсами народов были пространство и золото. Сверхновейшее время вызвало к жизни новый ресурс - информацию. В грядущем веке этот ресурс станет определяющим. За три десятилетия своего существования информационная система фактически превратилась в фактор эволюции. В конце ушедшего столетия понятие «сеть» стало универсальной метафорой. Заговорили о сетевой экономике, сетевой логике, нейронной сети, сетевом интеллекте, сетевом графике...
Сегодня общество, которое стремится сохранить себя как самостоятельное государство, не может не быть тотально компьютеризованным. Американская, западноевропейская экономика и экономика азиатских стран, таких как Сингапур, Япония, Гонконг, наглядно подтверждает эту истину. Однако этот процесс развивается по-разному. Несмотря на впечатляющие достижения в электронно-вычислительной технике и телекоммуникациях, японцы все больше и больше отстают в этой конкурентной гонке. Они отстают не только от США, но и от Западной Европы.