Вениамин (Пушкарь), епископ Владивостокский и Приморский. Епископ вениамин

Вениамин (Пушкарь), епископ Владивостокский и Приморский. Епископ вениамин
Вениамин (Пушкарь), епископ Владивостокский и Приморский. Епископ вениамин

Вениамин (в миру Пушкарь Борис Николаевич) родился 8.11.1938 г. в с. Хороль Приморского края, в семье рабочего. Мать и бабушка были глубоко верующими и благочестивыми людьми. По жизненным обстоятельствам, только в возрасте семи лет Бориса смогли покрестить.

Его отец воевал на фронтах Великой Отечественной войны, поэтому с детства Борис приобщился к труду, помогая маме и родным братьям.

С 1947 г. он стал жителем г. Владивостока. Здесь в 1957 г. окончил среднюю школу. В армию не был призвал из-за болезни. Некоторое время работал рабочим на Дальзаводе. Пономарил в единственном тогда во Владивостоке храме на Первой Речке. По благословению настоятеля прихода в 1959 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, которую блестяще окончил в 1963 г. и сразу поступил в Московскую Духовную академию. В 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию по кафедре Основного богословия на тему: «Доказательство бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э.Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения». Его оставляют при академии профессорским стипендиатом.

С 1967 г. — преподаватель Священной Библейской истории, основного богословия и логики. В 1976 г. стал доцентом Московской Духовной академии. Написал книгу «Священная Библейская история Ветхого и Нового Заветов».

За 24 года преподавания в Московских Духовных академии и семинарии он стал причастен к воспитанию многих архиереев и пастырей, ныне труждающихся на русской церковной ниве. Сам он долгое время не принимал священный сан. Наконец, после паломничества в Святую Землю в год Крещения Руси, в 1988 г., ректором МДА и архиеп. Александром (Тимофеевым) рукоположен во иерея.

В 1992 возведен в сан — рукоположен сначала во диакона, а затем — протоиерея. 12 августа 1992 г. на заседании Священного Синода определен быть епископом Владивостокским и Приморским. 13 сентября 1992 г. пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского.

20 сентября Вениамин возведен в сан архимандрита. Хиротонисан во епископа Владивостокского и Приморского 21 сентября 1992 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в Богоявленском кафедральном соборе Москвы Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в. сослужении группы архиереев.

24 октября 1992 г. возвращается в родное Приморье, уже будучи епископом, и приступает к нелегким обязанностям архипастыря епархии, пребывающей в совершенной разрухе. Благословляя епископа на это служение, ему вручили панагию первого епископа Владивостокского и Камчатского — Преосвященного Евсевия (Никольского).

Ко времени приезда нового Владыки в епархии насчитывалось 22 прихода: 9 храмов и 13 молитвенных домов. Их окормляло 16 священников и 4 диакона. Многие храмы верующим пришлось поднимать от самого фундамента. Начиная с 1992 г. самая дальняя епархия России понемногу поднимается, восстает почти из небытия трудами ревностных и добрых пастырей во главе с епископом Вениамином.

В 2001 г. в епархии количество православных приходов увеличилось более чем в три раза, что значительно для отдаленной дальневосточной епархии, хотя потребность в новых храмах все увеличивается. На приходах Владивостокской епархии несут послушание более 70 священнослужителей. Возрождены два известных дореволюционных монастыря — Свято-Троицкий Николаевский мужской и Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский. Также основано два новых женских монастыря и одна мужская обитель на острове Русский. Заложено и строится несколько новых храмов по всему Приморью.

Молитвами и благословением владыки в епархии возрождается миссионерская и образовательная деятельность. С 1994 действует двухгодичное Владивостокское духовное училище, которое возглавляет владыка.

С 1999 г. открыто отделение православной теологии и религиоведения в одном из старейших вузов региона — ДВГУ (Дальневосточный государственный университет), где владыка заведует кафедрой. В другом старейшем вузе Дальнего Востока — ДВГТУ (Дальневосточном техническом университете) — построена студенческая часовня сщмц. Татианы.

Для мирян епархии созданы двухгодичные миссионерско-катехизаторские курсы. В 1997 г. учреждена первая православная гимназия Приморья во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В марте 2000 г. гимназию посетили участники регионального совещания по проблемам образования, проводившегося Министерством образования в г. Владивостоке, которые дали высокую оценку состоянию учебно-воспитательной работы в гимназии. По благословению владыки воспитанники гимназии и их родители совершают многодневные крестные ходы.

