Учения Далай-ламы в Риге. Полевые заметки

Учения Далай-ламы в Риге. Полевые заметки
Учения Далай-ламы в Риге. Полевые заметки

Хотя Его Святейшество Далай-лама XIV нередко называет себя «простым буддийским монахом», он – духовный лидер Тибета, Монголии, гималайских регионов, буддийских территорий Российской Федерации (Калмыкии, Бурятии, Забайкалья и Тувы) и других стран. Он повторяет, что в нынешнем, четырнадцатом, воплощении у него есть три основных обязательства :

Общечеловеческие ценности

Как представитель человеческой расы Его Святейшество считает своим главным обязательством продвижение общечеловеческих ценностей ‒ сострадания, терпения, самодисциплины, умения прощать и довольствоваться малым. Все люди равны. Все мы хотим счастья и не желаем страдать. Даже те, кто не исповедует религии, признают значимость этих общечеловеческих ценностей – они необходимы, если мы хотим сделать нашу жизнь счастливее. Его Святейшество относит эти ценности к области секулярной (светской) этики. Он считает своим обязанностью говорить о важности общечеловеческих ценностей с каждым, кого он встречает на своем пути.

Межрелигиозная гармония

Будучи религиозным практиком, Его Святейшество причисляет к своим обязательствам укрепление гармонии и взаимопонимания в отношениях между крупнейшими религиозными традициями. Несмотря на различия в философских воззрениях, все основные мировые религии в равной степени способны содействовать воспитанию хороших, добрых людей. А потому важно, чтобы представители всех религиозных течений питали уважение друг к другу и признавали ценность других религий. Формула «одна истина, одна религия» верна для отдельной личности. Однако для общества необходимо множество истин и множество религий.

Тибет

Его Святейшество - тибетец и носит титул «Далай-лама». А потому его третье обязательство связано с трудами по сохранению буддийской культуры Тибета, культуры мира и ненасилия.

С биографией Его Святейшества Далай-ламы, его книгами и видеозаписями выступлений можно познакомиться на официальном сайте:

Его Святейшество Далай-лама давал учения в Риге в октябре 2016 г. Я была слушателем в зале и была впечатлена не столько тем, о чем рассказывал Его Святейшество, сколько его персоной – столько любви, принятия, умиротворения исходило от него, что мне сложно передать это словами.

В этой статье я расскажу о том, о чем он говорил – о философии буддизма, о его призыве к любви и состраданию.

Я конспектировала за переводчиком, и здесь фразы я менять не стала, в надежде, что так я смогу передать энергетику его речи.

Буддизм и другие религии

Человечество едино и мы все одинаковые. Но религии все разные. Есть религии, которые принимают наличие Атман (Я, душа), но буддизм отрицает это.

Учение Будды основано на бессамостности.

Но у всех религий и философских школ есть одно общее послание – сострадание и любовь.

При этом, теистические религии утверждают, что все что есть во Вселенной – создано Богом-Творцом. Природа его – безграничная любовь и сострадание и мы все – творение этого Бога. Жизнь сотворена Богом. Люди думают что Бог – их отец.

С другой стороны, нетеистические направления, такие как буддизм и джеинизм, отличаются тем, что здесь нет веры в Бога-Творца, но есть вера в прошлые и будущие рождения. Сначала было творение, а затем – воплощения, карма, чтобы собрать плоды, понять закон причины и следствия, поэтому нужно избегать негативных действий. Здесь упор также делается на сострадании и любви.

Будда означает ”просветленный”

Мы способны достичь состояния Будды, потому что у нас есть базовое состояние ума – пустотность, поэтому мы можем преодолеть все ”загрязнения” ума.

Будда провёл 6 лет в аскезе, сосредоточивал сознание, затем явился под деревом Бодхи. Он сказал: ”Я открыл учение подобное нектару”, но поскольку все религии того времени верили в наличие Атман, они не признавали бессамостность, которой учил Будда.

Позднее он преподал 4 благородные истины и 16 их характеристик: 2 первых – Закон причинности, сансара, 2 последние – Прекращение пути. Их характеристики – страдание, непостоянство, пустота и бессамостность.

