Почему у еврея борух горин русская фамилия. Альманах борух - интервью с борухом гориным

Почему у еврея борух горин русская фамилия. Альманах борух - интервью с борухом гориным
Почему у еврея борух горин русская фамилия. Альманах борух - интервью с борухом гориным
После видеобращения представителя чеченских евреев, поддержавшего Рамзана Кадырова в конфликте вокруг мечети Аль-Акса, "Открытая Россия" решила связаться с главой департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борухом Гориным. Он подробно рассказал Виталию Лапикову о чеченских евреях и ситуации в Иерусалиме, которая заставила их поддержать главу Чечни.

Борух Горин. Фото: личная страница в Facebook

— Кто такие чеченские евреи? Есть ли у этой общины какие-нибудь особенности?

— Чечня особенна тем, что там нет еврейской общины, там нет евреев. Выражение «чеченская община» уже само по себе тянет на сенсацию. Ни в Грозном, ни вокруг нет евреев вообще. Может быть, двух-трех человек мы могли бы пропустить, но социальной общины этнических евреев после чеченских войн там не осталось. Поэтому любые заявления с позиции чеченской еврейской общины фантасмагоричны. У еврейской общины Чечни не может быть позиции по техническим причинам.

— Можно сказать, что человек, которого мы видели на вчерашнем видео — подставное лицо?

— Я с ним лично не знаком, не могу судить, кто это. Он может быть человеком из Пятигорска или из Махачкалы — не знаю. Но кем бы он ни был, он ни в коем случае не может представлять евреев Чечни, во-первых, ввиду отсутствия таковых, а во-вторых, в силу того, что никакой официальной позиции еврейской общины по этому вопросу сформулировано не было. Этот человек не является официальным представителем какой-либо общины, так что это только достойная комментариев позиция отдельного человека.

— То есть мы даже не можем говорить о каком-либо давлении, потому что в Чечне нет полноценной еврейской общины?

— Да, именно так. Не могу судить о том, что двигало именно этим человеком. Но ни на какую чеченскую еврейскую общину давление оказывать невозможно — там нет общины.

— Как к этому отнеслись в российской общине евреев?

— Тут нужно оговорить, что единой позиции по какому-либо вопросу у евреев России быть не может. И не надо путать еврейскую общину с евреями России. Община — это организация со своей структурой, у нее есть или отсутствует позиция. Что касается противостояния на Храмовой горе, то позиция еврейской общины России, по крайней мере Федерации, которую я представляю, очевидна: стрельбу с убийством двух полицейских, между прочим не евреев, осуществили не власти Израиля, а террористы, и представить себе, что в каком-либо общественном месте мира, от Парижа до Москвы, на месте убийства террористами двух полицейских не усиливаются меры безопасности, просто невозможно, это абсурд. Только если речь не идет о странах четвертого мира, где никакого порядка нет. Это касается и закрытия мечети в день теракта, и то же самое касается усиления мер безопасности сейчас. Палестинцы проводят так называемые «дни гнева»: перед входом на Храмовую гору установлены металлоискатели, по-моему, это абсурд. Произошел террористический акт, убиты полицейские, мне кажется, любой разумный человек понимает, что невозможно не усилить меры безопасности. Что касается задержания муфтия, то я знаю, что он был задержан за призыв не подчиняться полиции в самый разгар конфликта. Связывать это с межрелигиозным конфликтом можно только ради провокации. Никакого противостояния религий на самом деле нет. Если бы теракт произошел в универмаге, его бы сразу закрыли. Если бы директор универмага призывал клиентов не расходиться, его бы задержали. Это разумная позиция вне зависимости от вероисповедания. Произойди это в Судане, я бы говорил то же самое.

— Рамзан Кадыров сказал, что никакие решения не должны вредить дружеским отношениям между Чеченской Республикой и Иерусалимом. Действительно ли у Чечни с Иерусалимом дружеские отношения?

— Тут можно подписаться под тезисом, что этим отношениям ничего не должно вредить. Насколько я знаю, Чечня входит в состав Российской Федерации, а отношения Российской Федерации с Израилем находятся на беспрецедентно высоком уровне. Если есть какие-то особые отношения между Чечней и Иерусалимом, то Рамзану Кадырову об этом больше известно.

— А если рассматривать отношения Чечни и Израиля в конфессиональном плане?

— Если говорить о конфессиональном, то мы до последнего времени наблюдали достаточно редкую для взаимоотношений между исламской уммой и еврейской общины ситуацию в Российской Федерации, где арабо-израильский конфликт не оказывал влияния на эти отношения. Достаточно сдержанную позицию занимает российская умма в этом вопросе. Конечно, по разным причинам, в том числе, потому что руководству России хорошо известно, что такое терроризм. Надо отметить, что в последнее время мы стали свидетелями некоего обострения: было соответсвующее заявление верховного муфтия Гайнутдина в так называемый День Аль-Куц, День Иерусалима. Через несколько дней было еще одно заявление одного из муфтиев — это нехорошо. Но назвать это тенденцией сложно, я надеюсь, что все сейчас переведут дух и вернутся к тому, чтобы ни в коем случае не делать из арабо-израильского конфликта межрелигиозный и не вовлекать в него исламские и иудейские общины.

Представитель еврейской общины Чеченской Республики 19 июля опубликовал видеобращение от лица всех евреев Чечни, поддержав позицию главы республики Рамзана Кадырова в конфликте вокруг мечети Аль-Акса в Иерусалиме. У мечети на Храмовой горе 14 июля был совершен теракт, в результате которого погибли двое полицейских. Затем был ограничен доступ к Аль-Аксе, а верховный муфтий Израиля был задержан. Кадыров заявлял, что такие «необдуманные действия» не должны вредить отношениям Чечни и Израиля. Глава Чечни выразил надежду, что в действиях Израильского руководства возобладают разум и желание жить в мире и согласии с исламским миром. Эти слова и поддержали чеченские евреи.

