Ряды динамики. Численность населения в мире по годам Ежегодный прирост населения земли

Ряды динамики. Численность населения в мире по годам Ежегодный прирост населения земли
Ряды динамики. Численность населения в мире по годам Ежегодный прирост населения земли

Темпы роста − это отношение уровней ряда одного периода к другому.

Темпы роста могут быть вычислены как базисные, когда все уровни ряда относятся к уровню одного и того же периода, принятому за базу:

Т р = y i /y 0 − базисный темп роста

и как цепные,- это отношение каждого уровня ряда к уровню предыдущего периода:

Т р = y i /y i-1 − цепной темп роста.

Темпы роста могут быть выражены коэффициентом или процентом.

Базисные темпы роста характеризуют непрерывную линию развития, а цепные − интенсивность развития в каждом отдельном периоде, причём произведение цепных темпов равно темпу базисному. А частное от деления базисных темпов равно промежуточному цепному.

8.3 Прирост и темп прироста. Абсолютное значение 1% прироста.

Различают понятие абсолютного и относительного прироста. Абсолютный прирост вычисляют как разность уровней ряда и выражают в единицах измерения показателей ряда.

Если из последующего уровня вычитается предыдущий, то мы имеем цепной абсолютный прирост:

Если из каждого уровня вычитается один и тот же уровень − базисный, то это базисный абсолютный прирост:

Между цепными и базисными абсолютными приростами существует следующая взаимосвязь: сумма последовательных цепных приростов равна соответствующему базисному приросту, характеризующему общий прирост за весь соответствующий период времени.

Относительную оценку значения абсолютного прироста по сравнению с первоначальным уровнем дают показатели темпа прироста (Т i ). Его определяют двумя способами:

    Как отношение абсолютного прироста (цепного) к предыдущему уровню:

Это цепной темп прироста.

Как отношение базисного абсолютного прироста к базисному уровню:

Это базисный темп прироста.

2 Как разницу между темпом роста и единицей, если темп роста выражен коэффициентом:

Т = Т р -1, или

Т = Т р - 100, если темп роста выражен в процентах.

Темп прироста показывает, на сколько процентов увеличились размеры явления за изучаемый период. Если темп прироста имеет знак минус, то говорят о темпах снижения.

Абсолютное значение 1-го процента прироста равно отношению абсолютного прироста (цепного) к цепному темпу прироста, выраженному в процентах:

А i = 0,01хУ i ;

8.4 Вычисление средних показателей динамики

Средний уровень ряда называется средней хронологической.

Средняя хронологическая − это средняя величина из показателей, изменяющихся во времени.

В интервальном ряду с равными интервалами средний уровень ряда определяется по формуле простой средней арифметической.

Средний уровень ряда в интервальном ряду динамики требует, чтобы было указано, за какой период времени он вычислен (среднемесячный, среднегодовой и т.д.).

Пример 1

Вычислить среднемесячный товарооборот за первый квартал.

Т.к. нам дан интервальный ряд с равными интервалами, применим формулу простой средней арифметической:

Если интервальный ряд имеет разные интервалы , то его вначале нужно привести к ряду с равными интервалами, а затем можно будет использовать формулу простой средней арифметической.

Пример 2 Имеются следующие данные о товарообороте, ден.ед.:

Так как показатели моментных рядов не обладают свойством суммарности, то среднюю нельзя вычислить, применяя формулу простой средней арифметической, в связи с тем, что остатки менялись непрерывно в течение месяца, а данные приводятся на определённый день.

Поэтому мы воспользуемся приближенным методом, основанным на предположении, что изучаемое явление менялось равномерно в течение каждого месяца. Чем короче будет интервал ряда, тем меньше ошибка будет допущена при использовании этого допущения.

Получим формулу:

Эта формула применяется для вычисления среднего уровня в моментных рядах с равными интервалами.

Пример 3 Имеются данные об остатках строительных материалов на начало месяца, ден. ед.:

Определить средний остаток за 1-й квартал.

.

Если интервалы в моментных рядах не равны , то средний уровень ряда вычисляется по формуле:

где - средний уровень в интервалах между датами,

t - период времени (интервал ряда)

Пример 4 Имеются данные об остатках сырья и материалов, ден. ед

Найти среднемесячные остатки сырья и материалов за первое полугодие.

Применяем формулу:

Средний абсолютный прирост вычисляется двумя способами:

1 Как средняя арифметическая простая годовых (цепных) приростов, т.е.

2 Как частное от деления базисного прироста к числу периодов:

Расчет среднего абсолютного значения 1% прироста за несколько лет производится по формуле простой средней арифметической:

При вычислении среднегодового темпа роста нельзя применять простую среднюю арифметическую, т.к. сумма годовых темпов не будет иметь смысла. В этом случае применяют среднюю геометрическую, т.е.:

где Тр i − годовые цепные темпы роста;

n − число темпов.

Поскольку произведение цепных темпов равно темпу базисному, то средний темп роста может быть рассчитан следующим образом:

Error: Reference source not found

При расчёте по этой формуле не обязательно знать годовые темпы роста. Величина среднего темпа будет зависеть от соотношения начального и конечного уровня ряда.

Пример 5 Номинальная заработная плата работников народного хозяйства Республики Беларусь характеризуется данными, представленными в таблице 1.

Таблица 1 – Номинальная заработная плата работников народного хозяйства Республике Беларусь

Для анализа динамики заработной платы определить:

    среднегодовой размер заработной платы за 8 лет;

    ежегодные и базисные абсолютные приросты, темпы роста и прироста заработной платы;

    абсолютное значение 1% прироста;

    среднегодовой абсолютный прирост;

    среднегодовой темп роста и среднегодовой темп прироста;

    среднее значение 1% прироста.

Результаты представить в таблице, сделать выводы.

Решение

1 Среднегодовой размер заработной платы определим по формуле средней арифметической простой

2 Ежегодный (цепной) абсолютный прирост () определим по формуле

где ,– значение показателя соответственно в-м периоде и предшествующем ему.

Например, для 2005 года тыс. р., т. е. заработная плата в 2005 году по сравнению с 2004 годом выросла на 64,1 тыс. р.; для 2006 годатыс. р. и т. д.

Базисный абсолютный прирост () определим по формуле

где ,– значение показателя соответственно в-м и базисном (2004 год) периоде.

Например, для 2005 года тыс. р.; для 2006 годатыс. р., т. е. заработная плата в 2006 году по сравнению с 2004 годом увеличилась на 130,3 тыс. р. и т. д.

Цепной темп роста определим по формуле

Например, для 2005 года , т. е. заработная плата в 2001 году по сравнению с 2004 годом выросла на 108,8%; для 2006 годаи т. д.

Базисный темп роста определим по формуле

Например, для 2001 года ; для 2002 года, т. е. заработная плата в 2002 году по сравнению с 2000 годом выросла на 221,2% и т. д.

Темп прироста найдем по формуле

Так, цепной темп прироста

за 2005 год: ;

за 2006 год: .

Базисный темп прироста

за 2005 год: ;

за 2006 год: .