Махаяна – учение Будды

Внешние объекты не существуют сами по себе, их воспринимает субъект. Например, голубой объект должен быть также воспринят сознанием субъекта как голубой. Если сознание субъекта не воспринимает объект как голубой, то он не голубой.

Что это означает – не существует вообще внешних объектов? Объяснения квантовой физики похожи на воззрения буддизма.

Буддизм утверждает также что все существует на относительном уровне и не существует на абсолютном. Никакие явления не являются истинными по своей природе, это истина для нашего ума.

Не существует формы, звуков, запахов и ничего, что было бы истиной. Не существует истины по своей собственной природе, но только на относительном уровне. Таким образом проявляется основа для пустотности. Путь – основа и результат.

Источник достоверного знания

Самая главная мудрость буддизма – бодхичитты – это мудрость, постигающая пустоту, и мудрость, постигающая бессамостность.

Также необходимо практиковать уравнивание себя и других, нецепляние за собственную ценность. Когда мы заботимся о других, мы становимся счастливыми.

Когда у нас возникает гнев, то объект гнева кажется нам непривлекательным, но на самом деле объект создаётся нашим собственным умом, наши неправильные мысли являются причиной проявления гнева и тд. Нам кажутся эти объекты истинно существующими, но на самом деле это не так. Когда у нас появляется понимание, что внешние объекты на самом деле не такие, какими они нам кажутся, то уходит причина гнева. Поэтому необходимо развивать воззрение, развивающее бессамостность.

Буддизм отличается этим учением о бессамостности. И это не просто учение, но мы должны применять это на практике. Счастье в уме помогает создать счастье во вне. Уже в этой жизни, а не в следующей.

Физическая гигиена должна быть вместе с эмоциональной гигиеной. Какие мысли путают наш ум, что возбуждает эту запутанность? Нужно найти эти мысли и усиливать противоположные им мысли.

Например, в случае с гневом – исследовать из каких неправильных мыслей возникает этот гнев. Они возникают от незнания истинного положения вещей. Гнев возникает из-за какого-то объекта. Но если мы посмотрим со всех сторон на этот объект, то он не будет таким, каким мы увидели его вначале и испытали гнев.

Достоверное познание

Достоверное познание – это такое познание-постижение, которое сообразно с реальностью, оно соответствует постижению объекта. Нужно понимать реальное положение вещей, а иначе невозможно достичь результата, поэтому нужно понимать конкретные причины, которые приведут к конкретному результату, а иначе не будет ожидаемого эффекта от действий.

Результаты могут быть прямыми и косвенными, т к есть дополнительные факторы, между причинами и результатами. Если хотим получить результат, нужно работать на стадии понимания причин.

Поэтому, правильное образование очень важно. Счастье и радость также приобретается с помощью образования.

Достоверное познание – это такое осознание, которое воспринимает объект правильно, точно.

Буддизм отрицает наличие неизменного Творца

Причина не является неизменной, поэтому нет неизменного Творца (причины).

Вселенная не однородная, галактики возникают или исчезают. Внешний сосуд вселенной возникает из 5 элементов – земля, вода, воздух, огонь и сознание.

Рождение и смерть человека похожи, но добавляется один элемент – сознание. Это сознание можно описать как внутреннее пространство.

Есть люди которые помнят свои прошлые жизни (дети). В малом возрасте дети помнят, но потом забывают. Есть объяснение – дети растут и развиваются, но потом опора нашего сознания растёт и предыдущие воспоминания становятся более слабыми.

Когда человек выходит из более грубого сознания в более тонкие, то может вспомнить свои прошлые жизни. Например, после трехчасовой медитации можно вспомнить свою прошлую жизнь.

Ученые не допускают до сих пор что есть сознание, кроме мозга. И что после смерти есть какая-то деятельность.

Неудобство в теле мы испытываем и на ментальном уровне, но когда с телом все в порядке, но есть беспокойства ментальные, то возникают неудобства и в теле. Причиной сознания является предыдущий момент сознания.

Ментальное сознание сложнее понять, оно не как зрение или другие органы чувств, оно порождается не из тела.

Это как надежный проводник, тот на кого мы опираемся, но не тот кто являет чудеса, но тот который говорит, что нам принять, а что нам отбросить.