С нового учебного года в школьных расписаниях появятся уроки толерантности. Меж тем объяснить, что означает это понятие, зачастую не под силу даже взрослым. Считается ли Москва толерантным городом? Существует ли национальная еврейская кухня? Какая профессия считается самой еврейской? Об этом и многом другом мы поговорили с руководителем Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России и Председателем правления Еврейского музея и Центра толерантности в Москве Борухом Гориным

В ,

- Борух, по словам авторов инициативы, предполагается, что курс по толерантности будет состоять из нескольких уроков. То есть сначала школа проводит урок в православном храме, потом в исламском центре, потом в Еврейском музее и Центре толерантности и, наконец, в буддистском культурном центре. Пока речь идет только о религии. Как вам такая задумка?

Само слово «толерантность» русскоязычному человеку не очень понятно: прежде всего, потому, что оно почти буква в букву повторяет английское «tolerance», и до конца понять, что же оно означает, весьма затруднительно. Взаимопонимание? Терпение? Мир? Конечно, идея толерантности возникла не вчера. Сам термин существовал давно, но именно после Второй мировой войны толерантность стала главной задачей человечества. Если цивилизованный народ, исходя из своего интеллектуального и технического развития, мог совершить то, что совершила нацистская Германия, понятно, что мир будет существовать точно так же, если в нем не появится новая, если хотите, концепция существования. И эта концепция существования — толерантность. Это не плавильный котел, который где-то работает, а где-то нет. Это не диалог между религиями. Это общественный договор о том, что люди не могут навязывать другим людям свои взгляды, что каждый имеет право на свою систему взглядов, если эти взгляды не опасны для жизни и не нарушают закон.

Борух Горин. Фото: Евгений Птушка / сайт

Да, но ведь речь идет не только о религии. Ведь есть еще женщины, темнокожие, представители сексуальных меньшинств опять же.

Конечно, со временем это стало касаться не только национальных и религиозных различий, но и — к 90-м годам — гендерных, которые сегодня кажутся нам, выросшим в Советском Союзе, по меньшей мере, странными. Например, не совсем понятно, за что борются феминистки. У нас женщины страну поднимали — и во время войны, и после нее. О каком феминизме могла идти речь? Причиной дискриминации действительно может быть все — цвет кожи, вероисповедание, пол. Поэтому США, потом вся Западная Европа, а теперь и весь мир (даже включая некоторые умеренно исламские страны) постепенно отходят от крайностей как раз по причине того, что презираемая всеми толерантность стала движителем современного общества.

Почему Центр толерантности возник именно при Еврейском музее, а не, например, при Музее исламской культуры? Совпадение?

Музей и Центр — разные институции. Музей — это место мемориализации, место изучения истории. Центр толерантности — это место разработки методик, по которым люди должны учиться жить друг с другом. Программы Центра толерантности разрабатываются в первую очередь для школьников и студентов, и проблемы антисемитизма там не рассматриваются. Это о другом: об отношении к инвалидам, к людям с синдромом Дауна или к людям другого цвета кожи. То есть Центр к Музею имеет весьма опосредованное отношение, и тот факт, что находятся одни под одной крышей, скорее, плохо, чем хорошо. Но с другой стороны, к нам каждый день приходят школьники и студенты, и мы видим, как эти ребята, изначально настроенные настороженно к тому, чему их будут учить, через 10–15 минут забывают о том, где они находятся, и начинают говорить о том, что их волнует.

А вы не считаете, что в современном мире само понятие «толерантность» утратило свой первоначальный смысл? И что сейчас меньшинство стало большинством и подавляет его?

Есть сермяжная правда в том, что вы говорите. Мультикультурное общество в принципе несет внутри себя гораздо больше вызовов, чем общество однородное. Однородное общество — это изначально более примитивная форма социального развития. Понятно, что технологии и наличие транспортных связей эту однородность размывают, и, например, в какой-нибудь йеменской деревне, где нет ни транспорта, ни технологий, не может возникнуть разговора о толерантности. Потому что люди там живут по тем же правилам, по которым они жили в XI веке. Только вот в нашем с вами случае невозможно провернуть фарш назад. И навязать правила жизни йеменской деревни в мультикультурном городе невозможно. Говорят, что Западная Европа заигралась в толерантность и теперь имеет погромы на окраинах того же Парижа. Но, позвольте, это от незнания истории. Европейское мультикультурное общество — это наследие империи, с которым ничего невозможно сделать. Если вы завоевываете Алжир, то вы получаете в довесок несколько миллионов алжирцев. Это вы к ним пришли, и теперь это ваши граждане. Россия может вернуться в Московское княжество и жить тогдашним укладом? Не может. Потому что теперь в ней есть Чечня , Татарстан и Дагестан , например. И вопрос заключается в том, что с этим делать. Заметьте, не с ними , а с этим . Геноциды и апартеиды — это путь в никуда, поэтому остается только толерантность — идея, которая вышла через муки кровью. И все разговоры о том, что толерантность не удалась, — неправда. Потому что она удалась по отношению ко всем нам: крестьянам, которые с отменой крепостного права смогли переехать в большие города, евреям, которые смогли вырваться из-за черты оседлости в 20-е годы XX века...

Еврейский музей и Центр толерантности. Фото: Евгений Птушка / сайт

- А вот вы, когда идете по улице, ощущаете на себе враждебные взгляды? Или больше любопытства?

Я выгляжу так, как я выгляжу, с шестнадцати лет. Правда, тогда у меня борода еще не росла. И был период в Москве , когда гопота была ну совершенно разнузданной: могли избить прямо в центре. Но справедливости ради стоит сказать, что это никогда не было связано с национальностью. К концу 90-х этот беспредел закончился, и сегодня Москва — это, безусловно, один из самых толерантных городов в Европе. Если я пройду в таком виде по центру Парижа и по центру Москвы, то разницы не замечу. Но если я пройду по окраинам Парижа и по окраинам Москвы, то очень быстро пойму, что спальные районы Москвы куда более спокойны. Причина в их неоднородности: например, в спальном районе Москвы могут жить вполне обеспеченные люди, молодежь, которая снимает жилье и так далее. В спальных же районах Парижа будут жить исключительно выходцы из Магриба — нищие, обозленные мигранты. И уж оттуда, я, скорее всего, непоколеченным не выйду. То, что Москва де-факто город очень толерантный, — результат разных эпох. В Москве нет социальных и национальных гетто, а спокойствие на улицах очень сильно зависит от социального и национального расслоения. Хорошо это или плохо ли — другой вопрос. Но в результате это привело к тому, что в таком огромном мегаполисе социальных и национальных волнений происходит на порядок меньше, чем в том же Париже или Лондоне.