3 Абсолютное значение 1% прироста () найдем по формуле

Этот показатель можно также вычислить как одну сотую часть предыдущего уровня:

Например, для 2005 года тыс. р.; для 2006 годатыс. р.

Расчеты показателей по пунктам 1, 2, 3 оформим в таблице 2

Таблица 2 – Показатели динамики заработной платы за 2004-2011 гг.

заработной платы,

Абсолютный прирост, тыс. р.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютное значение 1% прироста, тыс.р.

базисный

базисный

базисный

Ряды динамики — это ряды статистических показателей, характеризующих развитие явлений природы и общества во времени. Публикуемые Госкомстатом России статистические сборники содержат большое количество рядов динамики в табличной форме. Ряды динамики позволяют выявить закономерности развития изучаемых явлений.

Ряды динамики содержат два вида показателей. Показатели времени (годы, кварталы, месяцы и др.) или моменты времени (на начало года, на начало каждого месяца и т.п.). Показатели уровней ряда . Показатели уровней рядов динамики могут быть выражены абсолютными величинами (производство продукта в тоннах или рублях), относительными величинами (удельный вес городского населения в %) и средними величинами (средняя заработная плата работников отрасли по годам и т. п.). В ряд динамики содержит два столбца или две строки.

Правильное построение рядов динамики предполагает выполнение ряда требований:
  1. все показатели ряда динамики должны быть научно обоснованными, достоверными;
  2. показатели ряда динамики должны быть сопоставимы по времени, т.е. должны быть исчислены за одинаковые периоды времени или на одинаковые даты;
  3. показатели ряда динамики должны быть сопоставимы по территории;
  4. показатели ряда динамики должны быть сопоставимы по содержанию, т.е. исчислены по единой методологии, одинаковым способом;
  5. показатели ряда динамики должны быть сопоставимы по кругу учитываемых хозяйств. Все показатели ряда динамики должны быть приведены в одних и тех же единицах измерения.

Статистические показатели могут характеризовать либо результаты изучаемого процесса за период времени, либо состояние изучаемого явления на определенный момент времени, т.е. показатели могут быть интервальными (периодическими) и моментными. Соответственно первоначально ряды динамики могут быть либо интервальными, либо моментными. Моментные ряды динамики в свою очередь могут быть с равными и неравными промежутками времени.

Первоначальные ряды динамики могут быть преобразованы в ряд средних величин и ряд относительных величин (цепной и базисный). Такие ряды динамики называют производными рядами динамики.

Методика расчета среднего уровня в рядах динамики различна, обусловлена видом ряда динамики. На примерах рассмотрим виды рядов динамики и формулы для расчета среднего уровня.

Интервальные ряды динамики

Уровни интервального ряда характеризуют результат изучаемого процесса за период времени: производство или реализация продукции (за год, квартал, месяц и др. периоды), число принятых на работу, число родившихся и.т.п. Уровни интервального ряда можно суммировать. При этом получаем такой же показатель за более длительные интервалы времени.

Средний уровень в интервальных рядах динамики () исчисляется по формуле простой:

  • y — уровни ряда (y 1 , y 2 ,...,y n ),
  • n — число периодов (число уровней ряда).

Рассмотрим методику расчета среднего уровня интервального ряда динамики на примере данных о продаже сахара в России.

Продано сахара, тыс. тонн

Это среднегодовой объем реализации сахара населению России за 1994-1996 гг. Всего за три года было продано 8137 тыс.тонн сахара.

Моментные ряды динамики

Уровни моментных рядов динамики характеризуют состояние изучаемого явления на определенные моменты времени. Каждый последующий уровень включает в себя полностью или частично предыдущий показатель. Так, например, число работников на 1 апреля 1999 г. полностью или частично включает число работников на 1 марта.

Если сложить эти показатели, то получим повторный счет тех работников, которые работали в течение всего месяца. Полученная сумма экономического содержания не имеет, это расчетный показатель.

В моментных рядах динамики с равными интервалами времени средний уровень ряда исчисляется по формуле :

  • y -уровни моментного ряда;
  • n -число моментов (уровней ряда);
  • n — 1 — число периодов времени (лет, кварталов, месяцев).

Рассмотрим методику такого расчета по следующим данным о списочной численности работников предприятия за 1 квартал.

Необходимо вычислить средний уровень ряда динамики, в данном примере — предприятия:

Расчет выполнен по формуле средней хронологической. Средняя списочная численность работников предприятия за 1 квартал составила 155 человек. В знаменателе — 3 месяца в квартале, а в числителе (465) — это расчетное число, экономического содержания не имеет. В подавляющем числе экономических расчетов месяцы, независимо от числа календарных дней, считаются равными.

В моментных рядах динамики с неравными интервалами времени средний уровень ряда исчисляется по формуле средней арифметической взвешенной. В качестве весов средней принимается продолжительность времени (t- дни, месяцы). Выполним расчет по этой формуле.

Списочная численность работников предприятия за октябрь такова: на 1 октября — 200 человек, 7 октября принято 15 человек, 12 октября уволен 1 человек, 21 октября принято 10 человек и до конца месяца приема и увольнения работников не было. Эту информацию можно представить в следующем виде:

При определении среднего уровня ряда надо учесть продолжительность периодов между датами, т. е. применять :

В данной формуле числитель () имеет экономическое содержание. В приведенном примере числитель (6665 человеко-дней) — это работников предприятия за октябрь. В знаменателе (31 день) — календарное число дней в месяце.

В тех случаях, когда имеем моментный ряд динамики с неравными интервалами времени, а конкретные даты изменения показателя неизвестны исследователю, то сначала надо вычислить среднюю величину () для каждого интервала времени по формуле средней арифметической простой, а затем вычислить средний уровень для всего ряда динамики, взвесив исчисленные средние величины продолжительностью соответствующего интервала времени . Формулы имеют следующий вид:

Рассмотренные выше ряды динамики состоят из абсолютных показателей, получаемых в результате статистических наблюдений. Построенные первоначально ряды динамики абсолютных показателей могут быть преобразованы в ряды производные: ряды средних величин и ряды относительных величин. Ряды относительных величин могут быть цепные (в % к предыдущему периоду) и базисные (в % к начальному периоду, принятому за базу сравнения — 100%). Расчет среднего уровня в производных рядах динамики выполняется по другим формулам.

Ряд средних величин

Сначала преобразуем приведенный выше моментный ряд динамики с равными интервалами времени в ряд средних величин. Для этого вычислим среднюю списочную численность работников предприятия за каждый месяц, как среднюю из показателей на начало и конец месяца(): за январь (150+145):2=147,5; за февраль (145+162):2 = 153,5; за март (162+166):2 = 164.

Представим это в табличной форме.

Средний уровень в производных рядах средних величин рассчитывается по формуле :

Заметим, что средняя списочная численность работников предприятия за 1 квартал, вычисленная по формуле средней хронологической на базе данных на 1 число каждого месяца и по средней арифметической — по данным производного ряда — равны между собой, т.е. 155 человек. Сравнение расчетов позволяет понять, почему в формуле средней хронологической начальный и конечный уровни ряда берутся в половинном размере, а все промежуточные уровни берутся в полном размере.

