Инновационная направленность в обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста. Значение занятий по плаванию для ребенка дошкольного возраста Структура тренировочных циклов

Инновационная направленность в обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста. Значение занятий по плаванию для ребенка дошкольного возраста Структура тренировочных циклов

Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

1.1. Современные взгляды на проблему повышения уровня здоровья детей дошкольного возраста.

1.1.1. Учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста на занятиях в воде.

1.1.2. Факторы, влияющие на физическое развитие детей, их характеристика и особенности воздействия.

1.2. Характерные черты современных методик физического воспитания, направленных на повышение уровня здоровья дошкольников.

1.3. Перспективные направления совершенствования методики занятий физическими упражнениями в воде с детьми дошкольного возраста.

1.4. Резюме по главе.

Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЙ.

2.1. Задачи исследования.

2.2. Методы исследования.

2.3. Организация исследований.

Глава 3. СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ КАК ОСНОВА РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ПЛАВАНИЕМ.

3.1. Уровень физического здоровья детей дошкольного возраста как основа целесообразности разработки методики организации занятий оздоровительным плаванием.

3.2. Системный подход к комплексной оценке индивидуального уровня здоровья детей дошкольного возраста в процессе оздоровительных занятий плаванием.

3.3. Эффективность освоения плавательных умений и навыков в зависимости от уровня плавательной подготовленности детей дошкольного возраста.

3.4. Мотивация к занятиям в условиях водной среды у детей дошкольного возраста и особенности ее формирования.

3.5. Динамика показателей заболеваемости детей дошкольного возраста как условие оперативного управления организацией занятий в воде.

Глава 4. РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ПЛАВАНИЕМ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

4.2. Эффективность методики организации оздоровительных занятий плаванием с детьми 6-7 лет.

Рекомендованный список диссертаций

  • Обоснование комплексной методики физкультурно-оздоровительных занятий с детьми дошкольного возраста 1999 год, кандидат педагогических наук Гончаров, Михаил Юрьевич

  • Обоснование эффективности физкультурно-оздоровительных занятий с детьми 5-7 лет 2004 год, кандидат педагогических наук Фараджева, Наталья Андреевна

  • Влияние индивидуально-дифференцированной системы дыхательных упражнений на функциональное состояние, физическую работоспособность и здоровье детей 5-7-летнего возраста 2002 год, кандидат биологических наук Шалаева, Ирина Юрьевна

  • Построение дидактического пространства на занятиях плаванием в дошкольном возрасте как средство развития детской субъектности 2001 год, кандидат психологических наук Большакова, Ирина Александровна

  • Развивающая деятельность старших дошкольников в бассейне с использованием элементов синхронного плавания 2009 год, кандидат педагогических наук Жданкина, Елена Федоровна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика организации занятий оздоровительным плаванием с детьми дошкольного возраста»

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества рядом ученых выявлена тенденция ухудшения состояния здоровья взрослого населения и особенно детей [В.П. Петленко, 1998; Э.М. Казин, 2000; Н.Л. Беликова, 2001; В.К. Бальсевич, 2002; О.В. Виноградская, 2002 и др.]. Приводятся данные, свидетельствующие о том, что только около 10% детей дошкольного возраста признаны здоровыми, высок процент функциональных - до 70% и хронических - до 50% заболеваний. Более 20% детей имеют дефицит массы тела [Э.М. Казин, 2000; М.А. Рунова, 2002].

В системе факторов, определяющих здоровье детей, одним из главных является физическое воспитание. Значимым шагом в направлении решения проблемы повышения уровня здоровья детей явилось принятие Правительством России концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, предусматривающей повышение качества физического воспитания на основе учета половых, возрастных, индивидуальных особенностей развития детей, а также социально-экономических, природно-географических, материальных и других факторов (Распоряжение №1507 от 29.10.2002 г.).

Реализация данной концепции нашла отражение в ряде работ, направленных на повышение эффективности методик занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста на основе учета различных факторов и условий. Особое место среди них занимают методики обучения плаванию в условиях ДОУ, призванные решать задачи оздоровления, гармоничного физического развития и подготовленности детей в процессе освоения плавательных умений, построенные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Анализ существующих методик выявил значительное разнообразие подходов к формированию плавательного навыка и решению задач оздоровления дошкольников. Причем, вопросам совершенствования процесса обучения плаванию уделяется значительно большее внимание [В.А. Аикин, 1988; И.А. Большакова, 2005; Е.К. Воронова, 2003; В.Ю. Давыдов, 1993; Т.И. Осокина,

1991; Т.А. Протченко, 1998 и др.]. Результаты ряда исследований свидетельствуют о стабильности тенденции снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста, выражающейся в высоком проценте их заболеваемости, снижении уровня физического развития и подготовленности, в том числе и среди детей, занимающихся плаванием в условиях детского сада [ В.К. Бальсевич, 2002; A.A. Горелов, 2002; A.B. Гарцуев, 2003; А.Г. Трушкин, 2007 и др.].

По всей видимости, данные факты являются свидетельством недостаточной решенности проблемы оздоровления детей, в том числе и посредством занятий в условиях водной среды. Большинство существующих методик обучения плаванию призваны эффективно решать задачи освоения детьми плавательных умений, при косвенном решении задач их оздоровления. В существующих методиках для увеличения эффективности педагогического воздействия в процессе занятий плаванием внимание акцентируют не на средствах и методах оздоровления, а, как правило, на одном из факторов, в качестве которых чаще всего выступает: двигательная активность, уровень физической или плавательной подготовленности, физическое развитие и др. [Ю.А. Смирнов, 2005; И.А. Большакова, 2005; М.А. Рунова, 2002; Э.М. Казин, 2000 и др.].

При этом результаты значительного количества исследований свидетельствуют о том, что для эффективного педагогического воздействия в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста, особенно с различным уровнем здоровья, необходимо учитывать комплекс критериев или условий, среди которых: индивидуальный уровень здоровья, физического развития и подготовленности, функционального состояния, плавательной подготовленности и др.

Таким образом, разработка эффективной методики организации занятий оздоровительным плаванием, позволяющей повышать уровень здоровья детей дошкольного возраста, полноценно реализуя индивидуальный подход на занятиях в воде, является задачей актуальной и практически значимой. Решению этой задачи посвящена настоящая диссертационная работа.

Объект исследования - физкультурно-оздоровительные занятия с детьми дошкольного возраста в условиях водной среды.

Предмет исследования - средства, методы и формы оздоровительных занятий в воде с детьми дошкольного возраста.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику организации занятий оздоровительным плаванием с детьми дошкольного возраста на основе системы комплексной оценки индивидуального уровня их здоровья.

Гипотеза: Методика организации занятий оздоровительным плаванием с детьми дошкольного возраста будет педагогически целесообразной и обеспечит больший оздоровительный эффект, если подбирать средства и методы оздоровительной физической культуры в водной среде на основе системы комплексной оценки индивидуального уровня здоровья детей 6-7 лет.

Теоретико-методологическая база: системный подход (В.Г.Афанасьев, J1 "фон Берталанфи, И.В. Блауберг, В.Н.Садовский, Б.Н. Юдин), деятельност-ный подход (А.Н. Леонтьев), теория функциональных систем (П.К. Анохин), концепция гармонии и физического развития (П.Ф. Лесгафт, В.К. Бальсевич), идея уровневого управления движениями (H.A. Бернштейн, B.C. Фарфель, С.Н. Кучкин).

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

Обоснована целесообразность применения в процессе занятий оздоровительным плаванием системы комплексной оценки, позволяющей охарактеризовать индивидуальный уровень здоровья дошкольников;

Разработан комплекс мероприятий, направленный на формирование положительной мотивации к занятиям в воде и здоровому образу жизни у детей и родителей, при этом процесс формирования мотивации структурирован и разбит на несколько этапов;

Определены критерии оценки уровня плавательной подготовленности детей дошкольного возраста, представляющие собой перечень из 15 упражнений, разбитых по уровню сложности на три подгруппы и имеющих ценовую стоимость; для оперативного управления организацией занятий в воде с детьми 6-7 лет использован индекс функциональных изменений, как показатель здоровья;

Разработана и экспериментально обоснована методика организации занятий оздоровительным плаванием с детьми дошкольного возраста, обеспечивающая больший оздоровительный эффект.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные результаты дополняют и углубляют теорию и методику физического воспитания детей дошкольного возраста, объясняют механизм применение системы комплексной оценки индивидуального уровня здоровья детей 6-7 лет для рационализации занятий в воде и достижения большего оздоровительного эффекта.