- Как сложилось, что еврейская община облюбовала именно район Марьиной Рощи?

До 1915 года в больших городах имели право жить только те евреи, которые получили высшее образование. Или, например, купцы первой гильдии и ремесленники. Большинство же евреев без особых заслуг не могли без соответствующей бумажки выехать за пределы черты оседлости (границы территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям, — прим. авт. ). Так они и жили — миллионы людей, скученных в вонючих местечках. Поэтому, когда накануне революции черта оседлости была отменена, в Москву, Петербург и другие города стали массово приезжать евреи. Многие из них стали селиться поближе к землякам. И в 1926 году в Марьиной Роще была построена небольшая деревянная синагога. Это было время огромных возможностей: наука начала двигаться вперед семимильными шагами. За три года люди становились светилами мировой науки! Лев Давидович Ландау, Юлий Борисович Харитон и многие другие выпускники «красных университетов» в 20-е годы фактически на ровном месте создали российскую атомную энергетику и квантовую физику. Потому что было высвобождено главное — мозг людей, их энтузиазм и интеллект. Правда, увы, ненадолго, потому что во время репрессий великая наука стала работать исключительно на военную отрасль. Очередной подъем пришелся на 50–60-е годы, и сегодня мы стали свидетелями того, как и этот запас иссякает.

У меня есть знакомый израильтянин, который очень долго прожил в Москве и сейчас вернулся в Тель-Авив. Так вот, он говорит о том, что еврейское сообщество в Москве, в отличие от тель-авивского, очень ориентировано на бизнес. Действительно столичная деловая площадка настолько крута?

Еврейское сообщество в Москве ориентировано на то, на что ориентировано московское сообщество в целом. Помимо бизнес-сообщества, есть академическое, которое ориентировано на научные поиски и которое сильно зависит от научных возможностей — будь то гуманитарные сферы или точные науки. Московский математик, физик, биолог или любой другой молодой ученый, получая место, например, в кембриджской лаборатории, скорее всего, решит переехать. Потому что там другие возможности для научного роста.

- То есть если выбор встанет между Кембриджем и Новосибирском , у Новосибирска шансов нет?

Почему, есть, если на новом месте финансовый, лабораторный и технический уровни будут соответствовать ожиданиям. То есть если человек ищет лекарство от СПИДа, то он не должен «бомбить» по ночам, чтобы заработать себе на жизнь. Ни один человек не предпочтет работать на другом языке в другой стране. Другое дело, что в России таких возможностей часто нет. Поэтому мы и теряем молодых ученых — и от национальности это не зависит.

Вы часто ездите по России? Насколько крепки связи еврейского сообщества внутри страны? В провинции на ваш внешний вид тоже не реагируют?

Россия делится на разные регионы: в одних социальной напряженности больше, в других — меньше. И дело тут не в расстоянии от Москвы. Многие люди живут без шансов на лучшее будущее, они обозлены. Поэтому, если рядом живут чужие, говорящие на другом языке, выглядящие иначе, носящие другие фамилии, и живут благополучнее, то конфликт будет, это к гадалке не ходи. Как люди могут нормально относиться к азербайджанцам, которые разъезжают на мерседесах, а у них на «шестерку» денег не хватает?

- То есть любая ксенофобия в нашей стране почти всегда имеет под собой экономическую подоплеку?

Тем она и отличается, например, от израильской. То есть нелюбовь израильтян к арабам или арабская ненависть к евреям не экономическая, а политическая и религиозная. И это намного страшнее, потому что это клубок, который невозможно развязать. Россия же, что бы нам ни говорили довольные иерархи разных религий, — страна нерелигиозная. То есть люди приходят в церковь, ставят свечи и пекут куличи на Пасху, будучи при этом фактически нерелигиозными. И именно поэтому никакого религиозного или расового превосходства они не испытывают. Де-факто Россия — это страна, где очень мало людей мононационального происхождения. Все намешено. Все мы учились в школах, и у всех у нас были друзья разных национальностей. Вот почему российский нацизм — это не просто маргинальное явление, а явление, связанное с психическими отклонениями. У меня были столкновения интеллектуального толка с людьми, которые считали себя антисемитами и юдофобами. Мы с ними нормально разговаривали, а потом быстро оказывалось, что они вообще не понимают, о чем толкуют. Они всерьез заявляют о том, что хорошо относятся к нашей общине, но евреев в целом не любят. И это странная история формата «Брата-2». Уровень неглубокий и потому излечимый.

- Как устроена ваша работа с регионами — насколько вся эта история интегрирована в региональный контекст?

В России 198 еврейских общин. В массе своей евреи сконцентрированы в Москве, Петербурге и Новосибирске, но жить могут где угодно — от Калининграда до Владивостока . Разница лишь в том, что московская и петербургская общины — это не коренные москвичи, а в массе своей приехавшие из Баку или из Украины, да и из российских регионов. В других же городах общины укоренены очень давно. Это и потомки сосланных в XIX веке, и оказавшиеся там во времена эвакуации в 1941-42 годах. С одной стороны, они очень вписаны в тамошний культурный слой, с другой — очень укоренены в пространстве. Например, приезжаешь в какой-нибудь городок в Якутии , в котором не то что евреев — русских нет. А мэр города — еврей. Почему? Потому что в советское время он был там главным инженером на градообразующем предприятии, спас его во время перестройки, да там и остался. И он король. Другой пример — врачи. Куда бы ни приехал, главный венеролог области — еврей. Это просто-таки еврейская профессия! (смеется) В таких городах, как Хабаровск и Владивосток , евреем может быть главный прокурор. Потому что они живут там всю жизнь, и родители их, приехавшие в свое время из Биробиджана , тоже там жили. И вот эти люди — настоящие патриоты места. Им уезжать куда-либо противопоказано. Я знаю очень многих людей, которые уехали в Израиль, пожили там два-три года — и вернулись обратно. В первую очередь, из-за ощущения ментального разрыва. Потому что они уже и водку пьют, и без мата разговаривать не могут. Потому что ну как вы на иврите будете матом разговаривать?