Ряды средних величин, производные от моментных или интервальных рядов динамики, не следует смешивать с рядами динамики, в которых уровни выражены средней величиной. Например, средняя урожайность пшеницы по годам, средняя заработная плата и т.д.

Ряды относительных величин

В экономической практике очень широко используют ряды . Практически любой первоначальный ряд динамики можно преобразовать в ряд относительных величин. По сути преобразование означает замену абсолютных показателей ряда относительными величинами динамики.

Средний уровень ряда в относительных рядах динамики называется среднегодовым темпом роста. Методы его расчета и анализа рассмотрены ниже.

Анализ рядов динамики

Для обоснованной оценки развития явлений во времени необходимо исчислить аналитические показатели: абсолютный прирост, коэффициент роста, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста.

В таблице приведен цифровой пример, а ниже даны формулы расчета и экономическая интерпретация показателей.

Анализ динамики производства продукта "A" по предприятию за 1994-1998 гг.

Произведено,
тыс. т.

Абсолютные
приросты,

Коэффициенты роста

Темпы
роста, %

Темпы прироста, %

Значение 1% при-роста, тыс. т.

базис-ные

базис-ные

базис-ные

базис-ные

3 4 5 6 7 8 9 10 11

Абсолютные приросты (Δy ) показывают, на сколько единиц изменился последующий уровень ряда по сравнению с предыдущим (гр.3. — цепные абсолютные приросты) или по сравнению с начальным уровнем (гр.4. — базисные абсолютные приросты). Формулы расчета можно записать следующим образом:

При уменьшении абсолютных значений ряда будет соответственно "уменьшение", "снижение".

Показатели абсолютного прироста свидетельствуют о том, что, например, в 1998 г. производство продукта "А" увеличилось по сравнению с 1997 г. на 4 тыс. т, а по сравнению с 1994 г. — на 34 тыс. т.; по остальным годам см. табл. 11.5 гр. 3 и 4.

Коэффициент роста показывает, во сколько раз изменился уровень ряда по сравнению с предыдущим (гр.5 — цепные коэффициенты роста или снижения) или по сравнению с начальным уровнем (гр.6 — базисные коэффициенты роста или снижения). Формулы расчета можно записать следующим образом:

Темпы роста показывают, сколько процентов составляет последующий уровень ряда по сравнению с предыдущим (гр.7 — цепные темпы роста) или по сравнению с начальным уровнем (гр.8 — базисные темпы роста). Формулы расчета можно записать следующим образом:

Так, например, в 1997 г. объем производства продукта "А" по сравнению с 1996 г. составил 105,5 % (

Темпы прироста показывают, на сколько процентов увеличился уровень отчетного периода по сравнению с предыдущим (гр.9- цепные темпы прироста) или по сравнению с начальным уровнем (гр.10- базисные темпы прироста). Формулы расчета можно записать следующим образом:

Т пр = Т р - 100% или Т пр = абсолютный прирост / уровень предшествующего периода * 100%

Так, например, в 1996 г. по сравнению с 1995 г. продукта "А" произведено больше на 3,8 % (103,8 %- 100%) или (8:210)х100%, а по сравнению с 1994 г. — на 9% (109% — 100%).

Если абсолютные уровни в ряду уменьшаются, то темп будет меньше 100% и соответственно будет темп снижения (темп прироста со знаком минус).

Абсолютное значение 1% прироста (гр. 11) показывает, сколько единиц надо произвести в данном периоде, чтобы уровень предыдущего периода возрос на 1 %. В нашем примере, в 1995 г. надо было произвести 2,0 тыс. т., а в 1998 г. — 2,3 тыс. т., т.е. значительно больше.

Определить величину абсолютного значения 1% прироста можно двумя способами:

  • уровень предшествующего периода разделить на 100;
  • цепные абсолютные приросты разделить на соответствующие цепные темпы прироста.

Абсолютное значение 1% прироста =

В динамике, особенно за длительный период, важен совместный анализ темпов прироста с содержанием каждого процента прироста или снижения.

Заметим, что рассмотренная методика анализа рядов динамики применима как для рядов динамики, уровни которых выражены абсолютными величинами (т, тыс. руб., число работников и т.д.), так и для рядов динамики, уровни которых выражены относительными показателями (% брака, % зольности угля и др.) или средними величинами (средняя урожайность в ц/га, средняя заработная плата и т.п.).

Наряду с рассмотренными аналитическими показателями, исчисляемыми за каждый год в сравнении с предшествующим или начальным уровнем, при анализе рядов динамики необходимо исчислить средние за период аналитические показатели: средний уровень ряда, средний годовой абсолютный прирост (уменьшение) и средний годовой темп роста и темп прироста.

Методы расчета среднего уровня ряда динамики были рассмотрены выше. В рассматриваемом нами интервальном ряду динамики средний уровень ряда исчисляется по формуле простой:

Среднегодовой объем производства продукта за 1994- 1998 гг. составил 218,4 тыс. т.

Среднегодовой абсолютный прирост исчисляется также по формуле средней арифметической простой:

Ежегодные абсолютные приросты изменялись по годам от 4 до 12 тыс.т (см.гр.3), а среднегодовой прирост производства за период 1995 — 1998 гг. составил 8,5 тыс. т.

Методы расчета среднего темпа роста и среднего темпа прироста требуют более подробного рассмотрения. Рассмотрим их на примере приведенных в таблице годовых показателей уровня ряда.

Средний годовой темп роста и средний годовой темп прироста

Прежде всего отметим, что приведенные в таблице темпы роста (гр.7 и 8) являются рядами динамики относительных величин — производными от интервального ряда динамики (гр.2). Ежегодные темпы роста (гр.7) изменяются по годам (105%; 103,8%; 105,5%; 101,7%). Как вычислить среднюю величину из ежегодных темпов роста? Эта величина называется среднегодовым темпом роста.

Среднегодовой темп роста исчисляется в следующей последовательности:

Среднегодовой темп прироста ( определяется путем вычитания из темпа роста 100%.

Среднегодовой коэффициент роста (снижения) по формулам средней геометрической может быть исчислен двумя способами:

1) на базе абсолютных показателей ряда динамики по формуле:

  • n — число уровней;
  • n — 1 — число лет в период;

2) на базе ежегодных коэффициентов роста по формуле

  • m — число коэффициентов.

Результаты расчета по формулам равны, так как в обеих формулах показатель степени — число лет в периоде, в течение которого происходило изменение. А подкоренное выражение — это коэффициент роста показателя за весь период времени (см. табл. 11.5, гр.6, по строке за 1998 г.).

Среднегодовой темп роста равен

Среднегодовой темп прироста определяется путем вычитания из среднегодового темпа роста 100%. В нашем примере среднегодовой темп прироста равен

Следовательно, за период 1995 — 1998 гг. объем производства продукта "А" в среднем за год возрастал на 4,0%. Ежегодные темпы прироста колебались от 1,7% в 1998 г. до 5,5% в 1997 г. (за каждый год темпы прироста см. в табл. 11.5, гр. 9).