Причина сознания

Причиной сознания является предыдущий момент сознания.

Наш ум постоянно меняется и для этого есть причина. Сознание подвержено изменениям, оно непостоянно. Причины могут быть:

  • субстанциональные (например, для цветка это семя)
  • сопутствующие условия (земля, вода и тд)

Причина исходит к Большому взрыву, но что существовало до Большого Взрыва?Мельчайшие частицы пространства. Отправная точка этих частиц не может быть обнаружена, мы не можем найти изначальную точку существования всего. Основополагающей причиной сознания не может быть материя, а только сознание, так как внешние материальные вещи возникают из своих собственных гомогенных причин.

То, что не является сознанием, не может является причиной сознания, это может быть только то, что подобно сознанию.

Это не может быть материя. Материя не может быть причиной сознания, только сознание может быть причиной сознания.

Когда мы прослеживаем поток нашего сознания, доходим до того, что были прошлые жизни.

Грубое и тонкое сознание

У высокого уровня сознания нет начала или конца. Грубое сознание связано с работой мозга, но на тонких уровнях поток сознания не прекращается, оно достигает сознания Будды. Самые тонкие потоки сознания – они безначальны и бесконечны.

По аналогии с обучением в школе и затем в университете – мы сохраняем приобретённые знания из школы, нам не нужно опять их приобретать. Так можно увеличить качества ума до бесконечности.

Негативные эмоции и привязанности (”омрачения”) конечны, так как они опираются на тело и неведение. Они связаны с неведением. Возникает грубое цепляние за Я-личности. Более тонкие омрачения связаны с более тонкими неведениями.

Есть, например, омраченное сострадание, любовь, вера, однако в своей природе это другие состояния, то есть когда есть цепляние за существование.

Только неомраченные качества сознания можно увеличивать до бесконечности. Здесь огромная разница между двумя видами сознания.

Все загрязнения являются случайными, а достоинства сознания – естественными. Если есть сильное противоядие то можно очиститься от них. Любовь и сострадание, вера и тд, те которые не опираются на неведение – эти качества можно увеличивать до бесконечности.

Мудрость, которая постигает бессамостность, может полностью и безвозвратно устранить омрачение.

Нужно избавиться от цепляния за постоянство, любовь, счастье и тд, т к эти вещи непостоянны, в них есть аспект непостоянства.

Природа страданий – это есть сансарические совокупности, они созданы кармой и омрачениями, и с биологической точки зрения мы говорим о проявлении привязанностей и тд. Это и есть сансара, омрачение.

Цепляние за собственную важность появляется сразу же при зачатии. После зачатия возникает привязанность и неприятие неприятного.

Причина страданий, откуда они возникают

Никто не желает страданий, но мы их испытываем. Мы сами создаём страдания, из-за неведения.

Большинство людей стремится лишь к временным благам. Поэтому необходимо изменить наше образование, чтобы обучать состояниям сознания. Любовь и сострадание – вот чему нужно обучать.

Что переходит из жизни в жизнь

Ментальное сознание переходит из жизни в жизнь, его наиболее тонкая часть, а не чувствующее восприятие, не органы чувств.

Результат присутствует уже в причине

И поэтому все изменяется каждый момент, все непостоянно. Все непостоянно, и страдания и Будда, и все.

Если есть причина, то это находится под влиянием этой причины.

Когда что-то рождается, то оно уже сразу начинает стареть и умирать.

Мы накапливаем карму из-за неведения, и поэтому испытываем страдания.

Неведение происходит от омрачений.

Атман (душа) – является чем-то единичным. Он также меняется и разрушается.

Будда же говорил о пустотности и бессамостности от независимого существования.

Освобождение

Страдания можно прекратить, онинепостоянны, им есть ”противоядия”. Например, горячее можно прекратить с помощью чего-то холодного, так и неведение можно прекратить через правильное восприятие.

Постижение пустотности – это и есть мудрость, которая устраняет неведение.