- То есть они не сохраняют своих традиций? И, получается, совсем не говорят на иврите?

Совсем. В XIX веке в Германии существовало такое понятие, как «немцы Моисеева закона». Вот все эти люди, о которых я говорю, по своей национальной самоидентификации в первую очередь хабаровчане, потом они, скорее всего, россияне и только потом евреи. Это сгусток людей, в которых присутствуют разные самоидентификации, но они не могут оторвать от себя ни одну из них. Они неприменимы ни в одном другом месте — даже в Москве, не то что в Израиле. Они приезжают в столицу, и им здесь тоскливо. Я знал знал одного советского нефтяника из Тюмени , который со временем стал топ-менеджером «Роснефти». И даже он без Тюмени не может — там у него друзья, баня... В Москву только на переговоры приезжал.

- Что можно посоветовать хозяйкам, которые решили освоить блюда еврейской кухни?

В принципе, если мы говорим о национальной еврейской кухне, то это в большой степени миф. Еврейских национальных кухонь столько же, сколько еврейских диаспор по всему миру. Национальная кухня евреев Алжира отличается от национальной кухни евреев России так же, как национальная кухня Алжира отличается от национальной кухни России. Все, что вы называете еврейской кухней, — форшмак, фаршированная рыба и прочее — это, как правило, молдавские, украинские и польские блюда. Блюда бедноты в основном. Рубленая селедка появляется оттого, что у тебя одна селедка, а ею надо накормить десять ртов. Или фаршированная рыба. Если у вас есть хорошая рыба, вам не нужно ее варить, жарить и пропускать через мясорубку, чтобы она была единой массой.

- А в Москве можно поесть так же, как, например, в Тель-Авиве или в Иерусалиме?

Когда известный ресторатор Аркадий Новиков, еврей по национальности, делал разные рестораны — грузинский, армянский, японский, — на каком-то этапе его спросили: а где же, собственно, еврейский ресторан? На что он ответил, что любой задумке об открытии еврейского ресторана не суждено сбыться. И объяснил почему. Вот приходит японец в хороший японский ресторан. Ест, ему вкусно. Приходит еврей в еврейский ресторан. И говорит: «Нет, ну это разве форшмак? Это разве гефилте-фиш? Вот тетя Броня готовила фаршированную рыбу…» (смеется) . В Москве есть четыре-пять еврейских ресторанов, но ни в одном из них нет того, что вы называете еврейской национальной кухней. Как правило, московские еврейские рестораны направлены на кавказскую культуру. И связано это прежде всего с тем, что огромное количество посетителей этих ресторанов — кавказские евреи из Азербайджана, из Дербента , из Грузии. У них есть культура застолий. Другими словами, это такие же ребята из Тюмени, только из Баку. Они едят только то, что привыкли есть у себя дома, — манты, плов, харчо и прочее. И поэтому еврейские рестораны в большинстве своем не восточноевропейские. Да, в Марьиной Роще есть ресторан «Штетл». Его шеф-повар — белорусский еврей. И он сделает для вас форшмак. Но только при условии, если вы не помните форшмак вашей бабушки.

работает ежедневно, кроме суббот и еврейских праздников.

Чё-то я запутался.

Трамп удивляется после очередного скандала с монструозными конгрессвуменками из демократической партии: как это евреи могут голосовать за демократов. Это либо, говорит, плохая информированность, либо нелояльность.

Нелояльность кому? Ну, очевидно, еврейским интересам. То есть, по сути дела, самый твитанутый президент обвиняет американских евреев в отсутствии двойной лояльности. Примерно, как моя бабушка говорила: ви дос вэт зайн фар ди йидн, как это будет для евреев?

Президент США с менталитетом еврейской бабушки, да ещё и нью-йоркской, это, конечно, немного курьезно. Он, вон, в Данию отказался ехать, потому что зачем встречаться с клиентом, который не хочет продать недвижимость - Гренландию.

Но каким-то невообразимым логическим построением в этой его местечковой тираде объекты тирады таки усмотрели обвинение в двойной лояльности! Как?!

Я, если что, за то, чтобы у человека было много лояльностей - жене, детям, семье, предкам, принципам. Ну и родине, конечно. Какая-то очень многосторонняя лояльность получается, так и мы не одноклеточные.

Отправить

Я помню, когда отдали дело днепропетровского раввина, р. Леви-Ицхака Шнеерсона, я готовил его к публикации в «Лехаиме».

Тогда, кстати, и обнаружилась эта фотография. Там есть ещё и в профиль. Ермолку дорисовали потом. До этого была известна только одна его фотография - глубокого старика. Когда Ребе привезли позднюю фотографию, на обороте он подписал «Мой отец и учитель?». Между ними - около трёх лет. И допросы, и тюрьма, и страшная ссылка в Чиили. Голод, одиночество, страх и тревога за сына в оккупированном Днепропетровске.

Один из основных пунктов обвинения - организация выпечки мацы для евреев Украины. И помощь семьям арестованных. Он пишет в жалобах: «Вы же хотите, чтобы советские люди честно занимались своей работой. Моя работа - раввин, и я честно занимался своим делом». Кого эта чистая логика волновала?

От него требовали имена. И он называл. Возмущённый следователь отмечал: этот умер, этот в Палестине.

Он даже для них был слишком немощным, чтобы пустить в расход. И они выслали его в казахстанскую степь.

У него отобрали всё. Но отобрать Тору у него было невозможно. И ТАМ он писал свой комментарий к ней. Почти до самой смерти.

Сегодня - 75 лет со дня кончины великого праведника рабби Леви-Ицхак Шнеерсона. Пусть его страдания и его праведность будут защитой его народу!