Среднегодовой темп роста (прироста) позволяет сравнивать динамику развития взаимосвязанных явлений за длительный период времени (например, среднегодовые темпы роста численности работающих по отраслям экономики, объема производства продукции и др.), сравнивать динамику какого-либо явления по разным странам, исследовать динамику какого-либо явления по периодам исторического развития страны.

Анализ сезонных колебаний

Изучение сезонных колебаний проводится с целью выявления закономерно повторяющихся различий в уровне рядов динамики в зависимости от времени года. Так, например, реализация сахара населению в летний период значительно возрастает в связи с консервированием фруктов и ягод. Потребность в рабочей силе в сельскохозяйственном производстве различна в зависимости от времени года. Задача статистики состоит в том, чтобы измерить сезонные различия в уровне показателей, а чтобы выявленные сезонные различия были закономерными (а не случайными) необходимо строить анализ на базе данных за несколько лет, по крайней мере не менее чем за три года. В табл. 11.6 приведены исходные данные и методика анализа сезонных колебаний методом простой средней арифметической.

Средняя величина за каждый месяц исчисляется по формуле средней арифметической простой. Например, за январь 2202 = (2106 +2252 +2249):3.

Индекс сезонности (табл. 11.5 гр.7.) исчисляется путем деления средних величин за каждый месяц на общую среднюю месячную величину, принятую за 100%. Средняя месячная за весь период может быть исчислена путем деления общего расхода горючего за три года на 36 месяцев (1188082 т: 36 = 3280 т) или путем деления на 12 суммы средних месячных, т.е. суммарного итога по гр. 6 (2022 + 2157 + 2464 и т.д. + 2870) : 12.

Таблица 11.6 Сезонные колебания потребления горючего в сельскохозяйственных предприятиях района за 3 года

Расход горючего, тонн

Сумма за 3 года, т (2+3+4)

Средняя месячная за 3 года, т

Индекс сезонности,

Сентябрь

Рис. 11.1. Сезонные колебания потребления горючего в сельскохозяйственных предприятиях за 3 года.

Для наглядности на основе индексов сезонности строится график сезонной волны (рис. 11.1). По оси абсцисс располагают месяцы, а по оси ординат — индексы сезонности в процентах (табл. 11.6, гр.7). Общая средняя месячная за все годы располагается на уровне 100%, а средние месячные индексы сезонности в виде точек наносят на поле графика в соответствии с принятым масштабом по оси ординат.

Точки соединяют между собой плавной ломаной линией.

В приведенном примере годовые объемы расхода горючего различаются незначительно. Если же в ряду динамики наряду с сезонными колебаниями имеется ярко выраженная тенденция роста (снижения), т.е. уровни в каждом последующем году систематически значительно возрастают (уменьшаются) по сравнению с уровнями предыдущего года, то более достоверные данные о размерах сезонности получим следующим образом:

  1. для каждого года вычислим среднюю месячную величину;
  2. исчислим индексы сезонности за каждый год путем деления данных за каждый месяц на среднюю месячную величину за этот год и умножения на 100%;
  3. за весь период исчислим средние индексы сезонности по формуле средней арифметической простой из исчисленных за каждый год месячных индексов сезонности. Так, например, за январь средний индекс сезонности получим, если сложим январские значения индексов сезонности за все годы (допустим за три года) и разделим на число лет, т.е. на три. Аналогично исчислим за каждый месяц средние индексы сезонности.

Переход за каждый год от абсолютных месячных значений показателей к индексам сезонности позволяет устранить тенденцию роста (снижения) в ряду динамики и более точно измерить сезонные колебания.

В условиях рынка при заключении договоров на поставку различной продукции (сырья, материалов, электроэнергии, товаров) необходимо располагать информацией о сезонных потребностях в средствах производства, о спросе населения на отдельные виды товаров. Результаты исследования сезонных колебаний важны для эффективного управления экономическими процессами.

Приведение рядов динамики к одинаковому основанию

В экономической практике часто возникает необходимость сравнения между собой нескольких рядов динамики (например, показатели динамики производства электроэнергии, производства зерна, продажи легковых автомобилей и др.). Для этого нужно преобразовать абсолютные показатели сравниваемых рядов динамики в производные ряды относительных базисных величин, приняв показатели какого-либо одного года за единицу или за 100%.Такое преобразование нескольких рядов динамики называется приведением их к одинаковому основанию. Теоретически за базу сравнения может быть принят абсолютный уровень любого года, но в экономических исследованиях для базы сравнения надо выбирать период, имеющий определенное экономическое или историческое значение в развитии явлений. В настоящее время за базу сравнения целесообразно принять, например, уровень 1990 г.

Методы выравнивания рядов динамики

Для исследования закономерности (тенденции) развития изучаемого явления необходимы данные за длительный период времени. Тенденцию развития конкретного явления определяет основной фактор. Но наряду с действием основного фактора в экономике на развитие явления оказывают прямое или косвенное влияние множество других факторов, случайных, разовых или периодически повторяющихся (годы, благоприятные для сельского хозяйства, засушливые и т.п.). Практически все ряды динамики экономических показателей на графике имеют форму кривой, ломаной линии с подъемами и снижениями. Во многих случаях по фактическим данным ряда динамики и по графику трудно определить даже общую тенденцию развития. Но статистика должна не только определить общую тенденцию развития явления (рост или снижение), но и дать количественные (цифровые) характеристики развития.

Тенденции развития явлений изучают методами выравнивания рядов динамики:
  • Метод укрупнения интервалов
  • Метод скользящей средней

В табл. 11.7 (гр. 2) приведены фактические данные о производстве зерна в России за 1981- 1992 гг. (во всех категориях хозяйств, в весе после доработки) и расчеты по выравниванию этого ряда тремя методами.

Метод укрупнения интервалов времени (гр. 3).

Учитывая, что ряд динамики небольшой, интервалы взяты трехлетние и для каждого интервала исчислены средние. Среднегодовой объем производства зерна по трехлетним периодам исчислен по формуле средней арифметической простой и отнесен к среднему году соответствующего периода. Так, например, за первые три года (1981 — 1983 гг.) средняя записана против 1982 г.: (73,8+ 98,0+104,3) : 3= 92,0 (млн. т). За следующий трехлетний период (1984 — 1986 гг.) средняя (85,1 +98,6+ 107,5) : 3= 97,1 млн. т записана против 1985 г.

За остальные периоды результаты расчета в гр. 3.

Приведенные в гр. 3 показатели среднегодового объема производства зерна в России свидетельствуют о закономерном увеличении производства зерна в России за период 1981 — 1992 гг.

Метод скользящей средней

Метод скользящей средней (см. гр. 4 и 5) также основан на исчислении средних величин за укрупненные периоды времени. Цель та же — абстрагироваться от влияния случайных факторов, взаимопогасить их влияние в отдельные годы. Но метод расчета другой.