Третий крестный ход совершен в августе 2001 г. вдоль восточных рубежей России. На самом восточном участке российской границы в устье р. Туманная установлен православный крест. Владыка благословил ежемесячный выпуск епархиальной газеты «Приморский благовест», деятельность пресс-центра и сотрудничество с региональными теле- и радиоканалами по выпуску православных передач.

Особое внимание епископ Вениамин уделяет патриотическому воспитанию и сотрудничеству с Тихоокеанским региональным управлением Федеральной пограничной службы России и Тихоокеанским флотом России. Владивостокская епархия заключила с обеими этими структурами соглашения о взаимодействии.

В 1997 г. владыка освящал Андреевский флаг нового крейсера «Варяг» — эту святыню, которую не посрамили русские моряки в далеком 1905 г. С тех пор епископ Вениамин трижды участвовал в морских походах: в феврале 1997 г. на ракетном крейсере «Варяг» в Республику Корея. На месте гибели первого «Варяга» была совершена заупокойная лития по всем морякам, погибшим в ходе русско-японской войны. Второй поход -в июне 1997 г. — на крейсере «Адмирал Виноградов» в Японию.

В сентябре 2001 г. по благословению Патриарха Алексия II епископ Вениамин принял участие в визите большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» в Японию. В каждом походе проводились беседы с личным составом корабля, совершалось таинство Крещения.

Со времени преподавания в академии и семинарии владыка стал известен и как гимнограф. Он написал покаянное моление «Плач о России», созданное по образцу Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского. Владыка поддерживает православное литературное творчество и просветительские труды. С его благословения вышли в свет такие книги и брошюры, как «Пастырь добрый» о митрополите Иоанне (Снычеве), «Покровский некрополь Владивостока», «Царская Семья и Дальняя Россия», «Путь на Восток», «Проповеди» первого викария Владивостокского и Камчатского епископа Павла (Ивановского).

Опубликована брошюра епископа Вениамина «Сила русского народа». Широко известны православной общественности России обращения Владыки по поводу прославления Царской Семьи и необходимости всеобщего покаяния Русского народа. Он активно поддерживал инициативу канонизации Царской Семьи, начиная с 1994 г. Епископ Вениамин является убежденным противником экуменизма.

Труды владыки отмечены церковными и государственными наградами: орденом князя Даниила Московского, орденом Дружбы. Международный фонд Андрея Первозванного вручил епископу Вениамину орден святого Андрея Первозванного.

Митрополит Вениамин (в миру Иван Афанасьевич Федченков) родился 2 сентября (ст. ст.) 1880 года в селе Ильинка (Вяжли) Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Отец Владыки - Афанасий Иванович - был крепостным крестьянином И. И. Баратынского, затем служил там же конторщиком. Семья жила трудно, в поте лица зарабатывая хлеб насущный. Но благодаря постоянному труду и самоограничению, родители сумели дать шестерым детям хорошее образование. Трое из них "пошли по духовной дороге".

Начальное образование будущий митрополит получил в земской школе в селе Сергиевка того же Кирсановского уезда, затем два года проучился в Кирсановском уездном училище (1891-1893), после чего последовательно окончил духовное училище в Тамбове и Тамбовскую Духовную Семинарию. Затем поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, в которой проучился до 1917 года, окончив Академию с ученой степенью кандидата богословия. В академии И. А. Федченков встретил духовного наставника архимандрита (впоследствии архиепископа Феофана (Быстрова,+1940), связь с которым сохранил и в дальнейшем, когда оба они, учитель и ученик, оказались в вынужденном изгнанничестве за пределами Отечества. Архимандрит Феофан был духовником и "аввой" Ивана Федченкова. Он же совершил его пострижение в монашество в ноябре 1907 года.

В декабре 1907 года монах Вениамин, нареченный при постриге в честь святого мученика диакона Вениамина (память 12 октября и 31 марта), был рукоположен во иеродиакона, а неделю спустя в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялось его рукоположение в сан иеромонаха.

В 1910-1911 годах отец Вениамин исполнял должность доцента Санкт-Петербургской Духовной академии по кафедре Пастырского богословия, Гомилетики и Аскетики. В декабре 1911 года отец Вениамин получил назначение на должность ректора Таврической Духовной Семинарии, а 26 декабря в Выборге он был возведен архиепископом Сергием (Страгородским) в сан архимандрита. В конце лета 1913 года архимандрит Вениамин получил новое назначение, заняв пост ректора Таврической Духовной Семинарии.

