Представление налоговых деклараций в электронном виде по ткс. Представление отчетности по ткс Сдача налоговой отчетности по ткс

Представление налоговых деклараций в электронном виде по ткс. Представление отчетности по ткс Сдача налоговой отчетности по ткс

Современная система документооборота между субъектами хозяйствования и контролирующими структурами построена на двух принципах:

    подача документов и отчетности в бумажном виде (обычно при условии небольшой среднесписочной численности штата);

    обмен информацией в электронном формате.

В последнем случае передача данных осуществляется через интернет с участием официальных посредников – операторов ТКС. Процесс отправки и приема сведений регламентирован законодательно, ко всем участникам процедуры документооборота предъявляются особые требования.

ТКС – что это?

ТКС расшифровывается как телекоммуникационный канал связи. Он позволяет передавать большие объемы информации на любые расстояния в сжатые сроки. Такой формат взаимодействия характерен для отношений между налогоплательщиками и ФНС, внебюджетными фондами, другими контролирующими структурами. Обмен данными может производиться посредством использования специализированного программного обеспечения, устанавливаемого на ПК, или через онлайн-сервисы официальных сайтов госструктур.

Участниками электронного документооборота являются три стороны:

    субъект хозяйствования;

    посредник – оператор ТКС;

    контролирующий орган.

Документы могут отправляться в обе стороны – например, как налогоплательщиком в ФНС, так и от ФНС в адрес субъекта предпринимательства. При использовании ТКС личный кабинет создается на каждого налогоплательщика. Доступ к нему осуществляется через индивидуальный логин и пароль, пересылаемые документы визируются при помощи электронной цифровой подписи . Отправленные отчетные документы обычно не надо дублировать на бумаге и пересылать почтой или относить в контролирующий орган лично - подписанные ЭЦП электронные формы приравниваются к бумажным аналогам. Документация может составляться непосредственно в программе на электронных бланках или формироваться из скан-копий.

Требования по ТКС

Суть ТКС сводится к осуществлению следующих операций:

    формирование электронного документа;

    отправка данных оператору ТКС;

    шифровка сведений;

    передача информации в контролирующий орган;

    расшифровка данных;

    создание и отправка налогоплательщику квитанции о приеме электронного документа.

Требования по ТКС к отправителям данных заключаются в следующем:

    наличие регистрации в качестве участника системы электронного документооборота;

    у субъекта хозяйствования должен быть договор с оператором ТКС на обслуживание;

    документы подписываются актуальной ЭЦП (электронно-цифровой подписью).

Организация системы электронного документооборота применительно к налоговым декларациям регламентирована нормами приказа ФНС от 31.07.2014 г. № ММВ-7-6/398@. В электронном формате можно не только отправить отчетность, но и оформить запрос на получение справки о состоянии налоговых расчетов, акта сверки с ФНС, детальной расшифровки платежей и т.п.

Операторы ТКС

Оператор ТКС должен соответствовать параметрам, обозначенным в приложении к Приказу ФНС от 04.03.2014 № ММВ-7-6/76@:

    в роли оператора может выступать только российское предприятие, у которого имеются актуальные лицензии, выданные ФСБ РФ, для осуществления деятельности по разработке, производству и реализации автоматических средств шифровки и передачи данных, для проведения мероприятий в рамках услуг по шифровке информации, обслуживанию специализированных криптографических средств;

    наличие лицензии на оказание услуг по передаче данных по ТКС;

    документально подтвержден факт обладания сертифицированными программными средствами, через которые осуществляется электронный документооборот;

    наличие сертифицированных средств подписи электронных форм документов;

    технические устройства и телекоммуникационные сети, используемые в основной деятельности, расположены на территории РФ;

    у оператора должен быть круглосуточный доступ в интернет и действующий договор с налоговым органом.

При возникновении спорных вопросов по факту предоставления либо непредоставления документов или отчетов оператор по ТКС может выступать в качестве свидетеля, который удостоверяет факт передачи данных или опровергает его. В число задач оператора ТКС входит обеспечение конфиденциальности данных и постоянная актуализация отчетных форм.

210. Электронный документооборот при представлении заявителем налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС осуществляется, если заявитель взаимодействует с инспекцией ФНС России в электронной форме по ТКС и зарегистрирован в качестве участника электронного документооборота, с использованием технических средств автоматического создания (проверки) усиленной квалифицированной электронной подписи в инспекции ФНС России.

211. В процессе электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС также используются технологические электронные документы, указанные в пункте 148 настоящего Административного регламента, и извещение о вводе, уведомление об уточнении.

Извещение о получении электронного документа формируется на каждый полученный по ТКС следующий электронный документ: налоговую декларацию (расчет), подтверждение даты отправки, квитанцию о приеме, уведомление об отказе в приеме, извещение о вводе, уведомление об уточнении.