В приведенном примере исчислены пятизвенные (по пятилетним периодам) скользящие средние и отнесены к серединному году в соответствующем пятилетнем периоде. Так, за первые пять лет (1981-1985 гг.) по формуле средней арифметической простой исчислен среднегодовой объем производства зерна и записан в табл. 11.7 против 1983 г.(73,8+ 98,0+ 104,3+ 85,1+ 98,6): 5= 92,0 млн. т; за второй пятилетний период (1982 — 1986 гг.) результат записан против 1984 г. (98,0 + 104,3 +85,1 + 98,6 + 107,5):5 =493,5:5 = 98,7 млн. т.

За последующие пятилетние периоды расчет производится аналогичным способом путем исключения начального года и прибавления следующего за пятилетним периодом года и деления полученной суммы на пять. При этом методе концы ряда остаются пустыми.

Какой продолжительности должны быть периоды времени? Три, пять, десять лет? Вопрос решает исследователь. В принципе, чем больше период, тем больше происходит сглаживание. Но надо учитывать длину ряда динамики; не забывать, что метод скользящей средней оставляет срезанные концы выравненного ряда; учитывать этапы развития, например, в нашей стране долгие годы социально-экономическое развитие планировалось и соответственно анализировалось по пятилеткам.

Таблица 11.7 Выравнивание данных о производстве зерна в России за 1981 — 1992 гг.

Произведено, млн. т

Средняя за
3 года,
млн. т

Скользящая сумма за 5 лет, млн. т

Расчетные показатели

Метод аналитического выравнивания

Метод аналитического выравнивания (гр.6 — 9) основан на вычислении значений выравненного ряда по соответствующим математическим формулам. В табл. 11.7 приведены вычисления по уравнению прямой линии:

Для определения параметров надо решить систему уравнений:

Необходимые величины для решения системы уравнений вычислены и приведены в таблице (см. гр.6 — 8), подставим их в уравнение:

В результате вычислений получаем: α= 87,96; b = 1,555 .

Подставим значение параметров и получим уравнение прямой:

Для каждого года подставляем значение t и получаем уровни выравненного ряда (см. гр.9):

Рис. 11.2. Производство зерна в России за 1981-1982 гг.

В выравненном ряду происходит равномерное возрастание уровней ряда в среднем за год на 1,555 млн.т (значение параметра "b"). Метод основан на абстрагировании влияния всех остальных факторов, кроме основного.

Явления могут развиваться в динамике равномерно (рост или снижение). В этих случаях чаще всего подходит уравнение прямой линии. Если же развитие неравномерно, например, сначала очень медленный рост, а с определенного момента резкое возрастание, или, наоборот, сначала резкое снижение, а затем замедление темпов спада, то выравнивание надо выполнить по другим формулам (уравнение параболы, гиперболы и др.). При необходимости надо обратиться к учебникам по статистике или специальным монографиям, где более подробно изложены вопросы выбора формулы для адекватного отражения фактически сложившейся тенденции исследуемого ряда динамики.

Для наглядности показатели уровней фактического ряда динамики и выравненных рядов нанесем на график (рис. 11.2). Фактические данные представляет ломанная линия черного цвета, свидетельствующая о подъемах и снижениях объема производства зерна. Остальные линии на графике показывают, что применение метода скользящей средней (линия со срезанными концами) позволяет существенно выровнять уровни динамического ряда и соответственно на графике ломаную кривую линию сделать более плавной, сглаженной. Однако выравненные линии все же остаются кривыми линиями. Построенная на базе теоретических значений ряда, полученных по математическим формулам, линия строго соответствует прямой линии.

Каждый из трех рассмотренных методов имеет свои достоинства, но в большинстве случаев метод аналитического выравнивания предпочтителен. Однако его применение связано с большими вычислительными работами: решение системы уравнений; проверка обоснованности выбранной функции (формы связи); вычисление уровней выравненного ряда; построение графика, Для успешного выполнения таких работ целесообразно использовать компьютер и соответствующие программы.

Предварительный просмотр:

ГЕОРРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА »

Вариант 1

1.Укажите примерную численность населения Земного шара: 1) 3.5 млрд. человек; 3) 4.5-5 млрд. человек;

2)5.1-6.0 млрд. человек; 4) 7 млрд. человек.

2.Укажите абсолютный ежегодный прирост населения Земли:

1) 20-30 млн. человек; 3) 80-100млн. человек;

2) 50-70млн. человек; 4) 120-130млн. человек.

3.Укажите в предложенном списке страны, численность населения которых превышает 100 млн. человек:

1) Китай; 2) Мексика; 3) Индия; 4) Бангладеш.

4.Укажите группу, в которую входят только государства с населением более 100 млн. человек:

1) России. Эфиопия, Нигерия, Индия;

2) Вьетнам, Италия, Франция, Германия;

3) Бразилия, Япония, Пакистан, Нигерия;

4) Бангладеш, Пакистан, Украина, Австралия.

5. Укажите в предложенном списке стран Европы крупнейшую по численности населения страну:

1) Испания; 2) Венгрии; 3) Швеция; 4) Дания.

6. Укажите в предложенном списке стран Америки крупнейшую по численности населения страну:

1) Колумбия; 2) Аргентина; 3) Канада; 4) Мексика.

7. Укажите три самые крупные по населению страны Африки :

1) Алжир; 6) Чад;

2) Эфиопия; 7) Марокко;

3) Заир; 8) Ботсвана;

4) ЮАР; 9) Египет;

5) Нигерия; 10) Танзания.

8. Укажите верные утверждения:

1) В восточном полушарии сосредоточено больше населения, чем в западном;

2) В северном полушарии население меньше, чем в южном;

3) Большинство жителей Земли расселено на высоте до 2000 м над уровнем моря;

4) Средняя плотность населения на Земле - около 20 человек на 1км2.

9. Укажите верные утверждения:

1) Плотность населения в Азии почти в 4 раза превышает среднюю плотность населения Земли;

2) Плотность населения в Африке примерно в 2 раза ниже, чем в среднем по миру;

3) Плотность населения в Европе составляет около 70 чел. на 1км2;

4) Плотность населения в Австралии и Океании больше, чем в Южной Америке;

10. Укажите верные утверждения:

1) Из всех государств мира (не считая карликовых) самую высокую плотность населения имеет Япония;

2) Около половины обитателей суши имеет плотность населения менее четверти территории суши;

3) Незаселенные людьми области занимают около четверти территории суши;

4) На земном шаре есть районы, где плотность населения превышает 1000 человек на 1 км2.

11. Укажите, на каком из перечисленных материков 1/5 часть населения живет на высоте более 1000 м над уровнем моря: 1) Африка; 2) Северная Америка; 3) Австралия; 4) Евразия.

12. Укажите в предложенном списке стран Европы пять государств с примерно одинаковой численностью населения:

1) ФРГ; 6) Бельгия;

2) Франция; 7) Греция;

3) Нидерланды; 8) Норвегия;

4) Греция; 9) Швеция;

5) Болгария; 10) Польша.