События февраля 1917 года застали архимандрита Вениамина в Твери. События эти, как видно из книги воспоминаний владыки Вениамина, далеко не бескровные, вызвали у него чувство сердечной скорби по поводу разгоравшегося братоубийства. Осенью 1917 года он был избран ректором Таврической Духовной Семинарии. В феврале 1919 года архимандрит Вениамин (Федченков) был хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии, и определен на должность настоятеля Херсонесского монастыря в Одессе.

Весна 1920 года ознаменовалась для викария Таврической епархии вступлением в белое движение. По приглашению генерала П. Н. Врангеля он возглавил военное и морское духовенство Русской Армии. Как епископ Армии и Флота (таков был новый титул владыки) он координировал деятельность военных священников, выезжал на фронт, под его руководством осуществлялось издание газеты "Святая Русь". Он прошел вместе с белыми до конца и оставил пределы России в ноябре 1920 года.

В Константинополе епископ Вениамин вошел в состав Высшего Церковного Управления за границей, а также стал членом образованного при генерале Врангеле Русского Совета. Осенью 1923 года по приглашению архиепископа Савватия (Врабец,+1953), находившегося в юрисдикции Константинопольского Патриарха, епископ Вениамин стал его викарием в Карпатской Руси, входившей в то время в состав Чехословакии. Летом 1924 года епископ Вениамин жил в "Петковице", но монастырем не управлял, посвятив себя монашескому деланию и работе над богословскими сочинениями. Летом 1925 года епископ Вениамин был приглашен митрополитом Евлогием (Георгиевским,+1946) в Париж в качестве инспектора и преподавателя Православного Богословского Института имени преподобного Сергия.

В 1927 году подал прошение об увольнении на покой и, получив из Москвы соответствующий указ, удалился в пустынный скит св. Саввы Сербского, где жил вдвоем с сербским монахом-подвижником. В скиту владыка подвизался в 1927-1928 годах,

В мае 1933 года владыка Вениамин выехал в Америку, где он должен был прочитать цикл лекций о Русской Православной церкви. В ноябре 1933 года владыка Вениамин был назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским с оставлением экзархом Московской Патриархии в Америке.

В годы Великой Отечественной войны митрополит Вениамин стал одним из вдохновителей мощного патриотического движения, охватившего все слои русской эмиграции.

В декабре 1944 года митрополит Вениамин получил из Москвы приглашение прибыть на Поместный Собор. В начале 1945 года после 25 лет изгнанничества митрополит Вениамин вновь вступил на родную землю. Он участвовал в работе Поместного собора, в избрании и интронизации Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского,+1945), совершал богослужения в московских храмах, общался с церковным народом, с духовенством и иерархами.

В феврале 1948 года владыка окончательно возвратился на Родину и был назначен на Рижскую кафедру. В марте 1951 года митрополит Вениамин был переведен на Ростовскую кафедру, где пробыл до конца 1955 года. В эти годы он особенно сблизился со святителем Лукой, архиепископом Симферопольским и Крымским (+1961) - знаменитым "святителем-хирургом", подвижником благочестия. Затем Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) митрополиту Вениамину (Федченкову) определено было быть митрополитом Саратовским и Балашовским. К этому времени состояние здоровья владыки сильно ухудшилось. В 1958 года владыка ушел на покой и 27 февраля 1958 года поселился в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Когда позволяло состояние здоровья, служил в монастырских храмах и проповедовал, приводил в порядок свое богатое духовно-литературное наследие. В эти последние годы он пережил самое тяжелое испытание - лишился дара речи.

4 октября 1958 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, владыка Вениамин почил о Господе и был погребен в пещерах монастыря. Место его погребения окружено почитанием братии и благочестивых паломников.

Высокопреосвященнейший архиепископ Вениамин находится на Владивостокской кафедре с 21 сентября 1992 года.

Родился 8.11.1938 года в селе Хороль Приморского края, в верующей семье рабочего. По жизненным обстоятельствам только в возрасте семи лет Бориса смогли покрестить. Его отец воевал на фронтах Великой Отечественной войны, поэтому с детства Борис приобщился к труду, помогая маме и родным братьям. С 1947 года он стал жителем города Владивостока. Здесь в 1957 году окончил среднюю школу. В армию не был призвал из-за болезни. Некоторое время работал рабочим на Дальзаводе. Пономарил в единственном тогда во Владивостоке небольшом православном храме на Первой Речке.