Практическая значимость заключается в том, что использование разработанной методики организации занятий оздоровительным плаванием с детьми 6-7 лет обеспечивает больший оздоровительный эффект. Разработан комплекс мероприятий, направленный на формирование устойчивой положительной мотивации у детей и их родителей к занятиям плаванием и физической культурой.

Апробация работы. Материалы доложены на IX межрегиональной конференции в г. Волгограде (2004), на итоговой научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (2006), на международной научно-практической конференции в г. Волгограде (2006), на II Всероссийской научно-практической ъ конференции в г. Ижевске (2006), в ежемесячном научно-методическом и психолого-педагогическом журнале «Начальная школа плюс до и после» (2007) и на итоговой научно-методической конференции преподавателей и сотрудников в г. Волгограде (2008).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Тенденция снижения уровня здоровья детей, занимающихся плаванием, определяет целесообразность разработки системы комплексной оценки индивидуального уровня их здоровья, направленной на совершенствование методики занятий плаванием.

2. Внедрение в процесс организации физкультурно-оздоровительных занятий системы комплексной оценки индивидуального уровня здоровья детей дошкольного возраста, состоящей из определенных элементов, подчиненных выполнению единой цели, рационализирует процесс организации занятий оздоровительным плаванием эффективно контролируя и управляя им.

3. Основой методики организации занятий оздоровительным плаванием с детьми дошкольного возраста является распределение их на типологические подгруппы, адекватный подбор средств и методов, а также использование индекса функциональных изменений и мотивации для обеспечения большего оздоровительного эффекта.

4. Разработанная автором методика организации занятий оздоровительным плаванием с детьми дошкольного возраста, построенная на основе использования системы комплексной оценки индивидуальных показателей здоровья детей 6-7 лет, является эффективной и позволяет существенным образом повысить уровень их физического здоровья.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

  • Дифференцированная методика обучения плаванию детей 5-7 лет с признаками водобоязни 2010 год, кандидат педагогических наук Бетехтин, Юрий Олегович

  • Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности 2000 год, доктор педагогических наук Трушкин, Александр Георгиевич

  • Организация и содержание физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с различным состоянием опорно-двигательного аппарата на основе средств фитнеса 2008 год, кандидат педагогических наук Филимонова, Оксана Сергеевна

  • Развитие двигательно-координационных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами плавания 2007 год, кандидат педагогических наук Киселева, Наталья Владимировна

  • Обучение плаванию детей-инвалидов с односторонней ампутацией нижней конечности: С сохранным интеллектом 2001 год, кандидат педагогических наук Орешкина, Юлия Адольфовна

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Овечкин, Денис Геннадьевич

1. Для полноценной реализации индивидуального подхода на занятиях оздоровительным плаванием с детьми 6-7 лет целесообразно распределять дошкольников на подгруппы с учетом результатов комплексной оценки индивидуального уровня их здоровья.

2. Распределение детей на подгруппы проводить исходя из результатов комплексной оценки уровня здоровья на основе данных оценки показателей физического развития, физической подготовленности, функционального состояния, плавательной подготовленности, индекса функциональных изменений и мотивации.

3. Оценку уровня плавательной подготовленности дошкольников проводить в игровой форме три раза в год (в начале, середине и конце учебного года), а также по мере освоения новых двигательных умений.

4. Оценивать адаптационные резервы организма детей дошкольного возраста по результатам определения индекса функциональных изменений, характеризующие функциональные сдвиги в состоянии занимающихся. Оценку целесообразно проводить один раз в начале каждого месяца на протяжении всего учебного года.

5. Формировать мотивацию к занятиям физическими упражнениями в воде у детей дошкольного возраста и их родителей на основе проведения систематических мероприятий, включающих: психологическое тестирование на выявление предпочтения ребенком одного из видов двигательной активности (проводить в начале, середине и конце учебного года); использование комплекса мероприятий, направленного на формирование у детей положительного отношения к занятиям в воде и к здоровому образу жизни (реализовывать в течение всего учебного года);

6. Системный контроль воздействия физической нагрузки на организм детей целесообразно проводить на каждом занятии посредством динамики ЧСС (в течение учебного года). Большей рациональностью отличается построение физиологической кривой. Контроль динамики ЧСС проводить в течение учебного года. Измерения ЧСС целесообразно проводить 10 - секундными отрезками до занятия, после вводной части, после основной части, игры и в восстановительный период.

7. Специалисты рекомендуют начинать обучение плаванию с кроля на спине непосредственно с движений ногами. Однако результаты проведенных исследований свидетельствуют о целесообразности предоставления возможности ребенку выбора в освоении элементов других способов плавания, в особенности, в первый месяц занятий.

8. В начале занятий в воде более значимо выработать общий рисунок способа, а не стремиться отрабатывать элементы техники, стремясь добиться четкого выполнения. Это связано с тем, что при обучении будут присутствовать ошибки в движениях детей, обусловленные недостаточной общефизической и координационной подготовленностью.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Овечкин, Денис Геннадьевич, 2008 год

1. Аикин, В.А. Обучение плаванию детей дошкольного возраста: методические рекомендации / В.А. Аикин, А.Д. Котляров. Омск: ОГИФК, 1988.53 с.

2. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем /П.К. Анохин. М.: Наука, 1971.-61 с.

3. Двигательное развитие детей дошкольного возраста Греции /А. Камбас, Н. Апелумс, Н. Софиадис // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. - №4. - С.53-58

4. Арапова Пискарева, Н. О российских программах дошкольного воспитания / Н. Арапова - Пискарева // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 8.-С. 3-8

5. Афанасьев, В.З. Игры в обучении плаванию / В.В. Афанасьев. М.: ГЦО-ЛИФК, 1983.-12 с.

6. Афанасьев, В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление / В.Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1986. - 334 с.

7. Афанасьев, В.Г. системность и общество / В.Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980.-368 с.

8. Бальсевич, В.К. Азбука здоровья: Физическое воспитание детей 6-7 лет / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. -1986. №4.1. С. 34-35

9. Бальсевич, B.K. Ваши дети: кн. для родителей / В.К. Бальсевич.- М.: Физическая культура и спорт, 1985.- 157 с.

10. Барков, В.А. Научно-методическое обеспечение физического воспитания детей и подростков в условиях радиационного загрязнения среды / В.А. Барков. Дис. д-ра п.н., М., 1997

11. Бауэр, В.А. Рациональное дозирование нагрузок при обучении технике движений детей-шестилеток/ В.А. Бауэр, С.С. Солодков // Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 11.-С. 18-21

12. Бернштейн, H.A. О ловкости и ее развитии. М.: Физическая культура и спорт, 1991. - 288 с.

13. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пос. для вузов / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер.- М.: Академия, 2003.- 416 с.

14. Блауберг, И.В. Системные исследования и общая теория систем / И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин. Ежегодник.- М.: Наука, 1969. - С. 7-29

15. Большакова, И.А. Маленький Дельфин. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста: пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений / H.A. Большакова. М.: АРК

16. ТИ, 2005. 24 с. (Развитие и воспитание)

17. Борисова, JI. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников / Л. Борисова, Л. Картавых // Дошкольное воспитание. 1996. - №10. - С. 15 - 16

18. Булгакова, Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой / Н.Ж. Булгакова.-М.: Физическая культура и спорт, 2000.- 77 с.

19. Булгакова, Н.Ж. Теоретические и методические основы обучения плаванию: лекция / Н.Ж. Булгакова.- М.: ГЦОЛИФК, 1989.- 37 с.

20. Булгакова, Н.Ж. Плавание: пособие для инструктора общественника / Н.Ж. Булгакова.- М.: Физическая культура и спорт, 1984.- 160 с.

21. Булгакова, Н.Ж. Учите детей плавать / Н.Ж. Булгакова. М.: Физическая культура и спорт, 1977.- 48 с.