Отправить

В недельной главе Моше передаёт главам колен правила отмены обетов. Надо сказать, что иудаизм к дополнительным ограничениям, добровольно принятым на себя человекам, относится с глухой настороженностью. «Тебе мало того, что запретила Тора?!»

Но почему? Что плохого в аскетизме? Может, наоборот, хорошо пройти эту жизнь, не затронув душу плотскостью?

Есть своя логика в том, что эта тема обсуждается перед входом в Землю Израиля. Впереди пот и кровь, посевы и коммерция. И естественная реакция - оградиться от всего этого, запереться в «духовность».

Вот, кстати, колена Реувена и Гада ровно про то же: «Не переводи нас через Иордан!»

И это не страх и не лень, это, как уже было сказано, естественная реакция «поколения Знания». Заметим, не первый раз именно так они реагируют на светлое будущее «по ту сторону Иордана».
Но, узнав, что они при этом готовы участвовать по необходимости в общем деле народа Израиля, «поспешно выступим впереди сынов Израиля - и приведем их на место, [уготованное] для них», Моше согласился.

Да, твой личный духовный путь важен, ты можешь и должен думать о своей душе, но не за счёт общества! Выполнив свой долг перед своим народом, можешь вернуться к себе. Но не раньше.

Шабат шалом!

Отправить

Неоднозначный персонаж. Если эта читательская характеристика имеет какой-то смысл, то она будто создана для Пинхаса.

Факты, только факты: на глазах у всех в более чем табуированном обществе происходит разврат. Развратник - не кто-нибудь, а глава колена. Все это в пустыне, где Всевышний с ними говорил. Ужасно и страшно: Б-г уже не раз карал народ за подобное. И вот сейчас - мор. А что делать, непонятно. Никому, кроме Пинхаса. Он врывается в шатёр распутного высокопоставленного чиновника, и поражает его копьем. Вполне библейский накал страстей. И мор прекращается. Кажется, те, кому было ужасно и страшно, должны быть благодарны Пинхасу.

Но возникает ряд вопросов. Моисей не знал, что делать, многие другие авторитетные люди замешкались, а этот полез поперёк батьки в пекло. Откуда прыть? Пошушукались и решили: дело в генах - среди его предков были жестокие люди, и парню пролить кровь - как два пальца Черчиллю поднять.

Тогда вмешался Сам. Генетика, говорите? Да, это она, но не туда смотрите. Решительность его была следствием генов деда Аарона-Первосвященника, который искал мира между ссорящимися - так и Пинхас помирил Меня с вами.

История эта - про мотивы. Если ты видишь, что кто-то сделал нечто хорошее, зачем искать плохое, что за этим стоит? Завидуй молча, если сам такого не совершил. Подтягивайся, становись лучше - пусть это будет мотиватором, а не поводом для сплетен.

Шабат шалом!

Отправить

В недельной главе рассказывается о ритуале очищения прахом «рыжей коровы» от скверны, вызванной контактом с мертвым телом.

Абсолютно иррациональный закон. Смерть естественно воспринимается человеком как «запорожье», нечто по ту сторону. Противоположность жизни. Так что многочисленные табу, связанные с ней, естественны. Соприкосновение с трупом - высшая степень духовной нечистоты. И поэтому Моисей побледнел, дойдя до законов этого уровня «тумы», нечистоты. Тогда Г-сподь поведал ему пути очищения. Следует найти абсолютно рыжую корову, двухлетку, которую никогда не использовали в хозяйстве. Таких за всю историю было всего девять. Священник ее забивает, потом тушу сжигают, прах разводят в особом жидком растворе, и окроплением из него в дальнейшем «очищают» от скверны.

Довольно дикий ритуал. Сплошная мистика.

Царь Соломон, что был «мудрее всех людей», оставил такую мысль об этой мицве: «Все [заповеди Торы] постиг я. Но глава о рыжей корове, при том, что вникал я в нее, задавался вопросом о сути ее и доискивался, что же за тем стоит, а мудрости моей должно бы на это хватить, – глава эта осталась для меня непостижимой».

В одном из мидрашей говорится, что Моше был единственным человеком, кому было даровано понимание закона о рыжей корове. «Тебе открою Я смысл этого закона; для всех же прочих он будет непостижимой сутью».

Этот закон - архетип заповеди. Мудрецы говорят, что даже мицвот, вполне постижимые разумом, следует исполнять как закон о рыжей корове. Воля Б-жья. Непостижимая.
И понятно, почему. Любые «смыслы» ограничивают. Надо почитать родителей? Спросите у сестёр Хачатурян!

Герой Жаботинского в «Пятеро» говорит: «…А почему нельзя?”. Уверяю вас, что никакая мощность агитации не сравнится, по разъедающему своему действию с этим вопросом. Нравственное равновесие человека искони держится именно только на том, что есть аксиомы: есть запертые двери с надписью “нельзя”. Просто “нельзя”, без объяснений, аксиомы держатся прочно, и двери заперты, и половицы не проваливаются, и обращение планет вокруг солнца совершается по заведенному порядку. Но поставьте только раз этот вопрос: а почему “нельзя”? – и аксиомы рухнут».

Поэтому только Моше было дано «понимание» смысла закона о рыжей корове. Одному, только одному человеку в истории это знание не повредило бы. Даже для мудрейшего царя Соломона эта дверь должна быть заперта.

Шабат шалом!

Отправить

Глава «Корах», которую мы читаем на этой неделе, рассказывает, соответственно, о Корахе, главе бунтовщиков против Моше и Аарона. И это, как водится, архетип революционера.

Корах образован, родовит, богат. Речи этого аристократа преисполнены призывами к равенству, к справедливости. А хасидские комментаторы находят в них еще и глубокие сущностные смыслы бытия.

И при этом Мидраш утверждает, что за всем этим стоит зависть и личные обиды.

Это прекрасно совмещается, заметим. Глупо и опасно считать, будто на подлости и мерзости готовы только мелкие душонки. Нет, именно с высоты падают особенно низко.