По благословению настоятеля прихода в 1959 году поступил в Московскую Духовную семинарию, которую блестяще закончил в 1963 г. и сразу поступил в Московскую Духовную Академию. Ее он завершил в 1967 г., защитив кандидатскую диссертацию по кафедре Основного богословия на тему: "Доказательство бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э.Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения". Его оставили при академии профессорским стипендиатом.

С 1967 года он преподаватель библейской истории, читал лекции по основному богословию и логике. В 1976 стал доцентом Московской Духовной Академии. Написал книгу "Священная Библейская история Ветхого и Нового Заветов". За 24 года преподавания в Московских Духовных Академии и семинарии он стал причастен к воспитанию многих архиереев и пастырей, ныне труждающихся на русской церковной ниве.

Сам он долгое время не принимал священный сан, но после паломничества на Святую Землю в год крещения Руси, в 1988 году, ректором МДАиС архиепископом Александром (Тимофеевым) рукоположен сначала во диакона, а затем - во иерея. В 1992 году возведен в сан протоиерея.

12 августа 1992 года на заседании Священного Синода определен быть епископом Владивостокским и Приморским. 13 сентября 1992 года пострижен в монашество с именем Вениамин - в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. 20 сентября того же года возведен в сан архимандрита. Хиротонисан во епископа Владивостокского и Приморского в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 1992 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении митрополитов Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Волоколамского и Юрьевского Питирима, архиепископа Солнечногорского Сергия, епископов Истринского Арсения, Дмитровского Филарета, Подольского Виктора.

24 октября 1992 года он возвращается в родное Приморье уже будучи епископом и приступает к обязанностям архипастыря епархии, пребывающей в совершенной разрухе. Примечательный факт: благословляя епископа Вениамина на служение в Приморье, ему вручили панагию первого епископа Владивостокского и Камчатского - Преосвященного Евсевия (Никольского).

О том, почему выбор пал на владыку Вениамина, рассказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время первого за всю историю Русской Православной Церкви первосвятительского визита во Владивосток в мае 2000 года: "Владивостокская епархия - возрождающаяся епархия. Я помню, как почти 8 лет тому назад пригласил преподавателя Московской Духовной Академии, чтобы сказать о возможности его избрания на Владивостокскую кафедру. Что побудило к этому? Энергия, с которой он преподавал, просвещал и научал тех, кто был воспитанниками московской духовной академии. Его Малая Родина здесь - в Приморском крае. И на заседании Синода он был избран епископом Владивостокским и Приморским".

Ко времени приезда нового Владыки в епархии насчитывалось около 15 приходов, имелось 16 священников и 4 диакона.

Начиная с 1992 года, трудами ревностных и добрых пастырей во главе с епископом Вениамином, понемногу поднимается, восстает почти из небытия самая дальняя епархия России. Вот как пишет об этом сам владыка в своем первом отчете Московской Патриархии в 1993 году: "Куда ни посмотри, в какую проблему ни вникни - везде нужны руки, помощники. Пока их мало, но, даст Бог - все обустроится. Повода к унынию нет. Надо молиться и трудиться. А Господь все знает, все устроит, во всем поможет. Да будет на все Его Святая воля".

В 2002 году исполнилось десять лет архиерейского служения епископа Вениамина. К 2003 году в епархии количество православных приходов увеличилось до 61, что значительно для отдаленной дальневосточной епархии, хотя потребность в новых храмах все увеличивается. На приходах Владивостокской епархии несут послушание более 75 священников и 13 диаконов. Возрождены два известных дореволюционных монастыря - Свято-Троицкий Николаевский мужской и Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский. Также основано два новых женских монастыря и одна мужская обитель на острове Русский. Заложено и строится несколько новых храмов по всему Приморью. Владыка часто совершает поездки по приходам епархии, отечески заботясь о возрождении православной жизни в глубинке.

