Монотонное произнесение убаюкивающее красоту и отчасти разбор. Выразительные средства устного выступления

Монотонное произнесение убаюкивающее красоту и отчасти разбор. Выразительные средства устного выступления
Монотонное произнесение убаюкивающее красоту и отчасти разбор. Выразительные средства устного выступления

Однообразный. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. МОНОТОННЫЙ однообразный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

См … Словарь синонимов

- (иноск.) скучный (однообразный, неоживленный). Ср. «Монотонное чтеніе». «Монотонная жизнь». Ср. Трескъ, подсвистыванье, царапанье, степные басы, теноры и дисканты все мѣшается въ непрерывный монотонный гулъ... Однообразная трескотня убаюкиваетъ,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

монотонный - ая, ое. monotone < monotonus < monos один + tonos тон, звук. 1. Однотонный, однозвучный. БАС 1. Острая голова, прекрасное произношение, только очень monotone. 1803. АБТ 2 191. Неправильность, нравившаяся нам сначала, наконец кажется нам… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

МОНОТОННЫЙ, монотонныйая, монотонное (книжн.). Отличающийся монотонией, однообразный. Монотонное пение. Монотонная речь. Читать монотонно (нареч.). || Лишенный разнообразия, однообразно скучный. Монотонная жизнь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

монотонный - ая, ое; о/нен, о/нна 1) Очень однообразный по тону, звучанию. Монотонное чтение. Монотонный голос. Я прилег... монотонный звон колокольчика и холод клонили меня ко сну (Мельников Печерский). Синонимы: однозву/чный, одното/нный 2) перен. Лишен … Популярный словарь русского языка

- (иноск.) скучный (однообразный, неоживленный) Ср. Монотонное чтение. Монотонная жизнь. Ср. Треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, теноры и дисканты все мешается в непрерывный монотонный гул... Однообразная трескотня убаюкивает, как… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

монотонный - нарочито монотонный … Словарь русской идиоматики

Через нем. mоnоtоn (XVIII в.; см. Шульц–Баслер 1, 147) или франц. monotone от греч. μονότονος однозвучный … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Прил. 1. Однотонный, однозвучный (об интонации, голосе и т.п.). отт. перен. Однообразный по форме, расцветке, краскам. 2. перен. Лишённый перемен, разнообразия; скучный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Нефритовые четки , Акунин Борис , На похоронах человека, который собирался стать буддой, публики было до неприличного мало. Из компатриотов один вице-консул Фандорин, бывший сослуживец покойного. Эраст Петрович стоял над… Серия: Новый детективъ Издатель: Захаров ,
  • CD-ROM (MP3). Багдадский вор , Акунин Борис , О благословенный город, воспетый Шахерезадой! Высокие минареты, пение муэдзинов, призывающих правоверных к вечерней молитве... И вот уже лучатся яркие звезды на бархатном фиолетовом небе.… Производитель: Медиа Книга , аудиокнига

Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи .

Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации , средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко Л.В., 1991; Зиндер Л.Р., 1979; Светозарова Н.Д., 1982).

Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя. С помощью интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Проти-вопоставляют высказывание по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова Е.А., 1963).

Понятие интонации составляют последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы голоса (интенсивность звучания), внутрифразовх пауз (логических и смысловых), темпа (ускоренный или замедленный) в произнесении слов и фраз, ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звука.

Логическая выразительность - важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят следующие аспекты. Мелодика - чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.

Логическое ударение - выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется - это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

Логическая пауза - деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт (синтагма) отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания, а именно:

Пауза короткая по длительности для добора воздуха - знак «запятая» < , >;
пауза между речевыми тактами - знак «косая черта» < / >;
пауза между предложениями более длительная - знак «две косые черты» < // >;
пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков - знак «три косые черты» < /// >.

Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить се-бя делать фактические остановки. Ритм речи определяется в значительной степени ритмом дыхания. Ды-хательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глуби-не. При этом вдох короче выдоха, что важно для рече- и голосообразования и собственно говорения. Изменение ритма дыхания влечет за собой изменения ритма разговорной речи. Ритм дыхания диктует предел возможного удлинения выдоха, этот предел обусловлен индивидуальной жизненной емкостью легких.

Интеллектуальная корректировка, заданность структуры высказывания в целом обычно не позволяют говорящему разрывать вдохом слова, словосочетания, связанные сильной семантико-синтаксической связью.

Таким образом, ритм дыхания не сам по себе, а во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулирует ритм речи . Индивидуальные колебания естественных ритмов дыхания у различных людей определяют разнообразие ритмов разговорной речи.

«Буквы, слоги и слова, - пишет К.С. Станиславский, - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии, целые симфонии. Неда-ром же хорошую речь называют "музыкальной"». Призывая к соблюдению темпоритма в речи , он рекомендует: «Образуйте из фраз целые речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения. - И. П.), типичные для переживаемых чувств».

Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.