22. Буллах, И.М. Плавание от рождения до школы / И.М. Буллах. -Минск: Полымя, 1991.- 105 с.

23. Бурлаков, A.A. Физическое развитие детей дошкольного возраста / A.A. Бурлаков, Н.В. Коршунова // Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока: материалы V Межрегиональной научной конференции. Хабаровск: ХабГАФК, 1997. - С. 17 - 18

24. Быкова, А.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям: пособие для воспитателей детских садов / А.И. Быкова. М.: Учпедгиз, 1961.- 151 с.

25. Вавилова, E.H. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателей детского сада / E.H. Вавилова.- М.: Просвещение, 1983.- 144 с.

26. Вакулина, Т.А. Гигиенические особенности организации занятий плаванием в детском саду / Т.А. Вакулина // ВГАФК. Актуальные вопросы спортивной подготовки и физического воспитания. Волгоград: ВГАФК, 1994.-С. 59-61

27. Ванькова, Ж.С. Учите своих детей плавать / Ж.С. Ванькова // Плавание. М.: Физическая культура и спорт, 1980. 39 с.

28. Васильев, B.C. Обучение детей плаванию / Васильев B.C., Б. Никитский. М.: Физическая культура и спорт, 1973.- 73 с.

29. Васильев, B.C. Обучение детей плаванию / B.C. Васильев.- М.: Физическая культура и спорт, 1989.- 96 с.

30. Вдовиченко, J1.M. Основные проблемы современной экологии: лекции / JIM. Вдовиченко. СПб.: СПбГАФК, 1996.- 32 с.

31. Величенко, В.К. Как научиться плавать / В.К. Величенко.- М.: Тер-ра-Спорт, 2000.-96 с.

32. Веремкович, J1. Закаливание детей в современных условиях / J1. Ве-ремкович // Дошкольное воспитание.- 1993.- № 2.- С. 6 10

33. Викулов, А.Д. Плавание: учебное пособие для студентов / А.Д. Ви~ кулов.- М.: Владос-Пресс. 2003.- 368 с.

34. Вильчковский, Э.С. Развитие двигательной функции у детей / Э.С. Вильчковский. Киев: Здоровье, 1983. - 203 с.

35. Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: тезисы IV Всесоюзной конференции «Физиология развития человека».- М.: РАН, 1990.- 326 с.

36. Волков, Л.С. Как воспитать здорового ребенка / JI.C. Волков.- Киев: Рад.школа, 1981.- 93 с.

37. Волков, Л.С. Возрастные особенности детей и подростков / Л.С. Волков. Киев: Здоровье, 1981. - 128 с.

38. Волошин, A.A. Опыт организации массового обучения плаваниюдошкольников / A.A. Волошин, М.М. Киселева // Плавание: сборник. Вып. 2. -М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 22- 27.

39. Воронова, Е.К. Программа обучения детей плаванию в детском саду / Е.К. Воронова.- СПб: Детство-Пресс, 2003.- 80 с.

40. Выборова, О. Обучение плаванию в закрытых бассейнах / О. Выбо-рова // Дошкольное воспитание. - 1980. № 6. - С. 14-15

41. Выготский, JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536 с.

42. Ганчар, И.Л. Технология обучения плаванию: учеб. пособие / И,Л. Ганчар.- М.: СпортАкадемПресс, 2002.- 271 с.

43. Герасимова,Т.Н. Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств: лекция / Т.Н. Герасимова, Л.А. Павлычева. М.: ГЦОЛИФК, 1991.- 22 с.

44. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: книга для работников дошкольных учреждений / Е.М. Белостоцкая и др.; В.И. Теленчи.-М.: Просвещение, 1987.-140, с.

45. Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д. Глазырина.- М.: ВЛАДОС, 1999.- 144 с.

46. Горбунов, B.B. Вода дарит здоровье / В.В. Горбунов. М.: Советский спорт, 1990. - с. 31.

47. Головин, О.В. Модель организации физкультурного занятия дошкольников на основе системного подхода / О.В. Головин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка,- 2002.- № 3.- С. 18 -21

48. Головин, О.В. Система комплексной оценки физического развития детей 4-7 лет / О.В. Головин // ОГИФК. Физкультурное образование Сибири 2 (12): научно-методический журнал. - Омск: ОГИФК, 1999. С. 10 - 14

49. Горелов, A.A. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению / A.A. Горелов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2002.- № 4.- С. 50 -53

50. Голубева, Г.Н. Взаимосвязь уровня двигательной активности, типа подвижности и адаптации детей дошкольного возраста / Г.Н. Голубева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006.- №2. - С. 51 -52

51. Гребенников, М. Примерное планирование занятий по обучению плаванию (в детском саду) / М. Гребенников // Дошкольное воспитание. - 1992.- №1 С. 31 -34

52. Гурьев, C.B. Современные информационные технологии в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста /C.B. Гурьев //

53. Теория и практика физической культуры. 2006. - №5. - С. 61- 63

54. Давыдов, В.Ю. Плавание в детском саду: учеб.- метод, пособие / В.Ю. Давыдов.- Волгоград: ВГИФК, 1993.- 182 с.

55. Давыдов, В.Ю. Методика начального обучения плаванию девочек 710 лет в условиях глубокого открытого плавательного бассейна. Методические рекомендации / В.Ю. Давыдов, Д.А. Косьяненко. Волгоград: ВГАФК, 2002.27 с.

56. Давыдов, В.Ю. Игры и развлечения на воде: учебное пособие / В.Ю. Давыдов, В.Ю. Карпов, Т.М. Воеводина.- Самара, Изд-во Сам ГПУ, 2002.68 с.

57. Давыдов В.Ю. Оценка физической подготовленности и физического развития детей дошкольных учреждений г. Волгограда (в рамках мониторинга): методические рекомендации / В.Ю. Давыдов, А.И. Шамардин, Д.А. Куди-нов. Волгоград: ВГАФК, 2004.- 28 с.

58. Дети и здоровье: сборник материалов научно-практической конференции по проблемам дошкольного физического воспитания (23-25 ноября 1992 г., г. Иркутск).- Омск: ОГИФК, 1993.- 140 с.

59. Демидова, Е.В. Вечное движение: новые подходы к организации физического воспитания детей / Е.В. Демидова // Дошкольное воспитание.- 2004.5.- С. 32- 34.

60. Демидова, E.B. Физическая подготовленность детей 3-9 лет в условиях прогимназии / Е.В. Демидова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка,- 2003,- № 4.- С. 24 27

61. Динамика показателей физического развития дошкольников города Волгограда // ВГАФК. Спорт и здоровый образ жизни: материалы областной конференции учащейся молодежи.- Волгоград: ВГАФК, 2002.- с. 42-46.

62. Добрынин, A.A. Общая экология: учебное пособие /ХабГАФК. A.A. Добрынин. Хабаровск: Дальневосточная государственная академия физической культуры, 2000. - 66 с.

63. Дорошенко, И.В. Учись плавать / И.В. Дорошенко. М.: Советский спорт, 1989. - 62 с.

64. Доскин, В. Интенсивное закаливание / В. Доскин // Дошкольное воспитание.- 1993.-№ 2.- С. 10 12

65. Дукальский, В.В. Игры на воде при обучении детей плаванию: учеб. пособие /В.В. Дукальский, Е.Г. Мареничева. Краснодар: ИФК, 1990. - 110 с.

66. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: учебник / В.И. Дубровский. М.: Флинта, 1999.- 560 с.

67. Ермаков, В.А. Дифференцированное физическое воспитание / В.А. Ермаков.-Тула, 1996.- 131 с.

68. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: учеб. пособие / Ю.А. Ермолаев. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. 444 с.

69. Завьялова, Т.П. Мониторинг физической активности дошкольников Тюмени: первые результаты, первые обсуждения / Т.П. Завьялова // Теория и практика физической культуры. 2005. - №8. - С. 17 - 19.

70. Зиятдинова, А.И. Влияние экологических факторов на физическое развитие детей / А.И. Зиятдинова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка,- 2005.- № 1.- С. 58 63

71. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях, проблемы и пути оптимизации: материалы Всероссийского совещания, (Москва, 17-19 января 2001 г).- М: Издательство ГНОМиД. 2002.320 с.