Молитвами и благословением владыки в епархии возрождается миссионерская и образовательная деятельность. С 1994 года действует двухгодичное Владивостокское духовное училище, ректором которого является сам владыка. В 1999 года открыто отделение православной теологии и религиоведения в одном из старейших вузов региона - Дальневосточном государственном университете (ДВГУ), где епископ Вениамин является заведующим кафедрой, профессором. В другом старейшем вузе Дальнего Востока - Дальневосточном техническом университете - по благословению епископа Вениамина построена студенческая часовня св. мц. Татианы. Для мирян епархии открыты двухгодичные вечерне-заочные миссионерско-катехизаторские курсы. В 1997 году учреждена первая православная гимназия Приморья во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Открыт епархиальный миссионерский отдел, епархиальный информационный центр при храме св. Сергия Радонежского проводит присоединение к Православию бывших сектантов. Работает миссионерское братство.

С 1994 года по благословению владыки издается ежемесячная епархиальная газета "Приморский благовест", с 1999 года ведется деятельность пресс-центра, с помощью которого стало регулярным сотрудничество со средствами массовой информации.

Особое внимание епископ Вениамин уделяет патриотическому воспитанию и сотрудничеству по вопросам нравственного воспитания с Тихоокеанским региональным управлением Федеральной пограничной службы России и Тихоокеанским флотом России (ТОФ). Владивостокская епархия заключила с этими обеими структурами соглашения о взаимодействии. В 1997 году владыка освящал Андреевский флаг нового крейсера "Варяг" - эту святыню, которую не посрамили русские моряки в далеком 1905 году. С тех пор епископ Вениамин четыре раза участвовал в морских походах: в феврале 1997 года на ракетном крейсере "Варяг" в Республику Корея. На месте гибели первого "Варяга" была совершена заупокойная лития по погибшим воинам Цусимского сражения. Второй поход - в июне 1997 года - на крейсере "Адмирал Виноградов" в Японию. В сентябре 2001 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II епископ Владивостокский и Приморский Вениамин принял участие в визите большого противолодочного корабля "Адмирал Трибуц" в Японию. И в октябре 2002 года епископ Вениамин вновь с визитом кораблей ТОФ побывал в Японии. В каждом походе проводились беседы с личным составом корабля, совершалось таинство крещения.

Вот с какими словами обратился после одного из походов к морякам епископ Вениамин со страниц "Боевой Вахты" - газеты Тихоокеанского флота: "Простите нас, герои, что так долго шли к этим минутам. Мы склоняем головы перед вашими светлыми образами! Настала пора исправить и слова последнего куплета знаменитой песни. С нашим приходом не только волны морские прославляют геройскую гибель "Варяга", но и сердца современников. Думаю, что настанет час, когда и камень, и крест будут рассказывать потомкам о том, что здесь легли русские моряки во славу Андреевского флага. И здесь, на корейском берегу, на траверзе предсмертной стоянки корабля мы поставим варяжцам величественный памятник". Во время этого похода Преосвященнейший владыка Вениамин был навечно зачислен почетным членом гвардейского экипажа и ему присвоено звание гвардейца.

24 апреля 1999 года произошло еще одно историческое событие. Впервые за все 100 лет существования епархии архипастырь ступил на берег славнейшей нашей крепости, форпоста России на Дальнем Востоке - Русского острова. В этот день крепость отмечала 110 лет своего существования. Моряки и жители острова отметили в этот день и 100-летний юбилей Владивостокской и Приморской епархии. Был освящен крест, воздвигнутый на том месте, где когда-то стоял один из красивейших и величественных храмов Приморья. Он разрушен до основанья. Но основание это - фундамент храма - нашли и очистили военнослужащие и жители острова. Нашли - и воздвигли здесь крест, уверенные, что восстанет из праха и сам храм.

Со времени преподавания в академии и семинарии епископ Вениамин стал известен и как гимнограф. Он написал покаянное моление "Плач о России", созданное по образцу Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского.

Владыка поддерживает православное литературное творчество и просветительские труды. С его благословения вышли в свет такие книги и брошюры, как "Пастырь добрый" (о митрополите Иоанне (Снычеве), "Покровский некрополь Владивостока", "Царская семья и Дальняя Россия", "Путь на Восток", "Проповеди" первого викария Владивостокского и Камчатского епископа Павла (Ивановского). Опубликована брошюра епископа Вениамина "Сила русского народа".

Труды владыки отмечены церковными наградами: орденом князя Даниила Московского II степени, орденом преподобного Сергия Радонежского II степени; орденом прп. Серафима Саровского II степени; государственными: орденом Дружбы. Международный фонд Андрея Первозванного вручил епископу Вениамину орден святого Андрея Первозванного.