Поварова И.А.
Коррекция заикания в играх и тренингах

Хорошая дикция - основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей - языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Опираясь на общие принципы системного подхода в психологии (Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, П.Я.Гальперин, В.Д.Небылицын, Д.Б.Эльконин и др.) и наши собственные наблюдения, мы делаем попытку рассмотреть модель возникновения и развития феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и действий у заикающихся. Правомерность такого подхода, в частности, подтверждается результатами сравнительного исследования подростков, проведенного под нашим руководством Г.И.Ангушевым. Проведенное исследование позволило ему сделать вывод, что различие между заикающимися и свободно говорящими выражается у первых не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. Эта специфика проявляется не в какой-либо одной отдельной функции, а во всей совокупности психических процессов.

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

Грамматика повелевает даже царями. (Мольер.)
Если не умеешь говорить, научись слушать. (Помпоний.)
Заговори, чтоб я тебя увидел. (Сократ.)
Словарь - это вселенная, расположенная в алфавитном по-
рядке. (А. Франс.)
11. Прочитайте высказывание профессора Казанского уни-
верситета (XIX в.), автора работ по ораторскому искусству А. Го-
ворова. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, взяв за
основу главную мысль данного высказывания. Озаглавьте свой
текст. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была аргументи-
рована.
Монотонное произнесение, убаюкивающее красоту и отчас-
ти смысл речи, составляет несчастье не только для аудитории,
но и для самого говорящего; оно не только неприятно для слу-
шателя, но и вредно для оратора.
12. Выберите одну из пословиц и напишите сочинение-рассу-
ждение, объясняя, как вы понимаете её смысл. Продумайте ар-
гументы, с помощью которых вы будете подтверждать свою точ-
ку зрения.
1) Язык голову кормит, он же и спину портит.
2) Поменьше говори, побольше услышишь.
3) Скажешь - не воротишь, напишешь - не сотрёшь, от-
рубишь - не приставишь.
4) От одного слова да навек ссора.
5) Не ножа бойся, языка.
13. В русском языке есть такие буквенные сочетания, которые
пишутся то слитно (одно слово), то раздельно (два слова). Вы-
бор слитного или раздельного написания зависит от контек-
ста, в котором оказываются подобные сочетания. Докажите
или опровергните это утверждение в сочинении-рассуждении
«Можно ли написать одно и то же буквенное сочетание слитно и
раздельно?»
Обдумывая ответ на этот вопрос, проанализируйте текст
О. Гойхмана, обращая внимание на выделенные слова. В своём
сочинении приведите не менее двух примеров из прочитанного
текста, аргументирующих вашу точку зрения. Приводя примеры,
применяйте цитирование.
В каждой речевой ситуации используется своя стратегия, ко-
торая понимается как осознание ситуации в целом, определе-
143
ние основного направления воздействия на слушателей, чтобы
максимально достичь цели общения. Стратегия общения реа-
лизуется в речевых тактиках, под которыми понимаются рече-
вые приёмы, позволяющие достичь поставленных целей в кон-
кретной ситуации. Нужно иметь в виду , что в ситуациях
бытового общения действуют одни речевые тактики, в деловой
сфере - другие. Если неудачно выбрать речевую тактику, то
можно не достичь коммуникативной цели.
В рассказе А. П. Чехова «Дома» прокурор окружного суда
убеждает своего малолетнего сына в том, что таскать табак не
хорошо , а курить вредно. Интересно проследить, как это дела-
ет профессиональный оратор, юрист, социальное назначение
которого как раз в том, чтобы уметь убеждать.
Сначала отец выбирает тактику эмоционального воздейст-
вия: «Я тебя не люблю, и ты мне не сын...» Однако она не дей-
ствует, так как мальчик точно знает, что он всё-таки сын, а ро-
дители (которые, кстати сказать, используют подобную тактику
довольно часто, и ребёнок уже со второго раза улавливает, что
это не так серьёзно, потому что вскоре последуют заверения
в любви) обязаны его любить, впрочем, как и он их.
Тогда прокурор переходит на привычные для него выраже-
ния судебной речи, используя речевую тактику, которую услов-
но можно назвать «закон превыше всего». Он говорит: «Ты не
имеешь права брать табак, который тебе не принадлежит. Каж-
дый человек имеет право пользоваться только своим собствен-
ным добром». Но и это не действует, отчасти потому , что ре-
бёнок просто-напросто не понимает. В самом деле, игрушка,
которую ему подарили, - его собственное добро? Если да, то
почему её могут у него отобрать в любую минуту?
Отец пробует убедить мальчика, используя лексику из меди-
цины («Нельзя курить таким маленьким, как ты. У тебя грудь
слабая...»), делая акцент на морально-психологические поня-
тия и т. д. И несмотря на то что всё логически безупречно,
сказано доступным и понятным языком, положительного ре-
зультата он не добивается.
Наконец , анализ ситуации, профессиональный и оратор-
ский опыт подсказывают правильное решение.
«Слушай, - начал он... - В некотором царстве, в некото-
ром государстве жил-был себе старый-престарый царь... У ца-
ря был единственный сын, который курил. От курения царе-
вич умер, и царь, старый и больной, остался без всякой
помощи».
144