И это великий урок: даже если ты умен и знатен, как кузен Моисея, берегись - зависть и высокомерие разверзнут перед тобой бездну. Как бы красиво и справедливо ни звучали твои доводы.

Шабат шалом!

Отправить

В недельной главе рассказывается о «грехе разведчиков». Посланные Моисеем в Кнаан, чтобы проверить и доложить о состоянии дел там, они проверили и доложили: «Земля эта хороша весьма-весьма», но не взять ее. Не влезай! Убьет!

Алтер Ребе в «Ликутей Тора» объясняет это странное повторение «весьма-весьма» - они понимали, что Святая Земля преисполнена святости, и боялись, что этот повышенный фон Божественной энергии их убьет.

Были, по-своему, правы - история знала и знает прецеденты аварий такого толка. Но плох тот боец, который, изучив опасность, дезертировал, вместо того, чтобы составить соответствующий план победного наступления.

Мы можем, из лучших побуждений, избегать соприкосновения с материей. Так безопаснее. Но это будет дезертирством. В пустыне всё стабильно, однако из нее всегда надо выходить в мир. И делать его домом Божьим. Шабат шалом!

Отправить

В нашей главе сыны Израиля получают заповедь принесения Песаха, пасхальной жертвы «во второй год» выхода из Египта. Хронологически эта заповедь была дана до всех событий, описанных ранее в этой книге Пятикнижия, и Раши объясняет, почему ее задвинуло повествование «на потом» - чтобы не обращать внимание на тот компрометирующий факт, что за все время пребывания в пустыне евреи принесли всего одну пасхальную жертву.

Однако сам же Раши в другом месте комментирует, что вообще-то приносить пасхальную жертву следовало только после вхождения в Землю Израиля, так что «во второй год» было нечто исключительное и одноразовое. Но тогда в чем же «компромат»?

Ребе предлагает замечательный ответ. Нет сомнений, что в пустыне не было обязанности приносить Песах, кроме этого исключительного «второго года». Но и на этот раз не все смогли исполнить уникальную заповедь. И далее Тора нам расскажет, что они с этим не смирились. «Почему мы должны быть лишены?» - заявили они Моше. Да, был форс-мажор. Да, «вынужденность Бог прощает», но «почему мы должны быть лишены?» Заповедь это не только обязанность, но и великий дар Божий человеку. И Бог согласился с их логикой, введя дополнительную возможность Песаха - Песах шени, через месяц после основного, для тех, кто был в пути или в состоянии ритуальной нечистоты в первый Песах.

И следовало бы ожидать, что на следующий год народ опять не согласится так просто с лишением себя этого дара, Божьей заповеди. Что станут просить разрешить принести благодарственную жертву за выход из рабства египетского. Но запросов не поступило, и это компрометирующий факт.

Этот комментарий очень важен для понимания правильного подхода к исполнению заповедей Божьих. Можно быть смиренным рабом Божьим, и это великая ступень. Но намного выше ступень сына, исполняющего волю Отца - с радостью и воодушевлением. Что называется, забегая все дороги.

Шабат шалом!

Отправить

Следите ли вы за историей Кайла Кашува?

Кашув был среди подростков во время очередной американской школьной бойни - в Парклэнде. Полтора года назад. Тогда многие в очередной раз призвали к ограничению ношения оружия, но Кайл, наоборот, стал активным защитником Второй поправки. Так уж получилось, что это часть вообще правой идеологии. То есть - не все защитники права на ношение ультраправые, но все ультраправые активно за.

Вот и у 16-летнего Кайла это было частью идеологии. А дальше весь набор - убивать н-геров, мочить ж-дов.

В общем, моральный кодекс белого супрематиста в США. Но, - какая неожиданность! - Кайл еврей, а его родители эмигрировали до его рождения из Израиля. Бывает.

А вот сейчас 18-летнего Кайла сначала приняли в Гарвард, а потом из-за найденных записей в социальных сетях двухлетней давности университет отменил это решение.

Ах да - Кайл ещё и горячий сторонник Трампа, и, похоже, именно поэтому Гарвард активно изучал его записи.

Очень многие евреи парня активно поддерживают. Мол, это левацкий террор, дайте Кайлу шанс.

А я вот не знаю - по-моему, типичный случай отношений жабы с гадюкой.

Отправить

В недельной главе рассказывается, кто и как переносил в пустыне Святилище. 42 перехода с места на место. Собрать, а потом разобрать довольно монументальное сооружение. И, главное, нести его с собой. Частично - на себе. Ковчег, менора и жертвенник.

Зачем? К чему эти мучения? 40 лет в пустыне - шумною толпой.

Наши учителя находили в этом парадигму существования еврейского народа, народа-скитальца. В этих бесконечных скитаниях был смысл и была тайна. Тайна ковчега. Тора должна осветить весь мир. С этим ковчегом на плечах евреи должны были распространиться «на запад, восток, север и юг». Это - смысл. И это тайна существования - Тора сберегла еврейский народ.

Шабат шалом!

Отправить

Четвертая книга Торы, которую мы начали читать на этой неделе, в талмудической традиции называется “Книгой чисел”, из-за переписей, о которых в ней рассказывается. И уже в самом начале, в первой главе книги, Раши объясняет смысл этих подсчетов: “Постоянно пересчитывает их [сынов Израиля] из-за Своей любви к ним. Он уже сосчитал их, когда они вышли из Египта. Когда же [многие из них] умерли [из-за поклонения золотому] тельцу, Он вновь сосчитал их, чтобы знали число оставшихся [в живых]. [А теперь], когда Он пожелал, чтобы Шхина пребывала с ними, [Он снова] сосчитал их. В первый [день месяца] Нисан было сделано Святилище, а первого ияра сосчитал их”.

Ну, как пересчитывают сокровища. Но, положа руку на сердце, что за сокровище? Из Египта вышли ох какие разные люди: “Ах, какую рыбу подавали в столовках в Египте!” Некоторые из них даже потом сотворили тельца.

Но - “Пересчитай всех”. Речь идет о душах, о незамутненной сути человеческой. И к ней любовь не перебить ничем.