Архиепископ Вениамин является почетным гражданином г. Владивостока, почетным профессором ДВГУ, и также награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Уроженец Приморья, владыка Вениамин во многом стал прямым наследником и продолжателем дела влюбленного в наш дальний и суровый край первого архипастыря Владивостокской и Приморской епархии митрополита Евсевия.

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Епископ Вениамин (Милов)». Составитель Ольга Рожнева.

Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов; 1887-1955) был пламенным молитвенником и мужественным исповедником веры Христовой. Подвижник и аскет, богослов и блестящий проповедник, он имел удивительный дар слова и духовного рассуждения. Духовные чада владыки свидетельствовали о его прозорливости. Владыка Вениамин прошел гонения, ссылки, лагеря. В настоящее время в Саратовской митрополии идет подготовка к прославлению епископа Вениамина (Милова) в лике святых.

Епископ Вениамин, в миру Виктор Дмитриевич Милов, родился 8 июля 1887 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в городе Оренбурге. Он был вторым сыном в семье священника Димитрия Петровича Милова и его супруги Анны Павловны. Через три года отца перевели служить в уездный город Орлов Вятской губернии, а еще через несколько лет — в город Яранск, после чего уже в саму Вятку. Здесь прошли детские и юношеские годы будущего архипастыря.

Обещание Богу стать монахом Виктор Милов дал после своего чудесного спасения. Он вспоминал позднее об этом так: «Как-то весной во время экзаменов, когда только что вскрылась река Вятка от льда, я поехал с двумя товарищами кататься на ялике… погода сначала стояла ясная, потом на небе показалось серое облачко, пошел снег, поднялась буря. Река взволновалась… Попытка добраться до берега была безуспешна. Из-за волн руль отказывался действовать. Что оставалось делать в такой крайности? Смерть витала над нами. Тогда я сердечно взмолился Богу и сказал: “Господи! Спаси только меня от смерти. Я жизнь свою посвящу Тебе и буду монахом”. После этих слов сердце исполнилось надеждой на спасение. Хотя лодку заливало водой, я и два мои товарища продолжали бороться с волнами. Медленно, рискуя ежеминутно быть опрокинутыми водяными валами, мы все-таки с Божией помощью добрались до противоположного берега, жутко взволнованные и продрогшие».

Душа молодого человека чувствовала потребность опереться на духовный авторитет в осуществлении своих дальнейших планов. Виктор решил искать его в иноческой среде и первым делом счел необходимым отправиться в загородный Саратовский Преображенский мужской монастырь. Иноки монастыря посоветовали Виктору обратиться за советом к старцу иеромонаху Николаю, прозорливому затворнику монастырского скита в двух верстах от Преображенской обители. По воспоминаниям Виктора, этим старцем оказался «горбатенький кроткий монах с пронзительным глубоким взором». Старец благословил молодого человека в Данилов монастырь и даже прозорливо назвал ему его будущее монашеское имя.

В 1923 году, в праздник Благовещения, отец Вениамин был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Покровского мужского монастыря. В течение шести лет, до самого закрытия монастыря, архимандрит Вениамин нес тяжелую ношу наместника обители в труднейших условиях гонений безбожной власти и обновленческого раскола, когда даже среди монастырской братии ослабла дисциплина, случались нестроения и многочисленные искушения.

В 1929 году архимандрит Вениамин был арестован и осужден на три года лагерей. Наказание отбывал в районе Медвежьегорска. Воспоминания о заключении, лагерной жизни, а также о всех важнейших вехах в духовном возрастании архимандрит Вениамин записывал в своем «Дневнике инока», который он вел со 2 января 1928 года по 1 февраля 1933 года. Это небольшой по объему, но поразительно глубокий документ. Отец Вениамин вспоминал и подвергал анализу прошедшие события, которые повлияли на него с духовной точки зрения.

С июля 1932 года по июнь 1938 года архимандрит Вениамин служил сверхштатным священником с обязанностями псаломщика в церкви великомученика Никиты во Владимире. Литургию служил тайно у себя на квартире. В июне 1938 года архимандрит Вениамин вновь был арестован и приговорен к восьми годам лагерей. Наказание отбывал в Устьвымлаге.