72. Змановский, Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми / Ю.Ф. Зманов-ский.-М.: Медицина, 1989.- 128 с.

73. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин.- СПб.: Питер, 2002.572 е.: ил.- (Серия «Мастера Психологии»).

74. Индивидуальная оценка физического развития детей-дошкольников 4-6 лет г. Волгограда: метод. Рекомендации.- Волгоград: ВГИФК, 1990.- 15 с.

75. Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста / C.B. Шарманова, А.И. Федоров // Физическая Культура: воспитание, образование, тренировка.- 2004.- № 4.- с. 51- 54.

76. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, H.A. Литвинова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 193 с.

77. Казаковцева, Т. С. Организационные и педагогические основы обучения плаванию детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб: 1989. - 22 с.

78. Карпенко, E.H. Плавание: игровой метод обучения / E.H. Карпенко, Т.П. Коротнова, E.H. Кошкодан. М.: Олимпия Пресс; Донецк: Пространство. 2006.-48 с.

79. Кардомонова, H.H. Плавание: лечение и спорт / H.H. Кардамонова. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.- 77 с.

80. Кенеман A.B. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. для пед. институтов / A.B. Кенеман, Д.В. Хухлаева М.: Просвещение, 1985.- 271 с.

81. Кондратьева, И. Как привить любовь к движениям / И. Кондратьева // Дошкольное воспитание. 2002. №3. - С. 22 - 24

82. Котляров, А.Д. Учимся плавать: обучение детей плаванию / А.Д. Котляров, Г. Котлярова // Дошкольное воспитание 2005. - №6. - С. 61 - 67

83. Короп Ю.А. Обучение детей плаванию / Ю.А. Короп, С.Ф. Цвек. -Киев: Рад. школа, 1985. 96 с.

84. Коняева, JI. Будь здоров малыш. Работаем по программе «Семицветик» / JI. Коняева // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 11.- С. 16-22

85. Корнилова, Т.Н. Мотивационная регуляция принятия решений / Т.Н. Корнилова, И.И. Каменев, О.В. Степанова // Вопросы психологии.- 2001.- № 6.-С. 55-65

86. Коровкин, А.Н. Мотив достижения: к вопросу об определении понятия и роли в регуляции деятельности / А.Н. Коровкин // ОГИФК. Психолого-педагогические аспекты учебной и спортивной деятельности: сб. науч. работ.-Омск: ОГИФК, 1990.- С. 81 87

87. Королева, А.Е. Соматическое и физическое развитие детей дошкольного возраста / А.Е. Королева // СГИФК. Соматические типы и соматотипи-рование: сб. науч. трудов.- Смоленск: СГИФК, 2000.- С. 90 93

88. Кравчук, А.И. О необходимости разработки рациональных программ дошкольного физического воспитания на примере Иркутской области/

89. A.И Кравчук // ОГИФК. Дети и здоровье: материалы научно-практической конференции по проблемам дошкольного воспитания.- Омск: ОГИФК, 1993.- С. 8-12

90. Крылов, A.A. Психология, учебник / Под редакцией A.A. Крылова. -М.: ПБОЮЛ М.А. Захарова, 2001.-584 с.

91. Кудрявцев В.Т. Физическая культура и развитие здоровья ребенка /

92. B.Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание.- 2004.- №1- с. 3-5.

93. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие / В.Т. Кудрявцев, Егоров Б.Б. М.: Линка-Пресс, 2000.- 296 с.

94. Кудрявцев, В.Т. Физическая культура как фактор оздоровления ребенка / В. Кудрявцев, Г. Вавер // Дошкольное воспитание.- 2002.- № 12. - С. 25 -28

95. Кудрявцев, В.Т. Физическая культура и развитие здоровья ребенка / В.Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. 2003. - №12. - С. - 3- 4.

96. Кубышкин, В.И. Учите дошкольников плавать / В.И. Кубышкин. - М.: Просвещение, 1988. 108 с.

97. Куценко, O.A. Динамика показателей физического развития дошкольников города Волгограда / O.A. Куценко // ВГАФК. Спорт и здоровый образ жизни: материалы Областной конференции учащейся молодежи.- Волгоград: ВГАФК, 2002.- С. 42 46.

98. Кучкин, С.Н. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности: учебное пособие / С.Н. Кучкин.- Волгоград: ВГАФК, 1994.- 104 с.

99. Левченкова, T.B. Оптимизация двигательного режима детей дошкольного возраста / Т.В. Левченко, А.К. Циплакова // Дошкольное воспитание. -2004. №9. - С 57- 58.

100. Левин, Г. Плавайте с малышами / Г. Левин. Минск: Полымя, 1981. - 144с.

101. Лесгафт, П.Ф. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт. - М.: Физическая культура и спорт, 1987,. 359 с.

102. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. М: Смысл, 2000.-511 с.

103. Лич, П. Младенец и ребёнок: от рождения до пяти лет / П. Лич.- М.: Педагогика, 1988.-318 с.

104. Литвинов, A.A. Азбука плавания: учебное пособие / A.A. Литвинов, Е. Ивченко, В. Федчин.- М.: Фолиант, 1995.- 108 с.

105. Локтев, С.А. Новый взгляд на старые проблемы / С.А. Локтев, А.Г. Барабанов // Теория и Практика Физической Культуры. 1999. - №3. - С. 51-53

106. Лоуренс, Д. Аквааэробика. Упражнения в воде / Д. Лоуренс; пер. с англ. А. Озерова.- М.: Фаир-Пресс, 2000.- 256 с.

107. Лубышева, Л.И. Социологические основы здорового образа жизни физической активности детей школьного возраста / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2003.- № 1.- С. 40 46

108. Макаренко, Л.П. Плавайте на здоровье / Л.П. Макаренко. М.: Физкультура и спорт, 1985.- 31 с.

109. Макарова, В. Укреплять здоровье ребенка: организация физического воспитания в дошкольном учреждении / В. Макарова, Е. Рябова // Дошкольное воспитание.- 1993.- № 2.- С. 6 9

110. Маслоу, А.П. Мотивация и личность / А.П. Маслоу; перевод с англ. A.M. Татлыбаевой; вступительная статья H.H. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999.- 478 с.

111. Маскаленко, В. К вопросу о физическом воспитании детей / В Маекаленко // Дошкольное воспитание.- 1993.- № 2.- С. 3 6

113. Медведев, В.П. Влияние занятий плаванием на состояние здоровья и адаптационно-защитные механизмы у здоровых и часто болеющих детей дошкольного возраста// Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Киев, 1989.- 23 с.

114. Мухин, В.Н. Плавание здоровье детей / В.Н. Мухин, Ю.И. Рады-гин. Киев: Здоровье, 1988. - 61 с.

115. Мухина, B.C. Возрастная психология: Физиология развития, детство, отрочество: учебник для студентов, вузов / B.C. Мухина.- М.: Академия, 1999.-456 с.

116. Нестеров, В.А. Мотивационно-эмоциональный аспект двигательной активности детей дошкольного возраста: учебное пособие / В.А. Нестеров, И.М. Воротилкина, В.Е. Могилев. Хабаровск: Дв ГАФК. 1998.- 68 с.

117. Нестеров, В.А. Двигательная деятельность и физическое состояние детей и подростков / В.А. Нестеров.- Хабаровск: ДвГАФК, 2001.- 81 с.

118. Никитюк, Б.А. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста (с учетом данных генетики и психологии развития) / Б.А. Никитюк // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №7. - С. 5

119. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2003. - 607 с.

120. Осокина, Т.И. Обучение плаванию в детском саду: книга для воспитателей дет. сада и родителей / Т.И. Осокина, Т.Н. Богина М.: Просвещение, 1991- 159 с.

121. О комплексном развитии физических качеств у детей 3-7 лет в режиме детского сада / В.А. Иванов, А.Я. Райбекас, Т.И. Терешкина и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. - №4. С. 52 -61

122. Петрушко, О. К. здоровью через привычку к здоровому телу / О.К. Петрушко // Дошкольное воспитание.- 1995.- №7.- С. 124-126

123. Петленко, В.П. Валеология человека: Здоровье любовь - красота. В 2 - х кн.; 5 томах. Книга 1 (т. 1, т. 2 и т. 3) / В.П. Петленко.- Спб: Изд. «Петроградский и К», 1998.- 300 с.