13. Укажите среди регионов мира три с набольшей численностью населения:

1) Европа; 4) Северная Америка;

2) Азия; 5) Латинская Америка;

14. В следующем списке стран Европы укажите пять стран с примерно одинаковой численностью населения:

1) Франция; 6) Дания;

2) Италия; 7) Бельгия;

3) Норвегия; 8) Чехия;

4) Венгрия; 9) Словакия;

5) Болгария; 10) Португалия;

15. Укажите группу, в которой все страны имеют низкую плотность населения: 1) Оман, Парагвай, Бельгия; 2) Вьетнам, Лаос, Камбоджа; 3) США, Япония, Германия; 4) Россия, Ливия, Монголия

Тест для тематического контроля уровня базовых знаний учащихся 10 класса по географии по теме « Воспроизводство и половозрастной состав населения»

Вариант 2

1) Соотношение мужчин и женщин в мире определяется значительным перевесом численности женщин над численностью мужчин в Индии и Китае;

2) В целом по миру численность женщин значительно больше, чем численность мужчин;

3) В развитых странах, как правило, численно преобладают женщины;

4) Мальчиков рождается больше, чем девочек, но к 15-летнему возрасту соотношение полов выравнивается, а в старших возрастах обычно преобладают женщины.

2. Укажите ошибки в перечне стран, в которых преобладают мужчины:

1) Парагвай; 6) Болгария;

2) Мексика; 7) Ирландия;

3) Перу; 8) Филиппины;

4) Китай; 9) Япония;

5) Египет; 10) Монголия.

3. Укажите в представленном списке пять стран с наиболее высокой рождаемостью:

1) Пакистан; 6) Куба;

2) Афганистан; 7) Бразилия;

3) Индия; 8) Чили;

4) Китай; 9) Мали;

5) Нигерия; 10) Демократическая Республика Конго.

4. Укажите в представленном списке пять стран с наиболее высоким естественным приростом:

1) Монголия; 6) Чад;

2) Албания; 7) Мадагаскар;

3) ЮАР; 8) Никарагуа;

4) Египет; 9) Алжир;

5) Нигерия; 10) Австралия.

5. Укажите страну с самым высоким в Европе естественным приростом населения:

1) Греция; 3) Болгария;

2) Албания; 4) Португалия.

6. Укажите верные утверждения:

1) В развивающихся странах дети составляют 40-45% населения;

2) В развивающихся странах доля трудоспособного населения составляет 70-80%;

3) В развивающихся странах доля детей в 4-5 раз выше доли пожилых людей;

4) В развитых странах доля пожилых людей выше средней.

7.Укажите страну, в которой доля пожилых людей выше, чем доля детей:

1) Кения; 3) Кувейт;

2) Германия; 4) Индия.

8. Среди регионов мира укажите два с максимальной долей детей

3) Африка; 6) Австралия и Океания.

9. Среди регионов мира укажите два с максимальной долей пожилых людей:

1) Зарубежная Европа; 4) Северная Америка;

2) Зарубежная Азия; 5) Латинская Америка;

3) Африка; 6) Австралия и Океания.

10. Укажите страну, в которой доля детей составляет менее четверти населения, а доля пожилых людей значительно выше, чем в среднем по миру:

1) Бразилия; 4) Индия;

2) Мексика; 5) Кувейт;

3) Болгария; 6) Кения.

11. Укажите азиатское государство, выделяющееся самым высоким уровнем смертности:

1) Япония; 4) Афганистан;

2) Индия; 5) Кувейт;

3) Иран; 6) Республика Корея.

12. Укажите регион, в котором доля детей в 9 раз выше, чем доля пожилых людей:

3) Африка; 6) Австралия и Океания.

13. Укажите регион, в котором наиболее высока доля людей в трудоспособном возрасте (от 15 до 59 лет):

1) Зарубежная Азия; 4) Латинская Америка;

2) Зарубежная Европа; 5) Северная Америка;

3) СНГ; 6) Австралия и Океания.

14. В мире на каждые 1000 женщин приходится примерно (укажите правильный вариант):

1) 990 мужчин; 3) 1010 мужчин;

2) 1001 мужчина; 4) 1100 мужчин.

15. В настоящее время по миру в целом (укажите правильный вариант):

1) рождаемость составляет около 35 %о, смертность - около 20 %о;

2) рождаемость составляет около 25 %о, смертность - около 10 %о;

3) рождаемость составляет около 20 %о, смертность - около 15 %о;

4) рождаемость составляет около 15 %о, смертность - около 10 %о.

Тест для тематического контроля уровня базовых знаний учащихся 10 класса по теме « Национальный состав населения »

Вариант 3

1. Укажите верные утверждения:

1) Около половины государств мира многонациональные;

2) США - самая многонациональная страна мира;

3) Индия – многонациональное государство;

4) Наиболее распространенный в мире язык – английский.

2. Укажите многонациональные страны из предложенного списка

1) Швеция; 6) Испания;

2) Россия; 7) Дания;

3) США; 8) Германия;

4) Великобритания; 9) Венгрия;

5) Албания; 10) Португалия.

3. Укажите в предложенном списке три страны с чрезвычайно сложным национальным составом:

1) Польша; 6) Норвегия;

2) Индия; 7) Индонезия;

3) Китай; 8) Австралия;

4) Нигерия; 9) Ливия;

5) Франция; 10) Аргентина.

4. Укажите две наибольшие по численности из перечисленных языков семей:

1) нигеро-кордофанская; 6) индоевропейская;

2) сино-тибетская; 7) дравидская;

3) афразийская; 8) северо – кавказская;

4) алтайская; 9) австронезийская;

5) уральско-юкагирская; 10) австралийская.

5. Укажите 5 наиболее многочисленных народов из представленного списка

1) китайцы;

2) корейцы;

3) японцы;

4) англичане;

5) испанцы;

6) русские;

7) французы;

8) хиндустанцы;

9) бенгальцы;

10) вьеты.

6. Укажите два самых распространенных я зыка из представленного списка

1) немецкий;

2) английский;

3) хинди;

4) французский.

7. Установите соответствие:

Официальный язык Страна

1) английский; А) Венесуэла

2) португальский; Б) Мали

3) испанский; В) Лаос

4) французский Г) Мозамбик

Д) Нидерланды

8. Какой народ составляет национальное меньшинство в Румынии

  1. Словаки;
  2. Украинцы;
  3. Болгары;
  4. Сербы;
  5. Венгры.

9. Укажите государственные языки Швейцарии

  1. Немецкий;
  2. Английский;
  3. Испанский;
  4. Итальянский;
  5. Французский;
  6. Каталонский;
  7. Тирольский;
  8. Ретороманский.

10. Укажите три народа, относящихся к одной языковой семье

  1. Хиндустанцы;
  2. Китайцы;
  3. Немцы;
  4. Баски;
  5. Египтяне;
  6. Банту;
  7. Вьеты;
  8. Японцы;
  9. Курды;
  10. Тамилы.

11. Укажите, между какими расами метисы являются промежуточной группой

  1. между европеоидной и негроидной;
  2. между европеоидной и монголоидной;
  3. между европеоидной и австралоидной;
  4. между негроидной и монголоидной.