В июне 1946 года страдалец был освобожден по состоянию здоровья с предписанием поселиться в городе Кимры Калининской области. Ему шел шестой десяток. В июле того же года архимандрит Вениамин был принят в братию Троице-Сергиевой лавры. Он был зачислен в Московскую духовную академию преподавателем по кафедре патрологии, в 1947 году утвержден в звании доцента. Через год он защитил магистерскую диссертацию «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви», был утвержден в звании профессора и вскоре назначен инспектором Московской духовной академии. Он также сотрудничал с редакцией «Журнала Московской Патриархии», где опубликовал несколько статей.

В феврале 1949 года шестидесятилетний старец был вновь арестован, помещен в Бутырскую тюрьму и обвинен в «участии в антисоветской организации» по материалам 1939 года. Согласно приговору Особого совещания МГБ, в апреле 1949 года был выслан на поселение в район города Джамбула (ныне Тараз) Казахской ССР. Эту последнюю ссылку старец переносил крайне тяжело, не надеясь на возвращение. Крайне тяжелым для его слабого здоровья здесь был и климат. Часто случались пыльные ураганы. В один из таких ураганов отец Вениамин заблудился в поле, так как за два шага ничего не было видно. Тем не менее он постоянно занимался интеллектуальным трудом: кроме богословских сочинений, составлял казахско-русский словарь.

В октябре 1954 года патриарху Алексию I удалось вызволить архимандрита Вениамина из ссылки. С октября 1954 по январь 1955 года отец Вениамин нес послушание настоятеля церкви пророка Илии в городе Серпухове Московской области.

1 февраля 1955 года архимандрит Вениамин был избран епископом Саратовским и Балашовским. Хиротония, которую возглавили Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Католикос-Патриарх всей Грузии Мелхиседек III, состоялась 4 февраля в московском соборе Богоявления Господня.

В 1955 году владыка подал прошение в Генеральную прокуратуру СССР о реабилитации и определением судебной коллегии ВС РСФСР был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». В этом же году, 2 августа 1955 года, в день памяти святого пророка Божия Илии, отслужив литургию, владыка скончался, до последних минут своей жизни совершая архипастырское служение.

Епископ Вениамин говорил: «Мы должны принуждать себя к покаянию потому, что постоянно грешим, принуждать к любви, дабы оказывать ближним помощь, принуждать к миру сердечному, чтобы научиться побеждать гнев и злобу и не помнить обид и, наконец, должны принуждать себя к молитве, потому что хотя и скучно молиться, а нужно молиться». И еще: «В личной нашей духовной жизни, знаете, чего недостает? Нет напряжения у нас к ношению помысла Иисусовой молитвы, нет осторожности в употреблении речи, мало понуждения себя прощать всех, пред всеми смиряться, мало боремся со своей нервностью и с привычкой механически молиться».

Владыка предупреждал: «Характер нескоро переделывается. Тысячи сокрушений все же не остаются без плода. Непременно зерно добрых желаний у вас прорастет и родится плод изменения».

Молитвами cвятых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

25 мая 1917 года - 13 августа 1922 года Избрание 24 мая 1917 года Церковь Русская православная церковь Предшественник Питирим (Окнов) Преемник Иосиф (Петровых)
Епископ Гдовский ,
викарий Санкт-Петербургской епархии
24 января 1910 года - 25 мая 1917 года Предшественник Кирилл (Смирнов) Преемник Димитрий (Любимов) Имя при рождении Василий Павлович Казанский Рождение 17 (29) апреля (1873-04-29 )
Нименский погост , Каргопольский уезд , Олонецкая губерния , Российская империя Смерть 13 августа (1922-08-13 ) (49 лет)
Петроград , РСФСР Отец свящ. Павел Иванович Казанский Диаконская хиротония 21 ноября 1895 года Пресвитерская хиротония 19 мая 1897 года Принятие монашества 14 октября 1895 года Епископская хиротония 24 января 1910 года Канонизирован 5 апреля 1992 года Архиерейским собором Русской православной церкви Лик святости священномученик День памяти 13 августа (31 июля),
ближайший воскресный день к 7 февраля (25 января) - в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской ,
третий воскресный день после Пятидесятницы - в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии,
12 августа (30 июля) - в Соборе самарских святых
Почитается православие Митрополит Вениамин на Викискладе

Образование

С 1905 года - ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии.

Викарный архиерей

14 мая1916 года, орден Св. Владимира II степени За отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий.

Ещё студентом активно участвовал в деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», организуя беседы среди рабочих. Святительский сан воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди.