Здесь есть 4 аспекта:

  • прекращение (нужно найти противоядие, иначе не будет устранения и проявить усердие)
  • умиротворение (то что мы прекращаем оно не просто исчезает, но у нас появляется умиротворение, наше неправильное восприятие уменьшается и мы испытываем особенное и непривычное доселе для нас умиротворение, оно привносится своего рода великолепие – то чего не было прежде)
  • эти 2 фактора ведут к тому что мы обретаем свободу от неблагоприятного фактора, он уже не появляется, и это освобождение. Надо познать страдание, и когда мы стремимся освободиться от страдания – понять через что мы испытываем страдания и найти соответствующее противоядие.

Нужно найти метод устранения причины, тогда мы достигнем освобождения. Все имеет свойство прекращения.

Истинный путь – это путь ведущий к освобождению

Постижение мудрости, так как вера и доброта не дают постижения мудрости, поэтому нужна отдельная практика. Чтобы перейти выше, мы переходим в состояние медитации, увеличиваем постижение с помощью мудрости. Постижение – это постижение с помощью мудрости, которую мы обретаем посредством медитации.

Сознание постигает объект таким какой он есть, но привязанность или неприятие искажает восприятие объекта. Любовь и т п не искореняет зла полностью, так как не меняет способ восприятия.

Кто-нибудь видел Я?

Когда нет сознания, воспринимающего бессамостность, то появляется привязанность к тому что моё, принадлежит мне. Привязанность к Я удерживает людей в Сансаре.

Чтобы избавиться от привязанности или омрачений, нужно понять что объект этих омрачений не существует так, как нам это кажется. Нужно избавиться от неправильного восприятия этих объектов.

Вещи не рождаются и не умирают. Это лишь наименование, нет существования.

Но это не означает что они вовсе не существуют. Они существуют на уровне ярлыков, или наименований. Вещи лишены независимого субстанционального существования

Страдания связаны с тем что мы цепляемся за ярлыки, но страдание рождает карму а карма – это неправильные мысли.

Что такое пустотность

Если бы ”пустотность” и ”ничто” были одно и то же, то не было бы учения Будды о пустоте

Будда не был Буддой с самого начала, но он стал Буддой, когда он прошёл процесс трансформации и преобразования.

Все эмоции имеют свои противоядия и поэтому не могут оставаться вечно – холод и жара при усилении убирают другое, они не могут существовать вместе, или свет и тьма рассеивают друг друга. То состояние, у которых есть один объект восприятия, не могут восприниматься в одно и то же время.

Ясный свет ума: когда в нас проявляется привязанность, гнев, неведение, то мы страдаем, но они не могут проявляться постоянно. Природа ясного света ума – это природа нашего ума как таковая, поэтому через них проявляются благие деяния. Мы по природе обладаем природой Будды, у нас есть потенциал.

Как нам использовать грубый ум для постижения пустоты? Ведь только ясный свет ума постигает пустоту. Пустота есть высшее проявление ума.

Ответ – единение блаженства и пустоты.

Базовая природа нашего ума – это способность к осознанию и оно светоносно, эти качества никогда не умирают и не исчезают, поэтому у нас ест потенциал для обретения качеств Будды.

Пустота ума живых существ

Пустотная природа Будды и пустотная природа живого существа – они едины, если существо погружено в постижение пустоты, то пустота погружается в пустоту всех вещей. Но если есть загрязнения ума, тогда нужны противоядия. Если вы хотите достичь пробуждения, то помните, что корень этого – сострадание.

Постижение пустоты предшествует постижению состояния Будды.

Форма вещей – она не такая, как нам представляется. У вещей нет своего собственного существа, единственный способ их существования – на уровне обозначений и ярлыков. Поэтому бессамостность – это основа для наложения ярлыка “личность” или “явление”

Я не существует в теле и не даже в мозге, душа или Я не находится в теле или уме.

Некоторые говорят что Я есть в сознании, но сознание есть чувственное и ментальное, но Ятам нет (согласно буддизму).

Я – это нейтральное состояние ума (не позитивное и не негативное, а нейтральное).

Сознание – это поток, при этом прошлые состояния ума уже ушли, а будущие еще пока не проявились, нынешний момент тоже наполовину уже прошел, а наполовину еще не наступил. Нет объективного существования ни у материи, ни у ума, ни у сознания. Поэтому Я не возможно обнаружить.