12. Укажите регион, в котором наиболее интенсивно происходило (и происходит в настоящее время) смешение рас

  1. Зарубежная Азия;
  2. Зарубежная Европа;
  3. Америка;
  4. Африка;
  5. Австралия и Океания;
  6. СНГ.

13. Укажите ошибки в перечне стран, для большинства населения которых английский язык является родным

  1. США;
  2. Великобритания;
  3. Бразилия;
  4. Новая Зеландия;
  5. ЮАР;
  6. Австралия;
  7. Индия;
  8. Ямайка.

№/№

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1, 3

2, 6, 9

2, 3, 4, 6

1,3,4

1, 2, 5, 9, 10

2, 4, 7

1, 5, 7, 8, 9

2, 6

1, 3, 6, 8, 9

1, 4

2, 3

2, 5, 9

1-Д; 2 – Г; 3 – А; 4 - В

3, 5

2, 3

1, 4

1, 4, 5, 8

1, 4

1, 3, 9

1, 3, 6

1, 2, 3

3, 6, 8

4, 5, 7,8 10

3, 7

Критерии оценивания

За каждый верный ответ ставится 1 балл.

«5» - 14 - 15 баллов

«4» - 12 - 13 баллов

«3» - 9 – 11 баллов

«2» - 1 - 8 баллов

На основании данных, изложенных в прогнозах ООН по численности населения всего мира

Около 8000 г. до н.э., население мира составляло примерно 5 миллионов человек. За 8000-летний период до 1 г. н.э. оно выросло до 200 миллионов человек (по некоторым оценкам 300 миллионов или даже 600 миллионов), с темпом роста 0,05% в год. Огромное изменение в численности населения произошло с приходом промышленной революции:

  • В 1800 году населения мира достигло одного миллиарда.
  • Второй миллиард в численности населения, был достигнут всего за 130 лет в 1930 году.
  • Третий миллиард достигнут менее чем за 30 лет в 1959 году.
  • В течение следующих 15 лет, в 1974 году достигнут четвертый миллиард.
  • Всего за 13 лет, в 1987 году - пятый миллиард.

Только в течение 20-го века, население в мире выросло с 1,65 до 6 миллиардов.

В 1970 году численность населения была вдвое меньше, чем сейчас. Из - за снижения темпов роста населения, для удвоения численности населения от данных сегодняшнего дня, потребуется более 200 лет.

Таблица с данными численности населения по годам и динамика роста населения в мире по годам до 2017 года

Pop% Численность населения в мире Прирост в % по сравнению с предыдущим годом Абсолютный годовой прирост кол-во человек Средний возраст населения Плотность населения: кол-во человек на 1 кв.км. Урбанизация (городское население) в % к общей численности Численность городского населения
2017 7 515 284 153 1,11% 82 620 878 29,9 58 54,7% 4 110 778 369
2016 7 432 663 275 1,13% 83 191 176 29,9 57 54,3% 4 034 193 153
2015 7 349 472 099 1,18% 83 949 411 30 57 53,8% 3 957 285 013
2010 6 929 725 043 1,23% 82 017 839 29 53 51,5% 3 571 272 167
2005 6 519 635 850 1,25% 78 602 746 27 50 49,1% 3 199 013 076
2000 6 126 622 121 1,33% 78 299 807 26 47 46,6% 2 856 131 072
1995 5 735 123 084 1,55% 85 091 077 25 44 44,8% 2 568 062 984
1990 5 309 667 699 1,82% 91 425 426 24 41 43% 2 285 030 904
1985 4 852 540 569 1,79% 82 581 621 23 37 41,3% 2 003 049 795
1980 4 439 632 465 1,8% 75 646 647 23 34 39,4% 1 749 539 272
1975 4 061 399 228 1,98% 75 782 307 22 31 37,8% 1 534 721 238
1970 3 682 487 691 2,08% 71 998 514 22 28 36,7% 1 350 280 789
1965 3 322 495 121 1,94% 60 830 259 23 21 Нет данных Нет данных
1960 3 018 343 828 1,82% 52 005 861 23 23 33,8% 1 019 494 911
1955 2 758 314 525 1,78% 46 633 043 23 21 Нет данных Нет данных

Численность населения в мире в настоящее время (2017 год) растет со скоростью около 1,11% в год (по сравнению с 1,13% в 2016 году).

В настоящее время, средний прирост численности населения за год оценивается примерно в 80 миллионов человек. Годовой темп роста достиг своего пика в конце 1960-х годов, тогда он был на уровне 2% и выше. Темп роста населения достиг своего пика в 2,19 процента в год в 1963 году.

Годовые темпы роста в настоящее время сокращаются и, по прогнозам, продолжат снижаться в ближайшие годы. По прогнозам рост численности населения станет менее 1% в год к 2020 году и менее чем 0,5% в год к 2050 году. Это означает, что мировое население будет продолжать расти в 21-м веке, но более медленными темпами по сравнению с недавним прошлым.

Мировое население удвоилось (100% увеличение) в течение 40 лет с 1959 (3 млрд.) по 1999 г. (6 млрд.). В настоящее время прогнозируется, что за 39 лет население Земли увеличится еще на 50%, до 9 миллиардов к 2038 году.

Прогноз численности населения Земли (всех стран мира) и демографических данных на период до 2050 года:

Дата Численность населения Рост численности а % за 1 год Абсолютный прирост за 1 год в количестве человек Средний возраст населения Земли Плотность населения: кол человек, на 1 кв. км. Процент урбанизации Общая численность городского населения
2020 7 758 156 792 1,09% 81 736 939 31 60 55,9% 4 338 014 924
2025 8 141 661 007 0,97% 76 700 843 32 63 57,8% 4 705 773 576
2030 8 500 766 052 0,87% 71 821 009 33 65 59,5% 5 058 158 460
2035 8 838 907 877 0,78% 67 628 365 34 68 61% 5 394 234 712
2040 9 157 233 976 0,71% 63 665 220 35 70 62,4% 5 715 413 029
2045 9 453 891 780 0,64% 59 331 561 35 73 63,8% 6 030 924 065
2050 9 725 147 994 0,57% 54 251 243 36 75 65,2% 6 338 611 492

Основные этапы роста населения Земли

10 миллиардов (2056)

Организации Объединенных Наций прогнозирует численность населения мира в 10 миллиардов человек к 2056 году.

8 миллиардов (2023)

Численность населения мира, как ожидается, достигнет 8 миллиардов человек в 2023 году по данным Организации Объединенных Наций (и в 2026 году по данным Бюро переписи населения США).

7,5 млрд. (2017)

В настоящее время население Земли составляет 7,5 млрд. по состоянию на январь 2017 года, в соответствии с оценками Организации Объединенных Наций.

7 миллиардов (2011)

По данным Организации Объединенных Наций, численность населения Земли достигла 7 миллиардов 31 октября 2011 года. Бюро переписи населения США сделали более низкую оценку - 7 млрд. было достигнуто 12 марта 2012 года.