Сотни тысяч людей, но “как один человек с одним сердцем” стояли они у горы Синай. Такая вот арифметика!

Шабат шалом и веселого праздника получения Торы!

Отправить

75 лет назад началась Нормандская операция – союзники высадились на пляжи Нормандии.

Однажды в Англии я жил в необычном месте. В Виндзоре. Гостиница располагается в здании бывшей частной школы для мальчиков. В центре школьного парка памятник “Мальчикам школы, отдавшим свои жизни за свою страну в войну 1914-1918 года”. Ниже – ещё одна табличка: “И тем мальчикам, кто последовал за ними в войну 1939-1945 года”. И списки. Много имён.
Одна школа старой Англии.

В Нью-Йорке от усыпальницы Ребе до могилы моей бабушки по центральной аллее идти совсем недалеко. И вот на этом маленьком отрезке – два захоронения с похожими надписями под именами. 1925-1944, killed in action. Погиб в бою.

Это не военное кладбище, где обычно хоронят погибших солдат. Не захоронения во Франции на участках американских военнослужащих. Это еврейские могилы тех, чьи тела родители привезли домой, чтобы потом лечь рядом со своими мальчиками.

Пусть души их пребывают в райских кущах…

2 сентября Классики-современники Лион Фейхтвангер. Перевод и публикация Льва Миримова


Александр Донат и серия книг «Библиотека Холокоста»

В 1973 году Донат подготовил и опубликовал на русском языке антологию «Неопалимая купина: Еврейские сюжеты в русской поэзии» (Нью‑Йорк, 1973. - 480 с.) - наиболее полный и представительный сборник стихов на эту тему, написанных за три столетия.В 1977 году он стал инициатором создания «Библиотеки Холокоста» - некоммерческой программы для публикации книг, осуждающих преследования и насилие.В консультативный совет серии вошли Эли Визель, Сэм Блох, Хадасса Розензафт и другие. Возглавил совет Александр Донат.

30 августа Книжный разговор Леонид Юниверг, Леон Цвайгенбок


Commentary: Еще раз по поводу еврейской «лояльности». Размышления о дискурсе

Американские евреи не «нелояльны», когда они поворачиваются спиной к Израилю и оскорбляют его друзей и обращаются с ними, как с врагами, и когда они обращаются с его врагами так, будто это наши друзья. Нет, в лучшем случае - в лучшем случае! - мы слепые дураки, не видящие, что лишь поворот исторической судьбы уберег нас от того, чтобы говорить на иврите как на родном языке и ехать в автобусе в сторону, скажем, горы Скопус - в автобусе, который взорвет террорист, увешанный взрывчаткой, или зальет кровью террорист с ножом.

27 августа Книжный разговор

Commentary: Израиль и нелиберальные либералы

При нынешнем, очередном сражении универсалистов и партикуляристов либералы эпохи постмодерна огульно высмеивают западных националистов, выставляя их ксенофобами‑трампистами. Увы, слишком многие националисты сделались ультранационалистами, подтверждая карикатурные представления о себе. В этих воплях тонут более уравновешенные, чуткие к нюансам голоса.

27 августа Книжный разговор Гил Трой. Перевод с английского Светланы Силаковой

Павел Шипилин

Здравствуйте, уважаемый Борух! Я к Вам за консультацией, можно сказать. Человек я православный, но Ваши выступления всегда читаю с интересом. Последнее — в том числе. На мой взгляд, оно слегка тенденциозно, но это Ваш взгляд, а не мой. Но я не о нем, а о комментарии — он первый, в котором человек о Кирилле отзывается пренебрежительно. Уверен, Вы знаете, что Патриарх для православных — не то же самое, что раввин для иудеев. Знаю, что в Израиле в последнее время (а может, и не только в последнее) то и дело сообщается о неблаговидных поступках раввинов или простых харедим. Моему православному нутру это непонятно и неприятно. Я понимаю, что у нас разные традиции. Но мне бы хотелось понимать, с чем или кем можно было бы сравнить нашего Патриарха как символ церкви. Я имею в виду иудейские символы. Уверен, что вы можете мне помочь.

Борух Горин

Думаю, что с хасидским цадиком в восприятии хасидов. Но и у них, конечно, критиков извне хватает. А комментарий безобразный.

Павел Шипилин

Не в нем дело — я к этому привык. Просто у меня иногда возникают споры с друзьями-иудеями, и я чувствую, что мы друг друга не понимаем. Пытаюсь сравнить Кирилла с матерью, но и сам чувствую что это не то. Нарываюсь, разумеется, на еще большее непонимание — разве можно кого бы то ни было сравнивать с матерью? Но мне просто больше ничего не приходит в голову.

Про хасидского цадика попробую найти и почитать. Спасибо.

(Нашел разъяснение в Википедии) Нет, не совсем то. Цадики — это христианские святые. Кирилл — совсем не святой, а может, и не будет им никогда. Он вроде как администратор — занимает должность символа РПЦ.

Борух Горин

Конечно, не совсем то. Но самое похожее. Патриарх ведь не только администратор, но и предстоятель. И даже боговдохновенный.

Павел Шипилин

Борух Горин

А почему не с отцом?

Павел Шипилин

Даже не знаю... Может, Вы и правы. Но все же бывают неполные семьи, так что это не стопроцентное сравнение.

Мать есть мать, с 99-процентным попаданием.

В любом случае, трудно найти аналог в религии.

А помните, как ответили Артемию Лебедеву на его конкурс «Пририсуй рожки патриарху»? Предложили конкурс «Пририсуй рожки маме Темы» с фотографией Толстой. И то, и другое низко, конечно. Но я о том, что это сравнение, оказывается, не только мне в голову приходило.

Борух Горин

Ну, у него просто мама такая известная.

Павел Шипилин

Кстати, Вы не думали над этой проблемой? Я имею в виду, отличия в традициях, которые приводит и к отличию в мировосприятии. Шендерович или Пархоменко часто просто не понимают, о чем говорят. Даже у меня, человека вполне толерантного и старающегося разобраться, их выступления об РПЦ вызывают возмущение. Может, хоть Вы им объясните?