Нам кажется что Я существует в сердце, но его там нет.

Я – не существует нигде. Нет ничего, что вы могли бы назвать своим Я.

Я не существует так как оно нам представляется.

Поэтому наше привычное мышление, привычное восприятие нельзя никак обосновать. Я существую, но лишь на уровне обозначений и ярлыков. Я существует совсем не так, как нам это представляется. Когда мы это понимаем, то мы перестаём цепляться за свое существование и понимаем что другие существа важнее чем я.

Я не едино с совокупностью и не отдельно от совокупности, такой анализ помогает прийти к выводу, что условное Я существует лишь с опорой на обозначения, тогда мы способны постичь пустоту.

Практика бодхичитты

Мы все обладаем природой Будды, но обладаем также и неведением. Неведение – это искаженный взгляд на вещи.

Постижение пустоты поможет победить все отрицательные эмоции в нас.

С опорой на постижение пустоты мы продвигаемся в своем развитии, но нам нужна и забота о других существах.От себялюбия нам нет ни малейшей пользы. Других людей больше, чем Я. Если думать только о себе, то вы останетесь одиноки.

Забота о других может быть и целью, и смыслом жизни. Любовь помогает стать счастливее, одинокие люди не могут быть счастливы. Нужно заботиться о других превыше себя самого.

Страдания начинаются, когда человек эгоцентричен.

Сейчас у нас полно проблем и мы не способны достигать своих целей – поэтому нужно отбросить эгоцентризм, заботиться о других(это бодхичитта, или альтруистический настрой). С помощью бодхичитты легко переродиться в высоких мирах.

Практика постижения пустоты и практика бодхичитты – это две основные практики в буддизме.

Его Святейшество дарует учения по сочинению древнеиндийского философа Дхармакирти «Праманаварттика». Вторая глава этого знаменитого труда отвечает на ключевой вопрос, волнующий каждого духовного искателя: достижима ли высшая цель духовных исканий ‒ пробуждение?

Его Святейшество Далай-лама собственноручно выбрал эту тему для предстоящих учений, считая труды Дхармакирти, одного из семнадцати блестящих ученых-философов древнеиндийского университета Наланда, актуальными для современного мира.

«Тибетский буддизм, уходящий корнями в традиции монастыря-университета Наланда, – самое полное направление в буддизме из существующих на сегодняшний день. В то время как религиозные практики буддизма представляют интерес исключительно для буддистов, изучение буддийской логики и теории познания, а также науки о сознании и эмоциях, разработанные учителями Наланды, будет полезно каждому человеку», – подчеркивает духовный лидер.

Участники учений получат уникальную возможность задать Его Святейшеству Далай-ламе волнующие их вопросы.

Учения открыты для всех − как для буддистов, так и для людей, проявляющих интерес к философии буддизма, в которой гармонично соединяются глубокая мудрость и безграничное сострадание.

Как и в 2014 г., организационный комитет учений постарался сделать билеты максимально доступными для вас. Все средства от продажи билетов пойдут на покрытие расходов, связанных с проведением учений.

Билеты электронные, вам не составит труда их приобрести. Центральным хурулом забронированы места в секторах, расположенных близко к сцене. Стоимость билета на два дня учений в забронированных нами секторах составляет 50 евро. Количество билетов ограничено, поэтому все желающие должны обратиться к нам как можно раньше.

Мы уже пытались добраться на учения Далай-Ламы в 2015 году в Индии, но вместо этого попали на в Южной Корее. Гештальт нужно было завершить. Если серьёзно, то увидеть Далай-Ламу хотя бы раз перед смертью — давно была одной из моих задач категории «надо».

Монах Лобсанг Тенпа по поводу нашей поездки на учения сказал:

«Это очень большая удача! Установить личную связь с Его Святейшеством — возможность крайне драгоценная. К счастью, в наше время поддерживать её затем (благодаря изобилию трансляций) будет при желании легко.»

Не дорого. Я купил почти самые дешёвые билеты на учения. Друг подсказал, как дёшево добраться до Риги автобусами LuxExpress из СПб, поймав распродажу билетов со скидками. Также нам удалось забронировать отель со скидкой аж в 50% на Букинге. Да и билеты на самолёты из Краснодарского края в СПб и из Москвы обратно удалось купить довольно дёшево (через Skyscanner). В этом плане обстоятельства сложились благоприятно.