6 миллиардов (1999)

По данным Организации Объединенных Наций, 12 октября 1999 года численность населения всего Мира составила 6 миллиардов. По данным Бюро переписи населения США это значение было достигнуто 22 июля 1999 года, примерно в 3:49 утра по Гринвичу.

Темпы прироста населения мира сокращаются, но абсолютное число жителей планеты все еще быстро растет

В предыдущем выпуске Мирового демографического барометра рассматривались тенденции роста населения мира, как они видятся . Бюро цензов США ведет свои собственные исследования и разрабатывает прогнозы изменений мирового населения. В марте 2004 года оно представило новый доклад "Профиль мирового населения. 2002." ("Global Population Profile: 2002"). В нем на основе данных на начало 2002 года и прогнозных расчетов до 2050 года по 227 странам и территориям анализируются тенденции изменения численности и состава населения мира, распространения методов контрацепции в развивающихся странах, развития пандемии СПИДа в XXI веке.

На середину 2002 года население мира насчитывало около 6,2 миллиарда человек. Прирост населения за 2002 год составил 74 миллиона человек. Этот прирост был отчасти обусловлен все еще достаточно высоким, несмотря на значительное снижение за последние десятилетия, уровнем рождаемости, при котором число рождаемых детей превышает то, которое необходимо для простого воспроизводства поколений. Но более важным фактором роста в настоящее время оказывается половозрастная структура населения, в которой относительно велика доля женщин репродуктивного возраста. С другой стороны, несмотря на продолжающееся снижение смертности мирового населения, динамика населения многих стран подвержена значительному влиянию распространения СПИДа, что необходимо учитывать при составлении прогнозных расчетов.

Наиболее яркая из них - быстрой рост численности населения развивающихся стран на фоне стабилизации численности населения развитых стран на уровне чуть более 1 миллиарда человек (рис. 1). Если в 1950 году примерно каждый третий проживал в развитых странах, то уже сегодня - лишь один из пяти.

Рисунок 1. Изменение численности населения развитых и развивающихся стран, 1950-2010, миллиардов человек

Наиболее многолюдным регионом мира была и остается Азия (рис. 2). В 1950-1960 годы там проживало 53,5% населения мира, в 2002 году - 56,5%. Вторым по численности населения регионом до недавних пор оставалась Европа, однако в последние полвека ее доля быстро сокращалась: с 22,4% в 1950 году до 12,9% в 2002 году. Еще в 1970 году число ее жителей почти вдвое превышало число жителей Африки - третьего по численности населения региона мира, но уже в 2000 году они сравнялись, сосредоточив по 13,2% населения мира, а в 2002 году доля Европы составляла 12,9%, Африки - 13,5%.

Тенденция относительного сокращения населения, помимо Европы, характерна также для Северной Америки (с 6,5% в 1950 и1960 году до 5,1% в 2002 году). Доля населения Океании оставалась стабильной на протяжении последних десятилетий - 0,5% мирового населения. Удельный вес стран Латинской Америки и Карибского бассейна, увеличившись с 6,5% в 1950 году до 8,7% в 2002 году, в последние годы также демонстрирует тенденцию к стабилизации.

С другой стороны, быстрый рост населения характерен, помимо Африки, для стран Ближнего Востока, доля которых возросла с 1,7% в 1950 году до 2,9% в 2002 году.

По прогнозным расчетам, абсолютная численность населения крупных регионов мира в ближайшие годы продолжит расти, но в более отдаленной перспективе - ближе к 2050 году - начнется сокращение численности Европы и ряда развитых стран, входящих в другие регионы мира.

Рисунок 2. Изменение численности населения основных регионов мира, 1950-2010, миллионов человек

Абсолютный ежегодный прирост населения мира неуклонно сокращается, начиная с 1990 года, когда был достигнут абсолютный максимум - 87,4 миллиона человек с середины 1989 до середины 1990 года, однако пик интенсивности прироста в процентном выражении был преодолен еще в 1963-1964 годах, когда коэффициент прироста поднялся до 2,2% (за 1989-1990 составил 1,7% в среднем за год, в 2000-2010 годах - 1,1%). Тем не менее население мира все еще быстро увеличивается - прирост в 74 миллиона человек за 2002 год равнозначен появлению довольно крупной страны, чуть больше Египта и несколько меньше Вьетнама (15-е место в мировом рейтинге), а за пять лет - появлению крупного региона, равного по численности населения современной Западной Европе.

Тенденции роста населения по регионам мира имеют некоторые особенности (рис. 3-4). Коэффициент ежегодного прироста населения в целом по развитым странам неуклонно снижается уже в течение многих десятилетий, постепенно приближаясь к нулю: с 1,2% в 1950-1960 годах он снизился до 0,3% в 2000-2010 годах. Коэффициент прироста населения развивающихся стран возрастал до 1970-х годов (наивысшее значение - 2,4% в год - было отмечено в 1960-1970-е годы), а затем начал устойчиво снижаться - до 1,3% в 2000-2010 годы. Таким образом, различия между развитыми и развивающимися странами по темпам прироста населения постепенно сглаживаются, но пока остаются весьма значительными.

Рисунок 3. Среднегодовой коэффициент прироста населения развитых и развивающихся стран мира, 1950-2010, в %

Наиболее выражена тенденция снижения роста населения вплоть до нулевого роста в Европе, где среднегодовой коэффициент прироста сократился с 1,1% в 1950-1960-е годы до 0,1% в 2000-2010 годы (рис. 4).

Схожий тренд, но на более высоких уровнях, характерен для стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Если в 1950-1960-е годы этот регион, наряду с Ближним Востоком, отличался самыми высокими темпами прироста населения - 2,7% в год, - то после некоторого периода стабильно высокого роста он уверенно приблизился к уровню остальных регионов мира, отличавшихся менее прямолинейным трендом снижения темпов прироста населения.

В странах Ближнего Востока отмечалось заметное ускорение темпов прироста - до 3,0% - в 1970-1980-е годы, но и там в последующие десятилетия наблюдалось замедление роста населения. Но и теперь Ближний Восток отличается наиболее высоким темпом прироста населения - 2,2% в среднем за год в 2000-2010 годах. В странах Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна он составляет 1,3%, в Океании - 1,2%, Азии - 1,1%, Северной Америке - 0,9%.

Небольшое отклонение от тренда снижения темпов прироста наблюдалось в Северной Америке: в 1980-1990 годы среднегодовой коэффициент прироста составлял там 1,0%, а в 1990-2000 годы - 1,2%.

Рисунок 4. Среднегодовой коэффициент прироста населения основных регионов мира, 1950-2010, %

1 - К развитым ("более развитым") странам в докладе отнесены страны Северной Америки (за исключением стран Латинской Америки и Карибского бассейна) и Европы (включая Балтийские государства и четыре республики СНГ - Россию, Украину, Белоруссию и Молдавию), Япония, Австралия и Новая Зеландия. Все остальные страны, в соответствии с конвенцией ООН, отнесены к развивающимся ("менее развитым").