124. Петрова, Н.Л. Обучение детей плаванию в раннем возрасте: учебно-методическое пособие / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. М.: Советский спорт, 2006. - 96 с.

125. Пищикова, Н. Игры на воде / Н. Пищикова // Дошкольное воспитание. 2004. - №6. - С. 37-41.

126. Погадаев, Г.И. Физкульт- Ура! Физическая культура дошкольников: Пособие для родителей и воспитателей / Г.И. Погадаев.- М.: Школьная пресса, 2003.- 96 с.

127. Прохорова, И.В. Физическая культура, двигательная активность, здоровый образ жизни / И.В. Прохорова, С.А. Шептикин, С.И. Шаповалов. - Волгоград.: ВГАФК, 1998. 70 с.

128. Протченко, Т.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. Обучение плаванию детей дошкольного возраста: метод, реко-менд. / Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов.- М.: Айрс- пресс, 2003.- 80 с.

129. Прищепа, С. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольников / С. Прищепа // Дошкольная педагогика.- 2004.- № 1.- С. 37- 45

130. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка." 2002.- № 4.- с. 50- 53.

131. Рачкова, Г.М. Закаливание детей раннего возраста / Г.М. Рачкова // ВГАФК. Актуальные проблемы физической культуры и спорта: тезисы докладов областной научно-практической конференции.- Волгоград: ВГАФК, 1996. - С. 63 65

132. Региональные стандарты физического развития и физической подготовленности дошкольников г. Хабаровска: учебно-методическое пособие.-Хабаровск: ДВГАФК, 2000.- 16 с.

133. Решетнева, Г.А. Формирование здорового образа жизни детей в процессе физкультурной деятельности / Г.А. Решетнева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2002.- № 2- с. 56- 59

134. Решетняк, О.В. Особенности организации физического воспитания дошкольников, имеющих задержку психического развития / О.В. Решетняк, Т.А. Банникова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002.-№4.-С. 59-62

135. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов / М.А. Рунова.- М: «Мозайка - Синтез», 2002.- 256 с.

136. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -СПб: Питер, 2002. 720 с.

137. Санеева, JI.A. Корреляционно-регрессивный анализ показателей физического развития и работоспособности детей дошкольного возраста / JI.A. Санеева, Д.Н. Селиверстова. Волгоград: ВГИФК, 1980. - с. 20 - 22

138. Семенов, JI.A. Технология проведения мониторинга состояния физической подготовленности в общеобразовательных учреждениях / JI.A. Семенов, Т.А. Губарева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2003.-№3.- С. 41 -45

139. Сизова, Т. Праздники на воде / Т. Сизова // Дошкольное воспитание. -1993.-№2.-С. 33-37

140. Скрининг тесты и организация методико-педагогического контроля за физическим развитием дошкольников: учебно-методическое пособие / В.Ю. Давыдов, В.Ю. Карпов, М.Н. Карпова и др. - Самара: Издательство СГПУ, 2002.- 148 с.

141. Смирнов, Ю.А. Физическая подготовка старших дошкольников: дифференцированный подход / Смирнов Ю.А., Ржевский Э.Ю. // ВГАФК.

142. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов.- Волгоград: ВГАФК, 2005.- с. 63

143. Солодков, A.C. Физическое и функциональное развитие детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга / A.C. Солодков, Е.М. Есина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1999. - №1. 2. - С. 12 - 15

144. Солодков A.C. О состоянии здоровья детей дошкольного возраста в Санкт-Петербурге / A.C. Солодков, Е.М. Есина // Адаптивная физическая культура.- 2001.- №4 (8). С. 34- 36.

145. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т.И. Ерофеевой.-2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 344 с.

146. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие / Э.Я. Степаненкова.- М.: Академия, 2001.368 с.

147. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учебное пособие / Л.Д. Столяренко.- 6-е изд. -М.: «Академия», 2001.- 368 с.

148. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / Сухарев А.Г.- М.: Медицина, 1991,- 270 с.

149. Таблицы для оценки физического развития детей в возрасте от 1 года до 7 лет.- Краснодар, 1984,- 47 с.

150. Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: методические рекомендации для руководителей и педагогов в ДОУ / Т.А. Тарасова. -М.: ТЦЦСфера, 2005. 176 с.

151. Теория и практика физического воспитания в западноевропейских германоязычных странах.- Челябинск, 1995.- 44 с.

152. Теория и методика физической культуры: учебник / под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина.- 2-е изд., испр.- М.: Советский спорт, 2004.- 464 с.

153. Типовые положения о ДОУ // Дошкольное воспитание.- 1995.- № 10.- С. 2-10

154. Теория и методика физического воспитания: учебник для вузов. В 2-х томах / под ред. Т.Ю. Круцевича, В.Н. Платонова. Киев: Олимпийская литература, 2003. Т.1. - 2003. - 424 с. Т. 2. - 2003. - 392 с.

155. Фарфель, B.C. Управление движением в сорте. М.: Физическая культура и спорт, 1975. - 208 с.

156. Фирсов, З.П. Плавание для всех / З.П. Фирсов. М.: Физическая культура и спорт, 1983. - 63 с.

157. Филиппова, С.О. Мир движений мальчиков и девочек: методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / С.О. Филиппова. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. - 96 с.

158. Филиппова, С.О. Физическая культура дошкольников Санкт Петербурга: проблемы и перспективы / С.О. Филиппова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2000.- № 3.- С. 57 - 63

159. Филиппова, С.О. О проблемах физического совершенствования детей в ДОУ / С.О. Филиппова // Дошкольное воспитание.- 1999.- № 4.- С. 34- 36

160. Филиппова, С.О. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении / С.О. Филиппова // Дошкольное воспитание. 1999. - № 12. - С. 36-38.

161. Фоменко, С. Нетрадиционные методы в воспитании и оздоровлении / С. Фоменко // Дошкольное воспитание. 1993. - №9. - С. 33 - 38

162. Чернышенко, Ю.К. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баладин // Теория и практика физической культуры. 1999. - №4. - С. 54-58

163. Чебатарева, И.В. Плавание в физическом воспитании детей дошкольного возраста: лекции / И.В. Чебатарева.- М.: РГАФК, 1993.- 25 с.

164. Шабашова, О. Оздоровительное плавание в раннем детском возрасте / О. Шабашева // МГАФК. XXIII научная конференция студентов и молодых ученых МГАФК: тезисы докладов. Вып. 8. - Малаховка, МГАФК, 1999. - С. 31-32

165. Шарманова, С.Б. Методические особенности применения общеразвивающих упражнений в физическом воспитании детей младшего дошкольного возраста / С.Б. Шарманова, А.И. Федоров // Адаптивная физическая культура. -2003.-№1.-С. 28-31.

166. Шарманова, С.Б. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста / С.Б. Шарманова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. - №2. - С. 60 - 63

167. Эндоэкология, физическая культура и состояние здоровья дошкольников / С.Н. Андреева, Т.В. Волосникова, А.А. Гнев, и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2003,- № 3.- С. 49 51

168. Яковлева, JI. Физическое развитие экология человека: Работаем по программе «Старт» / Л. Яковлева, Р. Юдина // Дошкольное воспитание. - 1997. -№12. -С. 31 -32

169. Яковлева, Е.М. Эндоэкология, физическая культура и состояние здоровья дошкольников / Е.М. Яковлева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2003.- № 3.- С. 49 51

170. Янкелевич, Е.М. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет / Е.М. Янкелевич.- М.: Физическая культура и спорт, 1999. - 206 с.

171. Apanasenko G. Experimental substantiating quantitative estimation of physical health level // CESS Magazine. 2000. - JVa 6. - Pp. 17-19.

172. Deader S.R., Holland V.V. Влияние окружающей среды на заболеваемость и развитие детей // Медицина окружающей среды: Пер. с англ. / Под ред. А.Е. Беннета questions // J. Pediatr-Psychol. 1994 - V 19 № 5. - P. 525-526. -M.: Медицина, 1981.- С. 179-200.