Тема учений — произведение индийского философа Дхармакирти «Праманаварттика». Уже в Риге накануне учений, пытаясь быть отличником, я решил подготовиться. Открыл вторую главу «Праманаварттики», почитал и… закрыл. Буддийская логика. «Пусть лучше Далай-Лама объяснит,» — подумал я. Откровенно говоря, тема учений для меня была не важна. Я просто хотел увидеть Далай-Ламу, побыть в его присутствии.

Организация и атмосфера

Учения проходили на территории крытого стадиончика с искусственной травой, что радовало глаз, ведь я люблю зелёный цвет. Всё было организовано просто и одновременно на высоком уровне, профессионально. С любовью к людям. Было где поесть, попить.

Выставка красивых тханок ценой от 5000 евро, выставка фотографий Далай-Ламы, торговый ряд, где можно было приобрести всякие буддийские книжки, изображения, чётки и тому подобное. Экспозиции, где Роберт Турман и Барри Керзин из телевизора рассказывали буддийские истории, например, об Асанге, переносящего опарышей языком с раны собаки.

Пока жена рассматривала тханки, я увидел группу красивых и опрятных девушек, и, честное слово, ноги сами понесли меня к ним. Они сидели рядом со странными сейфами, закрывающимися на замок. Я спросил:
- Что здесь происходит, прекрасные? Почему вы сидите здесь такие нарядные?
- В ячейке можно оставить телефон на зарядку на 20 минут, - ответили они.

Можно зарядить телефон! А я, деревенский, раньше никогда такого не видел!

И крутая сцена:

Не смотря на 4000 человек, шумно не было. Атмосфера была добродушная и спокойная. Люди приехали со всего мира, но преимущественно из РФ, особенно представители буддийских республик, а также из Латвии и Украины. Находиться там было приятно и не скучно, пусть бы Далай-Лама и задерживался хоть на 5 часов.

Хлебушки. Каждому участнику учений приготовили пакетик с очень вкусными хлебушками!! И другой едой. Как мило! Я, известный любитель покушать, мастер-пузо, был счастлив! И в перерыве между сессиями учений насладился вкусными сочными хлебушками с чаем, ням-ням.

Учения

Мы сидели далеко от сцены, Далай-Ламу было видно, но совсем маленького. Не беда, всё транслировалось на большие экраны. Как я уже намекнул ранее, тема учений была сложной. Далай-Лама сам честно признался, что не обладает полным пониманием «Праманаварттики». И добавил, что перед тем как давать учения, ему не помешало бы самому получить пару наставлений, почитать комментарии и отсидеть хотя бы месячный ретрит по тексту. И тем не менее, Его Святейшеству удалось раскрыть для меня текст таким образом, что на этот раз он показался уже не предельно сложным, и я увидел, что можно из него почерпнуть.

На второй день ЕС решил дать обеты мирян и провести ритуал зарождения бодхичитты. В качестве вступления Далай-Лама дал учения на темы бодхичитты, пустоты, мудрости, бессамостности и т.п. А также провёл краткую аналитическую медитацию. Всё это давалось гораздо легче, чем «Праманаварттика». Было очень интересно. Далее Его Святейшество провёл ритуалы, даровал несколько устных посвящений, снабжая всё подробными комментариями. Я не знал, что будут даваться посвящения, и был очень рад представившейся возможности получить от ЕС Далай-Ламы передачи и освежить обеты.

Хочу сказать, что слушая Далай-Ламу, находясь в его присутствии, я почувствовал какое-то погружение, даже сказал бы, состояние, не то чтобы ИСС, но… ощутимое погружение в Дхарму, буддизм, в ценности, которые хочет донести до нас Далай-Лама. Даже если некоторые конкретные моменты учений были не ясными, то всё равно оставалось что-то внутри, больше похожее на некую энергию, чем на знания.