Часто служил в храмах самых отдалённых и бедных окраин столицы: за Невской и Нарвской заставами , на Охте . Был председателем совета Епархиального братства Пресвятой Богородицы; по этой должности заведовал всеми церковно-приходскими школами епархии. Товарищ председателя всероссийского Александро-Невского братства трезвости (избран на первом заседании Совета братства 15 декабря 1914).

Возглавлял ежегодные многотысячные ходы сторонников трезвости в Александро-Невскую лавру , Троице-Сергиеву пустынь , Колпино. Положил начало служению в петербургских храмах литургий для школьников в различных приходах, сам причащал детей, говорил поучения. Был известен как «неутомимый епископ».

Петроградский владыка

24 мая 1917 года свободным голосованием клира и мирян епархии избран на Петроградскую кафедру (получил 976 голосов выборщиков из 1561), что стало одним из первых случаев демократического избрания епископа на церковную кафедру клириками и мирянами в России; 25 мая (ст. ст.) того же года определением Святейшего Синода за № 3300 утверждён архиепископом Петроградским и Ладожским

С 17 июня (ст. ст.) 1917 года - архиепископ Петроградский и Гдовский (изменение титула определением Святейшего Синода ). 13 августа возведён в сан митрополита.

В качестве правящего архиерея пользовался авторитетом у верующих людей, самоотверженно выступал за защиту их религиозных прав. Способствовал созданию православных братств, развитию духовного просвещения. Сразу после закрытия в Петрограде в 1918 года духовной семинарии было учреждено Богословско-пастырское училище. При ближайшем участии митрополита проходила организация , открывшегося 16 апреля 1920 года . В городе действовали многочисленные богословские и благовестнические курсы. Имел репутацию аполитичного церковного деятеля.

В 1919 году временно управлял Олонецкой епархией , в связи с тем, что местный епископ, Иоанникий (Дьячков) , самовольно покинул её. В октябре 1919 года посетил Петрозаводск, провёл совещание с местным духовенством, нацеливая его на активную пастырскую работу в условиях отделения Церкви от государства.

23 февраля 1922 года был издан декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей для нужд голодающих. Митрополит Вениамин с самого начала выражал желание достичь компромисса с властью по этому вопросу. Он смог договориться о том, что при изъятии ценностей должны были присутствовать представители духовенства, а предметы, имеющие особое значение для верующих, могли заменяться аналогичным металлом по весу. Однако власть сознательно использовала вопрос о церковных ценностях для того, чтобы начать мощную антицерковную кампанию. Поэтому соглашение, достигнутое митрополитом, не соблюдалось, и в ряде церквей были спровоцированы конфликты верующих с представителями власти.

В этих условиях митрополит обратился к клиру и пастве и разрешил «общинам и верующим жертвовать на нужды голодающих … даже и ризы со святых икон, но не касаясь святынь храма, к числу которых относятся св[ятые] престолы и что на них (священ[ные] сосуды, дарохранительницы, кресты, Евангелия, вместилища св[ятых] мощей и особо чтимые иконы)». Более того, призвал верующих даже в случае изъятия святынь не допускать проявления «насилия в той или иной форме». Заявил, что «ни в храме, ни около него неуместны резкие выражения, раздражение, злобные выкрики против отдельных лиц или национальностей». Выступил с призывом к пастырям и пастве к спокойствию: «Сохраните доброе христианское настроение в переживаемом нами тяжёлом испытании. Не давайте никакого повода к тому, чтобы капля какая-нибудь чьей бы то ни было человеческой крови была пролита около храма, где приносится Бескровная Жертва. Перестаньте волноваться. Успокойтесь. Предадите себя в волю Божию».

При образовании в мае 1922 года, по отстранении от управления церковью привлечённого к гражданскому суду Патриарха Тихона , обновленческого Высшего Церковного Управления (ВЦУ), поддержанного властью, отказался признать его законность. В послании к пастве от 28 мая заявил, что никакого сообщения от Патриарха о его отречении и образовании ВЦУ не получал, а потому во всех храмах по-прежнему должно возноситься имя Патриарха.

Арест, суд, расстрел

Поминальный портрет Вениамина (Казанского) на дороге к месту массовых казней на «артиллерийском полигоне на Ириновской железной дороге» (лесной участок Ржевского артиллерийского полигона, прилегающий к Рябовскому шоссе между бывшими станциями Ковалёво и Приютино)