173. Drotar D. Impact of parental health problems on children: concepts, methods, and unanswered questions // J. Pediatr-Psychol. 1994 - V 19 № 5. - P. 525-526.

174. Campboll S.B. Benaviour problems in preschool children: clinical and developmental issues. New York: Guilford Press, 1990. - 284 p.

175. Lachmann L. Sport und Spiel mit kleinen Leuten. Berlin.: Sportverlag,1971.-S. 9-129.

176. Leila O., Toivo J. Assessment of motor ability of 4- and 5-year-old children // Amer. J. Hum. Biol. -1997. M> 5. - Pp. 659-664.

177. Polnay L. Child health surveillance. New report highlights Value of parental observations // Brit. med. J. 1989. - Vol. 299, N 2, december. - P. 1351-1352

178. Paul Henri Müssen. Child Development personality., 1987. 270 p.

179. Steffens N.C., Bergler R. Erziehung zu selbstverantwortlichem Gesundheitsverhalten // Zentralbl. Hyg. und Umweltmed. 1996. - № 2-4. -S. 288-319.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Курсовая работа

Тема: Плавание как средство оздоровления детей школьного возраста

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Физиологическая характеристика плавания………………………………Физиологическая характеристика отдельных систем организма детей младшего, среднего и старшего школьного возраста………………………….7

1.3. Плавание как средство оздоровления детей школьного возраста. Значение плавания……………………………………………………………….11

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Структура тренировочных циклов…………………………………………15

2.2. Оценки эффективности учебно-тренировочного процесса………………19 2.3. Показатели снижения заболеваемости у детей школьного возраста, занимающихся плаванием………………………………………………………22

2.4. Плавание как средство коррекции нарушения осанки………………...…24

2.5. Медицинский контроль за физическими упражнениями в воде………...25

Заключение………………………………………………………………………26

Список используемой литературы……………………………………………..28

Введение

Плавание возникло в глубокой древности. Находки археологов свидетельствуют о том, что умение плавать воспринималось как жизненно важное в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Греции, Древнем Риме. Плавание использовалось как средство активного отдыха, и как гигиеническая процедура. Также плавание использовали и в разных прикладных целях, включая хозяйственную деятельность на воде, преодоление всевозможных водных преград, как в мирное время, так и в ходе военных действий.


Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.

Специфичность плавания как вида спорта заключается в том, что движения выполняются в водной, необычной для человека, среде. Сила земного притяжения в плавании в значительной степени уравновешена выталкивающей силой воды. Тело человека в воде весит всего 2-3 кг. Уменьшение веса тела в воде намного облегчает работу человека.

Занятия детей плаванием в раннем возрасте благотворно влияют не только на закаливание и укрепление организма, но и на всестороннее развитие физических качеств.

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Эти проблемы неоднократно обсуждались общественностью, специалистами различных сфер деятельности, средствами массовой информации .

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Физиологическая характеристика плавания

Специфичность плавания как вида спорта заключается в том, что движения выполняются в водной, необычной для человека, среде. Сила земного притяжения в плавании в значительной степени уравновешена выталкивающей силой воды. Тело человека в воде весит всего 2-3 кг. Во время вдоха удельный вес тела становится меньше удельного веса воды, на выдохе удельный вес тела плавающего немного больше.


Уменьшение веса тела в воде намного облегчает работу плавающего человека. Но сопротивление воды, значительно превышающее сопротивление воздуха, затрудняет передвижение. Сопротивление воды зависит от скорости плавания: чем она больше, тем больше сопротивление.

Сенсорные системы.

При каждом движении в воде происходит раздражение тактильных рецепторов кожи, нервных окончаний в мышцах и суставах. При плавании во время движения головой раздражаются рецепторы вестибулярной сенсорной системы. Если имеются какие-либо нарушения со стороны вестибулярного аппарата, нельзя заниматься плаванием в связи с возможностью несчастных случаев . Нырнув в воду, человек не ощущает ослабленного в воде действия силы земного тяготения и вследствие этого теряет ориентировку. В процессе тренировки в плавании систематические повторные раздражения рецепторов вестибулярной сенсорной системы ведут к повышению ее функциональной устойчивости. Степень реакций, возникающих при воздействиях на вестибулярный аппарат, постепенно уменьшается.

Расход энергии.

Расход энергии во время плавания больше, чем при циклической работе в других видах спорта. Существуют две основные причины этого: во-первых, преодоление сопротивления воды требует дополнительных мышечных усилий (на 1 м пути расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с той же скоростью), во-вторых, большое количество энергии теряется в виде

1.2. Физиологическая характеристика отдельных систем организма детей младшего, среднего и старшего школьного возраста

Развитие организма детей школьного возраста связано с деятельностью нервной и эндокринной систем. В соответствии с наследственными особенностями развития эти системы обеспечивают управление всеми функциями растущего организма.

Центральная нервная система .

В младшем школьном возрасте нервные процессы характеризуются значительной силой и уравновешенностью, условные рефлексы – достаточно стабильны. Все виды внутреннего торможения проявляются вполне отчетливо. В этом возрасте отмечается недостаточность регулирующих влияний коры головного мозга на подкорковые образования. Это выражается в слабости активного внимания и незначительной сосредоточенности.

В младшем школьном возрасте быстро развивается речевая функция. Обучение чтению и письму способствует совершенствованию второй сигнальной системы. Словесная информация становится более полной, способность к отвлечению, абстрагированию повышается. Совершенствуется способность к полному и точному словесному выражению двигательных ощущений. Физическое воспитание обеспечивает более тонкое взаимодействие сигнальных систем и расширяет влияние речи и мышления на двигательную функцию.

Подростковый возраст проявляется в преобладании процессов возбуждения и в нарушении координации движений. У подростков нередко отмечаются угловатость, неловкость движений. Эти особенности имеют временный характер, но их следует учитывать при дозировании физических нагрузок.

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Структура тренировочных циклов


Плавание является одним из естественных видов двигательной деятельности и представляет собой уникальное средство физического воспитания. Различают плавание оздоровительное, лечебное, статическое, синхронное (художественное) и спортивное.

При разработке программы можно охватить два направления, которые неразрывно связаны между собой: спортивное и лечебное плавание.

К спортивной подготовке допускаются все дети, желающие заниматься плаванием и не имеющие медицинских противопоказаний. Спортивное плавание направлено на обучение детей всеми способами: дельфин, на спине, брасс, кроль, а также стартов и поворотов, на развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей).

Лечебное плавание также решает задачи закаливания организма, укрепления общего физического состояния.

Занятия плаванием способствуют утверждению себя как личности. Ранее боявшийся воды ребенок, преодолевая подсознательное стремление к самосохранению, приобщается к активным действиям в воде и приобретает уверенность в своих силах.

Необходимость создания программы вызвана тем, что практически здоровые дети сегодня составляют 1-5% от всего детского населения. Количество детей с нарушением осанки постоянно растет. Увеличивается частота выявления разных форм сколиоза. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушение осанки затрудняет работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.

Программа по оздоровлению детей может включать в себя два курса:

2.4. Плавание как средство коррекции нарушения осанки

В настоящее время здоровые дети составляют 1-5% от всего детского населения. Количество детей с нарушением осанки постоянно растет. Увеличивается частота выявления разных форм сколиоза. Нарушение осанки затрудняет работу внутренних органов и приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.

Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две проблемы: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения позвоночника и закаливание. Закаливание особенно важно для ослабленных детей, большинство из которых страдает нарушениями осанки.

Наилучший эффект обеспечивает вода температурой не ниже°С. Иначе не достигается желаемый эффект разгрузки позвоночника.

Продолжительная разгрузка позвоночника в воде дает возможность без ущерба выполнять самые разные упражнения, сочетая их с освоенными навыками различных стилей плавания.

Примерная схема занятий для детей 9-10-летнего возраста

Заключение

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на весь организм. Повышается общий тонус организма, увеличивается выносливость, совершенствуются движения, укрепляется нервная систем. Регулярные занятия содействуют росту и укреплению костной ткани.