Насчет знаний, Далай-Лама безусловно очень эрудирован и учён. То и дело цитировал отрывки из разных текстов. Подготовка серьёзная. Прекрасная память в 81 год. При этом подкупает его простота и открытость! На некоторые вопросы из зала он отвечал: «Я не знаю…» Никаких претензий на всеведение. В общем, от ЕС Далай-Ламы у меня только приятные впечатления.

У сцены

Когда Его Святейшество выходил, большая группа верующих встречали его у сцены как рок-звезду. Я решил, что следует к ним присоединиться, чтобы увидеть ЕС поближе. Толпа перед сценой на учениях Далай-Ламы и толпа перед сценой на панк-концертах — две большие разницы. Все стояли тихо и мирно, терпеливо дожидаясь выхода учителя. Никто не визжал и не толкался.

Единственно, при мне случилась самая милая ссора в мире между буряткой и калмычкой, которая загораживала бурятке вид на сцену своим смартфоном. Да, там был лес из рук со смартфонами и фотоаппаратами самых разных моделей. Так вот, ссора быстро закончилась тем, что бурятка и калмычка обменялись телефонами, чтобы скинуть друг другу фотографии.

Я старался наблюдать за умом, успокоить его, отпустить мысли, чтобы максимально чисто воспринимать реальность в присутствии Его Святейшества. Прямо перед его выходом, я даже начал немного волноваться. Но когда он выходил, это сразу как-то подействовало на мой ум: мысли расслабились и поутихли, рассеялись. Может самовнушение, может совпадение, может быть я просто хорошо помедитировал, а может быть Далай-Лама правда излучает успокаивающие любовь и сострадание. Итак, он вышел и я увидел его очень близко. Символически поднёс хадак.

Ах ты гадкий мальчишка!

В какой-то момент, я увидел, как англо-язычный монах что-то раздавал людям со сцены. Решил подойти посмотреть. Он раздавал какие-то семена буряткам и калмычкам и объяснял на английском, что их надо не кушать, а хранить в нагрудном кармане или сумке. Но женщины его не понимали, тогда он попросил меня перевести. Я уже было начал, но меня опередил другой молодой человек. И монах продолжил раздавать эти семена в протянутые руки. Я тоже протянул руку, почему бы и нет. И когда очередь дошла до меня, монах сказал:

— Я тебе уже давал!

Но он ничего не давал мне! Я так и сказал ему и не убирал руку. Он продолжил раздавать семена, и увидев, что я так и продолжаю стоять с протянутой рукой, опять сказал мне:

— Ах ты гадкий мальчишка! Я уже давал тебе! — и начал смеяться, и все вокруг начали смеяться. И он наконец положил мне в руку заветные благие семечки. Но до этого он ничего мне не давал! По крайней мере в этой жизни. Клянусь!

Тусовка

В перерывах мы или сидели на своих местах (кушая вкуснейшие хлебушки!) или ходили туда-сюда. Народ кругом тусовался, кто-то кушал, кто чай пил, люди общались. Некоторые группами располагались на пластиковой траве. Кто-то даже отдыхал лёжа. Вокруг торговых палаток всегда была куча народа, и длинные весёлые очереди в био-уборные. Из стороны в сторону по каким-то делам ходили монахи. Вот и мы встретили двоих знакомых монахов: уже упомянутый досточтимый Лобсанг Тенпа и его коллега досточтимый Тубтен Тензин.

Также издалека мы увидели серые одежды корейских монахов. Моя жена, чистая последовательница корейского дзэн, даже прослезилась от счастья — так рада она была увидеть что-то ей родное. И она настояла, чтоб мы пошли к ним знакомиться. Всего их было 3 монахини: две кореянки и одна литовка. Вокруг русскоговорящей литовки собралось большое количество заинтересованных людей, которым она рассказывала о дзэн. Мы решили пока пообщаться с одной из монахинь-кореянок, которая стояла поодаль:

— Суним, здравствуйте!
— Мне послышалось, что вы сказали «суним», — сказала она, — у нас в Корее так обращаются к монахам…
— Вам не послышалось!..