212. При осуществлении электронного документооборота обеспечивается хранение всех отправленных и принятых электронных документов по ТКС, в том числе технологических электронных документов (за исключением извещения о получении электронного документа), с усиленными квалифицированными электронными подписями и квалифицированными сертификатами, применявшихся для формирования указанных подписей.

213. При получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя;

2) формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю;

(см. текст в предыдущей редакции)

214. При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28

1) формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет);

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю.

215. При отсутствии оснований, указанных в пунктах 28 и настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) регистрирует налоговую декларацию (расчет), формирует квитанцию о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата);

(см. текст в предыдущей редакции)

2) отправляет квитанцию о приеме заявителю.

216. Датой представления налоговой декларации (расчета) заявителем в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговая декларация (расчет) в электронной форме по ТКС считается принятой инспекцией ФНС России, если заявителю поступила квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

(см. текст в предыдущей редакции)

Датой получения налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС инспекцией ФНС России считается дата, указанная в квитанции о приеме.

217. По результатам обработки налоговой декларации (расчета) в электронной форме с использованием программного обеспечения налоговых органов формируется извещение о вводе или уведомление об уточнении в случае выявления ошибок в представленной налоговой декларации (расчете).

218. Должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение 2 рабочих дней со дня направления квитанции о приеме заявителю направляет ему извещение о вводе или уведомление об уточнении с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

(см. текст в предыдущей редакции)

219. По просьбе заявителя налоговая декларация (расчет), принятая в электронной форме по ТКС, распечатывается и проставляется отметка о приеме налоговой декларации (расчета).

220. При получении от заявителя, отнесенного к категории крупнейших налогоплательщиков, налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС, которая должна направляться для дальнейшей обработки в иные инспекции ФНС России по месту учета заявителя по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС в инспекции ФНС России по месту учета заявителя в качестве крупнейшего налогоплательщика, осуществляет действия в соответствии с

Помимо отчетности в ФНС налогоплательщики могут отправлять в инспекцию различные документы. Такая необходимость возникает, если налоговая инспекция присылает требование в рамках камеральной или встречной проверки.

Часть пояснений можно оформить на бумажном носителе. Однако в большинстве случаев компании должны подавать документы в налоговую в электронном виде. Например, налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять электронную декларацию по НДС, пояснения по сданной декларации также должны подавать в электронном виде (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Подача документов в налоговую в электронном виде существенно экономит время налогоплательщика, так как не придется вручную заверять все копии истребуемых документов.

Подача документов в электронном виде в ФНС возможна через специального оператора. Через систему Контур.Экстерн можно отправлять как отчетность, так и различные пояснения и документы в ИФНС в электронном виде. Подача документов через Контур.Экстерн — это простой способ представить пояснения в срок.

Обычно на требование ФНС нужно ответить в течение пяти дней. Кроме того, налогоплательщик обязан при получении электронного требования отправить квитанцию о приеме. На это отводится шесть дней (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

До конца февраля через Контур.Экстерн можно отправить ограниченный перечень документов (согласно Приказу ФНС РФ от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@).

Какие документы можно подать в ФНС в электронном виде до 28.02.2018:

  • все виды счетов-фактур;
  • книгу покупок и доплисты к ней;
  • книгу продаж и доплисты к ней;
  • журнал выставленных и полученных счетов-фактур;
  • акты на оказание услуг;
  • ТОРГ-12;
  • грузовую таможенную или транзитную декларацию и добавочные листы к ним;
  • спецификации;
  • договоры и дополнительные соглашения к ним;
  • документы о передаче товара или результатов работ;
  • УПД и корректировки к нему.

С 01.03.2018 расширится перечень документов, которые можно передавать в электронном виде (Приказ ФНС РФ от 27.10.2016 № ММВ-7-6/583@):

  • документы, доказывающие подлинность хозяйственных операций;
  • организационно-распорядительные документы;
  • документы на недвижимость;
  • документы, подтверждающие достоверность показателей в декларациях;
  • регистрационные документы на транспортные средства;
  • документы, подтверждающие право на налоговые льготы;
  • документы, являющиеся основанием для предоставления различных видов вычетов по НДФЛ (ст. 218-221 НК РФ);
  • документы на уплату аванса по НДФЛ за иностранных граждан (ст. 227.1 НК РФ);
  • правоустанавливающие документы на применение специального налогового режима;
  • документы, прилагаемые к заявлению о постановке на учет или снятии с учета;
  • подтверждающие документы к отчету о движении средств по банковским счетам;
  • документы, представляемые контролируемыми иностранными компаниями и контролирующими лицами;
  • документы для получения рассрочки по уплате налогов;
  • письма и иные документы для зачета или возврата сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, взносов и т.д.;
  • прочие документы по запросу ИФНС в процессе проверок.

Электронная подача документов в налоговую инспекцию позволяет отследить всю цепочку движения документов: от их отправки до их получения ИФНС. Электронная подача документов через Контур.Экстерн значительно упростит работу руководителя и бухгалтера.