Изучив данные первой главы, можно сделать вывод, что плавание с оздоровительной целью можно применять в занятиях со здоровыми детьми школьного возраста и, имеющими ослабленное здоровье и низкий уровень физического развития. В результате занятий плаванием на организм человека оказывается разностороннее положительное воздействие. В оздоровительных целях плавание доступно и полезно практически всем возрастным группам.


Методика обучения плаванию детей школьного возраста должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Необходимо руководствоваться такими принципами, как сознательность, систематичность, наглядность, доступность. Принцип возрастания нагрузки и повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.

Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обучении плаванию детей.

Эффективной организационно-технологической основой являются разработанные и экспериментально обоснованные программы круглогодичной физической подготовки детей школьного возраста.

Проанализировав данные второй главы, можно сделать вывод, что комплексное применение методов обучения плаванию, способствует прохождению учебно-тренировочного процесса на высоком уровне.

Список использованной литературы

1. Анохин принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. - М.: Медгиз, 1956.

2. Белиц- Мы учимся плавать. - М.: Просвящение, 1987.

3. Булгакова./ Пособие для инструктора-общественника. - М.: «Физкультура и спорт», 1984.

4. Булгакова и подготовка юных пловцов./Учебное пособие. - М., 2001.

5. Булгакова детей плавать./Учебное пособие. - М., 1977.

6. Васильева человека. - М.: «Физкультура и спорт», 1984.

7., Никитинский детей плаванию./Учебное пособие. – М., 1973.

8. Горбунов дарит здоровье. – М.: «Советский спорт», 1990.

9. Епифанова физическая культура. – М.: «Медицина», 2001.

10.Инясевский К. А., Никитинский пловца./Пособие для тренеров. – Санкт-Петербург, 2000.

11.Карпман медицина./Учебное пособие для институтов. - М.: «Физкультура и спорт», 1980.

12. Ты - сильнее воды. - М.: «Молодая гвардия», 1983.

Плавание как средство оздоровления детей школьного

Возраста

Научный руководитель:

Преподаватель физической

культуры

Сергеев Д.С.

Серпухов

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Плавание как вид двигательной активности и его значение.

1.1. Физиологическая характеристика плавания.

1.2. Влияние занятий плаванием на здоровье детей.

1.3. Значение занятий по плаванию для ребенка школьного возраста.

Глава 2. Методика обучения плаванию детей младшего школьного возраста.

2.1 Средства обучению плаванию.

2.2 Методика построения занятий.

2.3 Система упражнений при обучение плаванию школьников техники спортивных способов плавания.

2.3.1. Обучение кролю на груди.

2.3.2 Обучение кролю на спине.

2.3.3 Обучение брассу.

Заключение

Приложение

Список использованной литературы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Физиологическая характеристика плавания

Специфичность плавания как вида спорта заключается в том, что движения выполняются в водной, необычной для человека, среде. Сила земного притяжения в плавании в значительной степени уравновешена выталкивающей силой воды. Тело человека в воде весит всего 2-3 кг. Во время вдоха удельный вес тела становится меньше удельного веса воды, на выдохе удельный вес тела плавающего немного больше.

Уменьшение веса тела в воде намного облегчает работу плавающего человека. Но сопротивление воды, значительно превышающее сопротивление воздуха, затрудняет передвижение. Сопротивление воды зависит от скорости плавания: чем она больше, тем больше сопротивление.

Сенсорные системы.

При каждом движении в воде происходит раздражение тактильных рецепторов кожи, нервных окончаний в мышцах и суставах. При плавании во время движения головой раздражаются рецепторы вестибулярной сенсорной системы. Если имеются какие-либо нарушения со стороны вестибулярного аппарата, нельзя заниматься плаванием в связи с возможностью несчастных случаев. Нырнув в воду, человек не ощущает ослабленного в воде действия силы земного тяготения и вследствие этого теряет ориентировку. В процессе тренировки в плавании систематические повторные раздражения рецепторов вестибулярной сенсорной системы ведут к повышению ее функциональной устойчивости. Степень реакций, возникающих при воздействиях на вестибулярный аппарат, постепенно уменьшается.



Расход энергии.

Расход энергии во время плавания больше, чем при циклической работе в других видах спорта. Существуют две основные причины этого: во-первых, преодоление сопротивления воды требует дополнительных мышечных усилий (на 1 м пути расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с той же скоростью), во-вторых, большое количество энергии теряется в виде

Влияние занятий плаванием на здоровье детей

Плавание - способ передвижения в воде, это циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка. Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: физическим упражнениям и водной среде. Воздействие воды на организм начинается с кожи. Вода очищает ее, улучшая тем самым ее дыхание и питание. (Кузнецова М.Н. 2007). Давление воды препятствует выполнению вдоха, а при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру. При плавании вырабатывается новый автоматизм дыхания. При этом увеличивается легочная вентиляция и жизненная емкость легких. (Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. 1991г.). Кроме плотности и давления воды существенное влияние на организм оказывает ее теплоемкость. Когда человек находится в воде, его организм излучает тепла на 50-80% больше, чем на воздухе. Благодаря этому у него повышается обмен веществ. Плавание благоприятно влияет на сердечно - сосудистую систему. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца.

При плавании человек находится в состоянии невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела – это создает условия для формирования правильной осанки, отсутствует опасность травмирования опорно-двигательного аппарата. (Кузнецова М.Н. 2007). Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания ребенок лучше засыпает, крепче спит, улучшаются внимание и память. Также плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур. (Махнева М.Д. 2004г.). Гипотеза исследования - предполагается, что занятия плавания влияют на сердечно - сосудистую, дыхательную системы организма детей старшего дошкольного возраста.

Значение занятий по плаванию для ребенка дошкольного возраста

Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.

Движения, при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, и мышцы ребенка находятся, следовательно, в благоприятных условиях. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм, позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени.

Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.

Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Это обусловливает облегченное проникновение инфекции в органы дыхания, способствует возникновению воспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях.

У детей дошкольного возраста еще недостаточно развит тазовый пояс, только начинается окостенение хрящевой ткани. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны, в частности нельзя рекомендовать прыжки в воду с высоты более чем 40-50 см. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаются очень благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конечностей - тазового пояса.

Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и не закончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате часто развивается плоскостопие. Оно может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или неправильным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает - предупредить заболевание плоскостопием.

В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в. качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей, например сколиозов, кифозов (изменения нормальной формы позвоночника), а также тугоподвижности суставов и различных последствий детского паралича - полиомиелита.

В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

Правильное физическое воспитание ребенка немыслимо без закаливания его организма. Самые эффективные средства закаливания - воздух, солнце, вода. Наиболее действенным является закаливание водой. Его легко дифференцировать - по силе и продолжительности благодаря различным способам применения воды необходимой температуры - при обтирании, обливании, купании. Особенно эффективны купание, плавание, так как сочетают в себе воздействие на организм ребенка воды, воздуха, солнечных лучей и сопровождаются движением.

Главное в обучение плаванию - это преодолеть негативное отношение ребенка к воде, адаптировать его к водному пространству. Использовать плавание в бассейне как средство оздоровления и полноценного физического развития ребенка, сочетая основы спортивного плавания с решением задач адаптации, профилактики и оздоравления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАВАНИЕ КАК ФАКТОР ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

В ДОУ

«Вода, у тебя нет вкуса ни цвета, нет запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты не обходима для жизни; ты сама жизнь, ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости у нас вновь начинает бурлить высохшие рудники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете…»

Антуан де Сент – Экзюпери

(французский писатель)

Двигательная активность тесно связана со здоровьем ребенка: движение здоровья влияет друг на друга. Особое место занимает плавание. Плавание – одно из важнейших звеньев воспитания ребенка. Оно содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность сердечно- сосудистой деятельности, дыхательных систем, значительно расширяет возможности опорно – двигательного аппарата.

Этот вид спорта является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Наш сад считается муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 400 городского округа Самара с приоритетным осуществлением физического развития детей. Задача – детского сада приобщение детей к активным занятиям физической культуры и занятиям плаваниям (в частности).