Хотя такие великие ребята вряд ли даже Вас послушают.

Борух Горин

О да! Я и пытаюсь, но в результате добился только того, что ко мне они относятся не лучше, чем к РПЦ.

Павел Шипилин

Мда... Круг замкнулся

PS Имя Боруха Горина стало известно широкой публике после

Донецк, 2 февраля. Журналисты ведущих российских, украинских и западных телекомпаний замерли в ожидании. На сцену выходят вожди ДНР и ЛНР.

Стенограмма « еврейского » отрывка пресс-конференции:

« Захарченко: И еще хочу сказать: что-то я не припоминаю в истории Украины, чтобы казаками правили… ну, не совсем те люди, которые с шашкой никогда в жизни не бегали.

Плотницкий: Ну почему…

Захарченко: Ну, я насчет евреев.

Плотницкий: Да, где-то в « Ютубе » пускай посмотрят, там даже есть песня « Когда еврейское казачество восстало » .

Захарченко: Ну, это далеко не еврейское казачество, это жалкие представители очень большого и великого народа. И уж казаками уж точно не правили. Я думаю, Тарас Бульба неоднократно с Тарасом Шевченко в гробу перевернется от таких вот правителей Украины ».

Стенограмма, конечно, хороша, но это надо видеть . Выражения лиц, мимику, подергивания плечами, улыбочки. Остальное как обычно: деловой костюм на луганчанине, камуфляж с Георгиевскими крестами на дончанине.

Кто-то удивлен? Кто-то верил, что этих непримиримых борцов с Украиной развели исключительно идеи интернационализма? Они, конечно, малость тормозят: на таких рассуждениях хорошо приходить во власть, но потом их стоит скрывать. Можно поучиться этому у комбатов Майдана, заседающих нынче в Раде. Но учится мудрец, а знатоки творчества тарасов особой мудростью не блистают. Ничего, авось кто и подскажет: московским беспристрастным наблюдателям такая риторика несколько затрудняет антифашистский пафос. Однако, боюсь, репутацию ополченцев эти рассуждения уже не испортят.

Но тема хороша! Ее треплют с обеих сторон с самого начала вооруженного противостояния. Не брезгуя и прямыми подлогами. Достаточно вспомнить разоблачительные сюжеты российских телеканалов о еврейском происхождении вождей Майдана. Перлы донецкого предводителя - они оттуда. От глубокой небеспочвенной убежденности, что с еврейской темы можно состричь купоны. Уж как хорошо шли сюжеты про избиения евреев в революционном Киеве, про антисемитский террор в Одессе! Появлялись поручики Киже от еврейских общин - никому не известные « лидеры одесских иудеев » , грозящие чуть ли не вооруженным сопротивлением « бандеровцам » . В свою очередь, и вполне себе настоящий днепропетровский губернатор так нигде и не опроверг телефонные стращания еврейской черной меткой Цареву.

Куда же податься бедным евреям? У еврейских организаций на сей счет ответ готов. К компьютерам - заявлять!

« Евроазиатский еврейский конгресс выражает глубокое возмущение провоцирующими антисемитские настроения высказываниями глав самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик Александра Захарченко и Игоря Плотницкого…

Подобные спекулятивные заявления апеллируют к самим низким человеческим инстинктам…

ЕАЕК решительно осуждает... »

Как пишут в интернетах, ППКС, подписываюсь под каждым словом. Только вопрос: зачем? Зачем еврейские организации « гневно осуждают » ? Ответ я знаю: чтобы привлечь внимание мировой общественности. К чему? Увы, часто - к себе. Потому что в данном конкретном эпизоде антисемитские сентенции паханов вооруженных группировок, как уже было сказано, вряд ли кому-то откроют на них глаза. Если же мониторинг Евроазиатского еврейского конгресса заточен на « не пропустим, не допустим » , то где тогда заявления о героях « Азова » во главе с популярнейшим на Украине комбатом Билецким, горячим защитником Белой Расы и Чистоты Крови? А он сейчас в зените славы, его бы попытаться остановить. Нет? Стало быть, не в мониторинге дело.

ЕАЕК тут лишь архетипичен. Я состою на службе в Федерации еврейских общин России. Еще несколько лет назад и мы « решительно осуждали » « ревизионизм » в Прибалтике и на Украине. Да и родной рассейский тоже.

Но с начала украинских событий, когда стало так трудно отличить фашизм от антифашизма, главной заповедью пресс-служб еврейских организаций, как мне кажется, стало врачебное « не навреди » . Сделай все, чтобы темой не воспользовались люди с автоматами. Получается у нас? Не очень. Община Крыма просит о помощи - главный раввин России приезжает. Значит, « крымнаш » . Президент страны приходит в Еврейский музей на день памяти жертв Холокоста - и все теле компании России транслируют его слова о параллелях между Холокостом и событиями в Донбассе. Так устроен этот мир. Политика - искусство возможного приспособления для своих нужд всего, что можно. Информационная война за симпатии электората, влиятельных общественных кругов началась не сегодня и не закончится завтра. Тема Холокоста и антисемитизма еще не остыла - значит, вокруг нее будут греться.

Еврейские организации не могут существовать в информационном вакууме. Можно только попытаться не лезть по собственному почину впереди планеты всей.

До шестнадцати лет я жил в Одессе. Этот факт биографии оставил неизгладимый след: я и ‎сейчас, прожив большую часть жизни в Москве, ощущаю себя одесситом. В застойные годы моего детства в ‎доме висели мезузы и по всем правилам отмечался Песах. Так что я одесский пасхальный еврей. Как всякий ‎одессит, хорошо устроился: зарабатываю на жизнь любимым времяпрепровождением. Чтением. Много ‎издал, что-то написал, кое-что перевел. Главное событие в жизни - встреча с Любавичским Ребе. Сначала ‎виртуальная, потом материализовавшаяся. Его взгляд на миссию человека, наложившийся на одесскую ‎жовиальность, и сделали меня мной.‎