Мы пообщались с ней, потом и с литовкой, которую звали Вон Бо Суним. Оказалось, у нас есть общие знакомые, например, и Соя Суним. Вон Бо в ближайшее время собиралась уходить в 3-х летний кидо-ретрит. Кстати, корейских монахинь пригласили сидеть на сцене рядом с Далай-Ламой среди собрания тибетских монахов во время учений. Было приятно видеть такую дружбу и уважение между различными течениями буддизма.

БГ

В конце учений на сцену вышел Борис Гребенщиков и исполнил песню для Далай-Ламы. Кроме того, приятной для всех неожиданностью оказался подарок БГ для всех участников учений: бесплатный концерт Бориса Гребенщикова с симфоническим оркестром. Хороший был концерт. Тем более атмосфера была уже практически домашняя.

Заключение

Я очень рад, что мне довелось побывать на таких учениях, на таком мероприятии. Рад, что мне посчастливилось увидеть ЕС Далай-Ламу, увидеть легенду, почувствовать этого человека, зародить с ним кармическую связь. Это как паломничество. Как испить из святого источника. Далай-Лама обещал прожить до 113 лет , так что у желающих ещё будет возможность его увидеть. Но всё же стоит поторопиться, мало ли что.

Тем, кто сомневается из-за денег, может быть поможет мой опыт. По финансам ехать в поездку в тот период нам было не очень. Но я понял, что в моей жизни редко бывает или вообще не бывает, чтоб везде был зелёный свет. Поэтому я просто купил билеты и мы поехали не смотря на ситуацию. И что ж… позже мне пришлось пожинать плоды: кассовые разрывы, финансовые трудности. Ну и что? Я бы и без поездки испытывал те же проблемы. Зато я видел Далай-Ламу!

Видео учений




Очередной цикл учений духовного лидера буддистов Далай-ламы XIV состоится в столице Латвии, Риге, 10-11 октября 2016 года. Узнать подробнее об учениях и прибрести билеты можно на сайте: http://lv.dalailama.ru/ . Тема предстоящих учений была выбрана лично Его Святейшеством Далай-ламой на встрече с организационным комитетом в 2014 году, сразу же по окончанию предыдущих учений в Риге, ставших большим праздником как для участников, так и для многочисленных слушателей интернет-трансляции.

В 2016 году Его Святейшество Далай-лама дарует в Риге учения по второй главе известного сочинения Дхармакирти «Праманаварттика» (Комментарий к трактату Дигнаги о достоверном познании). Вторая глава отвечает на ключевой вопрос, волнующий каждого серьезного духовного практика: достижима ли высшая цель духовных исканий ‒ пробуждение? В ней логически обосновывается существование прошлых и будущих жизней, а также основополагающее учение Будды Шакьямуни о Четырех благородных истинах (о страдании; причине страдания; возможности полного прекращения страдания и пути его преодоления).

Вторая глава «Праманаварттики», в силу особенной глубины, редко становится темой публичных учений Его Святейшества Далай-ламы в Западных странах. А потому собственный выбор Его Святейшества свидетельствует о его особом доверии к аудитории рижских учений. Всякий раз, когда оргкомитет во главе с Тэло Тулку Ринпоче удостаивался встречи с Его Святейшеством, он с большой уверенностью и радостью повторял, что помнит о своем намерении даровать учения по сочинению Дхармакирти и непременно его осуществит.

Дхармакирти - один из семнадцати выдающихся ученых-философов (пандит) древнеиндийского монастырского университета Наланда, духовными преемниками которого Его Святейшество Далай-лама считает последователей тибетского буддизма. Духовный лидер, как правило, называет семнадцать пандит «профессурой Наланды», подчеркивая актуальность их учений для современного мира.

«Тибетский буддизм, уходящий корнями в традиции монастыря-университета Наланда, - самое полное направление в буддизме из существующих на сегодняшний день. В то время как религиозные практики буддизма представляют интерес исключительно для буддистов, изучение буддийской логики и теории познания, а также науки о сознании и эмоциях, разработанные учителями Наланды, будет полезно каждому человеку», - подчеркивает Его Святейшество Далай-лама.

Все вопросы вы можете задать, написав по адресу: [email protected]

Организационный комитет:
- Общество «Сохраним Тибет» (Рига)
- Фонд «Сохраним Тибет» (Москва)
- Центр тибетской культуры и информации (Москва)