Главное в обучению плаванию – это преодолеть негативное отношение ребенка к воде, адаптировать его к водному пространству. Использовать плавание в бассейне как средство оздоровления и полноценного физического развития ребенка, сочетая основы спортивного плавания с решением задач адаптации, профилактики и оздоровления.

Занятия по плаванию в каждой группе проводятся 2 раза в неделю. Опираясь на свой многолетний опыт работы по обучению детей плаванию, хочу порекомендовать родителям приучать детей к водным процедурам с раннего возраста (1,2 – 2 года). Целесообразно ежедневно утром и вечером умывать ребенку не только лицо и шею, а в дальнейшем надо обтираться до пояса, на сухо растирать тело полотенцем, обтирать прохладной водой стоп и ног.

Если ребенок боится мыться, не спешите, дайте ему тазик с игрушками, затем можно в ванной игру продолжить. Лейте воду на ребенка из лейке начиная с ног.

Система упражнений и игр в обучении дошкольников основано на закономерностях по этапности формирования соответствующих навыков:

Упражнения, знакомящие с сопротивлением воды и способами передвижения по дну;

Упражнения и игры на погружения в воду с головой и открывания глаз в воде;

Упражнения помогающие овладеть выдохом в воду;

Всплывания и лежание на воде;

Скольжение по поверхности;

Овладение движениями рук и ног;

Освоение техники дыхания;

Общая координация движения способом плавания кролем на груди и на спине.

При начальном обучение плаванием, используется исследовательский метод обучения. На занятиях младших группах уровень воды в бассейне подбирается так, чтобы дети свободно могли сидеть в воде, свободно передвигаться по воде. При прикосновение с водой, вода детям попадает в рот, нос, уши, глаза, поэтому важным этапом обучения является освоение водной среды, знакомство с физическими свойствами воды.

Объяснить ребенку, что вода ласковая, добрая, прозрачная (показать игрушки под водой,предложить их достать);
- предложить погладить воду, подвигать руками вверх – вниз, влево – вправо;

Похлопать по воде ладошками;

Постучать по воде кулачками;

Передвигаться по дну на руках, вытянув ноги («Покажи пятки», «Крокодилы»).

При погружении в воду с головой рот ребенка остается открытом, а многие дети пытаются делать вдох в воду. Поэтому целесообразно нужно учить ребенка задерживать дыхание на вдохе и каждый раз напоминать ему. Что при соприкосновением с водой рот должен быть закрыт.

Игры:

Погружаться в воду до подбородка («Островки»);

До уровня носа;

До уровня глаз (« Нос утонул»);

В воде все лицо (« Найди игрушку»);

Проверте открыты ли глаза у ребенка в воде (« Сосчитай сколько игрушек на дне»).

Следующий этап в обучение плаванию – упражнение на дыхание.

Вдох нужно выполнять быстро через рот, выдох – постепенно, полностью через рот и нос.

Плавание – лучшая тренировка дыхательной системы. Ребенок, делая глубокий вдох, действует действия:

Дует на игрушку;

Дует на воду, как на горячий чай;

Выполняет выдох вводу «энергично».

Следующий этап в обучение плаванию – это скольжение «стрелка».

Оттолкнувшись от о дна ногами, просколзить, до противоположного бортика с доской не опуская лица в воду;

Оттолкнувшись от о дна ногами, просколзить, до противоположного бортика с доской опуская лицо в воду.

Скольжение на воде дает разгрузку зон роста позвоночника, снимает напряжение тела, вырабатывается хорошая осанка. Далее отрабатывается скольжение согласования движений ног кролем. Предварительно на разминки (суши) показать как правильно работать ногами: прямые, носки оттянуты, повернуты внутрь, затем приняв горизонтальное положение сначала медленно, а затем быстро и часто выполнять движения ногами кролем.

Работа ногами оказывает укрепляющие воздействие на стопу, предупреждает плоскостопие. Затем учить плавать при помощи ног, рук, согласовывать движение с дыханием, предварительно показать движение рук на суше (« мельница»).

Помните вы рядом Вы пример для ребенка. Сначала выполняете упражнения Вы а затем, после слов « делай, как я, - ребенок. Подбадривайте его, чаще хвалите.

Игры и развлечения в воде способствуют воспитанию смелости, решительности.

Выбирая игры нужно учитывать возраст, количество детей в группе, физическую подготовленность.

Игры на ознакомление со свойствами воды.

Волны и море

Играющие выстраиваются в шеренгу: ноги на ширине плеч, руки опущены в воду. По сигналу выполняют движения обоими руками вправо - влево (пальцы сцеплены) .

Игра для преодоления водобоязни.

Карусель

Встать в круг, взяться за руки. По сигналу начинают движение по кругу со словами: « Еле – еле, еле – еле, закружились карусели, а потом, потом, потом – все бегом, бегом». Играющие пробегают два круга до очередного сигнала: « Тише, тише, не спешите, карусель остановите». Движение по кругу замедляется, и «карусель» останавливается. Игра повторяется с движением в другую сторону.

Игра на погружение с головой в воду и открывание глаз в воде.

Водолазы

Играющие достают игрушки, брошенные на дно бассейна.

Игра с выдохом в воду.

Качели

Играющие, встают по парам спиной друг другу и берут друг друга под руку. Поочередно наклоняясь вперед до положения нагнувшись лицом в воду, они поднимают своих партнеров над водой. В момент опускания лица в воду делают выдох.

Игры на всплывание и лежание на воде.

Поплавок

Играющие, сделав глубокий вдох и задержав дыхание, приседают и, обхватив колени руками, всплывают на поверхность. В этом положении каждый « поплавок» старается продержаться на воде до счета 10.

Медуза

Играющие по команде сделав глубокий вдох и задержав дыхание, приседают под воду и, наклонившись вперед всплывают на поверхность. Тело согнуто в пояснице, руки и ноги полусогнуты и расслабленно опущены вниз.

Игры со скольжением и плаванием.

Стрела

Ведущий и его помощники входят в воду, берут поочередно каждого играющего принявшие положение скольжения, одной рукой за ноги, другой – под живот и подталкивает к противоположному бортику бассейна.

Торпеды

Играющие становятся в шеренгу и по сигналу выполняют скольжение на груди с движением ногами кролем. Выигрывает проплывший большее расстояние.

В конце посещения детского сада дети, которые посещали бассейн не боятся воды, свободно проплывают кролем на груди и на спине в полной координации движений (6 – 8 метров), знают об о всех спортивных способах плавания. В результате дети меньше болеют простудными заболеваниями, улучшение показателей в развитие скоростных, силовой выносливости, а также жизненной емкости легких. К концу посещения детского сада у многих детей снимается диагноз сколиоза и плоскостопия, благодаря занятиям плавания.

Я буду очень рада, если мой опыт по обучению детей плаванию и их выздоровлению на современном этапе в ДОУ поможет молодым инструкторам по плаванию и родителям.


Консультация для родителей

«Влияние плавания на организм ребенка»

Уметь плавать - это прекрасно. Плавание - одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка - содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательных систем, значительно расширяет возможности опорно - двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки детей. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.

Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22-24% массы тела. По строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого. У ребенка мышцы сокращаются медленнее, они более эластичны, этими особенностями объясняется тот факт, что дети быстро утомляются. Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно развитых хорошо к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.

Оздоровительный эффект плавания.

Плавание относится к числу наиболее эффективных средств оздоровления. Оно показано без ограничения практически всем здоровым людям любого возраста. Древнеиндийские философы выделили основные преимущества плавания, которые дают человеку: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту. Купание, плавание, игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма. Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека, начиная с первых месяцев жизни и до старости. Так, известный американский специалист в области оздоровительных технологий, называет плавание вторым (после бега на лыжах) по эффективности видом аэробной нагрузки, который вовлекает в работу все основные мышцы организма человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье представлен учебно - методический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в бассейне. Эта тема всегда была и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и т...

Консультация для воспитателей "Формы двигательной активности как средство оздоровления детей"

В консультации перечислены формы двительной активности. Указываются способы их проведения, какое место в режиме дня занимают....

Кружковая работа, как средство оздоровления детей раннего возраста

Цель программы: Создать благоприятные условия для физического развития и укрепления организма детей раннего возраста.Задачи программы: 1.Развитие общей...